Салфетка

Весна. Солнечный денёк. Стёпа и Руслан шли из школы. Всё-таки, юность это замечательное время. Или двенадцать лет это уже отрочество? Не важно. Кода тебе двенадцать лет, ты не задумываешься над тем отрок ты или юноша. Ты человек, и это главное. А ещё ты свободен. Свободен, просто идти из школы вместе с другом, пускать кораблики по ручейкам талого снега. Ещё в школе эти кораблики были простыми рисунками на уроке ИЗО. А сейчас уже бодро бороздили «бескрайние просторы рек».

Всего три дня назад закончился переезд Стёпиной семьи в новую квартиру, и ему не терпелось показать другу его новую комнату. Ведь раньше-то у Степана не было своего личного уголка, приходилось делить одну спальню со старшим братом и дедушкой. Теперь же, у Стёпы есть своя, личная комната. И разумеется, мальчику не терпелось показать её другу.

Мальчики весело обсуждали последнее сочинение по литературе. Точнее его результаты. Светлана Константиновна, учительница родного языка и литературы опять почти пол урока расхваливала сочинение Руслана. Грамотности, стиль, обороты речи. За эти «гениальные» сочинения, девочки тихо ненавидели своего одноклассника. Где это видано, мальчик пишет сочинения лучше девочек? Остальные мальчики класса, наоборот, гордились Русланом. Дескать, так им, этим задавакам. И только лучший друг Стёпа знал причину этих оценок. Хотя, это были лишь соображения Руслана.

Мальчики уже подходили к дому Стёпы, когда взгляд Руслана наткнулся на деревянную вывеску одного из магазинов: «Уголок Безделушек». Мальчик потянул друга за рукав:
- Стёп, это что за магазин такой, чудесатый?
- «Уголок»? Не знаю. Я туда ни разу не заходил. А родители говорят, что это антикварная лавка.
- А давай зайдём? Интересно же!
- Ну, давай. Только не долго. Мама волноваться будет, если задержимся.

«Уголок Безделушек» встретил Руслана запахом манной каши. Именно такой, какую, когда-то готовила его мама, пока не свинтила с новым мужем в Грецию. Руслану тогда было шесть лет. От нахлынувших воспоминаний, на глазах мальчика выступили слёзы.

- Эй, Рус! Ты чего плачешь?
- Не плачу я! Просто, тут манной кашей пахнет, чувствуешь? Моя мама её когда-то готовила.
- Какая манная каша? Тут апельсинами пахнет! Ты же знаешь, у меня на них аллергия. А я их так люблю.
- Какие апельсины?! Тут пахнет манной кашей!
- Точно? – Руслан кивнул, - а я тогда почему апельсины чувствую. Чудесато-то как. Пошли, найдём продавца и спросим про то, что за запах такой.

Руслан снова кивнул, и мальчики отправились на поиски. Оно бродили между стеллажей. То и дало с разных концов магазина слышались восторженные возгласы: «Рус, глянь, что я нашел!», «Стёпа! Дуй сюда! Тут такое!» Изрядно набегавшись, они всё же подошли к столу продавца. Наши они его быстро, но подходить не спешили. Слишком много замечательных вещей стояло на полках.

-Здравствуйте,- хором поздоровались мальчики.
Женщина продавец кивнула им. Вообще. Продавец тоже была не обычной. На лице кружевная чёрная вуаль, на  плечах тёмный, цвета ночного неба платок, на руках тонкие черничные перчатки. Ну, просто образец ведьмы из книжек.
- Нам очень нравится Ваш магазин. Но неужели у Вас не воруют? – набрался смелости Руслан.
- Не воруют. Вот у вас же, мальчики, не возникло желание взять отсюда что-то бес спроса?
- Не возникло. Нас родители хорошо воспитали, - улыбнулся Стёпа.
- Вот и у других не возникает. Чувствуете запах? Это запах безопасности и уюта. У всех он разный, не удивляйтесь. Люди чувствуют его, и не хотят красть.
- Это поэтому я чувствовал запах манной каши, а Стёпа запах апельсинов! – догадался Руслан.
- Правильно. Хотите рассказу Вам правила этого места?
- Рассказывайте! – Стёпа чуть не подпрыгивал.

- Я древнее, чем этот город
Я древнее, чем все дороги.
Был мой путь не лёгок и долог,
А сейчас здесь мои чертоги.
И сравняется с пылью время.
И поствремье придёт на смену
Это место – моё бремя.
И его ничто не изменит.
Лишь история имеет цену. У каждого из моих товаров она есть. Вы можете выбрать любой, я отдам его вам, отдам его историю. А взамен вы отдадите мне одну вещь и её историю. Всё просто.

- А можно что угодно выбрать? – Руслан осмотрелся.
- Можно.
- Стёп, ты, это. Погуляй тут немного. У меня есть вещь для обмена.
- Точно? Рус, ты уверен? А что ты обменивать собрался?
- Ну. Салфетка же нам выдала тетрадки с сочинениями. А я свою тетрадку потеряю. Случайно. Посмотрим, отреагирует или нет.
- Окей. Я тогда пойду, вберу себе что-нибудь.

Когда Стёпа ушел, Руслану стало как-то не по себе. Он кашлянул и сел на стул.
- В общем. Я ведь не гений сочинений. А наша учительница по родному языку и литературе уверена в обратном. Её Светлана Константиновна зовут вообще-то, но за кучу рюшечек на одежде и любовь к вязанию крючком, мы её Салфеткой прозвали. Вы представляете, она даже на переменах сидит и вяжет всякие салфетки кружевные. У неё кабинет похож на рюшечное царство. Она не старая, ей ещё и тридцати наверно нет. Вот.
 
А у меня папа одинокий. Ну, в смысле я-то у него есть. А вот мама моя шесть лет назад нас бросила. Назвала меня ошибкой и подала на развод. Мама с папы ничего не требовала, на опекунство надо мной тем более не претендовала. Их быстро развели.  Я тогда маму в последний раз видел. И слышал тоже. Она не звонит мне. Иногда пишет папе, предупреждает, когда алименты придут. Ну, типо, позже или раньше срока. А папа её очень любит. И я люблю. Но если вернётся, не приму. Она предала нас. У неё другое мнение. Говорит (папа рассказывал), что нового мужа мама очень любит. И Их общую дочку тоже. А меня?  Меня она ни видеть, ни слышать не хочет. Я привык.

Вот. А мой папа, он очень хороший. Вот и Салфетка это поняла. Они познакомились на родительском собрании, Салфетку туда наша классная руководительница пригласила. Это ещё в начале пятого класса было, а сейчас я в шестом. Вот. И типо. Ну, он ей понравился. Через меня Салфетка пытается привлечь его внимание. Оценки завышает, если что-то не понятно объясняет отдельно. Ну, и на беседы регулярно вызывает его. Якобы я себя плохо виду. А мне Салфетка нравится, она хорошая, добрая. Готовит вкусно. Ну, по крайней мере, печеньки хорошо печёт. Она их в честь нового года приносила.

Я очень хочу, что бы у папы и Салфетки всё получилось. Она такая красивая. Красивее чем мама. И добрее. И вообще, я хочу, чтоб папа был счастлив. Я уверен, что Салфетка, именно та, кто ему нужна. Он иногда ходит на свидания. Но те мадам, которых он приводил знакомиться со мной, и близко не были такими классными как Салфетка.

Вот. Держите, это моя тетрадка для сочинений. Салфетка убеждена, что я пишу отлично. Я так не считаю. Мне неприятно, когда она хвалит меня за тот, что ей нравится мой папа, а не за мои заслуги. Я читал сочинения других ребят, у многих они на много круче. А хвалит она меня. К тому, же, если я потеряю тетрадь, у Салфетки появится повод вызвать папу на разговор по поводу моей безалаберности. Вот.

Я могу что-нибудь выбрать?
- Можешь. Ты ведь уже выбрал.
- Ага. Но не слишком ли странный обмен? Тетрадка на столовый сервиз?
- Цену имеет лишь история. Предмет – это всего лишь носитель.
- А Вы помните все истории всех предметов?
- Да. И теперь я помню историю этой тетради. Неси сервиз, я расскажу тебе его историю.

Когда сервиз оказался на столе, женщина продавец начала свой рассказ.
- Мне редко приносят радостные истории. Почти все предметы несут горе. Люди – эгоисты. Мало кто хочет отдать кусочек своей радости. В отличие от горя. Это нормально. Но люди не понимают, что когда они делятся счастьем, его становится больше. А вот количество горя не меняется. Горя, а ни боли. Боль может притупиться.

Этот сервиз мне принесла одна женщина. Его подарили ей на свадьбу. Все 20 лет её брака он такой красивый стоял в серванте. Детей у них с мужем так и не появилось, хотя очень она очень хотела. А потом муж признался в то, что всё это время у него была вторая семья. Он не хотел детей от законной супруги, но при этом имел троих от любовницы. Любовницу это устраивало. Жена не знала. Он решил рассказать всё жене, потому что его сын заболел и нужны были большие деньги на лечение.

Продавать свадебный сервиз она не захотела. Была в ней обида на мужа. Муж продавал имущество ради сына. А той женщине было плевать на этого ребёнка. Почему она должна была думать о том мальчике? Лишаться предметов быта ради него. Её муж подумал о своём сыне, но почему-то забыл подумать о своей жене. Этот сервиз стоит не малые деньги, и то, что эта женщина отнесла его сюда, было её своеобразной местью. Не ребёнку. Мужу. Точнее, тогда уже бывшему мужу.

Что было дальше я не знаю. Эта женщина больше не приходила ко мне. Можно по-разному относиться к её поступку. Но в «Уголке Безделушек» никто и никогда не встречает осуждение. Лишь принятие.

- Грустная история.  А знаете, зачем мне сервиз? Хочу, что бы папа понял, что нам не хватает женской руки дома. И вместе с тем, скажу, что ничего не имею против Салфетки в роли мачехи. Правда, как объяснить ему, откуда у меня сервиз, я ещё не придумал.
- Да соври что-нибудь! А вообще, твой папа классный мужик, скажи правду. Думаю, он не сильно ругаться будет, - подошедший Стёпа жизнерадостно улыбался, -  ну всё. Теперь моя очередь.


Рецензии