Солнце в капельке росы

Солнце в капельке росы
(Несколько слов об эпизодах из кинофильмов, врезавшихся мне в память ещё в детские годы)


Эпизод первый
                Вера, надежда, любовь
Как известно, нет больших и малых ролей, потому что и в капле росы отражается солнце, в миге можно показать вечность. В художественной литературе это, например, великолепно сделали со своими ёмкими по философскому смыслу четверостишиями Омар Хайям и с непревзойденным мастерством писавший свои короткие рассказы Антон Чехов. А в кинематографе это блестяще продемонстрировал Евгений Урбанский, которому главная роль в историко-революционном фильме Юлия Райзмана «Коммунист» принесла популярность суперзвезды и который в тридцатитрехлетнем возрасте трагически погиб в Бухарской области на съемках другого фильма – «Директор».
В 1959 году Евгению Урбанскому досталась эпизодическая роль фронтовика-инвалида в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате», но и в ней талантливый актёр из своего персонажа сделал личность. А теперь краткий пересказ эпизода, точнее, мимолётной встречи трёх до того незнакомых людей в разгар Второй мировой войны.
Молодой девятнадцатилетний солдат Алёша Скворцов за совершённый подвиг получил кратковременный отпуск и едет в деревню домой навестить истосковавшуюся по сыну мать. Сойдя с поезда, он случайно увидел человека, который, облокотившись на костыли, стоял в стороне и, то и дело затягиваясь дымящейся самокруткой, отрешённо оглядывался на расходившихся людей. Отзывчивый Алёша подходит к нему и спрашивает, не надо ли чего. Тот с грустью отвечает, что его недавно выписали из полевого госпиталя, где ему ампутировали ногу ниже колена, и что он возвращается домой, загодя дав телеграмму жене и надеясь, что она встретит его на перроне, а от неё ни слуху, ни духу. Помрачнев, безымянный фронтовик добавляет, что они с женой и до войны часто не ладили, разругивались и с безысходной тоской говорит: «А теперь я, безногий калека, ей и подавно не нужен».
Поведав свою боль, искалеченный войной человек в сердцах бросает оземь догорающую самокрутку и, опираясь на костыли, делает решительный шаг вперёд. И тут раздаётся громкий радостный возглас. Обернувшись, Алёша видит, как в их сторону бежит женщина с распустившимися волосами и громко выкрикивает имя мужа. Подбежав, она кидается ему на шею, они так застывают, забыв обо всём. Он отважно защищал отечество, а она сберегла любовь и чистоту чувств.
В этом коротком эпизоде в фильме «Баллада о солдате», одним из лучших наряду с такими кинокартинами о Второй мировой войне, как «Отец солдата», «А зори здесь тихие», «Семнадцать мгновений весны», есть всё - максимальная жизненная правда, самопожертвование во имя любимого человека, готовность жить его жизнью и забыть былые обиды.
Этот эпизод сыгран настолько жизненно, насколько это вообще возможно. Когда я думаю о нём, мне вспоминаются слова выдающегося ливанского и американского писателя, художника и философа Джебрана Халиля Джебрана: «Можно забыть того, с кем ты вместе смеялся, но никак не забыть того, с кем ты вместе плакал».
Эпизод второй
Материнская мольба и улыбка победителя
Настоящий мужчина, человек с благородным, добрым сердцем и отзывчивой душой никогда и ни за что не сможет устоять перед мольбой и слезами матери, чья бы она ни была.
А лучшая характеристика человека - это сравнение между тем, что он обещал и тем, что он в итоге сделал. На то есть хорошие примеры в жизни, литературе, искусстве. Вот один из них.
В иранском фильме «Мазандаранский тигр» простой провинциальный парень Хабиб оказывается на примете у известного столичного тренера, случайно попавшего на деревенский праздник, где по обычаю состязались местные борцы. Тренер приглашает парня в столицу заняться борьбой  профессионально, и в скором времени Хабиб, борец от Бога, становится знаменитостью и всеобщим кумиром всего Ирана, это вызывает зависть у некоторых его товарищей по команде. Слава «Мазандаранского тигра», как стали именовать его в народе, всё росла, он одерживал блестящие победы одну за другой, казалось, что так будет всегда, но жизнь полна неожиданностей. Накануне очередного боя Хабиб должен был в городе Мешхед, издревле известном своими «зурхане», что означает «дом силы», комплексами физических упражнений и боевых искусств, вступить в схватку с другим известным борцом по прозвищу «Исфаханский лев». Он как верующий человек решил посетить гробницу Имама Ризы, потомка пророка Мухаммада, которую мусульмане-шииты почитают как самое священное место после Мекки, Медины и мечети Аль-Акса в Иерусалиме. В одном из залов величественного мавзолея он приметил седую старушку, которая сидела со скорбным лицом и, воздев молитвенно руки, что-то беззвучно шептала. Устроившись неподалёку от неё, Хабиб вдруг услышал, как старушка со слезами на глазах молит Аллаха даровать силы её сыну, чтобы он победил на предстоящих соревнованиях «Мазандаранского тигра» и чтобы сбылась его мечта. Когда до ушей Хабиба дошла эта мольба старушки, он подошёл к ней и спросил, что её тяготит. Она со вздохом поведала ему, что на следующий день предстоит схватка её сына с непобедимым «Мазандаранским тигром», от которой зависит его судьба, его счастье, так как его невеста, беззаветно любимая им, поставила условие, что выйдет за него только в случае победы. Ни больше, ни меньше. Выслушав старушку, пристально посмотрев на неё, Хабиб сказал просто: «Утри свои слёзы, мать. Аллах услышал твою мольбу».
На другой день, когда борцы вышли на ринг и пожали друг другу руки, Хабиб увидел в заполненном болельщиками зале ту самую старушку, сидящую рядом с красивой нарядной девушкой в первом ряду. Она тоже узнала его, удивилась и кивнула головой. Он в ответ сделал то же самое, и бой начался. Верный себе, Хабиб стремительно накинулся на соперника и ловко бросил «мельницей» влево. «Исфаханский лев» почувствовал, что силой жилистый Хабиб превосходит его, и надежда его стала угасать. Хабиб краем глаза увидел, что старушка неотрывно смотрит на него, пылая как раскаленная лава, и её губы что-то шепчут, он словно услышал: «Ты обещал, обещал…». Незаметно он снова кивнул ей головой. В пятом круге уже порядком измотанный «Исфаханский лев» в стойке стал сбивать Хабиба приёмом с захватом ног, одновременно заламывая назад руку, и тот, дёрнувшись, неожиданно под сильным напором соперника повалился на пол, оказавшись на лопатках. Зал взорвался аплодисментами, это ликовали болельщики «льва», но больше всех его невеста, и, конечно же, мать, хотя она знала, какой ценой победа досталась её сыну. Ком в горле, слёз не сдержать.
«Исфаханский лев» торжествующе оглядел публику, но, обернувшись, был немало озадачен, увидев широкую улыбку на лице Хабиба. Впрочем, как и тренер Хабиба, знавший его силу, сноровку и тактические приёмы. Невдомёк было новоиспечённому чемпиону, что улыбка впервые поверженного «Мазандаранского тигра» адресована его матери. В ответ также улыбалась и старушка, понимая, что этот благородный человек поставил себя в её положение, перечувствовал её печаль и радость.
Спустя годы мне на глаза попалась цитата знаменитого спортсмена, олимпийского чемпиона, ямайского легкоатлета Усейна Болта: «Если проигрывавший улыбается, то победитель теряет вкус победы».
И тогда я вспомнил вышеизложенный эпизод, где актёр Имам Али Хабиби, организовавший кинокомпанию и сыгравший главную роль в автобиографическом художественном фильме «Мазандаранский тигр», создал образ человека, для которого сдержать обещанное слово означает больше, чем слава и награды.
Сила красоты и красота силы
С каждым порой случается такое, что озаряет душу и сердце, побуждает осмыслить свои поступки и предначертание, помогает увидеть необычное в обыденном, возвышенное в будничном, узреть связь между явлениями природы и жизни, что они, как и всё окружающее, весь мир, прекрасны во всех своих проявлениях. И когда такое случается, человек ощущает прилив свежих сил, испытывает новую радость жизни, желание творить добро, соединить начало и конец, ибо он понимает, что отныне на жизнь и людей, какими бы разными они ни были, он будет взирать не только глазами разума, но и оком сердца, руководствоваться не только рассудком, но и благородными чувствами.
Как мне кажется, именно такое произошло с героем японского фильма по сценарию всемирно признанного кинорежиссёра Акиры Куросавы - Сугато Сансиро, молодым, но подающим большие надежды борцом, учеником вновь образованной школы дзюдо, представляющей собой модернизированное джиу-джитсу, где обучали не только системе самозащиты и нападения без оружия, дозволяющей и болевые приёмы, но и насаждали самурайский дух.
Однажды за мелкий проступок строгий, суровый и непреклонный старый учитель приказал ему прыгнуть в пруд, где росло множество лотосов, и безвылазно просидеть там всю ночь до утра. Сугато ничего не оставалось, как повиноваться. Не осмеливаясь нарушить приказ, он в непроглядной темноте долго просидел в холодной воде, отдаваясь своим мыслям. Но едва забрезжил рассвет, с первыми лучами восходящего солнца перед его взором предстало изумительное зрелище. Лотосы, эти водяные растения с красивыми крупными цветками, считающиеся в Японии, как в Индии и Китае, священными, словно по команде стали распускаться один за другим. Сугато, очарованный этим, с одного пробуждающегося лотоса свой взгляд переводил на другой и чему-то улыбался. И с этой счастливой улыбкой на лице, хоть и изрядно озябший, он вылез из воды. Быть может, в тот миг он, потирая свои крепкие мускулы, думал про себя: «Надо же, как часто красота, прекрасное бывают хрупки, уязвимы и беспомощны. Поэтому главное предназначение силы - это защищать, оберегать красоту, тогда красота обретёт силу, а сила станет красивой».
А может, Сугато Сансиро, этот рыцарь без страха и упрека, и вовсе так не думал, а сравнивал цветок лотоса со своей возлюбленной девушкой. Но мне, когда я смотрел этот эпизод, чудилось, что именно к такому выводу он пришёл. Красота сильна в союзе с силой и наоборот - сила красива, когда она облагорожена красотой. В этом  есть смысл и цена миропонимания и человеческой деятельности. В этом благо жизни.


Рецензии