Мемуары Каплан Григория Соломоновича о ВОВ 2

   В то время мы,конечно,не знали,что участвуя в боях на на Смоленской земле,на территории бывшего Кармановского района,мы воюем на родине будущего первопроходца и космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. В деревне Клушино,что в 25 км от места наших боевых операций и в 15 км от старинного города Гжатска(ныне г. Гагарина) в 1934 году родился,учился и провёл свои детские годы Юрий Гагарин.


   "Комсомольская правда" в статье "Космонавты на войне" 27 апреля 1975 года писала: " Да,космонавты наши,можно считать,не воевали,но война - в любой из их биографий. Война топтала маленький и слабый ещё росток их жизни,раньше центрифуг навалила тяжесть на мальчишеские плечи,суровее термокамер опаляла лица их дымным своим жаром. Война - не абстракция для Юрия Гагарина,изгнанного из отцовской хаты,битого кованым фашистским сапогом. Его сестру угнали в неволю из Клушина..."


   В середине апреля бригада была снята с данного участка фронта. В трудных условиях весенней распутицы был совершён 150 км марш. 30 апреля прибыли в город Звенигород для пополнения и формирования 264 стрелковой дивизии. 1056 стрелковый полк, куда я был назначен адъютантом штаба первого батальона,размещался на территории бывшего монастыря. До войны здесь был дом отдыха. В здании бывшей церкви,где был раньше исторический музей,разместили первый батальон. Началась упорная работа по формированию дивизии и боевая подготовка с личным составом.


   В июле месяце дивизия была переброшена под Тулу. Мне туляку, повезло: снова на Тульской земле. Вспоминаю такой боевой эпизод во время Белевско-Козельской операции в августе 1942 года.


   После наших наступательных операций при при поддержке "катюш" в районе сёл Озёрно-Вейно наша разведка донесла,что в одной из деревень,примерно 25-30 км западнее города Белёва Тульской области,для прикрытия отхода своих войск,противник оставил группу автоматчиков до двух отделений.


   Командир полка капитан Кравченко около 10 часов вечера вызвал меня на КП полка и потребовал доложить о наличии командиров и красноармейцев,приданных к штабу батальона.


   Я доложил командиру полка,что в наличии имеется 18 человек. Это были санитары,связисты,посыльные от рот,младшие командиры и красноармейцы из хозподразделения и боепитания.


   Выслушав меня,командир полка поставил передо мной боевую задачу:уничтожить группу автоматчиков, оставленную противником в деревне,примерно в 2 км от КП полка.


    Мной была выслана разведка,которая донесла,что противник находится в деревне за оврагом. Через овраг к деревне поведена телефонная связь.Незаметно подошли к деревне. Даю команду перерезать телефонную связь. Вошли на окраину,окопались. Противник справа за оврагом пытался обойти нас,но оружейным огнём был частично уничтожен. При попытке ещё раз нас обойти,подняв подразделение к атаке,я был тяжело ранен очередью из автомата. Потерял сознание и ,вероятно,почти сутки пролежал на окраине деревни. Очнувшись,увидел перед собой двух красноармейцев. Тут же схватился за карман гимнастёрки,где у меня находились партийный и комсомольский билеты. С радостью убедился,что они при мне,а также понял,что боевая задача была выполнена.


    Этому мы обязаны командирам и красноармейцам,которые после моего ранения боевую задачу,поставленную командованием полка,довели до конца.


    К сожалению,фамилий их не помню. Возможно,участники этой боевой операции отзовутся.


    Меня отнесли в ближайший блиндаж,а на следующее утро санитары уложили на носилки.


    Боевая обстановка в это время была очень напряжённая,самолёты противника летали над нашей территорией. Помню хорошо,что местность была холмистой,и санитары с носилками,вынуждены были несколько раз укрываться в нишах этой местности.


   Находясь на излечении в госпитале в октябре 1942 года,я из центральной газеты узнал,что дивизия переименована в гвардейскую. Очень было приятное сообщение, особенно в таком состоянии,когда лежишь на госпитальной койке.


   После продолжительного лечения в госпитале,в 1943 году вернулся в Тулу. Обратился в городской комитет партии. Направили в органы НКВД,где прослужил до 1953 года. Затем работал инженером на Тульском комбайновом заводе и в одном из научно-исследовательских институтов города Тулы. С 1974 года - на пенсии.


     Основная,а точнее именно военная часть мемуаров моего деда Каплан Григория Соломоновича завершена. Далее последуют уже послевоенные воспоминания напрямую связанные с развитием ветеранского и поискового движений в СССР. Но какой-то интерес они тоже представляют для современных поисковиков,так что продолжение следует...


   


Рецензии