Человек в океане безразличия
Режиссер: Сергей Азеев
Драматург: Константин Федоров
Художник: Павел Семченко,
Композитор: Иван Кушнир.
Актёры:
Александра Жарова, Александр Кошкидько, Игорь Грабузов, Сергей Шоколов,
Рафаэль Дурноян, Альбина Лисконог, Вера Латышева, Артур Федынко,
Александр Худяков, Ольга Семёнова, Полина Митряшина.
В спектакле «Старуха с улицы Репина» Сергей Азеев воплощает историю, написанную известным российским драматургом Константином Федоровым, её сюжет трагичен и типичен одновременно. Он представляет нам историю, где реалии сегодняшнего дня причудливо смешиваются с элементом фантасмагории, при этом её реалистичная компонента настолько документальна, что она могла бы быть фрагментом чьей-то жизни. Сюжет «Старухи с улицы Репина» рассказывает нам историю маленького человека тонущего в океане человеческого безразличия и цинизма. Подобные ситуации часто служат прототипом сюжетов многих литературных шедевров прошлых веков и они не теряют своей привлекательности и актуальности для воплощения, так как они случаются с ужасающей периодичностью ежедневно день и повсеместно. У истории воплощенной в «Старухе с улицы Репина» много прототипов и возможных источников вдохновивших авторов этого несценического проекта. Подобных сюжетов можно в избытке на страницах литературного наследий, но среди этих многочисленных источников вдохновения в её сюжете отчетливо доноситься эхо гоголевской «Шинели».
Азеев в спектакле воплощает этот универсальный сюжет в галереи персонажей с высокой степенью типичности, чьи черты очень узнаваемы, этих людей мы регулярно встречаем в разных жизненных ситуациях нашей жизни. В в них легко заметить черты наших знакомых и уверен у каждого из нас есть эти черты и это является одной из возможных причин, почему эта история случилась в потоке событий нашей ежедневной жизни. Их лики заполняют пространство галереи персонажей этой истории и они – это люди, живущие в своем мире, в своей системе координат, зоной комфорта, собственным видением мира вокруг и форматом взаимоотношений с внешнем миром.
В этом микромире Азеев расставляет своих персонажей подобно шахматным фигурам на игровом поле и все они расставлены по их статусу этого микромира. Это положение на плоскости предопределяет их формат общения внутри этого микромира и с людьми за его пределами. История «Старуха с улицы Репина» воплощена в формате ZOOM спектакля и этот несценический формат воплощения истории сегментирует виртуальное сценическое пространство и это позволяет создать многоплановую, рельефную проекцию этого синтезированного сообщества в мире обыкновенных людей. В спектакле ZOOM формат позволяет визуализировать различия в их иерархическом статусе и линии раздела между личным пространством персонажей его и условностей этих миров.
В ZOOM - проекте «Старуха с улицы Репина» Азеев создаёт этот микромир внутри человеческого общества и моделирует ситуацию, нарушающую неприкосновенность их ауры спокойствия и благополучия. Эта ситуация создаётся через появление раздражающего фактора, нарушителя установленного порядка вещей и здесь роль этого фактора отведена старухе с улицы Репина. В спектакле этот безымянный, трагикомичный персонаж воплощен в виде парадоксального сочетания черт в одном персонаже и здесь её черты в галерее персонажей спектакля нарисованы в силуэтной манере. В чертах создающих её образ подчеркивается принцип типичности, так как в них усреднены черты людей, которых мы видим каждый день и для многих из нас это человек, которого мы знаем с глубин детства. У этого безымянного трагикомичного персонажа наряду с чертами типичности в ней есть элементы гоголевской фантасмагоричности и легкими отголосками мистики.
В спектакле этот полу-мифический персонаж сюжето-центричен, её появление в обществе абсолютной нормальности и благополучия превращает их жизнь в комедию абсурда. В спектакле Азеев создаёт это трагикомическое действо через встраивание в массив спектакля элементов картин немого кинематографа. Это обращение к этому довольно необычному для сегодняшнего дня стилю позволяет ему подчеркнуть шаблонность образов и абсурдность всей истории. В ней действия персонажей не рациональны, так как они не пытаются осмыслить ситуацию, выяснить первопричину сложившейся ситуации, вместо этого каждый из них подобно улитке прячется в ракушке своих полномочий и регламентирующих инструкций и законов. Они вместо поиска решения проблемы, пытаются перевести стрелки ответственности на другого и оправдать своё бездействие.
В несценическом проекте «Старуха с улицы Репина» Азеев в его авторском воплощении драмы маленького человека в океане людского безразличия и цинизма показывает нам историю, которой могло бы не быть. Он подводит нас к мысли, что многие трагедии нашей жизни часто возникают из ничего и первопричиной их становиться наше нежелание уделить немного внимание и протянуть руку помощи человеку, тонущему в океане человеческого цинизма и безразличия.
Свидетельство о публикации №220043001408