Гл. 2. Неожиданный визитёр
Вот и в апреле 2007 года возникла необходимость срочно отправиться Штольцу в незапланированную поездку по области. Приезжает высокое начальство. Директор Департамента технической поддержки сети Казахтелекома Рыков. Не с целевым визитом именно в Акмолинскую ОДТ, а так – попутно. Решил побывать сразу в трёх областях.
Начал с посещения Городского центра телекоммуникаций (ГЦТ) Астанателеком в северной столице. По завершению там дел, связался по телефону с техническим директором Акмолинской ОДТ Мережко Максимом Андреевичем и ошарашил его тем, что намерен пробежаться по всем районным узлам телекоммуникаций – (РУТ)-ам, расположенным вдоль автомобильной трассы Астана – Кустанай. Сообщил также, что после Кустаная он намеревается посетить маму свою, проживающую в Северо-Казахстанской области, естественно и тамошнюю дирекцию телекоммуникаций, и уже оттуда вернуться назад в Казахтелеком, в Алма-Ату.
В Астану Рыков прилетел самолётом. Руководство ГЦТ выделить ему транспорт для объезда трёх областей посчитало нерациональным. Не их проблема создавать условия для работы чиновнику из Казахтелекома на предприятиях связи соседних административно-территориальных образований. Там существует своё начальство, пусть и принимает высокого гостя.
Вообще-то, по всему запланированному Рыковым маршруту до Кустаная располагались радиорелейные станции Объединения «Дальняя связь» – (ОДС), и именно эти станции были основной целью его поездки. Но и одээсовское начальство, тоже, руководствуясь своими соображениями, особо не высказывая уважения, предоставило для поездки визитёру не очень удобный транспорт – вездеход УАЗ, не очень скоростной, и совсем не комфортный. А время дорого.
Так как в планах Рыкова намечено было ещё и попутное посещение районных узлов телекоммуникаций Акмолинской области – то, как обойтись чиновнику без компетентного представителя из аппарата управления областной дирекции, – пусть видит, фиксирует обнаруженные недостатки, пояснения даёт в случае необходимости, и все ценные указания берет на карандаш. А заодно, попросил Рыков Максима Андреевича выделить ему приличный автомобиль.
Кому ехать с ним как не начальнику Службы электросвязи? Ему-то и поручил сопроводить Рыкова технический директор. И выделил на время для такого дела свой скоростной и комфортабельный внедорожник.
– Надо же, принесла нелёгкая и как всегда, не вовремя – Мережко Максим Андреевич морщился досадливо, но озабоченности особой не проявлял.
– Так, мимоходом, заглянет гость в попавшиеся на пути узлы связи. А в спешке выискивать недостатки особо не будет…
Успокаивал себя технический директор и такими рассуждениями, гасил в какой-то степени тревогу Штольца:
– Проедете, Виктор Васильевич, за компанию, вместе с Рыковым, до границы с Кустанайской областью, там перехватят гостя местные связисты со своей автомашиной и заберут к себе. А вы вернётесь.
Всё распланировали, обговорили, договорились о времени и месте встречи. И заторопились исполнять задуманное.
Маршрут от Астаны по направлению к Кустанаю пронзает Акмолинскую область автомобильной трассой расстоянием – добрых 350 километров. И на этом пути расположены пять её районных узлов.
О том, что он уже движется по территории Акмолинской области, Рыков сообщил Штольцу после того, как добрался до Астраханского РУТ – первого Акмолинского предприятия на намеченном маршруте.
Может быть, он и не попросил бы к себе, в качестве сопровождающего, напарника – чиновника из аппарата Акмолинской ОДТ, если выделило бы ему ОДС более комфортабельную автомашину. Торопил время Рыков. Да и директора РУТ полностью владеют ситуацией во вверенных хозяйствах и способны самостоятельно ответить на поставленные вопросы. Рыков по складу характера вполне мог довольствоваться лишь их присутствием. И не было бы нужды Максиму Андреевичу посылать Штольца. Но слишком уж неудобен был ОДС-овский транспорт для продолжительной поездки. И где взять лучший, кроме как у акмолинцев, а заодно и сопровождающего.
Он, пусть потихонечку, но движется на уазике, и не догонять же его на трассе, делая огромный крюк из Синегорска. Прикинул Штольц с водителем, сколько времени потребуется, чтобы добраться до районного узла, к которому Рыков тоже за это время подъедет, делая остановки на объектах связи ОДС, и сколько километров намотает, и рванули ему наперерез, чтобы опередить, дожидаться гостя спокойно на его маршруте. Таким объектом оказалась одээсовская промежуточная радиорелейная станция (ПРС), расположенная между Атбасаром и Жаксы. Приехать к ней надо раньше Рыкова, а потому – спешили.
Штольц переживал. ПРС расположена на окраине села Перекатное. Связь от районного центра Жаксы к нему организована по магистральной радиорелейной линии. Совсем недавно частично модернизирована телефонная сеть в селе Перекатном, и здесь же, на ПРС, установлена новенькая цифровая АТС М-200 ёмкостью в сто номеров. Только что установлена.
А монтировали станцию местные связисты, и очень уж неаккуратно выполнили работу, руки бы поотсыхали у них за такой монтаж! Обнаружился во время одной из недавних поездок Штольца неприглядный труд. Обругал, заставил переделать, дал срок.
Но не успели же жаксынцы исправить свои огрехи, явно не успели. И действительно – вот она станция перед глазами. Стыдно смотреть!
А Рыков просто не выносит неаккуратности. Увидит, начнётся общение сразу с упрёков, с серьёзной неприятности. Что-то надо делать.
А что делать? К счастью, он не знает, что наша станция на ПРС расположена. Она совсем небольшая по размеру, и примостилась в отдельной крохотной комнатке-закутке. Дверь в комнатку расположена в сторонке от основного технического зала. Неприметная, – без надписей. Какое может быть решение? – закрыть её на замок – и постараться, чтобы не привлекла ненароком внимание инспектирующего чиновника!
Договорился Штольц с дежурным техником, – так и сделаем! Приехал высокий, непрошеный гость смотреть ПРС – пусть и смотрит. А за «своё» ещё достанется Штольцу на орехи. Там впереди, в районных узлах, и так достаточно ляпсусов.
Всё спрятали, всё прикрыли. Много времени это не заняло. Бродил Штольц в ожидании по территории ПРС. Время тянулось медленно. Болтался неприкаянно по полю, вдоль дороги.
Зря спешил. Рыков определённо задерживался.
Довольно прохладно ещё на улице. Едва-едва растаял снег. Обнажилась земля. Серая, унылая, только-только намерившаяся отходить от морозов. На ровном фоне степи бросался в глаза, не затянувшимся свежим шрамом – след узкой траншеи прорытой осенью между ПРС и селом, в которую бросили стопарный кабель магистралью соединяющий новенькую цифровую АТС с линейно-кабельным хозяйством села, построенным ещё в 70-е годы. И хозяйство это латанное-перелатанное. Тоже неприглядно выглядит, но оно и сейчас обеспечивает работу доброй сотни телефонов включённых в АТС и разбросанных по домам.
Начальник Службы морщился. Куда ни кинь – всюду клин. Траншея тоже, видом своим, вызывала досаду.
Выполнили работу по прокладке кабеля без души – лишь бы проложить. Вихляющаяся, как будто бык на ходу малую нужду справлял, без привязки к дороге, по кратчайшему пути, диагональю пересекающая степь и даже не по прямой линии, а каким-то полукругом, по зигзагообразной кривой, уходящая в село трасса. Как удобно было трактористу – так баровой установкой и рыл траншею. Ну почему так топорно? Кто гнал…
Чувствовалось, и здесь местным связистам не пришло в голову, придерживаться Правил строительства, обеспечить работе аккуратный вид. Ну вот, станцию спрятали, а этот, траншейный шрам, так и режет глаза технологическим безобразием. И никак – не скрыть его. Рыков обязательно обратит внимание – укажет на непорядок…
Хуже всего ждать и догонять! В тесном аппаратном зале муторно. На улице прохладно. Убивая время, зябко ёжась, бродил Штольц вдоль ответвления дороги от основной трассы к ПРС, всматривался в автотранспорт, приближающийся со стороны Атбасара, отмечал контуры автомашин, похожих на УАЗ, и отслеживал – не свернёт ли очередная сюда с трассы. Но и она, не сбавляя скорости, пробегала мимо.
Казалось, и оснований особых нет, а он нервничал.
Как сложится поездка? Начальство – хоть и знакомое, а всё равно, с ним надо держать ухо востро. Разные мысли приходили в голову. И от них бросало то в жар, то в холод. А может, и не от них. Он ещё не совсем оправился от недавней простуды. Знобило.
Солнце уже клонилось к закату, когда появилась, наконец, та, которую ждали, катилась неторопливо, замедлила ход, свернула в сторону ПРС, попрыгала на рытвинах и ухабах вдрызг разбитого грейдера и остановилась прямо перед Штольцем.
Рыков вывалился из автомашины, потянулся всем телом, разгоняя застоявшуюся кровь в мышцах, и стал здороваться с встречающими, лениво протягивая руку для пожатия. Голос у Рыкова был усталый и с хрипотцой. Впрочем, держался он достаточно бодро.
Штольц давно был знаком с Рыковым, привык к его вальяжной, внешне – очень расслабленной манере поведения, знал, что за мягким, достаточно приглушенным и даже тихим голосом, скрывается твёрдый, взрывной характер довольно жестокого человека.
Перекинулись словами. Прояснилась окончательно основная цель поездки Рыкова.
Совсем недавно была построена цифровая радиорелейная линия связи (РРЛ) Кустанай – Есиль – Державинск – Аркалык. Руководство ОДС отказывалось принимать её на баланс, не спешило вводить в эксплуатацию, ссылаясь на недоработки, оставшиеся после строительства, и он, лично, решил удостовериться в её готовности, определить и наметить к устранению последние изъяны, мешающие окончательному включению РРЛ в работу.
От места встречи, вдоль интересующей его магистрали, до Аркалыка предстояло ещё ехать и ехать. А на горизонте – через пару часов вступит в свои права ночь. Что разглядишь в темноте…
Но на ночлег, похоже, Рыков останавливаться не собирался и объекты связи Акмолинской ОДТ, встречающиеся на пути, коли уж встречаются, по-прежнему, намерен был посетить, хотя, на этот раз, для него это было действительно, второстепенной задачей.
Много времени это не займёт. Ему достаточно мимоходом бросить взгляд, оценить общее состояние оборудования, выхватить грубые нарушения в его содержании, ткнуть представителей эксплуатации носом в явное безобразие. Выразить недовольство. Для Рыкова это не составляло труда, он был опытным профессионалом, имел намётанный взгляд, с лёту мог оценить уровень содержания сети.
Для осмотра ПРС – Перекатное, хватило десяти минут. Всё выглядело чинно и благообразно. Каморка, в которой спряталась цифровая сельская АТС акмолинцев, внимания гостя не привлекла.
Рыков, удовлетворённый увиденным, кивнул на прощание повеселевшему дежурному технику, и быстрым шагом направился к автомашинам, стоявшим на улице. Оценивающим взглядом он окинул акмолинский внедорожник, удовлетворённо хмыкнул, перенёс в него из уазика небольшой портфель, в котором вместился весь его нехитрый багаж, по-хозяйски уселся на переднее сиденье рядом с водителем и дал команду – трогаться. Виктор Васильевич, как сопровождающий по территории вверенной области, расположился на заднем сиденье салона.
Приехавший с Рыковым начальник магистрального участка ОДС со своими специалистами резво поспешили в родной УАЗ и припустили вслед за Тойотой.
– Не отстать бы!
Свидетельство о публикации №220042900820