Дневник начинающего поисковика

«Лиза Алерт» – волонтёрская организация, которая ищет людей, потерявшихся в городе или природной среде. До этой пандемии я несколько раз присоединялась к отряду. Сейчас в отряде из опасности заражения многие правила поменялись, ужесточились. Я не смогла вписаться в новую жизнь поисков, но вернусь потом… (Текст писала до пандемии).



Эпизод 1. Без двух минут полночь… Я жду около своего дома поисковика-попутчика, который заберёт меня на поиск. Бесснежный получился декабрь-2019, и не слишком морозный, но … Сейчас где-то там, на другой стороне Москвы, подросток, возможно, остался на улице или попал в беду. Я нечасто выхожу как волонтёр на помощь отряду «Лиза Алерт»: во-первых, я без личного авто; во-вторых, на восстановление сил после ночных длительных прогулок мне нужно время, а впереди – рабочий день. И вообще, каждый раз страшно нервничаю: «Хватит ли мне сил наравне с молодыми поисковиками выполнять задачу?» Хочу  рассказать всем, кто соберётся после этой страшной эпидемии присоединиться к отряду: здесь рады всем, никто и никогда не отмахнётся от вашего желания помочь, не посмотрит пренебрежительно. Проверено мной!
Ну, вон и белая «Субару». Это за мной. Парень из Мытищ собрался на поиск впервые, увидел, что я неподалёку и пешая, маякнул и заехал за мной.
Последний поворот дороги, и видна штабная машина. На небольшой площади рядом выстроились ещё автомобили и очень много людей. На первый взгляд показалось, что здесь около 100 человек. Потом старший на этом поиске подвёл итог: более 260 человек. Это и местные жители – друзья, знакомые семьи девочки – и те, кто на форуме отряда или в соцсетях увидел объявление о поиске и решил помочь.  Разруливают всех опытные поисковики. Сначала все регистрируются, потом встают во вторую очередь: здесь старший поиска раздаёт задачи с учётом опыта, пожеланий, наличия правильной экипировки. Кажется, что он делает всё очень медленно, но именно у этого человека сейчас, на месте, – самое ответственное задание. Его опыт, интуиция помогут нарезать такие задачи, чтобы найти человека максимально быстро. В правилах отряда – не разглашать подробности ситуации. Поэтому и я озвучу лишь то, что необходимо знать: девочка-подросток 12 лет не вернулась из школы. Есть парень, есть контакт с родителями, вполне домашний и открытый ребёнок.
Я ни разу не была в ночном лесу на поиске. Как-то опасаюсь того, что буду больше сражаться с ветками и ямами, чем иметь возможность сканировать окрестности – искать человека. Поэтому попросилась на «город». Нас в поисковой группе оказалось трое – я и двое мужчин, оба впервые, как оказалось,  на поиске «Лизы Алерт». Вот этого я не ожидала. И немного растерялась. Наша задача – патруль, расклейка ориентировок, опрос редких в 3 часа ночи людей. Нужно было проехать в означенном районе по каждой улочке, заглянуть во все закутки, осмотреть любую яму. СНТ – место в это время года не слишком многолюдное, нас кое-где встречали лаем только собаки. Одна даже выбралась из калитки, яростно рыча и лая. По центру СНТ неожиданно оказался пустырь, его не получилось просмотреть при помощи фонариков. Пришлось пройти немного вглубь. Мужчины оказались существенно более энергичные и длинноногие. Я отставала.
Внезапно поняла, что попала в неприятность: под берцами отчаянно стало чавкать; сухая трава, припорошённая снегом, скрыла болотистое место. Умом понимаю, что не утону, и напарников смогу позвать на помощь, но сердце начало колотиться гораздо громче. Напарники  оказались дальше, чем надо. А я их не проконтролировала. Но вот, пыхча, и дымясь от активной физнагрузки, выбралась-таки на сухое место. Отдышалась уже в машине.

А задача ещё не выполнена. Пустыри, стройки, заброшки… Поисковики не имеют права заходить на частные территории, поэтому мы лишь обошли стройки, покричали имя девочки, просмотрели канаву вдоль строящейся огромной парковки. Из бытовки стройки за нами внимательно следили рабочие. А мысли разные лезли в голову:  какая беда могла встретиться девчушке? …Пруд посреди посёлка. Совсем небольшой, и лёд нигде не повреждён. Значит, можно дальше двигаться. Мой фонарик пробивает метров триста светом так, что можно рассмотреть каждую травинку. Но 2,5 часа мы отрабатывали обозначенный старшим район поиска, и нигде не было следов девочки. Около 30 ориентировок расклеили на автобусных остановках, завезли на станцию «Скорой помощи»  и в отделение пожарной части. У поисковиков минуты на вес золота, поэтому чтобы на столб наклеить ориентировку без напарника, нужно приложить этот лист к столбу, а потом прижать его лбом и сделать со столбом «обнимашки», опутывая его скотчем – сначала по верху объявления, потом – по низу. Никакие ножницы не используются – рук не хватает. Просто надо встать на цыпочки и …откусить скотч! И бегом дальше! (Кстати, сейчас, в эпоху коронарируса, многое пришлось пересмотреть: и работу штаба, и общение в штабе, и откусывание скотча. Меры предосторожности должны быть соблюдены!).
Многие поисковики и помощники отряда не могут остаться ещё на одну задачу – утром надо выходить на работу. Уезжаем и мы. На часах: 5-30.
В 8-15 я уронила своё тело на кровать. Спать! В 14-30 появилось сообщение, которое все так ждали: «Найдена. Жива».





Эпизод 2.
– Ты вроде в лес днём хотела попасть на поиски? Завтра пойдёшь искать Ба, которую мы разыскивали неделю назад? – вот такой вопрос получила я 30 декабря на рассвете от напарника по поиску.
«Ну, новогодний стол можно организовать и за пару часов. А вот понять – могу ли я ходить по лесным тропинкам и без тропинок вовсе – важно!» И очень хотелось организовать маленький праздник одной семье – найти их бабушку.
Я – абсолютно городской житель. Нет дачи, не хожу и не езжу на пикники на природу. Поэтому абсолютно не имею в гардеробе вещей предназначенных для марш-бросков по природе. Были мысли принимать участие в зимних поисках в городской черте, поэтому я прикупила себе сапожки-дутики. Но нужна ещё куртка-неубиваха, штаны-непромокайки, перчатки, которые не жалко, термос, рюкзак и запасной комплект одежды. Полвечера я пыталась выложить на диване оптимальную кучку вещей. До пересечения с напарником мне ещё надо добраться автобусом и электричкой. Значит, к походному рюкзаку добавится пакет со сменной одеждой.
Затолкав своё перепуганное сердце в самый дальний угол сознания, в 7 часов утра выскочила из дома. В 10 утра я, ещё одна девушка и наш сегодняшний гуру по поискам – Сергей  – стояли перед железнодорожным полотном на севере Московской области. Наша первая задача, поставленная инфоргом поиска – пройти 3 км вдоль железнодорожного полотна. Нет, не по насыпи, а по лесочку вдоль: туда – по одной стороне, обратно – по другой. Мне, городской женщине, признаюсь: было сложно. Вот впереди полянка с сухой травой, наклонённой моросящим дождём и остатками снега. А какой трава высоты? Делаешь шаг – и оказывается, что она по пояс, а при следующем шаге – попадает нога поверх кома. Может, опытным людям ходить легко. Я шла с квадратными глазами от ужаса. Потом лесочек – со всеми буреломами, ручьями, заболоченными низинками и канавами. И вот в этот полный для меня экстрима день я сделала несколько важных открытий. Первое: в наших лесах, даже практически через двести метров от последнего дома СНТ, тьма живности живёт. Видела зайцев, и шкурки заячьи, которые бросил браконьер; видела волков или одичавших огромных собак – их следы вообще были повсюду. Ворону разодрали у меня на пути – мне показалось, что это фантики от простых карамелек свозь снежок красными каплями просвечиваются, оказалось – капли крови просвечивают, а останки по соседству. Ещё вывод: странное существо человек – в лесочке я нашла ковёр(!), погреб, а в ста метрах от домов СНТ – нужники в ряд поставлены. Как люди туда по ночам бегают? Почему не в своём дворе? Надо было просмотреть каждую канаву, заглянуть и в эти строения, и в кольца для отвода воды. Всё может быть. Действия нашей бабули-потеряшки, как и других старых людей с деменцией,  предсказать невозможно. Надо обращать внимание и на элементы одежды, которые могут попасться на пути поиска – при сильной гипотермии у людей начинается странная стадия, когда они, сильно ослабев и замёрзнув, вдруг начинают …раздеваться. Третий вывод: как же хорошо, когда рядом с тобой идёт внимательный и неравнодушный человек! Я только успевала бросить несколько раз взгляд в то место, что чем-то отличалось от общей картины, а Сергей уже замечал:
– Что увидела?
Также, поняв, что идти мне сложно – обувь подкачала – давал мне полегче задачу. Вот от всей души: спасибо, Сергей. Вывод четвёртый: хочешь идти в лес – имей правильную амуницию. Каждая травинка в этот мокрый декабрь красилась! Моя розовая куртка приобрела дизайнерско-бомжеватый вид, дутики промокли так, что в них хлюпала вода, а перчатки пришлось потом выкинуть – они обросли репьями и стали ежами. Но это всё не помешало мне натопать 11 км! Я по асфальту столько не ходила, наверное, несколько лет.
 
Увы, бабулю мы не нашли. Конечно, уже было понятно, что не судьба, скорее всего, найти её живой. Но родственникам нужна определённость, им важно хотя бы иметь возможность похоронить и на могилку приходить… Стоило устать до звёздочек в глазах, и я думала: «Каково это: метаться по квартире, искать на каждой улочке городка, переживать каждую ночь в обнимку с валерьянкой и ждать….» Жаль, не получилось побыть волшебницей – найти бабулю… Вернулась домой я к семи часам вечера. Душ, экспресс-нарезка салатов, и вот он – звон курантов. Но вывод пятый: после дня в мокрой обуви и состояния «сейчас меня разорвёт от напряжения» присутствовала чёткая уверенность – Рождество мне встречать с соплями и кашлем, или спина скажет своё слово. Нет! Благая цель моих пробежек по Подмосковью не позволила простуде и близко подойти!


Рецензии
Лариса, отлично написано! Так динамично и так подробно. Я раньше встречала публикации о работе Лиза Алерт, но только у вас прочитала, как это происходит на самом деле. Вот это очень тронуло: "Затолкав своё перепуганное сердце в самый дальний угол сознания..." Действительно, это так непросто - выйти из теплой квартиры навстречу неизвестности. Вы молодец!
С уважением,

Тамара Непешка   07.12.2020 12:23     Заявить о нарушении
Спасибо. Рада знакомству!

Лариса Вер   07.12.2020 12:44   Заявить о нарушении