Городецкий
"Ярь, - объяснял поэт, - все то, что ярко: ярость гнева, зеленая краска - ярь-медянка, ярый хмель, ярь - всходы весеннего сева, ярь - зеленый цвет». Красоту и мощь природы, стихийную силу человека Городецкий воплотил через образы древнеславянской мифологии. Его Древняя Русь, многоцветная и полуреальная, была близка живописным произведениям Кустодиева и Рериха. Поэт причудливо сплетал отголоски языческих верований с собственным вымыслом, творчески преобразовывал мотивы народных песен и заклинаний. Эти ранние книги тяготели к звуковой изощренности, нарядности стиха, мажорному его звучанию. Вообще, молодой задор, избыток сил преобладали в раннем творчестве Городецкого. Символисты приветствовали его как «своего» поэта, однако сам он всерьез не принадлежал ни к одному из течений, хотя и примыкал формально на протяжении жизни к нескольким литературным объединениям.
В 1912-1913 г. вместе с Николаем Гумилевым Городецкий стал основоположником акмеизма. Свои взгляды они изложили в первом номере «Аполлона» за 1913 г. В частности Городецкий в статье "Некоторые течения в современной русской поэзии" объявил, что акмеизм являлся выразителем борьбы "за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю". В отличие от символистов, "у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще", - писал он. Свое понимание акмеизма Городецкий воплотил в сборнике "Цветущий посох" (1914). (Позже, уже после революции, Городецкий примыкал к имажинистам).
Поэт бурно приветствовал начало Первой мировой войны, в которой увидел начало обновления мира. Он почувствовал себя бардом "великой державной России". "Я был захвачен ура-патриотическим угаром", - вспоминал он потом. Его патриотические стихотворения составили сборник "Четырнадцатый год" (1915). В ноябре 1915 г. Городецкий уехал корреспондентом газеты "Русское слово" на Кавказский фронт. Здесь он очень скоро осознал бессмысленность кровавой бойни. "Когда я, лихо оседлавший коня с экзотической кличкой Курд, очутился на дороге, покрытой трупами наших солдат, и увидел колеи, забитые ранцами, окровавленными бинтами и шинелями, - я впервые понял, куда привело меня петербургское легкомыслие. Я понял, чем расплачивается Россия за участие в этой войне", - писал Городецкий.
Февральскую революцию поэт встретил в Персии, где работал в лагере солдат, больных тифом. С Кавказом связано несколько последующих лет его деятельности Городецкого. Ко времени октябрьских событий Городецкий жил в Тифлисе, печатаясь в газете "Кавказское слово". В 1918 г. он переселился в Баку. В это время в стихи Городецкого властно входит социальная тематика. С установлением в 1920 г. на Кавказе советской власти, Городецкий редактировал бакинский журнал "Искусство", руководил отделом художественной агитации и пропаганды в Закавказском отделении РОСТА, рисовал плакаты и сочинял к ним агитчастушки. В 1921 г. он переехал в Москву, где работал в литературном отделе газеты "Известия". В том же году он выпустил свой первый советский сборник "Серп", являвшийся, как отмечала критика, "сплошным гимном советской власти". За ним последовали сборники "Миролом" (1923), "Из тьмы к свету" (1926), "Грань" (1929). Для детей Городецкий написал повести "Памятник восстания" и "Черная шаль", а так же роман "Алый смерч". Городу революции была посвящена его поэма "Красный Питер" (1928). В 30-е гг. Городецкий стал все реже выступать с оригинальными стихами. Он работает в основном как переводчик и либреттист. Великая Отечественная война застала поэта в Ленинграде, где он сочинял либретто оперы "Орлеанская дева". Его военные стихи вошли в сборник "Думы", изданный в 1942 г. в Ташкенте, где автор находился в эвакуации.
Умер Городецкий в июне 1967 г. на 84-м году жизни.
x x x
Мое лицо — тайник рождений.
Оно металось в колесе,
В горящем вихре отпадений,
В огнепылающей красе.
Оно осталось зорким оком
Над застывающей землей,
И дышит в пламени высоком
В лицо вселенной молодой.
И от него на мертвом теле
В коре чуть тлеющей земли
Плоды багряные зардели
И злаки тучные взошли;
Зашевелились звери, гады,
И человек завыл в лесу,
Бросая алчущие взгляды
На первозданную красу.
1906
СИРЕНЬ
Сирень в цвету тяжелом,
И запах как дурман.
А там, по горам голым,
Седой, ночной туман.
Чуть виден месяц острый,
А светит на сирень,
На твой платочек пестрый
Из русских деревень.
Ты смотришь, как черница
В стенах святых скитов,
А тут сирень-синица
Поет без голосов.
Пойди ко мне поближе
Цветистое крыло
Сирень опустит ниже:
Для нас ведь зацвело.
Двуострый полумесяц
Всё небо обойдет...
Ты знала ли май месяц?
Узнай! Душа замрет.
1908
РЕКА ЖИЗНИ
Летят метели, снега белеют, поют века.
Земля родная то ночи мертвой, то дню близка.
Проходят люди, дела свершают, а смерть глядит.
Лицо умерших то стыд и горе, то мир хранит.
Роятся дети, звенит их голос, светлеет даль.
Глаза ребенка то счастье плещут, то льют печаль.
Смеется юный, свободный, смелый: мне всё дано!
Колючей веткой стучится старость в его окно.
Бредет старуха, прося заборы ей дать приют.
Судьба и память тупой иголкой ей сердце рвут.
И всё, что было, и всё, что будет, — одна река
В сыпучих горах глухонемого, как ночь, песка.
1909
x x x
Преодолей небытие,
Пройди игольные врата.
Мое несбытое — твое,
На изреченье — немота.
Смени меня, где не могу,
Во исполнение меня.
И на моем вздыми лугу
Цветы от твоего огня.
Скатилась семенем звезда:
Да будет сын. И ты еси.
Туга всемирная узда —
Свое звено в цепи неси.
Свидетельство о публикации №220042900334
Элла Лякишева 01.05.2020 18:33 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 01.05.2020 20:17 Заявить о нарушении