Diagnosis from Dr B
Я не могу судить, насколько сложно стать просветленным. Я никогда не продвинусь далеко по этому пути. Хотя бы потому что для меня гораздо важнее правильные слова и правильные мысли. И даже в том, чтобы не действовать и не говорить под влиянием эмоций я вижу скорее цель, добиться которой мне еще предстоит. Хотя я совсем не уверен, что я готов избавиться ото всех привязанностей и идти по этому пути. Понятно, что не избавившись привязанности невозможно избавиться и от эмоций, но безразличие и эмоциональная черствость это не те награды, к которым стоит стремиться. Я так же совершенно не уверен в том, что отсуствие желаний избавило бы меня от страдания. Честно говоря – я стараюсь следовать своим желаниям – спать, когда хочется спать, есть, когда хочется кушать. И совершенно не страдаю при этом. Самое близкое к страданию ощущенее, которое я чуствовал в последнее время – это неудовлетворенность собой от того, что не мог разобраться в сложной (для меня) математической задаче. Но я совершенно не готов страдать от того, что мне не быть нобелевским лауреатом или чемпионом мира по боксу. Тем более что боксом я не занимаюсь, да и наукой тоже. Так чем же для меня будет дукка? Неудовлетворенность собой? Но разве не неудовлетворенность собой заставляет нас стремиться к чему-либо? Дает нам стремление стать лучше, стремление соблюдать те ограничения, которые на нас накладывает жизнь? Или не нужно стараться стать лучше? Может просто нужно стараться быть собой? Или не-собой? Или не быть?
Странно, когда для того, чтобы подтвердить свою точку зрения вместо причин и доказательств приводят вопросы. Но именно наличие этих вопросов на мой взгляд и подтверждают мою точку зрения. Если бы вопросов не было бы – вот тогда можно было бы говорить о том, что в формулировку четырех благородный истин закралась ошибка. Наличие вопросов говорит о том, что существует неудовлетворенность. Дукка. А размышления над такими вопросами тоже можно считать формой медитации. И значить обдумывая такие проблемы мы тоже продвигаемся по благородному восьмеричному пути. Возможно не слишком далеко, но для меня и эта форма медитации достаточно сложна. Но я буду стараться и, возможно, когда-нибудь действительно пойму четыре благородных истины.
Свидетельство о публикации №220042900081