Итиль на Волге
===================================
Также Итил, Атиль, Аттиль, Эттилия. В 8-ом веке у арабов это был ал-Бейда. В 9-м веке это был также Хамлидж, Хамлых, Ханский город. Казар у самих хазар. Хазаран.
Нынешние изобретатели истории Хазарии и проповедники теорий Новой Хазарии, полагают, что именование Аттил идёт от последнего Царя Гуннов Аттилы, умершего в постеле со своей последней женой, видать знающей своё дело.
С Атил также созвучно слово «атлас», которым Павич называл сведения о Хазарии, наколотые на спине послов кагана, отправлявшихся из ал-Бейды, позже ставшей Атилом, а потом Итилём.
Слово "атланты" означает «неодолимый» в языке хаттили, близкого по языку с языками кавказских народов абхазо-адыгейской языковой группы.
Устье Итиля было обильно подножным кормом для скота и лошадей, однако всё это было расположено на огромном количестве островков, разбросанных по всей дельте Волги. Всё это становилось доступным для скота только после замерзания протоков между островками, поэтому сюда собиралось большое количество скота и содержалось тут в зимних условиях. Вместе со скотом сюда собиралось большое количество населения.
С приходом весны, лёд таял и скот уводили в степи, удаляясь от города на сотни километров. Царь Хазарии тоже не сидел на месте, откочёвывая вместе со своей знатью в апреле и возвращаясь в конце ноября. В апреле столица опустевала, поскольку знать при царе отправлялась в свои резиденции, а в ноябре все возвращались на зимовку в Итиль, поскольку тут было тепло, не голодно и весело от многонародия.
Арабские авторы отмечают две части столицы хазар. По Ибн Русте одна из них называлась Сарашен, а другую он называл Хабнелла. Гардизи называет одну часть Саргыш, а вторую - Халыг. У ал-Бекри город называется Бариш и Хтслг, у Ибн Хордадбеха столица хазар называется Хамлидж. Очевидно, все эти арабские именования Итиля восходят к первоначальному Сарашен, позже Саксин, и Ханбалык.
Поначалу Итиль был административным центром Хазарского царства, и был он расположен рядом с Хазараном, крупным торговым центром.
У Ибн Хаукаля столица хазар в конце 8-го века состояла из двух частей, при этом меньшая, западная, называлась Итиль, а большая, восточная, носит у него наименование Хазаран, Мукаддаси её именовал Хазар.
Летописи относят этот город в дельту Волги. Там есть несколько древних городищ, но пока ни одно из них уверенно с Итилём не идентифицировано.
Поначалу это был зимовник хана, впоследствии ставший его ставкой. Это было первое поселение на Нижней Волге, которое в 8-м веке стало полноценным городом.
По словам Масуди, перенос хазарской столицы из Семендера в Итиль последовал после похода Сельмана ибн Рабиаха аж в 653 году. Но Артамонов считает эти сведения явно апокрифичными.
Именование Итиль в западной историографии появляется только в 10-м веке, хотя арабские авторы упоминают этот город в похожем названии типа Атил ещё в конце 7-го века. Этого города будто бы достиг ещё Абд-ал-Рахман в 642-м году. Но Армянская география, написанная в конце 7-го века, то есть после завоеваний Рахмана, не знает хазарского города на Волге в это время.
Во время похода Джарраха в 722-м году Семендер, оставался ещё столицею хазар, а Атиль был только одной из ставок Кагана.
С началом арабо-хазарской войны, особенно при Масламе и Мерване, хазары задумались о переносе ставки кагана. Их выбор пал на Нижнюю Волгу в ал-Бейда, как его называли поначалу арабы, Белый город, где каган находился уже в 737-м году. Предыдущая столица Семендер находилась в Дагестане, который оказался слишком близок к месту постоянных стычек между арабами и хазарами.
Армянская география, в которой много подтверждённых фактов того времени, сообщает, что среди реки Атель есть некий остров, на котором сидят баслы, укрываясь там от хазар и бутков, приходящих сюда на зимние пастбища и располагающихся на востоке и западе от реки.
Каган облюбовал это место, посчитав его достаточно защищённым и основал тут свою зимнюю ставку, позже поставив тут и свой дворец. Следом за хазарской знатью на Итильский зимовник потянулось и постоянное население из представителей разных народов.
Скоро при ставке кагана вырос торгово-ремесленный город, ставший с конца 8-го века важнейшим торговым центром на перекрёстке путей с востока и запад, и севера и юг, тем городом, который арабские писатели называли именем реки Итиль, но который имел ещё несколько наименований, являвшихся вместе с тем названиями его отдельных частей.
Итиль возник на месте торгово-сельскохозяйственного поселения, как и все хазарские поселения по рекам. С приходом сюда Каганской знати это поселение приобрело также и административно-государственное значение, превратив город в торгово-промышленный центр государства. Другие поселения Хазарии 8-го века, как правило, оставались торгово- сельскохозяйственными, так и не став городами.
Некоторые авторы считают, что древнейшим название этого города в литературе было ал-Бейда, по всей видимости, арабского происхождения, что по-русски означает Белый город.
Так считает Ибн ал-А'сама, утверждая, что до 737-го года, когда Мерван со своей 150-ти тысячной армией напал на Хазарию, главный торговый город Хазарии на Нижней Волге назывался ал-Бейда, только позже он стал известен под именем Итиль. После войны в ал-Бейда устремились мусульманские купцы, главным образом из Средней Азии.
К 750-му году Итиль становится полноправной столицей Хазарии. Как минимум на 200 лет он остаётся административным центром Хазарского царства.
Место на Волге было удобным для ведения торгово-экономической деятельности, Волга к этому времени стала одной из крупнейших торговых артерий Восточной Европы. Отсюда можно было контролировать транзитные выходы и на Дон, и на Каспий, и на Среднюю Волгу.
Арабские источники делили город на две части. Одна называлась Итиль, другая называлась Хазаран.
Хазарские источники из Еврейско-хазарской переписки не знают города Итиль, только реку с таким названием. Там главный хазарский город на реке Итиль называется Казар.
Город Итиль складывался с самого начала как город не только административный, но и как торгово-промышленный центр государства. Другие поселения Хазарии, возникшие в 8-ом веке, в подавляющем большинстве случаев носили чисто сельскохозяйственный характер. Лишь немногие из них могут считаться городами.
Согласно глоссе Де Бора от 1891-го года, в Хазарии было семь епархий, из которых Астильская епархия Артамоновым связывается со столицей хазар на Волге Итилём. Была в этих краях ещё Халисская епархия, которую Г. Вернадский располагал в городе Хвалис или Ховалис, который находился на хазарском берегу Каспийского моря, между Итилём и Семендером.
Часто говорят о некоем испанском еврее, который, якобы, в 9-ом веке путешествовал, неизвестно с какой целью, на восток, а затем возвращался на запад, и оба раза он проходил столицу Хазарии на реке Итиль, которую он называл Хамлидж.
Саркел хазарами и греками был поставлен на переправе через Дон, где он был центром Хазарии, а оттуда дорога вела на Итиль на Нижней Волге, где у хазар был главный торговый центр.
Город Итиль лежал на двух берегах. Посредине был остров с дворцами царя. Замок царя стоял на самом на краю этого острова. Соответственно и Город Итиль был разделён на 3 части: Правая административная, Левая Торговая, Срединная островная была Дворцовой Царя и Кагана. Связь между частями города осуществлялась на лодках.
Ибн Хаукаль сообщает, что царь жил в меньшей, западной части, города, по утверждению ал-Бекри это была большая часть Итиля, где были его войска и придворные, а в восточной торговой части в Хазаране, жили магометанские купцы, там находились их лавки, базары, там же находились и склады с товарами. По всей видимости, относительные размеры частей города менялись, кроме административной.
Восточная часть города кроме названия Хазар, именовалась также как Сарашен, то есть Жёлтый город, а у арабских авторов он звался ал-Бейда, то есть Белый город.
У ал-Бекри название страны хазарской было Ал-Хазар, столица которой состоит из восточной, меньшей части, называемой Бариш или Сарашен, и большей, западной части, называемой Хтслг или Ханбалык. Они находились на разных берегах реки Итиль. Название Ханбалык, указывает на назначение этой части города, это был Ханский город.
У Иосифа царица жила в Западной, большей части Итиля, в Ханбалыке, где была расположена резиденция царя Иосифа, которая собственно и была той самой третьей столицей Хазарии.
Именование Ал-Бейда, то есть Белый город, относится к источнику 8-го века, когда здесь была только ставка кагана, а названия Ханбалык и Сарашен относятся к источникам 9-го века, когда ставка переросла в крупный торговый центр, в то время как название Итиль восходит к источникам 10-го века, в основном географическим, когда столица Хазарии столь пышно разрослась в два раз на 5,5 километров. Значит общая длина всего Итиля была в 10 километров.
В Административной части, где находился Царский дворец, было около 4-х тысяч дворцовых людей с прислугой при царе и гарнизон от 5-ти до 12-ти тысяч человек. Административная часть имела укрепления в виде стен из обожжённого кирпича. В стенах были ворота в сторону реки и ворота в сторону степи.
На острове Дворцы правителей были сделаны из обожжённого кирпича, это были единственные сооружения подобного типа. В Хазарии такой кирпич был большой редкостью и к нему относились с почтением. Только Царь и Каган имели такую привилегию, жить в кирпичном доме.
Срединная островная часть связывалась с Левой Торговой и с Правой Административной мостами и с помощью лодок. Насчёт мостов – это похоже на апокриф.
Левая часть располагала базарами, складами, банями частными и общественными. Большинство домов были юртового типа, словно завтра в поход.
Царь Хазарский Иосиф в одном из своих писем к испанскому еврею пишет, что живёт он у реки Итиль, что в его царстве есть три главных города. В одном городе живёт царица с прислугой. Вокруг него много деревень, там живут и иудеи, и магометане, и христиане, а также народы без религии.
Второй город в письме Иосифа в раза меньше, но у него много пригородов.
Третий город находится внутри острова, где сеть царские поля, виноградники, дворцы, сады и всё нужное, чтобы царю можно было там находиться. Остров невелик и составляет только одной трети от второго города.
Каждая часть Итиля имела свои определённые районы, из административной шло управление, из торговой шла дань. Это характерно для практики управления в то время в странах Востока.
Если судить по письму Иосифа, то складывается впечатление, что вся Хазария была поделена на уделы, один из которых принадлежал самому Иосифу. При этом каждый удел имел своё собственное представительство в столице, которые Царь называл городами.
В Итиле было представлено население всех пяти вероисповеданий Хазарии. Иудеи, Тенгриане, Мусульмане, Христиане восточной религии и славяне Древнерусской культуры. Похоже, что все они тут уживались с середины 8-го века и до середины 10-го века достаточно мирно. Власти смогли обеспечить народам, носителям разных культур и религий справедливость и безопасность.
В городе было много деревьев, садов, виноградников, базаров, частных и общественных бань, синагог, церквей, мечетей со школами для обучения исламу.
Начиная с середины 8-го века в Хазарии начинает обосновываться новая для её народов религия – мусульманство. По информации арабских путешественников, с момента становления столицы Каганата в Итиле, там строятся мечети. К началу 9-го века в Итиле было не менее 30-ти мечетей и одна соборная мечеть с минаретом, высотою выше даже царского дворца.
Мусульманская община была самой большой, больше 10 тысяч. Исламисты были и среди купцов, и среди ремесленников, был специальный отряд в царской гвардии, состоящий из арабов Хорезма, подарок Халифа.
Была в Итиле и иудейская община, которая состояла из царской знати, инициаторов иудаизма в Хазарии, среди купцов были иудеи, было небольшое количество тех, кто бежал от преследований иудеев в Византии. Основная масса иудеев приходилась на тех, кто представлял администрацию при царях, кто принял иудаизм, с целью не попадать в религиозную зависимость от мировых религий и государств, стоящих за ними.
Больше из всех тут живущих были тенгриане, это были коренные хазары, булгары и савиры, которые пронесли свою религии через тысячи километров степей, лесов и рек. Носителем тенгрианства был Каган. Была тут Русь, представители которых, несмотря на свою неоднородность, стояли на основе русо-словенских культов.
Был в Итиле Царский суд, состоящий из семи судей для иудеев, мусульман, христиан и русо-славян.
Итиль считался изначальной зимней царской резиденцией. Царь Иосиф сообщал своему испанскому визави, что хазарская знать, представлявшая при царе каждый мало-мальски значимый род, имела наследственные земельные владения, куда они по весне и отправлялись каждый к своему апокрифичному винограднику, к своему полю, вместе со своим скотом в степь на летние пастбища. На месте оставались только те бедняки, не имевшие скота, а также люди из хозяйства знати.
Иосиф сообщал в Испанию, что него в его Царстве есть три города. В одном городе проживает Царица. В городе Царицы живут иудеи, магометане, христиане, люди русо-славянской веры. Во втором городе живут торговцы, он меньше, чем город Царицы. В третьем городе живёт сам Царь, он самый маленький.
Арабским писателям Итиль представлялся большим городом, по которому стояли шатры, вперемежку с постройками из глины. Видимо такие же, что были и в Саркеле.
Летописи сообщают, что в 860-м году Итиль посетил Константин, который прибыл сюда из Азовского моря по Дону до переволоки на Атиль, а оттуда спустился к Итилю. Дело было летом, каган не находился здесь, и тогда Константин по Каспийскому морю отправился в Дагестан к Каспийским воротам. По другим сведениям они всё-таки встретились на обратном пути Константина в Саркеле.
Масуди рассказывает, что в 913-м году Руь, видимо это был Князь Игорь, на 500 кораблях по 100 человек на каждом вошли в Керченский пролив. Здесь они получили от царя Вениамина разрешение на переправу за половину добычи. Вениамин в это время находился в столице Хазарии Итиле вместе со свей магометанской гвардией. Хотя Царь Иосиф в своих письмах о таком царе не упоминает.
Русы переправились по льду, поднялись по Дону до переволоки на Волгу, перетащили свои суда в реку, прошли через устье Волги в Каспий. Там они в течение нескольких месяцев собирали дань с прибрежных народов, пришли в устье Волги и послали царю хазар в Итиль условленную половину добычи.
Но что-то пошло не так. То ли Игорь пожадничал и решил вернуть часть добычи себе, то ли Царь Вениамин посчитал плату малой, то ли его гвардия в Итиле решила отмстить Руси за то, что они разбойничали в странах их братьев мусульман.
Все тут передрались, зачем-то ввязались в междоусобицу христиане с язычниками. Тогда со всех сторон было убито 30 тыс. человек.
Вениамин был против избиения воинства Руси, и в отместку за нарушение договора с Игорем, он, не побоявшись того, что его гвардия состояла в основном из мусульман, приказал разрушить несколько минаретов в Итиле, объяснив это тем, что их стало больше, чем синагог. Ибн Фадлан в своих записках связывал это с мусульманизацией волжских болгар и их попыткой усилить своё влияние в Итиле, на что хазары ответили достаточно жёстко и дипломатично.
Так, достаточно мирно Итиль просуществовал почти 200 лет. Но в 968–м году и на Итиль нашла туча. Сюда со своей армией пришёл Святослав Игоревич. К этому времени всё окружение царя Хазарии, вместе с его охраной и армией представляли из себя некое театральное действие.
О каких-то потерях с обеих сторон летописи не сообщают. Скорее всего Святослав собрал местных купцов и предложил им торговать с Киевской Русью, которая в то время могла предложить более выгодные условия для торговли из-за своей близости к Европе. Что касается русо-славян, то им Русь была ближе по духу и языку.
Те, кто не согласился, ушли на острова, коих в дельте Волги были сотни. Хазарский царь присягнул Святославу, но через какое-то время, по словам арабских писателей, объявился в Хорезме, что вполне вероятно, ведь, несмотря на то, что он был иудей по вероисповеданию, его предки царские приняли ислам. Куда же делся Каган никто никогда и не слышал.
После ухода Святослава царский двор Хазарии, по всей видимости, смог вернуться, но здесь произошло новое бедствие, с верховий Волги пришла большая вода, которая затопила знаменитый город. Про Итиль летописи больше ничего не сообщают. Бируни сообщал, что в 11-м веке Итиль было ещё видно, но стоял он весь в руинах.
В дальнейшем с Итилём пытались идентифицировать и Саксин и Сарай Бату. Джувейни сообщает, что в становище, которое находится в пределах Итиля, Бату устроил своё местопребывание и построил город, который называют Сараем. Но сомнительно, что степняки стали бы ставить свои центры на реке, уровень которой был столь нестабилен.
На карте Идриси от 1154-го года ал-Бейда и Хамлидж показаны отдельно от Итиля, причём на значительном расстоянии друг от друга. По ранним сведениям, доступным в то время, городов, отличных от Итиля, в этих местах в Хазарии не было.
Есть расчёт расположения Итиля по Еврейско-Хазарской переписке и данным из арабских источников. Тогда от Итиля до В-д-шана было 20 часов ходу пешком, тогда как от Итиля до Уг-ру было 30 часов ходу. Дельта Волги простиралась тогда более чем на 400 км. Город Итиль по отсчёту царя Иосифа стоял в 120 километрах выше нынешней Астрахани, недалеко от нынешнего Енотаевска-Селитряного. Здесь сохранились остатки первой татарской столицы Сарая-Бату, но они никак не идентифицируются с Итилём летописным.
По ал-Истахри и Ибн Русте от Итиля до Булгара было 35 дней пути, при этом 20 дней ходу было от Итиля до страны буртас. Если на лошадях, то по 35 километров в день, значит от Итиля до буртасов было 600-700 километров. Масуди измеряет расстояние от Беленджера (ныне Буйнакск) до Итиля в 400 километров.
Лев Гумилёв, которого Артамонов вытащил из его отсидки, проводил обследование местности в районе Енотаевска. Так вот, он установил, что правый берег Волги за тысячу лет сместился на несколько километров от своего положения в 9-м веке. Уровень воды тут был в 14-м веке выше на несколько метров, доходя до самого Сарай-Баты. Так что если Итиль и находился по правому берегу Волги в районе Енотаевска, то его за пять веков давно уже смыло.
Итиль до сих пор уверенно не идентифицирован ни с одним городищем. Есть несколько версий его местонахождения, но все они основаны на аналитике, сохранившейся в письменной информации об Итиле.
Есть предположение о том, что Итиль в 9-м веке был расположен на берегу Каспийского моря в том месте, которое тысячу лет назад и было той самой дельтой Волги, где стояла последняя столица Хазарии. Принимая во внимание сообщения раннесредневековых авторов, утверждавших, что город Итиль находился в низовьях Волги-Итиля, можно предположить, что в наши дни столица Хазарии покоится на дне Северного Каспия.
Есть также предположение, что Итиль располагался на перемычке между Доном и Волгой. Там действительно есть пара интересных городищ.
Нашлись такие исследователи, которые, весьма здраво рассудив, что культурный слой большого города может содержать большое количество отходов железа, произвели серию магнитных замеров в северо-западной части Каспия. Таким образом, в соответствии с геоморфологическими данными, они идентифицируют Итиль на острове Чистая Банка.
Российские археологи являются самыми верными и неугомонными искателями следов Итиля. Они предположили, что городище вблизи села Самосделка в 50-ти километрах от Астрахани, и был легендарный город Аттил, поскольку там найдены остатки красного обожжённого кирпича. Это место было известно историкам и ранее, но считалось, что этот кирпич мог быть изготовлен на 400 лет позже, когда регион находился под властью Монгола. По всей видимости, после Итиля здесь возник город Саксин.
Раскопанная часть городища растянулась на два с лишним километра по правому берегу Старой Волги, ещё называемой Бирюль. Остров, приподнятый на высоту до трёх метров, и вытянутый вдоль старого пересохшего русла, со всех сторон окружённый высохшими протоками, и считается местом, где располагалась центральная часть города Итиль.
Дальше, на восток, сохранились остатки второй части древнего хазарского города. Она протянулась на один километр левого берега Старой Волги, тоже на возвышенности, от которой остался ныне лишь бугор.
Здесь археологи отмечают большое количество оснований, на которых стояли юрты, временные поселения кочующей части хазарского союза племён. Такие юрты стояли при всех хазарских городах. Они являются таким же неотъемлемым атрибутом Хазарского социокульта, как сероглиняная посуда и стены крепостей из сырого белого кирпича.
Город был построен в середине 8-го века. В последующие века он постоянно достраивался и перестраивался. Однако первое укреплённое поселение хазарского возникло здесь в 7-м веке. Керамика, поднятая археологами с городища, сероглиняная, что говорит о том, что основным населением центральной части города были булгары и огузы.
Цитадель центральной части города на острове была треугольной в плане, строенная из обожжённого кирпича, из которого в Хазарском государстве строили только царские аппартаменты. Ширина стен в основании достигала 20-ти метров и выше. Вокруг стен были возведены защитные валы, кажется не столько от врагов, сколько от подтоплений.
В годы Золотой Орды город на острове назывался Суммеркент, территория которого не занимала и трети хазарской территории.
Есть достаточно вдумчивые предположения, что Атиль вполне мог бы быть и под землёй, куда разгневанный Тенгри-хан, сын бога, которого отец послал на землю, чтобы бороться с врагами бога, отправил его за то, что его жители отдались инным верам и приняли инных богов в свои сердца. Они теперь бродят в подземельях и не находят выходы, только Маги знают, как туда входить, они сообщают отцу Тенгри-Хана насколько его дети стали праведными и можно ли их отпускать на землю.
Когда, наконец, они исправятся, тогда волны Каспия ринутся на Север и освободят запоры у пещер, которые сейчас сокрыты водами, и тогда хазары и все народы с ними выберутся на берега Волги и создадут Новую Хазарию и в эпоху Новой Веры.
В хазарской столице Итиль было такое место, где два человека, пройдя один мимо другого, обменивались своими судьбами и именами, и продолжали жить дальше, обменявшись жизненными ролями, как шапками. Среди стоявших в очереди возле этого места, чтобы изменить свою судьбу, хазар почему-то было всегда больше.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220043001448