Базаровы

Базаровы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.

Прим.
Базаровы  - распространенная фамилия у многих народов.




Список фамилий татар Речи Посполитой

Сайт
 TATARZY POLSCY


Базаровы


http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Базаров Юрий Хаджиевич

***

Прим.
Национальность не указана.

***

Лейтенант
Военнослужащие 12 дВВ, погибшие при выполнении воинского долга
http://veteran5580vv.narod.ru/index/0-13

***

Базаров Юрий Хаджиевич
25.07.1973 — 7.06.1996
Родился в семье военнослужащего в Венгрии, в Будапеште.
В 1990 году окончил филиал Ашхабадского политехникума в городе Чарджоу.
С 1 августа 1990 года по 1 марта 1992 года проходил срочную службу в Российской и Туркменской армиях.
С 1994 года по 1996 год служил по контракту в Вооружённых Силах Туркменистана.

В марте 1996 года заключил контракт для прохождения службы во внутренних войсках России. Лейтенант Базаров Юрий Хаджиевич был зачислен на должность командира взвода в в/ч 6533.

Погиб в Чечне в результате одиночного осколочного ранения головы.

Остались отец и мать, проживающие в Ашхабаде…





С чего началось объединение татар в Сызрани?
19.03.2016

***

Все началось в декабре 1990 года, тогда он преподавал в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. Начальник училища генерал Алексей Базаров помог организовать общее собрание татар города. Собралось более двухсот человек, были почетные гости из Самары и Тольятти во главе с Рашитом Абдуловым и Шамилем Багаутдиновым, представлявшими Самарскую татарскую организацию «Туган тел». Так, 2 декабря 1990 года в Сызрани была создана первая общественная организация татар – Татарский культурный центр «Туган тел», председателем которого выбрали Галиуллу Габдрашитова…





Базаровы

***

Описание герба см. текст >>>
Том и лист Общего гербовника XXI, 16
Губернии, в РК которых внесён род Петроградская
Часть родословной книги III
Родоначальник
Мурза Салахмир.
Княжна Анастасия Ивановна Рязанская
Место происхождения
Рязанское княжество
Подданство
Великое княжество Литовское
Российская империя

Базаровы — старинный дворянский род, от бояр рязанских.

По сказаниям древних родословных книг, к великому князю Олегу Рязанскому выехали из Большой Орды, два знаменитых мужа:
Салахмир (Солохмир, Хоросмир, Салах-эмир) и его старший брат Едуган (Идуган, Эду-хан от него род Хитрово) Мирославовичи.

Салахмир принял святое крещение с именем Иоанн.

Великий князь Олег Иванович[1] отдал за него в супружество свою родную сестру княжну Анастасию Ивановну и пожаловал ему несколько вотчин.

При присоединении рязанского княжества к московскому в 1521 г., рязанским дворянам были взамен рязанских, предоставлены поместья в иных московских губерниях.

Предки Базаровых были испомещены в Новгородской и Псковской областях.

По Десятням в 1550 году Базаровы Новгородские помещики.

Псковский помещик Ондрей Володимиров сын Базаров - опричник Ивана IV Васильевича Грозного[2].

Герб рода Базаровых

Определением Департамента Герольдии Правительствующего Сената от 26 ноября 1863 года, утверждены постановления Петроградского Дворянского Депутатского Собрания от 24 и 31 октября 1863 года о внесении в третью часть Дворянской родословной книги Протоиерея Александра Базарова и сыновей его Александра и Павла на основании Всемилостивейшего сопричисления первого из них к ордену Св. Владимира третьей степени 7 августа 1860 года.

Описание герба

В горностаевом щите вертикально золотой православный восьмиконечный крест. В червленой оконечности щита накрест серебряные с золотыми рукоятками меч и шпага. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два серебряных орлиных крыла. Намет серебряный, подложенный червленью. Девиз «БОГ, ЧЕСТЬ, ДОЛГ» на серебряной ленте червлеными буквами.

Герб Базаровых внесен в Часть 21 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 16.

Официально герольдией род этот не был утвержден в древнем дворянстве.

Примечание: В геральдике горностаевый (королевский) мех издревле служил символом власти, господства и употреблялся для подбивки мантий государей, князей, герцогов и других лиц королевской крови. Присутствие меха белого горностая в одеянии и головных уборах, а также в гербах королей и высших государственных лиц, символизировали о чистоте и являлись отличительным знаком королевской знатности.

Родословная роспись Базаровых

В синодальном списке родословий 1851 года, в главе № 16, имеется запись:

Род Салнахиров, от него Кончеевы, Вердеревские, Крюковы.

Приехал к великому Князю Рязанскому Мирославича из большие Орды, и одного брата убили Татарове на поле, а за другого брата дал Князь великий Рязанский сестру свою Настасью за Ивана за Лохмира; а у Ивана сын Григорий; а у Григорья Ивановича дети: Григорий, да Михайло Обумал, да Кончей, да Костянтин; и от Григорья пошли Вердеревские, а от Михаила от Обумалы пошли Крюковы да Шишкины, а от Кончея Кончеевы. Дувановы, Пороватые, Ротаевы, Базаровы.

Род Базаровых в Великом княжестве Литовском

Польский герб Базаревич

Род Базаровых, как и другие рода мурзы Салахмира упомянуты в Польско-Литовских и московских документах, как выходцы из Литвы. Темир Симанов сын Базаров упомянут в Дворовой тетради по Костроме в разделе: Литва дворовая.

Полонизированная форма от Базаров в Великом княжестве Литовском Базаревские и Базаревичи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз, причем титул мурзы, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов. С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды….: БАЗАРЕВСКИЙ (герба Сверчек);

Титул мурзы употребляли (прибавляя его к фамилии) следующие литовско-татарские семьи…..:БАЗАРЕВСКИЙ (герба Базан, он же Баженский);
Среди литовско-польских татар имелись князья и мурзы Базаровские[3].

В представленном Польском гербе Базаревич, на щите, имеется перевернутая тамга П - тамга Джучидов[4]. Данной видоизмененной (одмяном) тамгой пользовались хан Батый и его потомки.

Историко — этимологический анализ фамилии Базаров[править | править код]
Ономастика имени по Н. А. Баскакову: «родившийся в базарный день из тюрк. basar рынок»[5]. Дворяне с конца ХVI века. Под 1568 годом отмечен Темир Базаров (имя и фамилия тюркские) в Ярославле[6]. Прозвище у людей, родившихся в базарные дни[7];

Базар (тюрко-татарское) — кочевая ставка правителя;

Базарец — придворный служитель кочевой ставки правителя;

Орда-базарец — торговец, состоящий в Орде-базаре, то есть большой группе лиц, обслуживающих ставку правителя (орды), иногда Орда-базар называлась сама ставка правителя;

В Золотой Орде имелся титул: «Базар да торган лнар» — блюститель порядка на базаре. На данное место назначались отпрыски видных татарской знати, было очень доходным и занять его было крайне трудно и почётно.

Дворянские роды, происходящие от Солохмира-мурзы (Ивана Мирославова)
Абутайловы Апраксины Базаровы Вердеревские Дувановы Катевы Кончеевы Крюковы Пороватые Ратаевы Ханыковы Хитровы Чеботаревы Шишкины

Ссылки и примечания

‡Боярин Иван Мирославович являлся зятем великому князю рязанскому Олегу Ивановичу.
‡Список с грамоты царя Ивана Васильевича 1550 года о жаловании поместьями Лета 7059 (1551 г.) октября в 3 день Царь и Великий Князь Иван Васильевичь, всеа Русии, приговорил з бояры учинить в Московском уезде да в половине Дмитрова да в Рузе в Торусе да в Звенигороде да в Числякех и в ординцах и во бортниках и в перевесных деревнях и в тетеревничих и в оброчных деревнях, от Москвы верст за шесдесят и за семдесят помещиков детей боярских лутчих слуг, 1000 человек
‡ИС—8 см. СТМД — 121 (ХНН).
‡Труды Международных нумизматических конференция. "Монеты и денежное обращение в Монгольских государствах XIII - XV веков." П.Н. Петров. В.А. Беляев: "К вопросу о персонализации тамг на монетах Чагатайского улуса". Саратов. 2001г.
‡РФТП — 30.
‡Веселовский, 1974, с. 19.
‡Баскаков, 1979, с. 30.

Литература

В.Е.Рудаков. Базаровы // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.
Дело Департамента Герольдии Правительствующего Сената об утверждении герба Базаровых от 22.12.1916. РГИАф.1343, оп.35, д.871
Gajl T. Polish Armorial Middle Ages to 20th Century. — Gdask: L&L, 2007. — ISBN 978-83-60597-10-1. (польск.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Солохмир

***

Солохмир (Салахмир) — татарский мурза.

В 1371 г. выехал из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу со своей конной дружиной, помог ему изгнать из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернуть себе Рязанское княжество.

Принял крещение с именем Ивана Мирославича и женился на сестре Олега Анастасии Ивановне, получив в приданое Венев, Ростовец, Верхдерев и т. д. В 2004 году на территории Солотчинского женского монастыря была обнаружена надгробная плита Салахмира, в крещении Ивана, принявшего перед своей кончиной схиму с именем Иосиф.

Является родоначальником нескольких дворянских родов.

Ссылки

История Рязанского края: Солохмир. Проверено 15 декабря 2014.
Салахмир Иван Мирославич на «Родоводе». Дерево предков и потомков

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Дворянские роды, происходящие от Солохмира-мурзы (Ивана Мирославова)

***

Абутайловы
Апраксины
Базаровы
Вердеревские
Дувановы
Катевы
Кончеевы
Крюковы
Пороватые
Ратаевы
Ханыковы
Хитровы
Чеботаревы
Шишкины

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Салахмир

***

ср., 22/09/2010 - 21:27
От Салахмира до Виноградова

Фестиваль хоровой духовной музыки, посвященный памяти композитора протоиерея Михаила Александровича Виноградова (1809-1888) с каждым годом набирает силу: увеличивается число и расширяется география его участников, растет количество сценических площадок, на которых выступают хоровые коллективы.

Подводя итоги третьего Виноградовского фестиваля, председатель жюри иеромонах Амвросий (Носов) отметил несколько особенностей этого года: участие детских коллективов, крупных иногородних хоров, но малое количество участников из Рязанской области. Особо он отметил квартет священников Вознесенского храма г. Рязани: «До революции священнические хоры были не такой уж редкостью. В 1914 году в Тамбове на канонизации святителя Питирима Тамбовского пел хор из 120 священнослужителей. И сейчас отрадно уже то, что есть вкупе четыре священнослужителя, которые не пренебрегают церковным пением».

Могила М.А.Виноградова на Лазаревском кладбище

Все большую роль этот фестиваль играет и в жизни прямых потомков композитора. Нашими современниками являются представители четырех поколений рода Виноградовых.
Самая старшая Татьяна – праправнучка Михаила Александровича, 1921 года рождения, живет в Германии. Однажды она была в Рязани, чтобы поклониться могиле предка, и была удивлена ее ухоженностью. Поколение самых младших – это уже шестое колено от Михаила Александровича. А всего на сегодняшний день живых потомков насчитывается порядка 100 человек. Живут они, помимо Рязани, в Липецке, Москве, Германии, Франции, Англии и Америке. Из-за занятости работой и повседневными заботами им не так часто удавалось бывать в Рязани. Но теперь фестиваль ежегодно собирает их на родине предков.
Первыми участниками фестиваля в 2008 году были родные сестры – прапраправнучки композитора Татьяна и Ирина Павловны из Москвы и Липецка. Татьяна Павловна вспоминает: «Во второй день фестиваля на концерте хора Московской патриархии под управлением иеромонаха Амвросия мы с Ириной сидели в губернаторской ложе как почетные гости. Прямо перед нами был весь зал как на ладони, а напротив нас, на задней стене сцены – портрет Михаила Александровича, который подсвечивался ярким лучом прожектора. И в этом потоке света я словно почувствовала его взгляд, направленный на меня, и услышала его слова, он будто бы давал нам знак: опомнитесь и вспомните меня, ведь мне в следующем 2009 году исполняется 200 лет. Рязанцы меня помнят и почитают, отзовитесь и вы! Так, накануне своего 200-летия, он словно позвал нас на свой юбилей.

Панихида на могиле М.А.Виноградова

Вернувшись в Москву, мы рассказали нашим многочисленным родственникам о теплом приеме, который нам оказали организаторы фестиваля, и все решили поехать в Рязань в следующем году, что и осуществили. Надо сказать, что дети его и внуки дружили всю жизнь и передали это чувство локтя и нам, последующим поколениям. Теперь дружат и наши дети».

В этом году приезжали представители рода Виноградовых, которые все произошли от сына композитора Павла Михайловича – земского врача и его супруги дворянки Александры Алексеевны Вердеревской.

Род дворян Вердеревских очень древний. Он ведет начало от татарского мурзы Салахмира – «потомка Ордынских владетелей, который помог великому князю рязанскому Олегу Ивановичу восстановить свое положение после смещения его с престола Владимиром Пронским. Салахмир принял крещение с именем Иоанн. После этого Олег Иванович женил его на своей сестре Анастасии и пожаловал ему во владение следующие вотчины: Верхдерев, Веневу, Ростовец, Веркошу, Михайлово поле и Беспуцкий стан. Салахмир, теперь уже боярин Иван Мирославич, был любимым зятем Олега Ивановича и верным ему помощником». Так писал о Салахмире архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) в 1988 году в статье «Олег Иванович, великий князь рязанский», опубликованной в №1 «Журнала Московской Патриархии».

А в 2004 году на территории Солотчинского женского монастыря произошло очень важное событие. Во время рытья траншеи под водопровод была обнаружена массивная каменная плита. Учеными установлено, что эта плита является надгробной плитой Салахмира, в крещении Ивана, принявшего перед своей кончиной схиму с именем Иосиф. Останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников. Подробнее об этом можно прочитать в публикации Ю.В. Гераськина «Загадка мурзы Салахмира» в журнале «Виноград».

Храм Солотчинского монастыря

Мне посчастливилось познакомиться с сегодняшними Виноградовыми еще на фестивале 2008 года. На фестивале этого года я с ними не расставалась. Вместе мы были и в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Солотчинского женского монастыря, где молились о упокоении их предков – бывшего татарского мурзы Салахмира (в схиме Иосифа) и протоиерея Михаила Александровича Виноградова.


Потомки М.А.Виноградова и Салахмира перед панихидой в Солотчинском монастыре

Потомки нашего известного земляка благодарны организаторам фестиваля и всем рязанцам за память о нем.

В завершение фестиваля председатель жюри иеромонах Амвросий пожелал всем его участникам расширения репертуара, усовершенствования пения, а организаторам – помощи Божией в его проведении и в дальнейшем.

Т.В. ШУСТОВА

Загадка мурзы Салахмира

Гераськин Ю. В.

НАХОДКА В СОЛОТЧИНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В 2004 году на территории Солотчинского Покровского женского монастыря (пос. Солотча, г. Рязань) во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста. Текст не был загрязнён и хорошо читался:

ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПО//ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ//ТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ//ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I//ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I//ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ//КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН//ДРИТОМЪ ХРИСАНОМЪ

Эта надпись помогла приоткрыть завесу тайны над одной из загадок в истории Рязанского княжества…

Плита Салахмира

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ РЯЗАНСКИЙ

Найденная плита напрямую связана с именами двух видных государственных и военных деятелей Рязанского княжества в XIV — начале XV вв. Первый из них — Олег Иванович, великий князь Рязанский (1350–1402). Имя Олега Ивановича было далеко не последним в русской истории. Широко распространено историческое предание о дипломатической миссии в Рязань преподобного Сергия Радонежского по примирению Олега Рязанского с великим Московским князем Дмитрием Ивановичем Донским. Олег Иванович всегда был самой значительной и любимой фигурой населения Рязанского княжества. Считается, что на Рязанском гербе изображён в виде воина с мечом именно Олег Рязанский. Высоко оценивал роль Олега в русской истории известный историк XIX века К. Бестужев-Рюмин: «В Олеге нельзя не признать значительной энергии и уменья держаться, насколько позволяли силы, между враждующими сильными князьями; стремление противодействовать их усилению составляет характеристическую черту его деятельности». Эти слова — весомый ответ на незатейливые инсинуации об игнорировании князем Олегом общерусских интересов.

Традиционно для русских князей Олег Иванович был искренне верующим православным христианином, отдающим многие силы заботам о процветании Православной Церкви. В 1390 году Олег Иванович заложил Солотчинский монастырь. Вскоре широко одариваемая великим князем и его преемниками поместьями обитель заняла первое место среди рязанских монастырей. Сам Олег Иванович, по основании обители, был пострижен здесь епископом Рязанским Феогностом в монашество с именем Иона, а в 1402 году — в великую схиму с именем Иоаким. 5 июня 1402 году в возрасте приблизительно 64 лет князь-монах скончался и был погребён в основанной им Покровской церкви Солотчинской обители. Немного позднее рядом с ним похоронили и его жену Евфросинью (в схиме Евпраксию), которая скончалась 5 декабря 1406 года. Ныне бренные останки Олега Рязанского покоятся в раке в монастырском храме Святаго Духа.

ТАИНСТВЕННЫЙ СХОРОСМИР

Но если об Олеге Ивановиче история сохранила достаточно много сведений, то кто же такой таинственный Схоросмир, которого надпись на плите именует еще и Иваном Смирославичем?

В истории Рязани действительно известен зять князя Олега Рязанского по имени Иван Мирославич. Он упомянут в жалованных грамотах князя Олега, причём в устойчивой форме: «Поговоря с зятем своим с Иваном Мирославовичем». Например, в Актах исторических это место приводится в следующем виде: «Се язъ Князь Великий Олгъ Иванович, поговоря с зятемъ своимъ съ Иваномъ съ Мирославичемъ…». Подобные формулировки свидетельствуют, что Иван Мирославич был одним из главных советников рязанского князя. Но сведения о нём, за пределами вышеупомянутых грамот, отрывочны и противоречивы. В этом-то и заключалась загадка.

Так, на основе неизвестных нам источников, вероятно, позднесредневековых родословцев, известный историк XIX столетия Д.И. Иловайский и некоторые другие исследователи называют Ивана Мирославича и другим, неправославным, именем: «мурза Салахмир». Иловайский реконструировал его историю следующим образом: мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан.

В 1371 году в междоусобной борьбе Олега Рязанского с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и князем Пронским Владимиром Дмитриевичем побеждает союз Москвы и Пронска. После поражения под Скорнищевым Олег Рязанский вынужден был бежать из Переславля Рязанского. На рязанский стол Дмитрий сажает своего ставленника и союзника Владимира Пронского. Однако Олег Иванович, опираясь на народную поддержку и на сильную конную дружину мурзы Салахмира, изгнал из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернул себе Рязанское княжество.

Интересно, что в поздних источниках имя «Салахмир» передаётся по-разному: Солохмир, Салхомир. Историки предполагали, что это имя можно прочитать и по-другому: Солых эмир или Салах-темир. Трудно объяснить и то, откуда у новоявленного рязанского боярина, крещённого Иваном, появилось отчество «Мирославич». Существует предположение, что отцом Салахмира был русский боярин Мирослав. Согласно другим догадкам, Салахмир сам когда-то был русским князем, потом выехал в Орду, там принял ислам и новое имя, а затем, вернувшись в русские земли, вновь возвратился в исконную православную веру и взял своё исконное имя. Но как всё было на самом деле, нам неизвестно.

ТАИНСТВЕННАЯ ЗАВЕСА ПРИОТКРЫВАЕТСЯ
И вот теперь найдена надгробная плита, надпись на которой помогает, пусть и не в полной мере, раскрыть давнюю тайну. Прежде всего, надпись на надгробной плите из Солотчинского монастыря подтверждает сведения поздних родословцев и мнение Д.И. Иловайского о том, что Иван Мирославич до принятия крещения носил восточное имя. В этой надписи он назван Схоросмиром, но речь явно идет об известном нам Салахмире. Об этом говорят одинаковые православные имя и отчество (Иван Мирославич), а также семейная связь с Олегом Рязанским. Скорее всего, семейное предание (плиту ведь установили какие-то дальние потомки Схоросмира/Салахмира/Ивана) успело исказить исламское имя и оно было передано на плите неверно. Ясный пример того, как происходили такие искажения, дает сама надпись на плите: отчество Ивана здесь воспроизведено как «Смирославич», что сразу заставляет вспомнить формулу «поговоря с зятемъ своимъ съ Иваномъ съ Мирославичемъ…» Таким образом, мы наблюдаем типичную ошибку чтения, состоящую в неверном делении букв древнерусского текста на слова: из «съ Иваномъ съ Мирославичемъ» получилось «съ Иваном Смирославичем».

Но, главное, мы узнаем несколько новых сведений, отсутствующих в письменных документах. Во-первых, приведена новая версия имени — Схоросмир. Во-вторых, мы узнаём, что Схоросмир/Салахмир/Иван перед своей кончиной принял схиму с именем Иосифа и был погребен в Солотчинском монастыре, там же, где и его родич князь Олег Рязанский с женой. Наконец, утверждается, что останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников.

Таким образом, перед нами более точно предстаёт подлинная судьба бывшего татарского мурзы, поступившего на русскую службу и принявшего православную веру. И эта судьба оказывается непосредственным образом связана с историей Солотчинского монастыря, в котором нашел свой последний приют схимник Иосиф, когда-то славный воинскими подвигами…

Кстати говоря, похожими были и судьбы других выходцев из Орды, оказавшихся в Рязанских землях — все они, поступив на службу к тому или иному рязанскому князю, вскоре принимали православие. Так, считалось, что на службу к Олегу Рязанскому пришел брат Салахмира — Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр. Как и брат, Еду-хан принял православную веру и в крещении был наречён Андреем. Интересно в этом случае тот факт, что Еду-хан, скорее всего, был чингизидом, ведь, согласно монгольской традиции, ханами в Золотой Орде именовали только потомков Чингисхана (монгол иного происхождения мог стать эмиром, темником или беком, именно эмирами были Тамерлан и Едигей). А это значит, что и Салахмир мог происходить из рода чингизидов.
Православное крещение принимали и другие ордынские выходцы, оказавшиеся волею судеб в рязанском княжестве: Мурза-Батур принял имя Мефодия, Кичибей стал Василием (или Селиваном), Таптык — Даниилом. Впрочем, известно, что подобный выбор совершали практически все татарские ханы, мурзы и беки, приходившие на службу к русским князьям разных земель.

ПОТОМКИ МУРЗЫ САЛАХМИРА

Насколько известно, у Салахмира/Ивана был только один сын — Григорий Иванович. В свою очередь, у Григория Ивановича было четыре сына. Д.И. Иловайский приводит сведения о сыне Салахмира: «Сын Ивана Мирославовича Григорий играл роль главного советника при дворе Олегова внука Ивана Федоровича; о нем также встречается выражение: “Поговоря с дядею своим с Григорьем с Ивановичем”». Значительная роль, которую играл Григорий Иванович в жизни Рязанского княжества, тоже не случайна, более того, типична. Дети выходцев из Орды были уже православными христианами, носили православные имена, и, помня о своём происхождении, гордясь им, тем не менее, ощущали себя уже русскими людьми, вливались в состав русской знати и русского дворянства.

Вот и от Салахмира пошли многие дворянские роды Рязанской губернии и всей России: Вердеревские,
Апраксины,
Апраксины-Вердеревские,
Ханыковы,
Крюковы,
Шишкины,
Дувановы,
Ратаевы,
Пороватые.

Во многом именно они образовали верхушку рязанского дворянства в последующие столетия.

Основателями русских дворянских фамилий стали и другие ордынские выходцы, пришедшие в Рязань.

От Еду-хана ведёт своё начало дворянский род Хитрово,

от Мурзы-Батура — род Петрово-Соловово,

от Кичибея — род Коробьиных,

от Таптыка — Таптыковы,

от царевича Благодена — род Мертваго.

Таким образом, история с мурзой Салахмиром, или Иваном Мстиславичем, близким родственником князя Олега Рязанского — наглядный и поучительный исторический пример родственных контактов русских с мусульманами через династические браки, при сохранении православного начала в брачном союзе. В рязанской истории он имел продолжение в XVII веке в личностях царевичей Касимовских (татар по рождению): принявшего христианство царевича Василия Арслановича и, особенно, его сына царевича Иоакова (блаженного Иоакова, царевича Касимовского), прославившегося своей благочестивой и святой христианской жизнью.

http://62info.ru/history/node/11140




Салахмир Иван Мирославич

***

Запись:282023
Полное дерево
Поколенная роспись
Род ?
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Салахмир Иван Мирославич
Смена имени Солохмир, Салахмир, Салхамир
Родители
…Отец Солохмира и Евдугана [?]
События

рождение ребёнка: …Григорий Иванович Салхомиров [Салхомировы]
брак: …Анастасия Ивановна Рюрикович Рязанская [Рюриковичи Рязанские] ум. 1371
Заметки

Крещение татарских вельмож обычно сопровождалось женитьбой на знатных русских девицах. Оказавший услугу Олегу Рязанскому мурза Салахмир принял крещение с именем Иван и женился на сестре Олега Анастасии, получив в приданое Венев, Ростовец, Верхедерев и др.
http://cnfhsqgjcfl.narod.ru/zagadki..kasimova.htm
Апраксины имеют татарское происхождение. Их прямой праотец, почетный татарский вельможа Салхомир, прибыл в Рязань из Золотой Орды в середине 14 века и поступил на службу Великому Князю Олегу Ивановичу, который правил довольно сильным княжеством Рязани. Салхомир был крещен под именем Иван и женился на княжне Анастасии, сестре Великого Князя Олега, который был в очень хороших отношениях с татарами и враждебно настроен по отношению к Дмитрию, Великому Князю Москвы. В 1380 Олег отказался участвовать в знаменитой битве Куликово против хана Мамая и двумя годами позднее оказал активную поддержку хану Токтамышу во время его успешной кампании против Москвы. В 1385 Св. Сергей Радонежский по просьбе Дмитрия Донского заключил мир между Москвой и Олегом из Рязани. На следующий год сын Олега Федор женилса на Софии, дочери Великого Князя Дмитрия из Москвы. Правнук Салхомира, который имел прозвище Опракса, был основателем семьи Апраксиных.
http://www.tatveteran.ru/news/smi/?id=261
Апраксины, графы и дворяне (в старину писались Опраксины). В 1371 году, по сказаниям древних родословных книг, к великому князю Олегу Рязанскому выехали из Большой орды два знаменитые мужа: Салхомир или Солохмир и Евдуган (от Едугана произошли Хитровы) Мирославичи. Солохмир принял св. крещение и был назван Иваном. Великий князь Олег Иванович отдал за него в супружество сестру свою, Анастасию Ивановну, и пожаловал ему несколько вотчин. У Солохмира был правнук Андрей Иванович, прозванием Опракса, от которого и начали писаться сперва Опраксины, а потом А.
http://www.rulex.ru/01010664.htm
Мурза Солохмир, в крещении Иван Мирославич, – рязанский боярин, от сыновей которого идет целый ряд русских дворянских фамилий: графы Апраксины, Вердеревские, Базаровы, Шишкины, Ханыковы. Крюковы, Дувановы, Ратаевы, Кончеевы н Пороватые.

Мы рады сообщить Вам, что на территории Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря (г. Рязань, пос. Солотча) в 2003 году при прокладке траншеи под водопровод была обнаружена памятная каменная плита крещеного татарского мурзы Ивана Мирославовича Салахмира - зятя и сподвижника Великого князя Рязанского Олега Ивановича. Надпись на плите подтверждает факт его захоронения на территории монастыря примерно 600лет назад.
Как известно, с помощью татарского мурзы Салахмира, который в 1371г. привел с собой из Орды значительную дружину, князь Олег изгнал неприятелей из своего княжества и вернул свои земли. С тех пор Салахмир, вступив в службу Великому князю, принял крещение с именем Иоанн и стал близким родственником и соратником князя Олега Ивановича. Здесь же, в монастыре, .в храме Сошествия Святого Духа на апостолов покоятся святые мощи основателя Солотчинского монастыря князя Олега Рязанского (1350-1402 гг.).
Салахмир является родоначальником многих славных дворянских фамилий Рязанской губернии и всей России: ВЕРДЕРЕВСКИХ, АПРАКСИНЫХ, АПРАКСИНЫХ- ВЕРДЕРЕВСКИХ, ХАНЫКОВЫХ, КРЮКОВЫХ, ШИШКИНЫХ, ДУВАНОВЫХ, РАТАЕВЫХ, ПОРОВАТЫХ… В настоящее время получено благословение Высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Рязанского и Касимовского на установление мемориальной плиты в Храме Рождества Богородицы Солотчинского монастыря в память о выдающемся военном и государственном деятеле Великого княжества Рязанского.
Мы, потомки Салахмира по линии Вердеревских, приглашаем принять участие в этом торжестве ныне здравствующих потомков названных фамилий. Открытие плиты должно произойти в одно из воскресений июня-июля с.г., о чем будет сообщено дополнительно.
Его потомки образовали дворянские фамилии: Апраксины (Андрей Иванович «Апракса»), Крюковы (Тимофей Иванович «Крюк»), Кончеевы (Иван Иванович «Кончей»), Шишкины, Хитровы, Пороватые, Ратаевы (правнук Солохмира Степан Иванович Комчеев «Ратай»), Абумайловы (внуки Солохомира Михайло и Григорий), Базаровы, Вердеревские, Дувановы, Ханыковы.
ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПО//ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ//ТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ//ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I//ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I//ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ//КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ОЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН//ДРИТОМЪ ХРИСАНООМЪ
ак, на основе неизвестных нам источников, вероятно, позднесредневековых родословцев, известный историк XIX столетия Д.И. Иловайский и некоторые другие исследователи называют Ивана Мирославича и другим, неправославным, именем: «мурза Салахмир». Иловайский реконструировал его историю следующим образом: мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан.
В 1371 году в междоусобной борьбе Олега Рязанского с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и князем Пронским Владимиром Дмитриевичем побеждает союз Москвы и Пронска. После поражения под Скорнищевым Олег Рязанский вынужден был бежать из Переславля Рязанского. На рязанский стол Дмитрий сажает своего ставленника и союзника Владимира Пронского. Однако Олег Иванович, опираясь на народную поддержку и на сильную конную дружину мурзы Салахмира, изгнал из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернул себе Рязанское княжество.
Интересно, что в поздних источниках имя «Салахмир» передаётся по-разному: Солохмир, Салхомир. Историки предполагали, что это имя можно прочитать и по-другому: Солых эмир или Салах-темир. Трудно объяснить и то, откуда у новоявленного рязанского боярина, крещённого Иваном, появилось отчество «Мирославич». Существует предположение, что отцом Салахмира был русский боярин Мирослав. Согласно другим догадкам, Салахмир сам когда-то был русским князем, потом выехал в Орду, там принял ислам и новое имя, а затем, вернувшись в русские земли, вновь возвратился в исконную православную веру и взял своё исконное имя. Но как всё было на самом деле, нам неизвестно.
Но, главное, мы узнаем несколько новых сведений, отсутствующих в письменных документах. Во-первых, приведена новая версия имени — Схоросмир. Во-вторых, мы узнаём, что Схоросмир/Салахмир/Иван перед своей кончиной принял схиму с именем Иосифа и был погребен в Солотчинском монастыре, там же, где и его родич князь Олег Рязанский с женой. Наконец, утверждается, что останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников.
Таким образом, перед нами более точно предстаёт подлинная судьба бывшего татарского мурзы, поступившего на русскую службу и принявшего православную веру. И эта судьба оказывается непосредственным образом связана с историей Солотчинского монастыря, в котором нашел свой последний приют схимник Иосиф, когда-то славный воинскими подвигами…

http://forum.vgd.ru/169/29512/
http://www.portal-slovo.ru/history/40576.php
https://ru.rodovid.org/wk/:282023





Резидент советской нелегальной разведки Базаров

***

Исхак Ахмеров: татарин, который «устроил Перл-Харбор»

Как экс-депутат Казанского горсовета «надоумил» президента США Рузвельта вступить в войну с Японией. Часть 1-я

В 1934 году в Нью-Йорке погибает резидент советской нелегальной разведки. Чуть позже в Колумбийский университет поступает турецкий студент Мустафа Тагмак.

Он же — выходец из Казани, который реанимирует сеть наших агентов-нелегалов в Штатах. 100-летие органов безопасности России (20 декабря) — хороший повод рассказать читателям «БИЗНЕС Online» об операции «Снег», которая предотвратила нападение Японии на СССР в начале Второй мировой войны, и ее главном «сценаристе» — Исхаке Абдуловиче Ахмерове.
….

В 1934 году в Нью-Йорке в своем номере в отеле был застрелен резидент советской нелегальной разведки. Он не успел никому ничего передать. Тому, кто займет его место, агентурную сеть придется создавать практически заново. Исхака Ахмерова направляют в помощь новому руководителю резидентуры Борису Базарову — офицеру царской армии, участнику Первой мировой войны, кадровому сотруднику госбезопасности с 1921 года. И Ахмеров активно включается в дело.
….
Но в июле 1938 года произошло событие, которое могло стоить им жизни.
Резидент советской нелегальной разведки Базаров бесследно пропал. В конце 1930-х годов в Москве в наркомате внутренних дел начались «чистки» командного состава.

А Базарова, как оказалось, отозвали в Москву и арестовали. Его признали «врагом народа» и впоследствии расстреляли по приказу нового наркома внутренних дел Лаврентия Берии. Практика «чисток» в разведке предполагала, что все, кто работал плечом к плечу с «врагом народа», будут уничтожены. ..

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/367938




Г. Базарова

***

Кряшеноведение

1881. Эхмэтова Л. Кайбыч кызы Лидия: Татарстанны; халык артисты Лидия Эхмэтова б-н э;гэмэ] / Э;гэдэмэш Г. Базарова // Сёембикэ. — 1998. — N 9. — Б. 21-22.



Рецензии