Diagnosis from Dr B

 Первая благородная истина говорит о том что жизнь это страдание. Точнее Будда говорит дукка. Но как и в любом перевод мы ищем наиболее близкий термин. А именно страдание. Я верю в то, что в жизни много страдания. Верю в диагноз, которые предлагает Будда, и его рецепты для того, чтобы излечить страдающее человечество – верю в то, что в любой жизни есть страдание, и что желания и мимолетность удовлетворенности от их исполнения порождает его. В жизни много привязанностей и желаний, людей и событий, которые заставляют нас страдать. Только те же привязанности и желания дают нам возможность получать и положительные эмоции. Любовь, радость, удовольствие. Но даже самые лучшие эмоции делает твое поведение не совсем адекватным и видение не столь ясным. Я считаю что учение Будды позволяет нам понять себя и стать лучше. Лучше как для себя самого, так и для окружающих. Научившись понимать свои чуства и отстраняться от них ты сможешь лучше понимать себя и других. Учение Будды для меня во многом не есть религиозное учение, а скорее моральная и этическая доктрина, призывающая нас к просветлению. Но нирвана это далекая и возможно даже недостижимая для большинства цель. Очень немногие могут ее достигнуть, возможно что и не все действительно стремятся к столь великой и недостижимой цели. Но очень многие знают, что даже в самом начале этого пути ты уже сможешь стать лучше, если будешь следовать рецептам, предложенным в учении Будды.
 Я не могу судить, насколько сложно стать просветленным. Я никогда не продвинусь далеко по этому пути. Хотя бы потому что для меня гораздо важнее правильные слова и правильные мысли. И даже в том, чтобы не действовать и не говорить под влиянием эмоций я вижу скорее цель, добиться которой мне еще предстоит. Хотя я совсем не уверен, что я готов избавиться ото всех привязанностей и идти по этому пути. Понятно, что не избавившись привязанности невозможно избавиться и от эмоций, но безразличие и эмоциональная черствость это не те награды, к которым стоит стремиться. Я так же совершенно не уверен в том, что отсуствие желаний избавило бы меня от страдания. Честно говоря – я стараюсь следовать своим желаниям – спать, когда хочется спать, есть, когда хочется кушать. И совершенно не страдаю при этом. Самое близкое к страданию ощущенее, которое я чуствовал в последнее время – это неудовлетворенность собой от того, что не мог разобраться в сложной (для меня) математической задаче. Но я совершенно не готов страдать от того, что мне не быть нобелевским лауреатом или чемпионом мира по боксу. Тем более что боксом я не занимаюсь, да и наукой тоже. Так чем же для меня будет дукка? Неудовлетворенность собой? Но разве не неудовлетворенность собой заставляет нас стремиться к чему-либо? Дает нам стремление стать лучше, стремление соблюдать те ограничения, которые на нас накладывает жизнь? Или не нужно стараться стать лучше? Может просто нужно стараться быть собой? Или не-собой? Или не быть?
 Странно, когда для того, чтобы подтвердить свою точку зрения вместо причин и доказательств приводят вопросы. Но именно наличие этих вопросов на мой взгляд и подтверждают мою точку зрения. Если бы вопросов не было бы – вот тогда можно было бы говорить о том, что в формулировку четырех благородный истин закралась ошибка. Наличие вопросов говорит о том, что существует неудовлетворенность. Дукка. А размышления над такими вопросами тоже можно считать формой медитации. И значить обдумывая такие проблемы мы тоже продвигаемся по благородному восьмеричному пути. Возможно не слишком далеко, но для меня и эта форма медитации достаточно сложна. Но я буду стараться и, возможно, когда-нибудь действительно пойму четыре благородных истины.


Рецензии