Букет полевых цветов...

                … КАРТИНА 1 …

   … на приоткрытом окне – букет полевых цветов. Нет, не букет -- пёстрая охапка из полевых цветов в трёхлитровой банке с водой. Вверх по стеблю иван-чая бежит божья коровка. Лето. Утро, но уже знойное…
 
   За столом. Женщина, лет тридцати, в китайском халатике. Тёмные волосы тщательно собраны в тугой пучок. Намазывает масло на кусок батона. Мужчина – того же возраста. Белый верх, чёрный низ. Тщательно выбрит и причёсан. Неспешно допивает чай из бокала в крупный горошек. Десятилетняя девочка с белыми бантами в косичках -- пытается запичкать в рот целую зефирину в шоколаде, торопясь сбежать на улицу.
   На столе. Не убранная, после завтрака, посуда. Сахарница. Заварной чайник. Какое-то варенье в вазочке. Связка сушек на тарелке.
   На стене, над столом – репродукция «Лунная ночь на Днепре» Куинджи. В рамочке под стеклом…

                Не уходи, побудь со мною,
                Здесь так отрадно, так светло.

              (…из репродуктора на серванте…)

                Я поцелуями покрою
                Уста, и очи, и чело.
                Я поцелуями покрою
                Уста, и очи, и чело.

                … КАРТИНА 2 …

   … на кровати, поверх мятого покрывала, лежит молодой мужчина. Весьма тучного телосложения. Отдалённо напоминающий популярного певца Демиса Руссоса.
   Не брит. Копна вьющихся сальных волос разметалась по подушке. Одет в видавшие виды спортивные штаны и мятый джемпер. На ноге – домашняя тапочка поверх коротких носков.
   Рядом с кроватью – две сдвинутые табуретки, накрытые газетой «Труд». На них – пустые бутылки тёмного и белого стекла. Корки хлеба. Сухой огрызок плавленого сырка «Дружба» на помятой фольге. Пустая банка из-под шпрот доверху забита бычками…

                Не уходи, побудь со мною.
                Я так давно тебя люблю.

              (… из репродуктора, висящего
                на гвоздике над кроватью …)

               Тебя я лаской огневою
               И обожгу, и утомлю.
               Тебя я лаской огневою
               И обожгу, и утомлю.


   … музыка, вдруг, смолкает. Несколько минут напряжённой тишины. Затем отбивка -- первая строчка темы из песни «Широка страна моя родная». Повторяется несколько раз.
   Металлический голос диктора: «…внимание, внимание! Граждане – воздушная тревога, воздушная тревога. Всем немедленно укрыться в бомбоубежище. Возможно – ядерное нападение. Повторяю. Граждане – воздушная тревога, воздушная тревога !...»

   За окном оглушительно завыли сирены.


   … женщина, одетая уже, накидывает лёгкий плащ. Мужчина – вскакивает в панике.
-- что же делать?...
-- не переживай, дорогой, всё готово…
   Открывает шкаф. На нижней полке – два чемодана с бирками на ручках и большой детский ранец.
-- а щётка, бритва, документы? ...
-- тут -- всё необходимое. На первое время…

   ... мужчина надевает ветровку. Помогает собраться дочери.
   Они выходят из подъезда, вливаясь в людской поток, тянущийся к ближайшему бомбоубежищу ...



   ... гудело. То ли в голове, то ли на улице. «…внимание, внимание! Граждане – воздушная тревога, воздушная тревога…».
   Вскочил, озираясь. Тщетно изучил всю стеклотару. Простукал карманы. Пусто.
Достал из банки более-менее подходящий бычок. Закурил.
   Что же делать?
   Судорожно распахнул все шкафные дверцы. Нашёл на антресолях объёмный чемодан. Стал запихивать в него всё, что подвернётся по руку. Наскоро обулся. Накинул дождевик. И – бегом. На улицу. Улица – пустынна. К бомбоубежищу.
   Последнее, кого он увидел – девочку, лет десяти. С двумя большими белыми бантами, вплетёнными в жидкие косички, со школьным ранцем за плечами. Заходящую в тяжёлую металлическую дверь.
   Дверь закрывается перед самым его носом.
   Стучит. Скребётся. Кричит.

   (ГОЛОС ЗА КАДРОМ)
   -- Убежище закрыто. Ты – не уложился в норматив. Нормативное время для укрытия в бомбоубежище -- 12 минут…

                … сзади зловеще вздымается ядерный гриб …
                … звучит – «Dies Irae» - Mozart …

                … титры …

                ПО ЗАКАЗУ
                ШТАБА 
                ГРАЖДАНСКОЙ
                ОБОРОНЫ
                СССР 

                КОНЕЦ ФИЛЬМА


   ... гаснет экран. В тёмном зале --  шорох и сдавленные смешки. И вдруг – оглушительно-хриплый, гортанный хохот. Даже – гогот. Взахлёб…
   Включается свет. В первых рядах, в центре – молодой человек. Весьма тучного телосложения. В модном (по тем временам) чёрном полупальто и дефицитных (в то время) джинсах. Сине-бело-красном, звёздно-полосатом шарфе ручной вязки, намотанном по самые усы. С копной вьющихся тёмно-каштановых волос. Чем-то отдалённо напоминающий нерадивого героя фильма ...

    --...кто это ...? -- спросил кто-то ...

                *      *      *

    ... где-то в конце 70-х годов прошлого столетия, всех сотрудников близлежащих  проектных контор, время от времени, загоняли в кинотеатр «Спутник». Для просмотра учебных фильмов по гражданской обороне. Сотрудники – не особо тяготились посещением сего мероприятия. Можно было подремать в задних рядах, обсудить насущные вопросы.
Или опохмелиться «Жигулёвским», после бурного «уик енда» (фильмы транслировались, почему-то, по понедельничным утрам). А можно – просто смотреть, как комедию, типа «Бриллиантовой руки».
   Посещение мероприятия строго контролировалась начальством, путём поимённой переклички всего личного состава подразделения. А пропуск без уважительной причины – считался прогулом ...

                *      *      *

--... кто это? -- спросил кто-то, вслед закуривающему на ходу возмутителю спокойствия ...
--... да ты что. Это ж – Шура. Саша Харитонов ...

   Саша, Шура, впоследствии, Евгеньич, шеф (шефуля). Неформальный (а позднее -- и формальный) лидер горьковской (нижегородской) «школы архитекторов».       
   Будущий главный архитектор «Горьковгражданпроекта». Директор первого в Нижнем Новгороде архитектурного бюро «Харитонов & Пестов». Главный архитектор Нижнего Новгорода. Профессор кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ. Действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук. Дважды лауреат Государственной премии РФ
    – Александр Евгеньевич Харитонов.
               
                … КАРТИНА 3 …

   … на приоткрытом окне – букет полевых цветов. Нет, не букет -- пёстрая охапка из полевых цветов в трёхлитровой банке с водой. Вверх по стеблю иван-чая бежит божья коровка. Быстро перебирая лапками, торопится к только ей известной цели. Остановилась. Почему-то, вдруг. Развернулась. И заспешила дальше. Куда-то вбок. По хлипкому листку. К неведомому пункту назначения...
  --…Саша цветы собирал, -- сказала Ира…


 … божья коровка упала на стол и засучила лапками, пытаясь перевернуться…


     Ехали по трассе, на двух машинах. Остановились у яркой цветочной поляны.
  -- Наташка, только посмотри, какой букет я для тебя собрал.

 … грузовик вылетел внезапно. Из-за поворота. Разминуться – не успели.


 … перевернулась. Расправила крылья и вылетела в приоткрытое окно.
     Средь ясного неба хлынул ливень…


          Не уходи, побудь со мною.
          Пылает страсть в моей груди.
          Восторг любви нас ждет с тобою...
          Не уходи, не уходи!
          Восторг любви нас ждет с тобою...
          Не уходи, не уходи!

          Побудь со мной.
          Побудь со мной.

   Серёга тихо напевает, перебирая струны.

   Портрет на стене. Под ним – огромный букет засохших полевых цветов.



         "...ТУТ ВСЁ И КОНЧИЛОСЬ..."


                *      *      *


  P.S    ...Шура, скажи -- "гвоздика"...


Рецензии