Крученых

Известный поэт-футурист Алексей Елисеевич Крученых родился в феврале 1886 г.  в поселке Оливский Херсонской губернии в семье крестьянина. В 1906 г., по окончании Одесского художественного училища, он некоторое время  работал учителем рисования. В 1907 г., познакомившись с Давидом Бурлюком,  Крученых уехал в Москву.  Здесь он сотрудничал как художник в юмористическом журнале «Будильник», прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и ученых под названием «Вся Москва в карикатурах».

В 1910 г. Крученых принял активное участие в деятельности возглавляемой Бурлюком группы «Гилея». С 1912 г. началось его творческое сотрудничество с Велимиром Хлебниковым. Вдвоем они написали и издали поэму «Игра в аду» (1912), которую Крученых назвал в своих воспоминаниях «иронической, сделанной под лубок издевкой над архаическим чертом». В 1913 – важнейшем году в творческом становлении поэта – Крученых принял участие в сборнике «Пощечина общественному вкусу», изданному группой «Гилея». Совместно с Маяковским он написал манифест футуристов, где был провозглашен их центральный тезис: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности». В этом же сборнике было опубликовано «алогичное стихотворение» Крученых «Старые щипцы заката заплаты...», построенное по изобретенному им принципу «мирсконца».

Работа в сфере алогичной поэзии привела Крученых к разработке принципов заумной поэзии («зауми») – то есть поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Языком «зауми» служили, как правило, обрывки слов, окончания, графические и фонетические сочетания. Классическим примером «зауми» стало знаменитое стихотворение Крученых «Дыр бул щыл». В сборнике «Слово как таковое» (1913) Крученых и Хлебников провозгласили, что слово самоценно независимо от своего смысла и даже может вообще не иметь смысла. Понятие смысла с лексического уровня перемещается в «зауми» на уровень фонетики, морфологии и даже графики. «Живописцы-будетляне, - писали Хлебников и Крученых, -  любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность. И этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык».

Один за другим Крученых выпускает поэтические «заумные» сборники «Взорваль» (1913), «ТЭ-ЛИ-ЛЭ» (1914, совместно с Хлебниковым) и др. В футуристическом, авангардистском духе написаны и его литературоведческие исследования «Выпыт любви Тургенева» (1913), «Черт и речетворцы» (1913), «Стихи Маяковского. Выпыт» (1914) и др. Была поставлена также его «алогическая опера» «Победа над солнцем» (1913) на музыку Матюшина. Образцом звуковой и графической «зауми» стали сборники Крученых «Возропщем» (1913) и «Утиное гнездышко… дурных слов…» (1914), которые набраны шрифтами разных размеров, стих в них построен на сочетаниях диссонирующих звуков, в произведениях отсутствуют знаки препинания.

Внутренний кризис и Первая мировая война привели к распаду в 1915 г. группы «Гилея». Спасаясь от мобилизации, Крученых уехал на Кавказ и работал учителем рисования в женской гимназии г. Баталпашинска. Однако духовно и художественно он по-прежнему был связан с Москвой и Петроградом, наезжая туда во время летнего отпуска. В 1916 г. вышли его поэтические сборники «Война» и «Вселенская война Ъ». В предисловии к последнему он назвал главной задачей «зауми» «освобождение твори от ненужных удобств (через беспредметность)». Характерный для Крученых алогизм особенно ярко проявился в «Заумной книге» (1916). Эстетика футуризма была доведена здесь до крайности.

В 1919 г. Крученых переехал в Баку, где работал в местном отделении РОСТА, сотрудничал в газетах, выпускал поэтические и теоретические сборники. В 1921 г. он вернулся в Москву. Маяковский способствовал возвращению Крученых в круг московских поэтов, организовав его вечер в Политехническом музее. В 1923 г. он вошел в возглавляемую Маяковским постфутуристскую группу «Леф» («Левый фронт»), активно выступал против «упадочной» поэзии Есенина, посвятив критике двенадцать книг (все в 1925), писал агитпьесы.

В 1928 г. вышла последняя книга Крученых «Приемы ленинской речи», после чего его произведения существовали только в машинописи. Так были «изданы» его поэмы «Ирониада» и «Рубиниада» (обе 1930), книги «Ночные каракули» (1932), «Арабески из Гоголя» (1944), «Книга адских сонетов» (1947) и многие другие. Во время Великой Отечественной войны Крученых сотрудничал в «Окнах ТАСС». Рекомендация в Союз писателей, данная Эренбургом, буквально спасла тогда поэта от голодной смерти. Старость Крученых была полна материальных лишений.  Умер он в июне 1968 г.

ххх

ОСЕНЬ (ЛАНДШАФТ)

Сошлися черное шоссе с асфальтом неба
И дождь забором встал
Нет выхода из досок водяного плена
— С-с-с-с-ш-ш-ш-ш —
     Сквозят дома…


Рецензии
Здравствуйте, Константин! Давненько не была у вас в гостях. С интересом прочитала вашу статью о Кручёных. Амбициозная личность, никогда он мне не нравился. Чего они хотели добиться, уродуя язык? Известности и славы? На мгновение добились, ну а что дальше?.. Увы...

Элла Лякишева   30.04.2020 17:18     Заявить о нарушении
Добрый день, Элла! Мне кажется, судьбу он все-таки обманул.Где бы был Крученых, если бы попытался соперничать с Маяковским или Пастернаком? Среди тьмы других забытых поэтов. А так, хочешь не хочешь, его имя вписано в историю Серебряного века. И не самыми маленькими буквами. Стихи читать не будут, а бессмертие останется. Я в последнее время выложил несколько жизнеописаний поэтов и писателей Серебряного. Относительно некоторых были сомнения (Зиновьева-Аннибал, Нарбут, Измайлов, Крученых). Но из песни слова не выкинешь...

Константин Рыжов   30.04.2020 18:22   Заявить о нарушении
Слава Герострата? Слава любой ценой?! Ну уж нет! Уверена: пройдёт время - и их имена всего-навсего исчезнут...

Элла Лякишева   30.04.2020 18:45   Заявить о нарушении
Как знать. Герострата же не забыли...

Константин Рыжов   30.04.2020 19:43   Заявить о нарушении