Крученых
В 1910 г. Крученых принял активное участие в деятельности возглавляемой Бурлюком группы «Гилея». С 1912 г. началось его творческое сотрудничество с Велимиром Хлебниковым. Вдвоем они написали и издали поэму «Игра в аду» (1912), которую Крученых назвал в своих воспоминаниях «иронической, сделанной под лубок издевкой над архаическим чертом». В 1913 – важнейшем году в творческом становлении поэта – Крученых принял участие в сборнике «Пощечина общественному вкусу», изданному группой «Гилея». Совместно с Маяковским он написал манифест футуристов, где был провозглашен их центральный тезис: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности». В этом же сборнике было опубликовано «алогичное стихотворение» Крученых «Старые щипцы заката заплаты...», построенное по изобретенному им принципу «мирсконца».
Работа в сфере алогичной поэзии привела Крученых к разработке принципов заумной поэзии («зауми») – то есть поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Языком «зауми» служили, как правило, обрывки слов, окончания, графические и фонетические сочетания. Классическим примером «зауми» стало знаменитое стихотворение Крученых «Дыр бул щыл». В сборнике «Слово как таковое» (1913) Крученых и Хлебников провозгласили, что слово самоценно независимо от своего смысла и даже может вообще не иметь смысла. Понятие смысла с лексического уровня перемещается в «зауми» на уровень фонетики, морфологии и даже графики. «Живописцы-будетляне, - писали Хлебников и Крученых, - любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность. И этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык».
Один за другим Крученых выпускает поэтические «заумные» сборники «Взорваль» (1913), «ТЭ-ЛИ-ЛЭ» (1914, совместно с Хлебниковым) и др. В футуристическом, авангардистском духе написаны и его литературоведческие исследования «Выпыт любви Тургенева» (1913), «Черт и речетворцы» (1913), «Стихи Маяковского. Выпыт» (1914) и др. Была поставлена также его «алогическая опера» «Победа над солнцем» (1913) на музыку Матюшина. Образцом звуковой и графической «зауми» стали сборники Крученых «Возропщем» (1913) и «Утиное гнездышко… дурных слов…» (1914), которые набраны шрифтами разных размеров, стих в них построен на сочетаниях диссонирующих звуков, в произведениях отсутствуют знаки препинания.
Внутренний кризис и Первая мировая война привели к распаду в 1915 г. группы «Гилея». Спасаясь от мобилизации, Крученых уехал на Кавказ и работал учителем рисования в женской гимназии г. Баталпашинска. Однако духовно и художественно он по-прежнему был связан с Москвой и Петроградом, наезжая туда во время летнего отпуска. В 1916 г. вышли его поэтические сборники «Война» и «Вселенская война Ъ». В предисловии к последнему он назвал главной задачей «зауми» «освобождение твори от ненужных удобств (через беспредметность)». Характерный для Крученых алогизм особенно ярко проявился в «Заумной книге» (1916). Эстетика футуризма была доведена здесь до крайности.
В 1919 г. Крученых переехал в Баку, где работал в местном отделении РОСТА, сотрудничал в газетах, выпускал поэтические и теоретические сборники. В 1921 г. он вернулся в Москву. Маяковский способствовал возвращению Крученых в круг московских поэтов, организовав его вечер в Политехническом музее. В 1923 г. он вошел в возглавляемую Маяковским постфутуристскую группу «Леф» («Левый фронт»), активно выступал против «упадочной» поэзии Есенина, посвятив критике двенадцать книг (все в 1925), писал агитпьесы.
В 1928 г. вышла последняя книга Крученых «Приемы ленинской речи», после чего его произведения существовали только в машинописи. Так были «изданы» его поэмы «Ирониада» и «Рубиниада» (обе 1930), книги «Ночные каракули» (1932), «Арабески из Гоголя» (1944), «Книга адских сонетов» (1947) и многие другие. Во время Великой Отечественной войны Крученых сотрудничал в «Окнах ТАСС». Рекомендация в Союз писателей, данная Эренбургом, буквально спасла тогда поэта от голодной смерти. Старость Крученых была полна материальных лишений. Умер он в июне 1968 г.
ххх
ОСЕНЬ (ЛАНДШАФТ)
Сошлися черное шоссе с асфальтом неба
И дождь забором встал
Нет выхода из досок водяного плена
— С-с-с-с-ш-ш-ш-ш —
Сквозят дома…
Свидетельство о публикации №220043000350
Элла Лякишева 30.04.2020 17:18 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 30.04.2020 18:22 Заявить о нарушении
Элла Лякишева 30.04.2020 18:45 Заявить о нарушении