Иультин Чукотский

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
   Затерянные города в Сибири появлялись по разным причинам, но в основном, это было связано с закрытием добывающих предприятий, которые подпитывали населённые пункты вокруг, желающими быстро обогатиться или теми, кто отбыл срок, но не смог сразу расстаться с местами своего заключения.
   Иультин был назван по горе Ивылтин, то есть Длинная Льдина, на Эквыватапском хребте на Чукотке.
    Иультин, сейчас брошенный, стоит на дороге в сторону Эгвекинот, практически в сердце Чукотки.
     История Города Иультин связана с историей развития одного из богатейших и развитых промышленных регионов Арктики на Дальнем Востоке. Здесь с начала сороковых годов проводились геологоразведочные работы по изысканию полезных ископаемых, также изыскание возможностей для транспортировки их на Большую Землю.
     С этой целью в 1946 г в бухте Эгвекинот, то есть Твёрдая Земля, был построен морской порт с посёлком Эгвекинот на берегу Берингова моря для снабжения будущего месторождения Иультин, который начал строиться с 1953-го года на месте геологической партии, которая появилась здесь ещё в 1937-м году, когда тут были поставлены первые два фанерных домика и несколько палаток. Здесь тогда было открыто одно из крупнейших в мире месторождений по добыче олова, вольфрама, молибдена.
     Дорога является памятником тем заключённым, которые её строили и которые сложили здесь свои кости. Вдоль неё до сих пор сохранились каменные пикеты для конвоиров против пронизывающего ветра. Они используют и сейчас дорожниками, которые продолжают эксплуатировать эту дорогу. Вдоль дороги стояли несколько посёлков для заключённых, теперь они разграблены.
     Первыми строителями были заключённые ГУЛАГа. Одновременно со строительством города была проложена двухсоткилометровая автодорога от порта Эгвекинот до Иультина. Дорога была очень непростой с инженерной точки зрения на вечной мерзлоте, с десятками мостов, с самым длинным в Евразии того времени деревянным мостом через Амгуэм.
     Город на 6 тысяч человек был спроектирован просто. Москва могла бы позавидовать прямолинейности его улиц, простоте расположения его объектов.
     Дома пятиэтажные, двухэтажные, одноэтажные, ясли, детсад, школа, кинотеатр, даже аэропорт и всё остальное, что положено для того, чтобы назвать его городом. О строящемся комбинате и городе знала вся страна. Месторождение начало выпускать первую продукцию в 1959-ом году.
     Заработки тут были в несколько раз выше, чем в остальной части страны. В отпуск могли съездить на материк в течение года не один раз.
   Со временем добыча полиметаллов стала нерентабельной, карта заброшенных населённых пунктов России пополнилась новым объектом, когда в 2002 году город Иультин покинули последние жители. Через Иультин сейчас проходит дорога от посёлка Рыркайпий в порт Эгвекинот, Дорога Жизни для местных жителей.
     Эти места, как и сто и тысячу лет назад продолжают успешно обживать эвенки, зайцы, лисы, куницы, которые за последние 15 тысяч лет наблюдали не одну попытку колонизации этих богатейших мест. Они помнят даже мамонтов. Все, кто тут не родился, приходили сюда, чтобы разбогатеть, а кому удалось уйти, ушли ни с чем.
     Сейчас отвалы пустой породы начали наступление на остатки города, честь домов на его окраине уже стоят полузасыпанными. Это происходит медленно, в этом наступлении ощущается безысходная и холодная неотвратимость, словно Дух этого Края вымещает свою обиду на бессмысленные деяния несмысленных людей, оказавшихся неспособными приручить природу, и отблагодарить Духа Чукотки.
     В многочисленных шахтах до сих пор гуляют вагонетки в которых сидят рудокопатели, которых Дух Чукотский держит у себя, пока они не отработают положенный им оброк за раны, нанесённые его горам людьми, либо люди не выкупят их. Было бы интересно посмотреть на них после их вызволения, когда они выйдут на поверхность и узнают, каким мир стал за последние 50 лет.
     Пусть пока побудут там, может всё ещё поправится.
++++++++++++++++++++


Рецензии