Алексей Верстовский

               
        В опере «Аскольдова могила» органически сливаются национально-романтическое и жанрово-комедийное начала. Музыкальные характеристики направлены не столько на раскрытие психологии героев, сколько на выявление жанрово-типических особенностей каждого оперного персонажа. Приключенческая интрига, напряженность сценических ситуаций, использование бытовых вокальных жанров, перемежающихся разговорным диалогом, а также претворение широко распространенных интонаций крестьянской народной песни и особенно городского романса способствовали огромной популярности этой оперы.
               
                В. Панкратова, Л. Полякова

      
       ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ — один из талантливых и весьма известных русских композиторов 19го века . Скрипач , пианист и крупный театральный деятель   родился   в имении Селиверстово   близь села Мезинец  Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области), расположенном на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Дом родителей - одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами - стоял в окружении деревьев. Широкая липовая аллея делила усадьбу на сад и парк. Имение принадлежало отцу Верстовского, Николаю Алексеевичу, служившему в Тамбовской удельной экспедиции с октября 1797 г. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его — Верстовский — образована от части родовой фамилии, а сам он был приписан к дворянскому сословию как выходец из «польского шляхетства».

       Семья Верстовских была музыкальной. В самой большой комнате дома стояло фортепиано, имелись другие музыкальные инструменты. В доме была большая нотная библиотека, брат Василий не расставался со скрипкой, сестра Варвара была хорошей пианисткой. Мать композитора, Анна Васильевна, дочь генерал-майора Волкова, любила музицировать на фортепиано. Основы музыкальной грамоты Алексей получил от матери. Одним из учителей Верстовского  был бывший петербургский придворный певчий Левит Шафранов, прививший мальчику любовь к народной песне и ее понимание. По роду службы Николая Алексеевича Верстовским часто приходилось жить в центре губернии - Тамбове. Здесь Алеша в 1805-1808 гг. брал уроки игры на фортепиано у местного педагога и музыканта П.И. Протопопова.

       В сентябре 1808 г.  Н.А.Верстовский был переведен на службу в Уфу на должность управляющего Оренбургской удельной экспедицией.

       И после переезда Алешины занятия музыкой продолжались . Обнаружив склонность к музыкальной композиции , он сочиняет вальсы, песни, незатейливые пьесы для фортепиано. В 1816 г. по желанию родителей Алексей Верстовский поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но через год оставил его и служил в различных гражданских учреждениях Петербурга. Он продолжает заниматься музыкой, берет уроки у самых известных педагогов того времени Штейбельта и Фильда (фортепиано), Беме и Маурера (скрипка), Брандта (гобой), Тарквини (пение), Цейнера и Миллера (теория композиции).

        В 1819 г. Верстовский дебютирует как композитор, пишет музыку к водевилям, романсы. Особенным успехом пользовалась музыка к водевилю "Бабушкины попугаи".

        В 1823 году он приехал в Москву по приглашению московского генерал-губернатора князя Д. Голицына и 35 лет прослужил в московской театральной конторе, заведуя и репертуарной, и всей организационно-хозяйственной частью, фактически возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. Занимаясь административной работой, он всегда творил.

        Торжественное открытие нового здания Московского Большого театра состоялось в 1825 г.. К открытию театра был коллективно написан пролог "Торжество муз". В.Ф. Одоевский отмечал, что публика особенно восторженно приняла "музыку любимцев своих - Алябьева и Верстовского". В том же году Верстовскому поручили должность инспектора музыки дирекции Московских театров, а в 1830 г.. - инспектора репертуара. Так деятельность Верстовского оказалась неразрывно связана с театральной жизнью Москвы.

       Осенью 1827 г. композитор пишет оперу "Пан Твардовский",
поставленную в конце мая 1828 г. на сцене Большого театра и имевшую шумный успех
".

       В январе 1832 г. была поставлена "Цыгане" по произведению А.С.Пушкина. Одна за другой появляются новые оперы, романсы Верстовского.

       Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений. А.Н. Верстовский присутствовал на "мальчишнике", устроенном А.С. Пушкиным 17 февраля 1831 г. в доме Хитрово на Арбате накануне своей свадьбы с Натальей Гончаровой . Был дружен со многими декабристами .

       Завязываются интересные знакомства с видными представителями театрального мира, поэтами, музыкантами, артистами. Среди них молодой литератор Н. Хмельницкий, маститый драматург А. Шаховской, критик П. Арапов, композитор А. Алябьев. В числе его знакомых был также Н. Всеволожский, основатель литературно-политического общества «Зеленая лампа», в которое входили многие будущие декабристы и Пушкин. Бывал на этих собраниях и Верстовский.

        Он был «на ты» с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским. Тесная дружба и совместное творчество связывали его со многими писателями и драматургами — прежде всего А. Писаревым, М. Загоскиным, С. Аксаковым.

       Пушкин посылает Вяземскому нотную запись цыганской песни «Старый муж, грозный муж», которую услышал в Бессарабии, и просит показать ее композитору. Цыганский романс "Старый муж, грозный муж" исполняла не раз Полина Виардо - Гарсиа.

       Пушкин встречался с Верстовским у общих друзей и знакомых — П. В. Нащокина, М. П. Погодина и других. Это общение отразилось в творческой работе композитора. «Пушкин ко мне пристал, чтобы я написал музыку Казака из Полтавы,— писал Верстовский С. П. Шевыреву в мае 1829 года,— мысль пришла недурная выразить галопом всю музыку». Верстовский сочинил на слова Пушкина 12 романсов, среди них «Черная шаль» (1823), «Ночной зефир» (1827), «Певец» (1831) и «Старый муж» (из поэмы «Цыганы») (1832).

       Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом.

       В 1827—1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом".

       Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки.

       Опера "Пан Твардовский" (1828 г.) открывает второй период композиторской деятельности Верстовского, в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере — куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует.

       Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера Верстовского "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева.

       В 1833 экстерном окончил Московский университет.

      Но наибольшую известность принесла ему опера "Аскольдова могила", впервые поставленная 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения будущей жены композитора -  Н.В. Репиной.    Таков был подарок Верстовского любимой женщине.

      Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е. Столыпина. Ее отца в 1798г.  выкупила дирекция Московского казенного театра.

       Верстовский познакомился  с выдающейся русской артисткой Надеждой Репиной  в 1828 году в Большом театре  . Композитор встретился с ней как учитель с ученицей и с 1829 г. жил с ней в гражданском браке, за что вызвал немилость отца. Лишь в 1841 г., когда Надежда Васильевна покинула театр на пике своей карьеры, состоялась их свадьба. Детей не имел.

       Она с равным успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях. Была не только певицей с уникальным голосом широчайшего диапазона, но и замечательной драматической актрисой. Каждое ее появление на сцене становилось событием. Зрители обожали ее. И тем не менее, в 32 года она ушла со сцены, чтобы стать женой А.Н.Верстовского.

       Апогея славы Алексей Николаевич достиг своей оперой "Аскольдова могила". После Фомина, композитора Екатерининских времен, Верстовский является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга композитора заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов — всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной Верстовскому публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", он явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар.

       Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя" М. Глинки . В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы.

       Появление оперы Глинки, поставленной через год после «Аскольдовой могилы» (1836), положило начало новому этапу в истории русской музыки, затмив собою все предшествующее и оттеснив наивно-романтические оперы Верстовского в прошлое. Композитор болезненно переживал утрату былой популярности. «Из всех статей я видел совершенное к себе забвение, точно будто меня и не существовало...» — писал он Одоевскому. — «Я первый обожатель прекраснейшего таланта Глинки, но не хочу и не могу уступить права первенства».

        Следующая опера Верстовского "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., ещё имела успех благодаря имени автора,  но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу. Последняя опера композитора, "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре. Между двумя последними операми Верстовский перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших".

       Последним его сочинением была кантата «Пир Петра Великого» на стихи его любимого поэта — А. С. Пушкина. Верстовский написал кантату с народной песней «На матушке, на Неве-реке молодой матрос корабли снастил» и позднее вспоминал: «Эту песню я часто игрывал  Пушкину, и она приводила его в восторг».

       Его оперы давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах.

       И не случайно длительный период  служения Алексея Николаевича театру современники называли "эпохой Верстовского". За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский был награжден орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени.

       Большую часть своей совместной семейной жизни они прожили в Большом Афанасьевском переулке, в доме № 16/24, а в 1860 г. купили  дом по Хлебному переулку.

       Особняк № 28 по Хлебному  переулку  в Москве   прославился тем, что в 1860 году его приобрел вышедший в отставку с государственной службы в Императорских театрах известный композитор    А. Н.  Верстовский .  Здание  было построено  в 1815 году, когда Москва усиленно восстанавливалась после пожара 1812 года .

       Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела,  Верстовский   Алексей Николаевич   был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти .

       Умер А. Н. Верстовский  в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

       После смерти композитора выдающийся музыкальный критик А. Серов писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку», имея в виду необычайно стойкий успех его лучшей оперы «Аскольдова могила».

       Современники высоко ценили Верстовского — автора водевилей.   А . Грибоедов в процессе совместной работы над водевилем «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1823) писал композитору: «В красоте твоей музыки нисколько не сомневаюсь и заранее поздравляю себя с нею». Строгий ревнитель высокого искусства В. Белинский писал: Это не обыкновенная музыкальная болтовня, без смыслу, а что-то одушевленное жизнию сильного таланта. Верстовскому принадлежит музыка более чем к 30 водевилям. И хотя некоторые из них были написаны в соавторстве с другими композиторами, именно он был признан основоположником этого жанра в России, создателем, как писал Серов, «своеобразного кодекса водевильной музыки».

       Его жена Н.В.Репина скончалась в этом же доме пять лет спустя.

       В 1935—1941 годах в доме 28 по Хлебному переулку была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кестринга .

       С 1944 г. в здании располагается посольство Исландии в России.



                Опера «Аскольдова могила»

       Опера в 4 действиях. Либретто написано М. Загоскиным по его же одноименному роману.

       Первое представление состоялось 16 сентября 1835 года в Москве на сцене Большого театра.

       Для композитора эта опера стала его подарком на день рождения супруге (тогда еще неофициальной, поскольку по тому времени гражданские браки, не заключенные в церкви, официальными не признавались) — артистке Московской императорской труппы Надежде Васильевне Репиной. Ей предназначалась главная партия героини, которая по сценарию звалась тоже Надеждой.

        Действующие лица:

Неизвестный, бас
Торопка Голован, гудочник, тенор
Всеслав, княжеский дружинник, тенор
Алексей, старый рыбак, бас
Надежда, его дочь, сопрано
Вышата, боярин, бас
Фрелаф, Стемид, дружинники, теноры
Фенкал, варяжский скальд (певец), тенор
Вахрамеевна, ведьма, разговорная роль
Старуха, сопрано
Любаша, молодая киевлянка, сопрано
Часовой, баритон

      Киевляне и киевлянки, славянские и варяжские дружины князя Святослава, слуги и служанки в селе Предиславине, рыбаки

                Первое действие.
 
        Берег Днепра близ Киева. В одной из хижин живет девушка-христианка Надежда, дочь рыбака, любимая молодого княжеского дружинника язычника Всеслава. 

Как чисты небеса!
Ах, как приятен свет!
Вот скоро солнышко проглянет,
А друг мой все нейдет Всеслав!
Ах! Нет!

Где ты, жених мой ненаглядный,
Всеслав, мой верный, милый друг?
Всеслав, души моей любимец,
Спеши обрадовать меня!

Мы вместе каждый день с тобою
Встречаем солнечный восход,
И вместе над Днепром широким
Внимаем томным песням соловья.

Но ты нейдешь, я жду напрасно.
Изныло сердце все во мне!
Приди, приди, мой ненаглядный!
Спеши, спеши обрадовать меня!

В тебе одном мое все счастье,
В тебе все радости мои!
Приди, приди ко мне скорее,
Всеслав, мой нежный, милый друг!

     К рыбакам приходит Неизвестный. Приверженец старины, он пытается настроить народ против киевского князя Святослава и восхваляет прежнюю жизнь — «в старину живали деды веселей своих внучат».

В старину живали деды
Веселей своих внучат:
Как простую пили воду,
Мед и крепкое вино!

Веселились, потешались,
Пировали круглый год.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

Люди ратные не смели
Брать все даром на торгу
И лишь греков обижали
И заезжих поморян!

В пояс кланялись народу
И честили горожан.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

Без варягов управлялись
С печенежской мы страной
И Византию громили,
И с косогов брали дань.

И всех били киевляне,
Как их бьют теперь самих.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

     Надеясь вернуть старые порядки, Неизвестный задумал заговор против Святослава. Орудием для осуществления своих намерений он хочет сделать Всеслава. Для того, чтобы восстановить юношу против князя, заговорщик втайне решил добиться похищения Надежды княжеской дружиной. Неизвестный и Всеслав условились встретиться в полночь у Аскольдовой могилы. Собирается народ, чтобы отпраздновать Усладов день. Девушки затевают игры и хороводы.

                Второе действие.

                Первая картина.

                Терем.

 Княжеская дружина пирует в честь Услада — бога радости. Боярин Вышата зовет дружинников пойти на Аскольдову могилу. Там в полночь соберутся христиане, вместе с ними придет Надежда. По наущению Неизвестного, Вышата хочет похитить красавицу-девушку для князя Святослава.

                Вторая картина.

 Берег Днепра у Аскольдовой могилы. Полночь. К развалинам церкви подходят христиане, среди них Надежда. Неизвестный встречается со Всеславом и открывает ему тайну: Всеслав — потомок древнего князя Аскольда. Он должен вступить в борьбу со Святославом за княжеский престол. Однако Всеслав не поддается уговорам и отказывается пойти против князя. При содействии Неизвестного княжеские дружинники похищают Надежду. В разгоревшейся схватке Всеслав убивает одного из дружинников.

                Третье действие.

     Терем в селе Предиславине. Девушки-затворницы тоскуют по воле. Надежда подавлена своей несчастной участью и томится неизвестностью о судьбе жениха.

Светит, светит солнце ясное,
Пригревает всех людей…
Только я одна, несчастная,
Не видала ясных дней!

Весь век мой пройдет
В тоске безотрадной:
Мой друг ненаглядный
Ко мне не придет!

И радостной встречи
Уж мне не знавать,
И ласковой речи
Уж мне не слыхать!

Напрасно я льстилась
Счастливой судьбою!
Простилась, простилась
Я, друг мой, с тобою!

При одном воспоминаньи,
Как я счастлива была,
Я забыла все страданье
И душою ожила!

Хоть судьба нас разлучила,
Но, мой друг, я вся твоя:
Ни одна так не любила,
Как любила я тебя!..

Что ж теперь, судьба моя?
Весь век мой пройдет
В тоске безотрадной:
Мой друг ненаглядный
Ко мне не придет!..»

       Мамка просит песенника Торопа развлечь девушку. Сметливый, находчивый Тороп, друг и помощник Всеслава, своей песней дает понять девушке, что Всеслав жив и постарается ее освободить. Снова запевая песню, Тороп отвлекает внимание дворни и сторожей. Тем временем незаметно появляется Всеслав. Он приставляет к стене лестницу, и по ней из окна спускается Надежда. Побег вскоре обнаружен. Разгневанный Вышата приказывает разыскать и вернуть беглянку.

                Четвертое действие.

                Первая картина.

      Изба колдуньи Вахрамеевны. Старуха варит волшебное зелье. Приходит Вышата. Боярин просит колдунью помочь ему разыскать Всеслава и Надежду,— отгадать, куда они скрылись. Вахрамеевна ворожит — перед Вышатой показывается видение: сквозь дымку открывается берег Днепра, у подошвы горы стоят Всеслав и Надежда.

                Вторая картина.

     Берег Днепра у Аскольдовой могилы. Подле скалы — Всеслав и Надежда. На реке поднялась буря.

     Неизвестный снова убеждает Всеслава восстать против князя, но Всеслав, как и прежде, отвечает решительным отказом. Неожиданно появляется посланный князя Святослава. Он объявляет, что Святослав простил юноше убийство дружинника и разрешил ему жениться на христианке.

Он велик – Ему и слава;
Ниспошлет Он веры свет
На потомство Святослава,
И хранить Его завет
Станет русская держава!

       Всеслав и Надежда счастливы. Неизвестный же гибнет — переправляясь в челноке через бурный Днепр, он тонет в волнах.


       Опера «Аскольдова могила» считается лучшим музыкально-сценическим произведением А. Н. Верстовского. Пытаясь создать сочинение героико-романтического жанра, он оставался верен своему призванию музыканта - бытописателя, и в результате бытовые и комические персонажи оттеснили в его произведении героических. Но это и содействовало немалому успеху оперы.

       Судьба "Аскольдовой могилы" оказалась счастливой. За двадцать пять лет опера выдержала в Москве более четырехсот представлений. Это единственная опера доглинкинской поры, сохранявшаяся в репертуаре до первой мировой войны.

       Сценическая жизнь "Аскольдовой могилы" была возобновлена в 1959 г. в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.


Рецензии