Львы Алаша Магжан Жумабаев

               
                «Никто не одолеет тебя, пока
               
                ты сам не дашь одолеть себя»
               
                С.Томпсон


     У казахского народа особое восприятие мира. Не потому что, он лучше или хуже других, а потому что многовековой кочевой образ жизни, частое уединение с природой, ощущение огромности мироздания, диалог со звёздным небом наложили огромный отпечаток на его развитие в ментальном плане. Этому также в немалой степени привело рождение своей, непохожей на другие вероисповедания религии – тенгрианства. Тенгрианство до сих пор сохранилось в наших традициях и обычаях, невзирая на то, что мы ещё в период Золотой Орды, при хане Берке, при значительном влиянии на элиты того времени и на хана со стороны правителя Мисра (Египта) султана Бейбарса, бывшего выходцем из кипчаков, приняли в качестве государственной религии, религию арабов – ислам. Но именно религиозный фактор сыграл немаловажную роль, когда султаны Керей и Жанибек решили отделиться и создали Казахское ханство. Во все времена в течении тысячелетий наш народ пронизывала своя философия жизни, она с годами пополнялась и обогащалась, проходили новые процессы, изменения, но неизменной оставалась её главная суть, её ипостась – внутреннее, душевное восприятие мира, ощущение к сопричастности к бесконечности мироздания, к её космосу. Отсюда и широта души степняка, образность его речи, его музыкальность. Казахская философия жизни формировалась степными бардами, акынами, сказителями, красноречивыми мыслителями, певцами. Вековое стремление к вольности, свободному волеизъявлению, понимание основного канона степного права – права иметь свою, отличную от других точку зрения, и право высказать её на любом уровне (так называемое право – дат), это стержень нашего отношения к пониманию свободы.
      В истории казахского народа было много великих людей, умевших словом выразить и донести до всех суть этой философии, показать её красоту. И особое место в ней занимает Магжан Жумабаев, поэт - мыслитель, поэт - философ. Магжан родился в Акмолинской области, ныне Булаевский район Северо – Казахстанской области. Его отец Бекен, был человеком уважаемым, отличался прямотой, честностью и человеколюбием. Научившись письму у аульного учителя, Магжан в 1905 году поступает в медресе в г. Кызылжар и с отличием завершает учёбу. В поисках знаний судьба занесёт его в г.Уфу и там он поступает в высшую духовную семинарию. Здесь на него обращает внимание видный татарский писатель Галымжан Ибрагимов, который увидел в юном Магжане огромный талант и решил покровительствовать поэту. Он помогает в издании первого сборника поэта «Шолпан» и способствует поступлению  в Омскую учительскую семинарию. В русском языке есть хорошая поговорка: «пути господни неисповедимы», в конце концов жизненный путь молодого поэта приведёт к знакомству с Мыржакыпом Дулатовым и Ахметом Байтурсыновым- лидерами алашординцев. Воистину, в те времена именно алашординцы были тем маяком, к которому словно светлячков во тьме притягивало таланты со всей казахской степи. И они, приобщаясь к этому огню, становились большой частью этого огня, становились мерцающими сердцами этого огромного организма, главной целью которого было благо казахского народа и его свободное, независимое будущее. У Магжана есть много строк, передающих это чувство, особое впечатление на меня произвели эти, к сожалению, придётся писать в русской транскрипции, так как при публикации в казахском варианте, буквы исчезают: «Шынында менин озимде – от/ Кысылган кара козимде – от/ Мен оттанмын, от менен/Жалынмын мен жанамын/ Оттан туган баламын./ В моем переводе на русский звучит так: «По правде я сам - огонь/Раскосые чёрные глаза – огонь/ Я от огня, огонь от меня/ Горящее пламя – я/ Сын рождённый огнём./ Огонь это образное слово, олицетворяющее дух народа. И следующие строки поэта подтверждение этому: «Мен кун улы, козимде кун нуры бар,/ Мен келемин, мен келемин, мен келем/ Куннен туган, гуннан туган пайгамбар./ В переводе – Сын солнца – я, в глазах моих огонь/ Я иду, я иду, я приду/Рождённый солнцем, рождённый гунном- ангел я./
Стихи Магжана  словно призыв к пробуждению народа, словно напоминание его былого величия, его свободолюбия и независимости. Естественно, такие стихи не могли не вызвать беспокойства у власти большевиков, и с 1927 года Магжан попадает в чёрные списки неблагонадёжных и находится под неусыпным контролем НКВД. Годы учёбы в Москве, работа в журналах «Шолпан», «Сана», в газете «Ак жол»- это годы поиска и исканий гениального поэта и когда он, обретя практический и творческий опыт, готов к переходу на новую высшую ступень в развитии своего творчества, серость и косность наносит удар в спину. По ложному доносу поэт осуждён на 10 лет тюрьмы. Он был действительно опасен для власти, он был слишком ярок, заметен своими стихами, к тому же он был идеологически антиподом власти, к тому же был ещё и алашординцем. И хотя в 1936 году он стараниями супруги М.Горького  Е.Пешковой был освобождён из тюрьмы, судьба отвела ему всего лишь год свободы. В 1937 году он вновь арестован и расстрелян. Эти люди не боялись даже смерти и не отрекались от своих идеалов, они были всегда опасны для любой власти. Они рождались, вспыхивали и горели, как метеор, и за короткий промежуток времени создали столько действительно гениальных произведений, словно высшая сила спрессовала их энергию и выплеснула как галактический взрыв.
     Я пишу материалы о великих представителях своего народа в надежде, что мои строки пробудят в ком-то интерес к своим истокам, послужат небольшим толчком, чтобы узнать больше, познать себя. Я и сам узнаю и познаю их сейчас намного глубже и ближе, и они дают мне энергию для творчества. И я завидую им, завидую тому, как они  в «лихие» годы нашли родник, из которого черпали свои силы для борьбы, как смогли обрести столько веры и стойкости, чтобы идти наперекор судьбе и не теряли надежды, даже там, где её не было вовсе. А мы, мы спим, мы ленивы и инфантильны, мы проходим мимо, мимо беды чужого человека, мимо хамства и наглости, мы не видим заслуживающих уважение и возвеличиваем бездарей. Мы лебезим перед власть предержащими, так на всякий случай, авось, пригодится… И это всё мы, народ который дал миру Абая, Алихана, Магжана, Кенесары, Даулеткерея, Мухтара, Олжаса…  Демокрит сказал: «Глупцов  благоразумию учат несчастья», неужели нам  нужны несчастья, чтобы встряхнуть нас, чтобы мы очнулись и поняли кто – мы и что –мы. Что мы из себя представляем, какую страну мы оставим потомкам и что они будут говорить о нас.


Рецензии