Купите бублички!

В один из дней 1940 года, когда весь советский народ под руководством великого вождя товарища Сталина готовился осчастливить весь мир, в столице произошло никем не замеченное событие – в одной из коммуналок скончался нищий старик. Вместе с ним ушла великая эпоха НЭПа, когда вся советская страна распевала «Бублички», «Гоп со Смыком», «Лимончики», «Фонарики», «Мурка», «Цыпленок жареный».
Эти песни поют и сегодня. И никто не знает, что их автором был тот самый нищий старик, Яков Петрович Давыдов - поэт, писатель-сатирик, киносценарист, эстрадный драматург.
Яков Давыдов родился в 1873 г. В начале 20-х годов он жил улице Мирной в Киеве. Давыдов писал для украинских газет под псевдонимом Якив Орута. Работал во всех жанрах журналистики, начиная с новостных колонок и заканчивая стихами и фельетонами, писал короткие скетчи для театра миниатюр.
По дороге в редакцию, Давыдов заходил в булочную Хаима Бейгельмана, и покупал на завтрак еврейские бублики – бейгелах. Но настал 1918 год, и пронеслись по Подолу петлюровские и польские погромы. Хаим Бейгельман сел со своей семье на пароход и вскоре оказался на в Нью-Йорке, где было много евреев и мало бейгельных магазинчиков. Бейгельман восполнил эту нишу, открыв булочную. Вскоре, за его бубликами начали выстраиваться очереди.
Давыдов тоже уехал из Киева в Одессу. Сменил псевдоним на «Яков Ядов» и стал штатным сотрудником газеты «Одесские известия». Иногда, под именем Яков Боцман, он писал фельетоны в газетку «Моряк».
Вскоре большевистская власть, трещавшая по швам от голода и холода военного коммунизма, объявила новую экономическую политику - НЭП. Давыдов стал сочинять песенки, которые мгновенно уходили в народ. К началу 1926 года, он написал «Гоп со Смыком», «Лимончики», «Фонарики», «Мурка» и главную песню НЭПа – «Цыпленок жареный».
В один из дней 1926 года, к Якову Давыдову пришёл приятель-куплетист Красавин и попросил сочинить для него что-то новенькое, а то публика его уже освистывает за старый репертуар. Пока Красавин с друзьями гонял чаи, Ядов за полчаса написал новую песенку «Бублички».
На следующий вечер Красавин исполнил ее на концерте, а утром, «Бублички» уже распевала вся Одесса. Через две недели Красавин получил письмо из Петрограда от своего приятеля Утёсова, где тот просил задним числом прощения, что включил красавинские «Бублички» в свой репертуар. Через месяц, эту песенку уже пела Москва, и «Бублички» покатили по стране с поездами и автобусами.
Яков Давыдов говорил приятелям, что этой песенкой отблагодарил земляка Бейгельмана за неповторимый вкус его бубликов. «Бублички» стали после «Цыпленка» вторым символом НЭПа. С ними родилось новое музыкальное направление, который сегодня называют "шансон".
«Бублички» шагнули далеко за пределы Советской России. В Нью-Йорке, песню перевели на идиш и английский. Однажды, маленькая дочка Бейгельмана услыхала песенку «Бейгелах», которая очень подходила к её фамилии, запомнила её и стала часто напевать. Так песенка «Бублички» попала в дом к Бейгельманам. Вскоре, шестилетнюю девочку пригласили спеть популярную песенку «Бейгелах» на еврейском радио. Это первое публичное выступление Мины Бейгельман положило начало её музыкальной карьере.
А в 30-х годах родился дуэт под названием «Сестры Бейгельман», в котором Мина пела еврейские песни вместе с сестрой Кларой. Девочки сократили свои фамилию на английский манер и дуэт стал называться «Сёстры Берри»!  Сегодня с их песенным репертуаром знаком весь мир.

Если бы подольскому журналисту Давыдову сказали, что песни, которые он написал, будут петь и любить миллионы людей несколько поколений подряд, и эти песни будут переведены на десятки языков, Яков бы в это не поверил.

Горячи бублики
Для нашей публики,
Гони-ка рублики,
Народ, скорей!
И в ночь ненастную
Меня, несчастную,
Торговку частную,
Ты пожалей.


Рецензии