67. Логос и бытие. Продолжение

Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Логос и бытие.

Метод Евангельского Логоса Духа раскрывается в христианском догматическом учении о Триединстве. Здесь Логос выступает как обобщающее понятие, объединяющее и феноменолизирующее творческое общение двух сторон единой реальности: «нетварности» и «тварности». В контексте Логоса создаётся «единый созерцательный объём представления о сознании», позволяющего говорить о «совместном созерцании нетварным тварного и тварным нетварного», вне контекста, проясняющего момент «начала - творения нетварным тварного». Ибо сама «возможность общения тварного с нетварным» выступает «большей созерцательной ценностью», чем возможные «методы и механизмы творения». Идея того, что Логос, выступая «разумом триединого божества: мысли Отца, слова Сына и действия Духа Христа», на которой и основывается «нетварность», задаёт этот же алгоритм всему «бытию тварности», увязывая «логос и бытие» в «онтологическое единство мысли, слова и дела», которое выступает «сущностью совести тварного сознания». Именно совесть - «сообразует тварное и нетварное сознание в единство», открывающее возможность «личного общения нетварной и тварной природ». Поэтому, «нетварное лицо, в полноте и совершенстве руководящее своей нетварной природой», выступает здесь как образ и пример, идея и призыв, которым «призвано руководствоваться тварное лицо, в своих попытках обрести себя посреди своей тварной природы».
Логосом и только Логосом можно вразумительно объяснить и смоделировать это «одновременное мышление нетварного в тварном и тварного в нетварном». Именно Логос, как «сконструированная совесть бытия» проявляет себя как Дух и Свет, как Путь, Истина и Жизнь, ибо является «конструкцией» не только «тварной», но и «нетварной». Так как «нетварное желает дать жизнь тому, что сконструировано тварным» и являет свою «божественную волю» о том, чтобы только тот Логос был Истинным и Истиной, который являет нам «совесть бытия».
В этом случае совсем и полностью снимается конфликтная и противоречивая парадигма субъективного и объективного, характерная для известного нам «ветхого тварного бытия». Именно здесь, в Логосе, «субъективная личная деятельность нетварного приобретает всеобщий объективный характер для всей природы тварного», давая возможность «субъективной личной деятельности тварного достичь состояния логосного бытия, логосного (ипостасного и личного) состояния своей природы - бытия во Христе».
Логос, как «духовный образ духовного» и, одновременно, как «душевный образ плотского» или «психический образ материального», позволяет «тварному видить образ нетварного». Этим и достигается возможность пути от Логоса Слова к Логосу Духу, как достижение «единства мысли, слова и дела». Это - «алгоритм мысленного соприкосновения нетварного и тварного в мышлении», сущность «мысленного бытия» или «бытии мысли».


Рецензии