Второе рождение пластунов ч. 2

Снайпер Н.П. Недилько.

В тот же день была освобождена станица Ханская. Поздно вечером 31 января части дивизии вышли к Кубани напротив станицы Усть-Лабинской. Немцы успели взорвать мост и разрушить тонкий лёд реки. Однако с помощью партизан и местного населения переправу удалось наладить за несколько часов. Уже в 3 часа ночи 36-й горнострелковый полк майора Д.О. Марковец ворвался в станицу. Одновременно с востока подоспел танковый десант 37-й армии. До 7 февраля, наступая на Краснодар дивизией были с ходу взяты станицы Воронежская и Васюринская. Далее предстояло уничтожить немецкую оборонительную позицию на рубеже станицы Динской. В ходе упорных боёв за трое суток удалось взять пригородные посёлки Агроном и Калинино. Поздно вечером, после довольно плотной обработки огневых точек врага, части 46-й армии ген. И.П. Рослого начали штурм Краснодара и утром 12 февраля полностью очистили город. Разведчики взвода лейтенанта Крапива из 121-го горнострелкового полка сержант Д.Т. Васюков, Ю.Л. Ишкинен и Мухамед Адалгиреев Хангерей в конном строю, подавляя отдельные очаги сопротивления немцев и румын, добрались до здания крайкома ВКП (б) и первыми водрузили флаг над ним. 14 февраля 9-я гсд перешла в подчинение 37-й армии, прорывавшей вражеские позиции в районе хутора Копанского. Войска, утомлённые длительным броском, с трудом могли наступать по раскисшему чернозёму. Только одна дорога на запад от Краснодара была полностью заминирована. В этой ситуации комдив М.В. Евстигнеев принял нестандартное решение наступать скрытно, мелкими группами, используя несомкнутость позиций противника.

Таким образом, три полка смогли сосредоточиться в тылу немцев, на подходах к ст-це Новомышастовской. Обнаружив, что единственная дорога для организованного отступления перерезана, немцы не смогли больше держать оборону. Остатки их частей рассеялись по степи - без техники и тяжёлого снаряжения. Дальнейшее наступление вдоль правого берега Кубани было тяжёлым Противник использовал любые природные преграды, плавни каналы, залитые водой рисовые поля. Только 9 марта дивизия вышла к Протоке - устьевому правому рукаву Кубани. Переправиться сразу не удалось, немцы вели сильный артогонь. Началось полномасштабное переформирование по новым штатам и со специальным предназначением. Теперь соединение стало именоваться 9-я пластунская Краснодарская Краснознамённая ордена Красной Звезды дивизия. Именно ей надлежало возродить былую славу кубанских пластунов (казаков-пехотинцев). На огромном поле, у станицы Смоленской 3 октября 1943 г. состоялась передача дивизии в состав СКФ. Представители Военного совета дали высокую оценку её 36-му, 121-му и 193-му полкам трёх батальонного состава, хорошо укомплектованным и материально обеспеченным. Была выражена благодарность трудящимся многих районов Кубани, в том числе Штейнгартовскому, Белореченскому, Брюховецкому Гулькевичскому, Кропоткинскому и др., помогавшим продовольствием, обмундированием и т.д. Через несколько дней комдива полковника П.И. Метальникова вызвали к Верховному в Москву. Ему были вручены погоны генерал-майора, дано согласие на ношение казачьей формы. В дальнейшем И. Сталин постоянно держал дивизию под своим контролем.

Использовать пластунов можно было только с разрешения СВГ. До марта 1944 г. дивизия, находясь в составе Отдельной Приморской армии, дислоцировалась в Темрюке, Краснодаре, станице Крымской и косе Чушка. Вся её артиллерия была переведена на механизированную тягу, что позволяло совершать марши по 100-150 км в сутки. Дополнительно дивизия получила 1448-й самоходный артполк из 40 боевых машин, а противотанковый дивизион – новые 85-мм пушки. Численность солдат и офицеров увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 14 500 чел. Личный состав пластунской дивизии постоянно совершенствовал своё боевое мастерство. Занятия с инспекцией посещали Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов и начальник Оперативного управления ГШ генерал-полковник С.М. Штеменко, который в своих воспоминаниях писал: «Пластунская дивизия всем своим видом радовала глаз. Подразделения – полнокровные. Бойцы - молодец к молодцу. Много бравых стариков - добровольцев с Георгиевскими крестами на груди. Одеты все с иголочки в бешметы и кубанки». Отдельные отряды пластунов  участвовали в боях на Таманском п-ове и в Крыму. Так, 1-й штурмовой отряд, набранный из добровольцев, отличился во время Керченского десанта. В боях за г. Керчь пластуны отбили у немцев несколько улиц. Однако фронту нужны были подкрепления, и с ж/д станции Крымская 3 марта 1944 г. дивизию перебрасывают на станцию Плодородие Запорожской обл. С 9 марта соединение перешло в подчинение командующего 69-й армией и разместилось в населённых пунктах Михайловского района.

29 апреля 1944 г. дивизия в полном составе выгружается на станции Каменец-Подольск. 30 апреля, совершив суточный марш, сосредотачивается северо-западнее г. Черновцы. Здесь 9-я дивизия выполняла задачи по зачистке населённых пунктов и лесных массивов от банд западно-украинских националистов-бандеровцев. Основная тяжесть по выполнению этой задачи легла на плечи 36-го пластунского полка. Банды были хорошо вооружены, вплоть до артиллерии. О боях, порой ожесточённых, в сводках Совинформбюро не сообщалось, что свидетельствовало об особом доверии командования к пластунам. В ходе проведения войсковых операций пластунами было захвачено 198 бандитов и изъято более 80 единиц стрелкового оружия. В это же время дивизия главными силами заняла армейский рубеж обороны. Так было трижды в течение мая-июня. По мере продвижения фронта на запад тылы передавались частям НКВД, а 9-я дивизия следовала за передовыми соединениями. 8 июля командир 95-го стрелкового корпуса ген. И.А. Кузовков от имени ПВС СССР торжественно вручил дивизии Боевое Красное Знамя. В этот период командующий 18-й армией ген. Е.П. Журавлёв и начальник ПО Л.И. Брежнев приняли решение забрать у пластунов часть боевой техники и передать другим частям армии. Начальник ПО 9-й дивизии И.М. Петрашин вынужден был обратиться в Ставку. Последовал приказ - всё возвратить. Возвращено было далеко не всё, так как часть техники уже была утрачена в боях, многие из машин оказались разукомплектованными.

В июле-августе 1944 г. 9-я пластунская дивизия в составе войск 1-го Украинского фронта Маршала И.С. Конева участвовала в боях против немецкой группировки "Северная Украина" на Львовско-Сандомирском направлении. 21 августа в составе 33-го гв. стрелкового корпуса 5-й гв. армии дивизия получила боевую задачу - совместно с 4-м танковым корпусом наступать на г. Дембицу и овладеть им. В отрогах Карпат в 2-х км от города немцы построили завод по выпуску ФАУ - 2. Этими снарядами они обстреливали города Англии и У. Черчилль просил Сталина ускорить взятие этого объекта. Несмотря на то, что артиллерийские части дивизии отстали, местность не была достаточно изученной, пластуны перешли в наступление и совместно с частями 15-го стрелкового корпуса уже 23 августа овладели этим важным коммуникационным узлом и крупным центром авиапромышленности. В ходе операции пластунские полки успешно разгромили два полка СС, уничтожили много боевой техники. Противник постоянно усиливал свою группировку, неоднократно контратаковал, но и к пластунам вернулись 256-й и 1448 полки, находящиеся временно за пределами дивизии. Стало легче, так как в деле была уже своя артиллерия. Бои продолжались 6 дней, причём пластунам, когда заканчивались боеприпасы, приходилось отражать атаки врага штыками и кинжалами. Дивизия в боях за г. Дембица уничтожила 30 танков, 30 самоходных установок и бронетранспортёров, столько же миномётов и 48 пулемётов. В одном из встречных боёв было уничтожено до 200 солдат и офицеров вермахта, до десятка танков и самоходок.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2020/04/29/78


Рецензии