Боровичи - моя пасхальная радость...

ДОРОГИЕ МОИ! ХОЧУ СПРОСИТЬ, ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ САМУЮ ЛУЧШУЮ ПАСХУ В СВОЕЙ ЖИЗНИ? Уверена, что у каждого есть лично пережитая Пасхальная радость. И даже не одна. Их может быть много – одна ярче другой. В этом году у многих она была… необычной, непонятной и не похожей ни на что, ранее пережитое. Из-за этого чувства мы не можем полноценно радоваться, не видим «свет в конце тоннеля». Поэтому мне и захотелось поделиться с вами давними воспоминаниями, записанными сегодня...

Самая удивительная, самая яркая и счастливая Пасха в моей жизни случилась 1 мая 2005 года.
Сейчас, вспоминая события, предшествующие моей незабвенной, по сути первой в жизни настоящей пасхальной радости, я понимаю, как всё было промыслительно и предопределено свыше. А тогда я мучилась, ругала себя за слабоволие и «предательство Христа», (не больше, не меньше!)

В Вербное Воскресение позвонил Паша Матвейко. Позвал поехать в составе хорошей бардовской компании на фестиваль. Это же первомайские праздники! Фестиваль назывался "Мстинские созвучия"…

Честно скажу, первая реакция была – отказаться! Готовимся к Пасхе, постимся, молимся, ходим в храм. Высказала мужу веские, как мне казалось, доводы. Но одна фраза Павла Матвейко вдруг поколебала нашу решимость: «Да вы не волнуйтесь, ребята, там рядом Свято-Духов мужской монастырь. Наверное, и яйца с куличом можно освятить, и на службу при большом желании попасть».
Я подумала, что буду потихоньку ото всех три дня (до Пасхи) строго голодать. Пить только воду, тем самым компенсируя муки совести и искушения, неизбежные на страстной седмице в «светском вояже».

И вот - Страстная Пятница, а мы трясёмся в электричке с гитарой и сумкой, с тёплыми вещами и пасхальной снедью (яйца я заранее покрасила, куличик купила). Посадка на поезд Москва-Боровичи. В три утра - ледяная бесприютность вокзала. Добираемся до квартиры одного из организаторов, Валеры Артемьева, ставшего в дальнейшем нам добрым другом. Ночевка в спальниках на полу. У меня одна мысль – как проснемся, сразу в монастырь! Причем на полном серьёзе…

Великая суббота началась бесшабашным весельем и общением с друзьями. Ба! Какие люди! Давно не виделись! Нетрудно будет представить себе поющих в любое время суток, радостных (в предчувствии фестивальных концертов и их классического продолжения) коллег по цеху? Конечно, представим легко.

Улыбаясь и шутя, чтобы не казаться окружающим «фарисеями с постными лицами», мы с мужем, «напевая на лету», убежали гулять...в монастырь. Естественно, с сумочкой, в которой лежало наше ночное разговенье, еще не освященное …Вскоре мы увидели за рекой купол монастырского храма. Перешли реку по шаткому подвесному мостику, протянутому через опасную и хмурую реку Мсту.

Вблизи Свято-Духов монастырь выглядел совсем не празднично, не по-московски. Красноватые, старинного кирпича стены вокруг храма местами обвалившись, зияли дырами. Зато новенький купол с золотым крестом радовал глаз и обнадеживал: повсюду были видны следы ремонта. Сейчас я многое узнала об истории этого монастыря, его святынях…
Свято-Духов монастырь, основанный в начале XIV века, большую известность получил в связи с перенесением в него мощей святого праведного Иакова Боровичского, Новгородского Чудотворца.

Прославил Господь святого подвижника после кончины. Однажды к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте ПРОТИВ течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Крестьяне в великом страхе шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».

Господь даровал мощам святого Иакова целительную силу. Часть святых мощей осталась в Духовом Боровичском монастыре по сей день.

В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря находился госпиталь для военнопленных. Позднее - воинская часть.
В 2000 году Свято-Духов монастырь был возвращен Православной Церкви, а в 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест. Тогда я всего этого не знала.

Но продолжу свой рассказ. Повсюду рядом с храмом шли строительные работы. Куличи освящал батюшка на улице, было очень холодно, градусов пять тепла. Дул ледяной ветер от реки. Неожиданно выглянуло солнышко, все заулыбались. Батюшка так весело бегал между столами, так светились лица немногочисленных прихожан, что и я почувствовала приближение чего-то необычного. Исповедавшись и получив благословение напиться чаю с сухариком, я окончательно повеселела. До вечера мы старались сохранить эту радость и тишину, и надо отдать должное коллегам по песенному цеху: люди с пониманием отнеслись к нашему решению идти ночью в монастырь. Я запомнила их лица, общую спокойную беседу, бережную внутреннюю торжественность, которая, видимо, передавалась окружающим от нас.

К этому времени мы несколько лет уже жили в Москве и «шли» к храму. Впервые в этом же 2005 году Великий пост начался для меня встречей с Великим каноном Андрея Критского, перевернувшего мне душу. Слушать канон я ездила каждый день в Сретенский монастырь. Это стало потрясением! В полной темноте, с зажженными свечами люди молились на коленях! Когда мужской хор запел шестую песнь: «Душа моя! ДУША МОЯ! ВОССТАНИ! ЧТО СПИШИ?» - Люди опустились на колени и, внимая этим горячим словам, я заплакала горько. Это было со мой впервые: так душа отреагировала на...на музыку? На слова молитвы? На вибрации сердец многих верующих? Это не объяснить. Просто я плакала. Честно признаюсь, что с годами эти слова уже не так меня тревожат. Я и тогда не была достойна. Но я тогда была новоначальной, как это принято говорить, и «горела». Старалась для Бога, как умела. Поэтому, наверное, дары Святого Духа сыпались на меня изобильно и щедро.

Боровичи. Ночь. Начался Пасхальный крестный ход, и это был мой первый осознанный крестный ход с желанием до конца пройти все Таинства! Я знала зачем иду, почему я здесь. Людей было немного, все незнакомые. Но все были как одно, словно единый организм, соединенный предчувствием важнейшей минуты…Михаила оттерли назад, и я оказалась одна. Но это меня не огорчало совершенно. Никогда в жизни не забуду, как мы остановились у храма. На входе возле дверей, обращаясь прямо ко мне, священник громко и протяжно, словно рассекая во мне невидимую финишную ленту, воскликнул:
- ХРИСТО-О-О-О--С ВОСКРЕ-Е-СЕ!!!
И я ответила, по инерции тихо качнувшись:
- Воистину Воскресе!
- Воистину Воскресе!
- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!!!
С каждым новым возгласом голос мой становился уверенней, я вошла за поющими в красиво украшенный храм, прислонившись к центральной колонне. Я наблюдала происходящее, широко открыв глаза, если можно так выразиться. Потом внутри меня словно начал расти «шар счастья». Он был внутри меня и просился наружу, всё увеличиваясь в размере. Певчие захлёбывались чем-то радостным и весело-разухабистым. "Ну прямо «Барыню-сударыню выводят!» - подумала я почему-то….

Я не знала, что это пасхальный канон, веселее и радостнее которого нет ничего на свете. Я открывала глаза шире и шире, наполняясь невиданной лёгкостью, не зная, как себе помочь. Я увидела: батюшки выбежали из алтаря, побежали гуськом, «весёлыми ногами» по храму, замахали рукавами, обнимаясь и целуясь. И тут мой «шар счастья» вырвался наружу. Я помимо воли начала плакать. Слёзы текли, рыдания сотрясали.

В жизни своей я ТАКОГО не чувствовала, ТАК не плакала! Это была радость, и я не могла ее разделить! Она не вмещалась в меня, я оглядывалась беспомощно на людей, ища глазами мужа, и одновременно понимала, что никто в целом свете не понимает, что я чувствую в этот миг! От бурной, исцеляющей всё мое существо, нечеловеческой радости я впала в какое-то забытье. Я видела, как люди радостно обнимаются, немного завидуя им. Незаметно вытирала слёзы, сморкалась, стараясь успокоиться.

Раньше мне это всегда удавалось. Не тут-то было! Из алтаря вновь выбегали священники, и у меня снова чуть ли не останавливалось сердце. Подошел мой муж, обнял меня, а я еще сильнее заплакала…Он, казалось, угадывал, что со мной происходит. Я даже уже перестала кричать «Воистину Воскресе!», поскольку организм продолжал бурно реагировать. Вы не поверите, но вспоминая это, у меня сейчас теснит в сердце и на глазах появляются слёзы.

Теперь я понимаю, что случилось в ту ночь в храме Святаго Духа. Господь удостоил меня, грешную, в первый раз в жизни пришедшую к Нему на Пасху, величайшего счастья – почувствовать живое Своё присутствие. Его ни с Кем и ни с чем не спутаешь, не сравнишь. Его не раздать и не передать никому по своему желанию. Слова бессильны описать Его сладость. На мне были резиновые сапоги. В храме не топили! Но я перестала замечать холод цементного пола. Внутренний огонь согревал меня до конца литургии. Причастились. Слава Богу за всё.

Тихо вернулись в дом, откуда утром должны были ехать на фестивальный концерт - к порогам бурной реки Мсты. В темноте улицы мы терпеливо стучали в дверь дома и нам в конце концов кто-то открыл. Все спали беспробудным сном. Мы, как два партизана, разговелись на кухне двумя яичками, кусочком кулича и колбаской. Легли спать.

Лил дождь, было холодно, многие ругали погоду и роптали на невезение, но не я! Когда начался концерт, мы поднялись на сцену, поздоровались со зрителями и я громко сказала в микрофон: «Всех православных людей мы поздравляем со Светлым праздником Пасхи. Братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

Мне показалось, что люди, сидящие под зонтами на поляне, на скамейках, закричали радостно, словно только и ждали этих слов: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!»
Потом мы сидели в жюри, выступали на концертах, путешествовали на резиновых плотах (рафтах) через Мстинские пороги! Конечно же были и посиделки и всё, без чего невозможно представить хороший фестиваль. Осталось множество фотографий..

Через год, в мае 2006 года Павел Матвейко снова пригласил нас на Мстинский фестиваль, но мы отказались. Причина отказа была уважительной: мы ждали появления на свет малыша. И седьмого мая 2006 года, в День всех Жен Мироносиц, у нас родился сын.

Павел Матвейко ушел в мир иной 17 августа 2014 года. Светлый человек! Вечная ему память.
На фото: Двое из трио "Свояси" - Сергей Белокопытов и Павел Матвейко, справа - мой супруг Михаил Приходько, сплав по реке Мсте на рафте.


Рецензии
Спасибо, Галина, что поделились очень личным, светлым состояние своей души. Какое это полное счастье, когда муж и жена идут одной дорогой к Господу, встречая на своем пути Божьих людей, странников... Ничего случайного в этом мире нет, как и рождение новой жизни, как слезы, очищающие душу...

Так помолиться, хотя б единый раз,
чтоб слёзы из души, а не из глаз…
Забыть о том, что ты есть ты,
когда земля уходит из-под ног
и вспомнить, что на свете есть лишь Бог,
глядящий беспристрастно с высоты
на грешных нас... (Из стих. "Преображение")

С уважением, Лидия


Лидия Мнацаканова   03.08.2020 19:21     Заявить о нарушении
это словно законченный стих, самодостаточный и точно отвечающий на посыл моего рассказика. Я даже боюсь читать дальше, поскольку может рассеяться очарование

Галина Пухова   03.08.2020 19:30   Заявить о нарушении
Я внимательно отношусь к Вашим советам. Задумалась, может, и правда, выделить как отдельное стихотворение. Когда прочитаете все, интересно мнение сохранится?

Лидия Мнацаканова   03.08.2020 19:59   Заявить о нарушении
И первую строку чуть чуть изменить хотите попробовать? "Так помолиться мне хотя бы раз...Остальное - идеально ложится. А вот короткое "б" царапнуло. Но это личное...Не сердитесь?

Галина Пухова   03.08.2020 20:37   Заявить о нарушении
Спасибо, Галя! Принимаю!

С тплом, Ли

Лидия Мнацаканова   03.08.2020 21:09   Заявить о нарушении
Все стало на место, спасибо за соавторство!

Лидия Мнацаканова   03.08.2020 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.