Вечная любовь

Сегодня день особенный - День Рождения моей бабушки Маруси... (14.10.1911г. - 25.05.2000г.)
Да, именно так называли её все, кому она была небезразлична, а я называла Её, просто - бабуля...

Я была Её любимицей, хотя внуков и внучек было в достатке, и я знала об этом и отвечала взаимностью...
Это была единственная моя бабушка, другой не суждено мне было узнать, мама моей мамы умерла от рака, когда моей мамочке было 18 лет...
Воспоминаний о Бабуле, очень много, и все яркие и тёплые и, каждый день, перед сном я молюсь об Её покое душевном, и помню о Ней...
Бабуля очень любила забирать меня к себе с ночёвкой, как мы это с ней называли, она знала меня лучше, чем я саму себя тогда знала, она понимала меня и чувствовала, и принимала меня такой, какая я есть...
- Матах, поедем сегодня ко мне, да?. Я уговорю их (маму и папу, которые воспитывали меня в строгости), отдохнёшь от них, да?. Обижают тебя?.. цавт танэм!. И от уроков отдохнёшь, Илинька!. - Только Она так меня называла...
И ведь, действительно, уговаривала, а я прыгала от счастья, что не надо будет за сестричками приглядывать и отвечать за все их шалости...
Спала я на бабулиной кровати; уступала мне её всегда, а сама спала на диване. Над кроватью висел бархатный гобелен с изображением охоты.
О!. как я любила его рассматривать, перед тем как уснуть.. А какая мягкая была перина у бабули, какие одеяла и подушки пушистые, в атласных чехлах, особенные, потому, что собственноручно сшитые и выстеганные...
Бабуля готовила мне приданное... Каждую копеечку откладывала и покупала, то хрусталь, то ковёр, и уж постельного белья, подушек и одеял, до конца жизни бы мне хватило, а удалось только одно одеяло сохранить...
А в углу над кроватью у бабули висела икона Божьей Матери, перед которой бабуля всегда молилась, перед сном и по пробуждении...
Стоит мне на секунду глаза закрыть, как я вижу отчётливо: стоит моя бабуля в ночной рубашке с распущенными длиннющими волосами, нисподающими прядями, на плечи, грудь и спину, и молится, перед иконой на армянском языке, то заламывая руки, то складывая их ладонями вместе: "Вах, Аствац!.." армянского я, к сожалению и стыду своему не знаю, азербайджанский знала тогда, в школе учили...
Зато бабуля научила меня самому главному в жизни - Вере!.
Тайком отвела меня в армянскую церковь и крестила там, меня, октябрёнка!. Как сейчас помню, запах свечей и ладана, потрясающей красоты иконы и фрески на стенах и на потолке-своде, и эмоции: вперемешку - страх, счастье и благоговение, которые нахлынули на меня, маленькую девочку... И выражение лица бабули, торжественное, таинственное и такое одухотворённое!. И крестик помню, на грубой обычной нитке, пластиковый и такого необычного зелёного цвета, какого я никогда больше и нигде не видела!. Как же жаль, что мой крестильный крестик, не сохранился!.. А потом были поздравления бабули и наставление:
"Никому об этом не говори, джан джигяр!. Не поймут!. Люди злые бывают и подлые... Но не забывай - верить!. Молись, ахчик, и проси, правильно проси!.. Боженька всегда услышит и поможет.."
А потом мы праздновали моё крещение, пошли на бульвар в кафе, и был настоящий пир!. Бабуля заказала для меня огромную порцию мороженого пломбир, которое подавалось тогда, в уникальных алюминиевых вазочках, и кофе-гляссе в высоком бокале и с настоящей трубочкой-соломкой!. Как же это было вкусно!. Как же на душе было радостно и легко!. Я была счастлива!.
Красивая была моя бабуля, яркая!. Жизнь любила, людей любила, мужчин любила и уважала очень; готовить любила, чистоту и порядок любила, квартирку свою однокомнатную, без удобств, любила... а как наряжаться любила!.
А какое у бабули было трюмо!. С тремя зеркалами и многочисленными полочками и шкафчиками, и чего только там не было!.. как только бабуля утром рано выходила тихонечко на цыпочках, чтобы не разбудить меня, на базар за свежими овощами, фруктами и хлебом, запирала меня на ключ, я тут же вскакивала с кровати и бросалась к этому трюмо - эта была обязательная программа!.. Всё надо было рассмотреть, понюхать содержимое, каждого флакона духов, открыть, каждую пудреницу, рассмотреть, каждую брошь... а потом, услышав поворачивающийся ключ в дверном замке, запрыгнуть обратно в кровать и затаиться, притворяясь спящей...
Я любила, когда бабуля будила меня сама... Это были и ласковые слова, и поцелуи...А на столе уже ждал ни с чем несравнимый неприхотливый завтрак; это был и запах горячего лаваша сводящий с ума, с самым настоящим сыром брынзой, который бабуля покупала на базаре, но потом доводила до ума, специальным способом, помещая сыр большими кусками в 5- ти литровые банки и заливая его специальной молочной смесью с приправами, отчего устранялся лишний запах и появлялся мягкий волшебный вкус, и свежайшие овощи, и домашнее варенье, и фрукты, и обязательно, свежезаваренный листовой чай!.
После такой трапезы, самой простой и самой вкусной на свете, мы начинали наряжаться и выходили из дома на прогулку, и это была необычная прогулка, это был настоящий обход всех бабулиных подружек, начиная с соседок во дворе, и так проходил весь день...
Как же я любила это хождение по гостям!.. Разные квартиры, разнообразные люди, характеры, женские сплетни и болтовня, всевозможные угощения и гордое выражение лица моей бабули, когда она входила со мной и все начинали меня нахваливать, какая я красивая девочка, а бабуля ещё и приговаривала, что и умная, и хозяйственная!..
Я просто купалась в любви и похвалах, как в лучах солнца!.. не зря улица на которой жила моя бабуля, называлась улица Солнцева...
Много я могла бы рассказать о Тебе, Родная, очень много!.. это лишь малюсенький кусочек-зарисовка из моего Детства...
И о моей Вечной к Тебе Любви!.. Poland/14.X.2017 г.


Рецензии