Любимый учитель

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. (Л. Н. Толстой)

Хороший учитель – это не просто человек, обучающий своего ученика. Хорошим учителем можно считать того, кто готов стать для своих учеников не только авторитетом, но и лучшим другом. Иначе как можно ему доверять? Как можно ждать поддержки?

Хороший учитель – это призвание. Знать свой предмет «на отлично», разумеется, важно, но еще важнее – уметь его преподнести так, чтобы ученикам не было скучно, чтобы они понимали все то, что пытаются им рассказать.

Быть классным руководителем, думаю, намного сложнее, чем просто учителем. Классный руководитель становится еще одним родителем, еще одним опекуном на период обучения. И нет, это не просто год или два, это долгих семь лет, в которые учитель и ученики узнают друг друга настолько, что становятся близкими людьми.
Я бы хотела рассказать про свою классную руководительницу Чистякову Людмилу Александровну. К сожалению, классным руководителем она у нас была только два года, в десятом и одиннадцатом классах, но за это время она стала тем человеком, о котором я писала выше.

Людмила Александровна – учительница химии. Лично для меня этот предмет был сложным, как, впрочем, и все точные науки. Но я всегда шла на ее уроки с удовольствием, потому что знала, что она никогда не поднимет голос без причины, никогда не оставит без внимания то, что у кого-то из учеников есть вопросы, которые касаются ее предмета. Она всегда интересовалась, как у нас дела, все ли хорошо; готова была выслушать каждого, если были какие-то проблемы или недопонимания.

До того, как мы достаточно близко познакомились, в нас жила уверенность, что она – строгий человек, которого даже немного побаивались. Но, спустя некоторое время, мы поняли, как сильно ошибались. Да, она довольно строга, но только потому, что хочет научить нас ответственности. Людмила Александровна всегда говорила только правду, какой бы она ни была, и именно этим пыталась приучить нас к тому же.
С пятого класса, с того времени, как отправили во «взрослую жизнь», нас всегда учили самостоятельности: не вымыли пол – сидим в грязном кабинете, не взяли в поход спички и ножи – сидим голодными, не выполнили вовремя домашнее задание – остаемся с двойками, не узнали расписание мероприятий – не получаем никаких призовых мест. И  мы привыкли. Мы были уверены, что так и нужно, что у всех именно так и происходит. С одной стороны это, конечно, научило нас самостоятельности, мобильности, гибкости, но с другой – мы были всегда в каком-то напряжении, ждали подвохов, были уставшими.

Но в 10-11 классах все изменилось. О нас действительно заботились: вовремя сообщали о мероприятиях, родительских собраниях. В классе наконец-то установилась нормальная, дружелюбная атмосфера. С этого времени ответственность ложилась не только на наши плечи, но и на плечи Людмилы Александровны. Не можем найти в поход ведро для варки супа? Не страшно, у нее есть. Ни у кого с собой не оказалось спичек? Не проблема, она взяла. Кто-то сказал неправду, обидные вещи про учеников? Она разберется, уточнит, решит вопросы. Кто-то заболел? Людмила Александровна позвонит, спросит о самочувствии, предложит помощь. Наш класс действительно почувствовал поддержку, надежное плечо и, в первую очередь, тепло и участие.

Мы, также старались помогать учительнице: выполняли ее небольшие поручения, выступали на школьных праздниках, украшали класс. Мы с удовольствием делали ей небольшие подарки, на что она, в свою очередь, дарила небольшие презенты нам. До сих пор на связке моих ключей висит брелок, который она подарила в честь окончания нашего обучения в школе. И каждый раз, когда беру в руки эту связку, я вспоминаю о Людмиле Александровне.

И даже теперь, несмотря на то, что прошло уже много времени с момента нашего выпуска, что мы редко приезжаем домой, она всегда готова выслушать нас, отвечает на наши звонки и зовет в гости.

После нас она так и не взяла другие классы: говорит, что хочет, чтобы именно мы были ее последним выпуском, потому что с нами связаны ее лучшие воспоминания.
Так кто же это такой «хороший учитель»? Для меня им останется Людмила Александровна. В будущем, когда сама стану преподавателем, я хочу быть похожей на нее потому, что в ней сосредоточено все то, что действительно нужно ученикам: прекрасное знание своего предмета, справедливость, умеренная строгость, но также лояльность и высокая степень эмпатии. Она – как пример для подражания, и, думаю, что даже спустя годы я не перестану вспоминать о ней или приводить в пример, как лучшего, совершенного, по моему мнению, учителя.


Рецензии