Кукольник

    На рыночке возле автовокзала я оказался случайно. Уже на месте выяснилось, что автобус, который я должен был встретить, прибывает на сорок минут позже, чем мне сказали. Ехать домой смысла не имело – только доеду, как нужно будет возвращаться.  Скучать на лавочке в здании автовокзала также не хотелось, и я пошёл побродить по рынку, на котором не был много лет. Когда-то он жил бурной жизнью, притягивал людей, вселял надежды на приобретение чего-то такого, чего нет в магазинах, и по ценам, которых нет в магазинах. Сейчас же от него остался один ряд торговых лотков под лёгкой аркообразной крышей, призванной защищать продавцов и покупателей от непогоды.
    Рынок изменился, хотя по-прежнему слева и справа от меня лотки ломились от фруктов и овощей – помидоры, бананы, кабачки, груши, капуста, виноград и многое-многое другое. Чистенькие,  отборные фрукты и овощи провожали посетителей рынка грустными взглядами – неужели ты пройдёшь мимо, не полюбовавшись мною, не взяв меня в руки для близкого знакомства и не приобретя  меня после этого? И посетители ускоряли шаг, дабы не ощущать эти безмолвные просьбы.
   На рынке было и много того, чего не было  в прежние года. Половина продавцов имели броский восточный, точнее, дальневосточный вид. Кто они были именно – филиппинцы или китайцы, я не разбирался.  Они наполняли рынок незнакомым говором, то здесь, то там, покупатели со вздохом переходили на английский язык, чтобы помочь рыночным торговцам. Среди лотков с фруктами и овощами попадались лотки с дешёвой электроникой китайского производства, с украшениями, сувенирами и прочими безделушками.
    Уже почти на выходе с рынка я заметил почти пустой лоток. Единственным предметом  на нём был красочный плакат на подставке
«Ищете работу? Мы вам поможем!»
    Перед лотком прохаживался молодой человек в простом, но аккуратном, костюме, в очках. Мне сразу представилось, что это  агент по продажам на практике. Его взгляд был полон обаяния и  напускного радушия. Я знал таких агентов – через секунду после знакомства они пытаются уверить, что безмерно счастливы знакомству и готовы ради вас на всё. Конечно, при условии, что вы у них купите…  Впрочем, этот агент выглядел искренним. У него были добрые глаза и немного сконфуженный вид. Начинающий?
    Я смотрел на него всего несколько секунд. Но он успел поймать мой взгляд, и улыбнувшись, шагнул ко мне.
   - Хотите найти хорошую работу? С заработком в шесть тысяч?
    Я в душе посмеялся над ним. Знаю, что предлагают такие агенты. Или продавать что-то или мыть посуду в гостиницах.  Оставим в стороне такую мелочь, что мой нынешний заработок - восемь. Я изобразил на лице чарующую улыбку и ответил ему:
  - Спасибо, у меня есть работа, и я получаю больше, чем вы предлагаете.
    Молодой человек нисколечко не удивился и не растерялся. Наоборот, он притормозил меня, вежливо, чуть ли не нежно, взяв за рукав.
  - Мы всегда сумеем предложить вам более интересную работу, чем есть у вас сейчас, и  с лучшей оплатой. Вам нужно всего лишь довериться нам.
    Он улыбнулся. Ох уж эти агенты, говорящие  о себе во множественном числе! Представитель какой-то фирмы по трудоустройству?
   Агент отпустил мой рукав и  через секунды оказался по ту сторону лотка, где и полагается быть продавцу. На лотке появился лэптоп.
    - Какая ваша специальность?
    Мне стало смешно. Именно поэтому я решил не уходить, а продолжить с ним игру в продавца и покупателя. Сейчас твоя улыбка исчезнет, подумал я.
   - Я специалист по нелинейной оптике.
Агент ещё раз улыбнулся.
   - Хорошая специальность.
     Он раскрыл лэптоп и стал быстро стучать по клавиатуре. Меня это озадачило. Агент по продажам знает, что такое нелинейная оптика? Девяносто процентов  людей удивлённо разводят руками, когда называю свою специальность. И тут он меня поразил:
   -  Какой у вас опыт работы с программой «Земакс»?
За какие-то пол минуты он через свой лэптоп нашёл что-то по моей специальности?
   - А с «Фредом» у вас какой опыт?
    Я посмотрел на агента с уважением. Он же вопросительно смотрел на меня, явно ожидая подробного рассказа, а не просто сообщения о том, сколько месяцев или лет я работаю с этими программами. Я глубоко вдохнул и постарался в нескольких предложениях описать мой опыт работы с этими программами. Агент благожелательно выслушал меня и спросил:
   - Сколько вы сейчас получаете?
    И снова меня поразило, как мягко и спокойно он задавал этот вопрос. В другой ситуации я бы уклонился от ответа, но с ним такое позволить себе я не мог.
  -Ну, - кротко рассмеялся агент,- Вы заслуживаете вдвое большего.
Он что-то ещё выстучал на клавиатуре компьютера. Из-под лотка донеслось приятное урчание принтера. С ловкостью волшебника агент вытащил из-под лотка красиво оформленную карточку, на которой были отпечатаны номер телефона и имя.
  - Пожалуйста,- он протянул мне карточку. – Позвоните по этому номеру. Можете даже сегодня – они работают до семи вечера. Этой фирме как раз нужен специалист по нелинейной оптике. Уверяю, они вам предложат очень хорошие условия. Резюме у вас дома есть?
  Я кивнул. Резюме у меня  было, хотя и старое. Впрочем, с тех времён, когда я его составлял,  мало что изменилось.
   - Удачи вам! – агент улыбнулся и помахал мне на прощание рукой, давая тем самым мне понять, что наш разговор окончен.
   В рассеянии я отправился на автовокзал. Никогда ни с чем подобным не сталкивался. Во-первых, с каких пор агенты бюро по трудоустройству разыскивают специалистов по тем или иным профессиям среди посетителей рынка? Во-вторых, его нисколечко не удивила редкая моя профессия. В-третьих, быстрота, с которой он нашёл подходящее предложение. Словно в той незнакомой фирме только и ждали, пока я появлюсь на этом рыночке.
     Через пол часа вместе с гостями я был дома. Гостей препоручил жене, а сам закрылся в спальне, служившей мне также и кабинетом – в углу стоял столик с компьютером.
    Я отыскал среди массы других файлов резюме и подправил его - с учётом прошедшего с момента написания времени. Глянул на часы – начало седьмого. Ещё не поздно. Вытащил из кармана яркую карточку. На одной стороне на каточке был запечатлён морской берег, вдоль которого плыла яхта с ослепительно былым парусом. На другой стороне, бледно-кремового цвета был отпечатан номер телефона. И указано имя – Элисса. Фамилии не было.
  С некоторым трепетом я набрал указанный номер.
   - Алло! Я разговариваю с госпожой Элиссой? Я по поводу работы.
     На том конце провода несколько секунд молчали, словно оценивая сказанное мной. Потом загадочная Элисса отозвалась.
   - Спасибо, что позвонили, меня предупредили о вашем звонке. Не могли бы переслать мне ваше резюме? Я его передам руководителю подразделения, и он свяжется с вами.
     Элисса продиктовала мне адрес электронной почты, тщательно выговариваю каждую букву. И сказала, что будет ждать несколько минут на проводе, пока не получит мой мейл.
   Я тут же отправил резюме, хваля себя за то, что предусмотрительно подготовил его прежде, чем позвонил. Элисса терпелива ждала. Через минуту я услышал её одобрительное восклицание.
  -Замечательно! Можно несколько дополнительных вопросов?
    И начала расспрашивать меня о семье. Поинтересовалась даже, есть ли у меня домашние животные. Впрочем, с первых же вопрос у меня появилось ощущение, что это не праздное любопытство, а хорошо подобранный перечень вопросов, позволяющий составить краткий психологический портрет интервьюируемого. После очередного «замечательно» она поинтересовалась, пользуюсь ли я скайпом?
    Да, пользуюсь. Я полагал, что это один из вопросов для выяснения моей психологической индивидуальности, но оказалось иначе. Элисса попросила прислать моё скайп-имя, что бы начальник подразделения мог бы со мной связаться. Он готов перезвонить мне прямо сейчас.
 Я отправил требуемое,  и стал ждать.
     Звонок раздался минут через десять. Я увидел на экране уже немолодого мужчину, в белом халате, наброшенном поверх обычного пиджака. На груди у него украшением болтались привязанные за тесёмку, переброшенную через шею, защитные очки. Мой будущий начальник – я уже не сомневался, что случится именно так – плавно начал беседу. Сначала он долго и обстоятельно выяснял, где и чему я учился, на каких курсах повышения квалификации был, с каким оборудованием работал. Потом попросил рассказать о моей нынешней работе. А потом началось нечто вроде экзамена. Он рассказывал о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться спрашивал – как бы я искал решение?
      Через сорок минут я был похож на выжатый лимон. Я был на грани того, что бы извиниться - мне надо выйти на пол минутки. Не в туалет, нет! У меня пересохло в горле. Но именно в этот момент мой будущий начальник сказал:
 - Достаточно! Я доволен состоявшейся беседой. Сейчас я вам перешлю через скайп проект контракта. Изучите его, и приходите, когда сможете, но  я надеюсь, что вы не заставите нас долго ждать!
    Я распечатал столь оперативно присланный мне проект контракта. В него уже было вписано моё имя. В этой фирме времени зря не теряли! На второй странице, в разделе, касающемся условий работы, был впечатан мой заработок – 12 тысяч…
    Вечером, уже в постели, мы потихонечку обсуждали с женой невероятную удачу. Я  рассказал ей, как невероятно изменилась моя судьба в считанные часы. А она уже прикидывала, как и на что повлияет увеличение наших доходов.
     На следующий день я отпросился с обеда. Но, прежде чем ехать в новую фирму, решил заехать на рыночек и поблагодарить того симпатичного агента из бюро по трудоустройству. По-хорошему, надо было бы это сделать после подписания контракта, но мне   страстно захотелось увидеть его ещё раз.  Случившееся вчера было столь удивительно, что агент превратился для меня в загадочную – в самом полном понятии этого  слова – персону. В том, что меня примут на новое место я уже не сомневался.   Возможно, так преступника тянет на место, где он совершил преступление, и путешественника тянет к тому месту, где он когда-то увидел новую землю.
     Агент всё также прогуливался по проходу между лотками, испытующе заглядывая в глаза тем, кто проходил мимо.  Меня он заметил издалека. Остановился и ждал, когда я подойду.
   - Ну, как у вас дела? Есть результат от той беседы, которая состоялась вчера? Или вы полагаете, что где-то прячется место получше?
   - Есть не просто результаты, у меня в руках уже проект контракта! Я – по пути на новую фирму - заехал поблагодарить вас! Судя по тому, что я услышал, это замечательная работа – лучше не бывает! И заработок в полтора раза выше!
Агент посмотрел на меня с некоторым снисхождением.
   - Я рад, что вам подошло это место. И запомните на будущее – как бы ни было хорошо ваше место  – всегда стремитесь к большему! Ощущайте себя не достигнувшим вершины, а карабкающимся к ней!
  Я засмеялся.
  - Такое может быть, когда речь идёт о распространённых специальностях. Механик, фармацевт, экономист. А с моей специальностью такой свободы выбора ждать не приходится!
   - Почему же? – искренне удивился агент. – Не преувеличивайте редкости вашей специальности. На специалистов по нелинейной оптике есть спрос. Я уверен -  всегда можно найти место,  лучшее того, какое у вас есть!
   - Сомневаюсь,- сегодня я был более улыбчив, чем агент. Странно было, что он не гордился хорошо выполненный работой, как это бы сделал любой другой на его месте, а настойчиво убеждал меня, что достигнутое не предел.
   - Сомневаетесь?
    Агент удивился и протиснулся между лотков к своему рабочему месту.  Вытащил из-под лотка свой лэптоп и раскрыл его. Пальцы быстро заскользили по клавиатуре. Что он хочет?
Спустя минуту агент улыбнулся со всем очарованием, на какое был способен.
  - Секундочку…
     Из-под лотка раздался звук работающего принтера. Агент наклонился, достал свежеотпечатанную карточку и почтительно протянул мне.
   -Позвоните. Можно прямо сейчас. Ещё на одну фирму нужен специалист по нелинейной оптике. Там вам предложат условия значительно лучше тех, которые вам предложили вчера.
   Я с недоумением взял карточку. Снова телефон и имя. Глянул на агента. Тот смотрел на меня с улыбкой, которой бы позавидовала Джоконда.
  - Ещё одно место?
    Агент не ответил. А я стал сам себе напоминать человека, с ходу уткнувшегося в невидимую стену. Мне потребовалось некоторое время, что бы прийти в себя, достать мобильник и позвонить по номеру, указанному на карточке.
  - Мистер Фотис? Я по поводу работы. Мне рассказали, что вы ищете специалиста по нелинейной оптике…
   Мистер Фотис на том конце провода явно не ожидал моего звонка. Он несколько раз перебивал меня, говоря «секундочку»,  чтобы перебросится парой слов с  тем, кто находившимся около него. Я уже хотел предложить ему поговорить в другое время, как он неожиданно сменил тональность разговора и попросил меня в двух словах рассказать о себе.
    Я не стал рассказывать о себе, а перечислил места, где работал и виды оборудования, с которыми сталкивался.
   - А кто дал вам мой телефон?
Я объяснил, глядя на агента, что сотрудник бюро по найму.
   - Вы можете передать ему трубочку?
     Я пожал плечами и передал аппарат агенту. Тот взял его и стал слушать, не произнеся ни слова. Так продолжалось несколько минут! И лишь в самом конце агент сказал «Хорошо, спасибо» и закрыл аппарат. Я полагал, что тот незнакомый мне мистер Фотис выговаривал что-то сердитое агенту, но оказался неправ. Ибо принтер снова заурчал своей любимой мелодией.
   - Мы – то есть я и мистер Фотис – будем очень признательны вам, если вы сейчас поедите к нему. Фирма, на которую мы вас приглашаем, находится далеко, час езды от города, но, она того стоит. Такие предложения, как это – редкость. Поверьте мне, я знаю, о чём говорю. Это совсем другая работа и другие условия. Помните, я говорил вам, что вы заслуживаете заработка вдвое большего, чем получаете сейчас? Через считанные часы это может превратиться из мечты в реальность.
     Я снова упёрся в невидимую стену. Во-первых, я видел, что никакого разговора между агентом и мистером Фотисом не было. Фотис говорил, а агент слушал. Этот агент был нанят этим самым мистером? Но Фотис не знал, кто дал мне его телефон, он спрашивал меня об этом! И странная фраза – «я и мистер Фотис» - на которую нельзя было не обратить внимание,  указывала на их знакомство. Но вчера мне это место не предлагали. Эта вакансия появилась только сегодня? А во-вторых, я же еду на другую встречу. Агент словно прочитал мои мысли.
   - В то место, о котором вы договаривались вчера, можно поехать и завтра. Вас же не просили приехать именно сегодня.  Я ещё раз настоятельно рекомендую поехать вам на встречу с мистером Фотисом.
   В его голосе появились железные нотки. Слово «рекомендую» он выделил настолько сильно, что оно стало казаться отлитым из чугуна. Агент, оказывается, не так прост! Я взял протянутую мне карточку.
   Вместо имени и телефона на карточке был отпечатан подробный адрес. Посёлок Сорти в 70 километрах от города! Я удивлённо посмотрел на агента.
  - Я советую ехать вам по платной автостраде номер 8,- сказал он с философским спокойствием. Лучше немного заплатить и ехать по скоростному шоссе, чем бесплатно ехать по шоссе, где через каждые пять километров по светофору.
   С этим спорить смысла не было. Я поблагодарил его и направился к машине, поражаюсь, с какой лёгкостью он разрушает они планы и строит другие.
   В дороге я размышлял о том, какое количество странностей связано с этим агентом.  В его присутствии я терялся как ребёнок. Не спросил его имени, ни от какого бюро по трудоустройству он работает. Он также не спрашивал моего имени. Но Элисса была предупреждена. Он что, сказал ей, что кто-то позвонит? После этого, Элисса могла ему перезвонить и рассказать обо мне всё то, что узнала. Но не могла же предупредить, что я заскочу на рыночек! Я  и сам в этом не был уверен, это был стопроцентный экспромт! А его знакомство с Фотисом? Случайность, или он поддерживает контакты с сотрудниками отделов кадром сотен или даже тысяч предприятий, имеющихся в нашем городе? И в округе, если учесть, что сейчас  я еду в посёлок, расположенный в 70 километрах от города.
   В обычных условиях я бы взял карандаш и начал бы записывать на бумагу возможные варианты. Но когда за рулём…
   На перекрёстке перед въездом в Сорти я повернул налево – так было указано в карточке. Спустя три или четыре километра моему взору открылась большая стройка, к которой я и повернул – в соответствии с указателем. И въехал в ворота. Точнее, проехал между двумя столбами для ворот, ибо самих ворот ещё не было.
    Я оказался на площадке между тремя зданиями. Слева от меня было трёхэтажное здание, дымчатого стекла, взятого в алюминиевую окантовку. Напротив большое здание из стекла и бетона, скорее всего, производственный корпус. На уровне второго этаже здания были соединены закрытым переходом. Производственный корпус – я сразу окрестил его так – частично был ещё в лесах, явно строительные работы ещё не были закончены. Справа от въезда располагалось третье здание, точнее каркас третьего здания, ибо там вовсю кипели строительные работы. Башенный кран с длиной стрелой как раз поднимал железобетонную плиту.
  Около здания из дымчатого стекла стояли в ряд десятка полтора машин, и я направился туда.  Припарковаться можно было и в другом месте, но парковка именно около этого здания указывала на его обитаемость.
   Найти вход оказалось не так просто. Запылённость крыльца в центральной части здания показывало, что им никто не пользуется. Я начал обходить здание по периметру, пытаясь уловить признаки жизни за непрозрачными стёклами. На углу четверо мужчин, трое из них в строительных касках, что-то обсуждали. Скорее всего, текущие строительные проблемы. Как раз за ними, с торцовой стороны здания я увидел раскрытую дверь, Направился к ней.
   - Молодой человек, вы кого-то ищете? – громко окликнул меня высокий мужчина в сером полуспортивном костюме, и в каске.
     Я секунду поколебался – говорить или нет, вряд ли строители знают сотрудников этой организации.
   - Я ищу вход в здание.
   - Вы уже нашли,- весело сказал он, показав на дверь. – И кого вы планируете встретить в этом здании?
   - Мне нужен мистер Фотис.
   - Ну тогда вам не нужно даже заходить в помещение. Мистер Фотис – это я.
  Он подошёл и мы обменялись рукопожатиями.
   - Чем могу служить?
   - Я по поводу работы. Мне сказали, что вам нужен специалист по нелинейной оптике.
Мистер Фотис  изобразил на лице радость, смешанную с удивлением.
   - Не ожидал увидеть вас так скоро. Тем лучше. Хотите, я покажу вам для начала нашу стройку? Место, где вы будете работать, если мы найдём общий язык.
   Фотис распрощался с теми, с кем разговаривал минуту назад и начал показывать мне стройку.
   - Всё началось с небольшой лаборатории, и никто тогда не полагал, что всего за шесть лет мы дойдём до уровня промышленного производства, да ещё в таких масштабах! Вот в этом корпусе будут трудится 700 человек. Уже идёт монтаж оборудования. А вот там, - он показал на строящееся здание, - будут складские помещения, наверху – стоянка для машин, в левой части…
  Он живо и подробно рассказывал о планах предприятия, о  сроках, и даже называл имена тех, кто финансировал этот грандиозный проект. Чем более продолжалась эта экскурсия, тем более я недоумевал – какой смысл  он видит рассказывать обо всём этом тому, кто ещё не принят на работу. И лишь через четверть часа он спохватился.
   - Ну а сейчас идёмте со мной, поговорим по делу.
     Я ожидал, что он поведёт меня в лабораторию, но мистер Фотис привел меня в  отдел кадров. Женщина, комплекции более средней, попросила меня на специальном листе написать резюме. От руки. Я сразу сообразил, что будут проверять мой характер по почерку. Затем мы прошли в прекрасно оборудованную оптическую лабораторию. Там наш разговор  продолжался около часа. Затем мистер Фотис снова отвёл меня в отдел кадров.
  -Здесь я с вами прощаюсь и передаю в руки Роксаны.
 И стремительно убежал.
   У Роксаны в руках я увидел папку, на которой было написано моё имя.
   - Прежде всего, прочитайте соглашение о конфиденциальности. Вы обязаны его подписать, иначе ни о какой работе речи идти быть не может. Среди заказчиков нашей продукции есть военные, а они люди серьёзные. Потом будут ещё инструктажи, но главное запомните – никакая информация отсюда выходить не должна. А это – контракт. Прочитайте, подпишите и верните. Завтра сходите в полицию и возьмёте у них справку по форме номер двадцать три. Ещё нужны четыре фотокарточки размером шесть на четыре, без головного убора. Здесь перечень социальных услуг, которые мы предоставляем сотрудникам. Вам, как я понимаю, на работу лучше всего ехать по скоростной трассе, абонемент мы оплачиваем…
    Она продолжала показывать мне те или иные бумаги, сортируя их – то что мне полагалось взять домой для изучения и подписи – налево, то, что оставалось в организации  - направо. Я наблюдал за ней спокойно, и в то же время ощущая, как чувство реальности покидает меня. Уже приняли на работу? Так быстро? Даже не сказали, что я им подхожу. Словно всё было предопределено заранее.
   - Вы когда сможете преступить к работе?
   - Не знаю, - растерялся я. – Я ещё не увольнялся с предыдущего места работы. Я полагаю…
   - Мы заинтересованы, что бы вы начали как можно скорей,- строго сказала Роксана. И  не меняя тона. – Предупреждаю, столовая у нас начнёт работать только через месяц, пока вам обед нужно будет брать из дома. 
   В кабинет заглянула девушка с такой же папкой, какая лежала передо мной.
   - Я освобожусь через пять минут,- строго сказала Роксана. – Подождите.
Похоже, это моя будущая коллега по работе.
   В машине я ещё раз перелистал полученные от Роксаны бумаги. И прочитал контракт. В нём был указан мой должностной оклад – 15 тысяч.
   Вечером жена долго крутила в руках бумаги, которые я получил для изучения и подписи.
   - Это какое-то чудо,- заключила она. – Мало того, что у тебя практически  удваивается заработок, так ты ещё  и попадаешь на перспективное предприятие. Они планируют принять на работу семьсот  человек в течение года. Ты представляешь, какие перспективы роста открываются перед тобой?
  - Бог с ним, с ростом. Я и в лаборатории согласен. Особенно, на таких условиях.
  - Сходи завтра с утра в полицию, получи справку, сфотографируйся и езжай на новую работу. И только после того, как убедишься, что всё в порядке, возвращайся на старое место и подавай заявление об увольнение. Я боюсь проснуться…
   Я сознался, что и у меня точно такое же ощущение.
    Нет, просыпаться не пришлось. К 8 утра я был в полиции и быстро получил справку, что в последний год у меня не было никаких правонарушений.  Сфотографировался в магазинчике около полиции, где люди обычно фотографируются на документы, и поехал в Сорти. К обеду вернулся на старое место работу и сразу же написал заявление об увольнении. Босс кисло посмотрел на меня, но никак мою просьбу не прокомментировал. Я ожидал, что он начнёт меня уговаривать, даже был немного расстроен тем, что этого не случилось. Не считал меня ценным сотрудником? А вот «ближний босс», то есть начальник лаборатории, был удивлён и огорчён. Начал спрашивать – не передумаю ли я, если мне поднимут зарплату?  Я отвечал, что нет. Не передумаю. А про себя подумал – раньше  ему надо было о моей зарплате думать.
    После работы я решил заехать на рыночек и поблагодарить агента. У меня даже появилась дерзкая мысль – а не пригласить ли его в ресторан? И не только в знак благодарности. Этот человек, которого я в мыслях продолжал звать «агентом» завораживал меня своей загадочностью, истоки которой я понять не мог.
     Я оставил машину около автовокзала и прошёл на рыночек. Всё тоже, но… Агента с плакатом «Ищите работу? Мы вам поможем!» не было.
    Это лоток занимала теперь печатная продукция. Вдоль левой части лотка были разложены глянцевые журналы. Каждый – кроме самого верхнего – выглядывал из-под  своего собрата наполовину. Но это не мешало понять, чему посвящён тот или иной журнал. Почётное верхнее место занимал журнал мод. Далее шёл журнал «Рыболов и…» продолжение названия было скрыто другим журналом, но судя по фотографии охотника в болотных сапогах и с  двустволкой в руках, журнал назывался «Рыболов и охотник». Далее шли журналы «Кот и пёс», «Цветоводство и…» - снова второе слово было скрыто. У одного журнала, на обложке которого был изображён лихой парень на мотоцикле, название оказалось скрытым полностью. Журналы для досуга.
  Правую часть небольшого лотка занимали книги. У всех них названия начинались со слова «Как…». «Как стать красивой». «Как удачно выйти замуж». «Как быстро разбогатеть». «Как сделать карьеру». И даже «Как стать другим».
   За всем этим богатством следила крупного телосложения девица с наспех уложенными  волосами соломенного цвета, спускавшимися до плеч. На проходивших мимо людей никакого внимания она не обращала, видимо, уверенная, что кому надо, те и так купят. А на прочих отвлекаться -  смысла нет.
    Чем ближе я подходил к лотку, тем медленнее становились мои шаги. Куда делся агент из бюро по трудоустройству? Я решил спросить у девушки за прилавком. Но стоило мне только приоткрыть рот, как она посмотрела на меня столь свирепым взглядом, что я осёкся. Она же продолжала сверлить меня немигающим взглядом.
  - Я посмотрю книжку,- промямлил я. Голос мой был таков, словно я просил пощады, или, по крайней мере, прощения, после совершения гнусного поступка.
  Девушка за прилавком пожала плечами – смотрите, для этого книги здесь и выложены.
   Я взял книжку «Как сделать карьеру» и открыл её на первой попавшейся странице. Главка называлась «Новый коллектив». Я вчитался.
   «Вы вошли в помещение и впервые предстали перед глазами коллег. Не важно, как на вас среагируют. Помните именно к вам в эти минуты приковано все внимание! Поэтому мелочей нет. Оденьтесь скромно и аккуратно. Возможно, во время  интервью, вам удалось хотя бы мельком увидеть коллег, и вы могли заметить, как одета основная часть коллектива. Старайтесь подражать. Английская поговорка, что хорошо одетый человек - это человек, не выделяющийся своим костюмом среди окружающих, подходит как нельзя лучше.
   Волнение накануне первого рабочего дня присуще каждому, в том числе членам коллектива, в который вы входите. Возможно, что кто-то из новых коллег, войдя в ваше положение, поможет вам освоиться. Примите такое неформальное наставничество с благодарностью. Лучший способ расположить человека к себе – это попросить его об услуге, оказание которой не составит ему труда.
   Если вас не представил руководитель, никто не мешает подойти и познакомиться самостоятельно. Постарайтесь запомнить всех, кто подойдёт к вам представиться. Если ваше рабочее место в большом помещении, то стоит сразу же составить нечто вроде схемы общего зала, на которой будут нанесены все рабочие места. Попросите кого-то из коллег, кто особенно приглянулся вам с первой минуты, написать на схеме имена тех, кто занимает эти места.
   Кто-то из коллег вызвался помочь вам в знакомстве с коллективом? Не стесняйтесь задавать вопросы! Но ни в коем случае не  просите его давать характеристики коллегам! О коллегах можно спрашивать должность, специализацию, и другие мелочи, относящиеся к работе.»
   Я перевернул страницу.
  «Вас будут спрашивать о прежней работе. Ни одного плохого слова ни о прежней работе, ни о тех, с кем вы работали. Каждый из ваших новых коллег допускает возможность, что вы через  какое-то время оставите этот коллектив и перейдёте в другой. Если вы сегодня плохо отзывается о тех, с кем работали вчера, то завтра –  возможно – вы будете плохо отзываться о тех, с кем работаете сегодня!»
   К прилавку подошла хрупкая девушка и начала рассматривать книжки. Девица с соломенными волосами мгновенно преобразилась. Заулыбалась и элегантным жестом правой руки представила девушке весь наличный товар. После некоторого колебания хрупкая девушка взяла с прилавка книжку «Как удачно выйти замуж» и начала её листать. Я вернулся к наставлениям для желающих сделать карьеру.
   «Часто на предприятиях в определённое время устраивают маленькие перерыва на кофе и чай. Ни в коем случае не избегайте этих и подобных мероприятий! Часто во время подобных неформальных посиделок решаются очень важные вопросы. Возможно, на них принято приносить какую-либо домашнюю выпечку. Это даст вам ещё одну возможность ускорить своё вхождение в коллектив. Но будьте осторожны! Иногда во время таких чаепитий начинают обсуждать отсутствующих в данный момент членов коллектива. Сделайте вид, что вам это не интересно. Держитесь в стороне от любых внутренних конфликтов!»
     Книжка читалась с интересом. Советы, заключённые в ней, показались мне дельными и очень подходящими к моей ситуации. Но что это за наваждение? Книжка о том, как успешно войти в новый коллектив попадается мне на глаза абсолютно случайно через несколько часов после того, как я был принят на новую работу.  Количество совпадений начинало пугать.
   Хрупкая девица спросила у продавца цену выбранной ею книжки и косо посмотрела на меня. Словно тем, что я видел, какую книгу она выбрала, я вторгался в её личную жизнь. Книжка оказалась недорогой, так что через минуту девица исчезла, унося в красивом пакете руководство по замужеству.
   Улыбка с лица продавца исчезла – она вопросительно смотрела на меня.
     Моя книжка оказалась втрое дороже. Хотя по формату, объёму и оформлению она была похожа на руководство по замужеству. Прижимая к груди блёклый пакет с книжкой, я направился к машине.
   Я ещё раз прокручивал в голове всё случившееся  за эти два дня. Я не мог найти никакой связи между произошедшими событиями -  каждое из них казалось случайным и никак не связанным с другими. Но вместе они образовывали столь невероятную цепочку, что если бы мне всего три дня назад сказали, что такое возможно, то я бы просто рассмеялся.
    Жена отнеслась к моим переживанием равнодушно. А вот книжка ей понравилась. Даже сказала, что непременно прочитает её. После меня. Там и для неё есть немало полезного и интересного.
    Следующим днём была суббота, и на работу ехать не надо было. Я занимался обычными домашними делами, но чем более старался занять себя, тем более меня тянуло та тот   рынок около автовокзала, который так изменил мою судьбу. Не знаю, чего мне хотелось больше – убедиться, что тот самый лоток ещё существует, и произошедшее не было сном, или желание встретить агента и просто поговорить с ним, даже не расспрашивать. Я был даже готов встретиться с той самой хмурой продавщицей книг – лишь бы она хоть как-то приоткрыла завесу над тем загадочным происшествием, какое со мной приключилось. В конце концов я улизнул из дома под предлогом, что мне надо что-то купить.
   Моё сердце билось как у юноши, впервые идущего на романтическое свидание. Последние шаги перед длинным проходом с лавками по обе стороны мне хотелось идти на цыпочках, словно я мог кого-то вспугнуть. Последние шаги…
   Лоток был захвачен детскими игрушками. Маленькие пластиковые и плюшевые медвежата, зайцы и олени тесной толпой жались ко всякого рода машинкам и механизмам. В дальнем углу лотка теснились динозавры добродушного вида. Над лотком была натянута верёвка, к которой были прикреплены несколько обезьянок, игравших прежде в догонялки и словно по волшебству замерших. Около прилавка двое детей  заинтересованно изучали разложенные для продажи сокровища. А по ту сторону прилавка добродушный старичок делал вид, что разговаривает с надетой на левую руку лягушкой – марионеткой. Лягушка удивлённо посматривала то на игрушки, то на детей, то на стоявшую поодаль маму этих детей. Затем поворачивалась к старичку – словно что-то беззвучно спрашивала. Старичок так искусно управлял лягушкой, что я залюбовался. Кукольник? Вполне возможно, на прилавке лежало ещё несколько марионеток.
    Я подошёл к прилавку, намереваясь спросить об агенте. Лягушка повернулась ко мне и приоткрыла рот, словно спрашивая меня что-то.
   - Она спрашивает,- пояснил кукольник, взяв на себя роль переводчика с лягушачьего,  - Какую игрушку вы хотите  для своей дочери?
    Для дочери?
   - А откуда вы знаете, что у меня есть дочь? – спросил я, чувствуя, как напрягаются мои нервы.
   - Молодой человек! Мы, - кукольник показал на лягушку – уже не первый год занимаемся игрушками! Поверьте, по тому, как человек смотрит на игрушки, на какие из них он обращает внимание, сколь пристально он их осматривает – я могу безошибочно сказать, для кого он подбирает игрушки. Ваш взгляд говорит гораздо больше, чем вы об этом думаете. Нужно только научится видеть.
     Старичок показался мне милым, и я с ходу решился спросить о том, ради чего пришёл сюда.
   - Несколько дней назад на этом месте один молодой человек помогал желающим найти новое  место работы. Вы случайно не знаете, куда он делся?
   - Вы остались  недовольны?
   - Нет, наоборот, я хотел поблагодарить его. Он открыл передо мной такие возможности, о которых я и не мечтал.
   - Если бы вы о них и не мечтали, то эти возможности  и не открылись бы перед вами. Он всего лишь помог исполниться вашим желаниям. Разве вы не мечтали о новой, хорошей работе? Разве вы не мечтали о таком месте, в котором бы вы могли начать карьеру заново? Разве вы не мечтали о том заработке, который получили?
   Я смутился.
   - Мечтал, конечно. Кто не мечтает о лучшей работе, о высоком заработке?
   - Вот ваша мечта и сбылась. Что странного вы в этом находите?
   - Я никогда не слышал, что бы на серьёзную работу принимали с такой стремительностью, с какой это случилось в моём случае. Обычно люди проходят несколько интервью, тесты. Потом сравнивают разных кандидатов на открывшуюся вакансию, и лишь затем решают. На это уходят недели. А здесь всё решалось в считанные часы.
   - Вы хотите проверить гармонию алгеброй? Порой достаточно оказаться в нужное время в нужном месте – и перед вами откроются такие возможности, какие не открывались ни перед кем. Это и случилось с вами.
   - Чем заслужил такую удачу? Неужели всё произошедшее – случайное стечение обстоятельств?
   - А вы не верьте! Придумайте объяснение сами! Чем более фантастическим оно будет, чем лучше!
   Лягушка на его руке одобрительно закивала головой.
   - Самое фантастическое объяснение, которое пришло мне сейчас в голову – это то, что вы волшебник, а тот молодой человек, который нашёл для меня работу – ваш помощник,- я счёл свой ответ верхом остроумия и приготовился услышать смех. Но кукольник ответил совершенно серьёзно.
   - Вот именно! И та девушка, которая вам продала книжку – тоже моя помощница.
Лягушка на руке кукольника закивала головой – подтверждала, что всё именно так и есть. А я понял, что цепочка невероятных событий ещё не раскрутилась до конца.
   - Вы волшебник? – я снова  попытался рассмеяться. Но   не получилось.
   - А что в этом такого странного? Кто по-вашему волшебник?
Я представил себе как кукольник достаёт из  рукава волшебную палочку, взмахивает ею и  превращает камень в сыр.
   - Тот, который умеет делать чудеса?
   - Скажите, превращение ртути в золото – это чудо или нет?
И снова я не знал, как ответить. Конечно, времена алхимиков прошли, философский камень уже давно никто не ищет. Но если использовать ядерные реакции…
   - Вот видите, как тяжело вам ответить на элементарный вопрос! Сто лет назад все учёные мира в один голос сказали бы вам, что превращение одного элемента в другой невозможно. Такое можно только в чудесной сказке, а учёные в чудеса не верят. Сейчас же мы прекрасно знаем, что если из ядра атома ртути удалить один протон – а для современной науки это не представляет проблемы – то атом ртути превратится в атом золота. В таблице Менделеева золото находится на 79-ом месте, а ртуть – на 80-ом. То, что вам кажется чудом сегодня, перестанет быть чудом завтра – точно так же, как перестало быть чудом превращение ртути в золото. Также и во многом другом. То, что в силу ограниченности наших знаний вам кажется чудом на самом деле – обычное использование тех умений, которые пока доступны лишь небольшому кругу людей. И не стоит удивляться, что этих людей другие, несведущие, принимают за волшебников.
   - Но как…- я хотел вернутся к начатому расспросу его о том, как это агент сумел так быстро договориться с работниками отделов кадров,  но осёкся, мысли мои внезапно переключились на совсем другое. А были ли ещё люди, которым они помогли с работой подобным образом? Лягушка внимательно посмотрела на меня и понимающе кивнула.
  - Представьте себе, что нужно создать что-то новое. Лекарство от глупости. Или ракету для полётов к звёздам. Если вы тут же скажите себе, что такое невозможно, то, разумеется, вы ничего не создадите. А если возьметесь делать  то, что вроде бы делать невозможно, то… Шанс появился. Вот это и случилось с тем молодым человеком, с которым вы познакомились здесь три дня назад. Его  задача была занимательная, и не из простых. И справился он с ней прекрасно – судя по тому, что вы здесь.
 - А девушка,- начал было я, и снова осёкся. Это же его помощница, вряд ли стоит ему рассказывать о неприветливости той девицы с волосами соломенного цвета!
  - Она вам не понравилась? Бывает. Но со своей задачей она справилась чудесно. Привыкайте принимать помощь и от тех, кто вам не симпатичен. В этом нет ничего зазорного. Помните картину Делакруа? Свобода не нуждается в одеждах, а тот, кто делает добро, не обязан улыбаться с утра до вечера. Обращайте внимание на сущность, а не на внешние атрибуты.
   Кукольнику, он же волшебник – если верить его словам – пришлось отвлечься, что бы мать двух мальчиков, выбиравших игрушки и краем уха слышавшая нашу беседу, могла расплатиться за выбранный товар. Затем он повернулся ко мне. Стащил с левой руки лягушку-марионетку и протянул мне.
   - Вот видите, здесь есть ниточка с колечком. Голову насаживаете на средний палец, лапки – на большой и безымянный, а колечко – на указательный. Теперь если согнуть указательный палец, лягушка приоткроет рот.
   Он стал показывать мне, как управлять лягушкой. Оказалось, что это не так уж сложно, хотя гибкости пальцев моих явно не хватало. Кукольник показал мне несколько упражнений для пальцев, которые можно делать в любой обстановке – в дороге, за телевизором, в кафе, на работе – никто не обратит внимания и не сочтёт чем-то неприличным желание человека размять пальцы.  В конце концов  он удовлетворённо вздохнул и сказал:
   - Всё, лягушка ваша.
И назвал цену.
   Я не собирался покупать эту лягушку-марионетку, но безропотно достал кошелёк и протянул ему требуемую сумму.
   - Побольше общайтесь с ней, и когда-нибудь  она оживёт. Я не шучу. Если вы способны стать волшебником – а у меня есть такое подозрение – то это случится. И тогда эта симпатичная лягушонка подскажет, что вам делать, как найти меня. Только помните – нужно очень верить в это и хотеть этого.
   Если бы не машина, оставленная на стоянке около автовокзала, я бы пошёл домой пешком. Что это всё было? Старичок-кукольник смеялся надо мной? Или в самом деле он в состоянии вершить какие-то чудеса?  И что считать чудом? И ещё огромнейшая масса вопросов, не находивших ответа, роилась в моей голове.
   Лягушку я бережно нёс в руке. Я был уверен, что в какой-то день она сама заговорит со мной.  И  я узнаю нечто такое, что ещё раз круто изменит мою жизнь.


Рецензии