Моя многострадальная Нива

                Моя многострадальная «Нива».
 
               
(Купил машину обмой её, но только водкой).

30.04.2020. Первая версия этого рассказа отправлена в Проза.ру.
11.08.2022. Корректировка текста.

   Это поучительная история произошла со мной в 1995 году в Тольятти. В предыдущем 1994 году у нашей фирмы ООО «Интегратор» было несколько договоров с Подразделениями «АвтоВАЗа» на поставку компьютеров и программного обеспечения. Свою работу мы выполнили полностью и по итогам четвёртого квартала Автозавод (ВАЗ) рассчитался с нами по бартеру: отпустил нам много запчастей и одну машину «Нива». В этот период у меня была личная машина - белая «семёрка» (ВАЗ-2107), но это была городская машина. Я давно мечтал купить «Ниву» – на такой машине удобней ездить на отдых на берег Волги и в окрестные леса за грибами. Поэтому эту «Ниву» я решил оформить на себя.
 
   Поехал в Спецавтоцентр (САЦ), в котором оформляли бартерные машины, предъявил доверенность, там мне показали машину, выделенную на нашу фирму. Это была «Нива 4*4» вишнёвого цвета. Спросили: «Подходит?» «Да». «Тогда мы её ставим на предпродажную подготовку дня на два-на три, о готовности вас известим». Там же мне дали образец решения о переводе машины с фирмы на работника.
 
   Через три дня 1-го марта меня пригласили в САЦ забрать машину. На следующее утро я приехал в САЦ, оформил документы, мне выкатили эту вишнёвую «Ниву», вручили ключи, я подписал акт передачи, сел и поехал.

   Заехал сначала на мою новую работу (ЗАО «ВАЗ-Экспресс-Сервис»), где я работал в должности коммерческого директора. Я доложился Генеральному, показал ему машину, получил отгул на весь день. Мои коллеги зам директора Ховрин и главный инженер Кирсанов потребовали хотя бы символически обмыть машину. Я загнал машину в гаражный бокс, где по ночам стояла служебная машина Ховрина (а сейчас она стояла около здания).

   Зашли в мой кабинет, там у меня хранилась бутылка коньяка и шоколадка. Выпили по чуть-чуть. Решили, что надо капнуть на саму машину. Взял коньяк, пошли к машине, налил ей немножко на капот. Проходивший рядом начальник транспортного цеха Сапихин увидел нас и говорит: «Не по-русски это - коньяком машину обмывать. Надо водкой, иначе беда будет».
 
«Ладно, говорю, - не каркай, авось обойдётся. Вот госномера сегодня получим, а вечером приеду, водкой обмоем и тебя пригласим».
 
   Я взял нашего молодого инженера Диму, велел ему сесть за руль и мы поехали в ГАИ ставить машину на учёт. По дороге заехали на заправку. Из спецавтоцентра машина обычно выезжает на 4-х литрах бензина. Диму я оставил в машине, сам вставил заправочный пистолет в горловину бензобака и пошёл платить. Заплатил и напрямую пошёл сел в машину. Скомандовал: поехали, а шланг с пистолетом я забыл вынуть. Начали движение, слышим скрежет по кузову. Остановились. Выскочили, осмотрели. Пистолетом оцарапали лючок и крышку лючка бензобака. Шланг повесили на место (слава Богу, не порвали), лючок бензобака закрыли. «Так, говорю, что-то и в правду с происшествий всё начинается. Ладно, сели, поехали дальше».
   Пока ехали в ГАИ, из-за сильного мокрого снега отлетела правая щётка
стеклоочистителя. Остановились, достали щётку из снега. Вставить её назад не получилось – вылетел шток. Шток не нашли. Опять нелады. Ладно, поехали с одной левой щёткой (Эх, думаю, надо было водкой обмывать).
 
  Приехали к ГАИ, поставили машину на свободное место для осмотра. Я велел Диме поискать вокруг машины какой-нибудь гвоздик или проволоку, что бы вставить вместо штока стеклоочистителя. Он нашёл маленький гвоздик. Насадили щётку, вставили гвоздик – вроде держит. Из штатного комплекта инструментов достали отвёртку и с её помощью загнули гвоздику хвостик. Опробовали щётку – работает. Уже хорошо.

   Тут я заметил, что у меня ботинки вроде как в масле, мазнул пальцем,  понюхал – это жидкость «незамерзайка». Похоже, это из отопителя капает. Дима заглянул под бардачок, где установлен краник на отопитель, там, говорит, на кранике один из шлангов без хомута, и из-под него капает антифриз.
 
   Дима походил по окраине парковочной площадки, нашёл ещё кусок проволоки с медной жилой в 1,5 кв. мм. Дима в два обхвата обмотал шланг этим проводом, концы его закрутил и с помощью огрызка карандаша сделал затяжку. Капать перестало. Вынимать карандаш не стали – потом всё равно бандаж ставить.
 
Я говорю: «Опять неполадки проявляются. Ну, точно Сапихин накаркал: «не так обмыли». Дима меня успокоил: «Станислав Станиславович! Так ведь это «Нива», а не «Мерседес», недоработки обязаны быть. А обмыть Вы же вечером решили».
   
   После обеда мы получили госномера на машину и я решил поехать на фирму к жене - похвастаться. Фирма жены располагалась на первом этаже школы, у жены там было два учебных компьютерных класса.
 
   Я поставил машину напротив окон одного из её классов, запер машину и включил сигнализацию. Мы с Димой зашли в школу. Показал жене через окно машину, ей понравился цвет. Она предложила нам по кофейку.
 
Сели пьём кофе, жена подаёт печешки и спрашивает: «А что это водитель Алексей куда-то поехал?»
- «Какой Алексей? Он на сегодня отгул взял, в машине никого нет. За рулём сегодня Дима».
- «А кто же в машине поехал?» Мы вскакиваем и видим, что наша «Нива» быстро выезжает со школьного двора, а за ней вслед выезжает какая-то старенькая «шестёрка».
   Я хватаю телефон, набираю милицию, кричу «У меня только что новую «Ниву» со двора угнали!»
- Они спросили: «С какого двора и какой госномер».
Я сообщил.
 Минуты через три звонит мне работник милиции и говорит: «Мы объявили план перехват по Автозаводскому району. Если это иногородние угнали, то мы их в течение двадцати минут поймаем, а если не объявятся на дорогах, значит, это местные, они где-нибудь в подземных гаражах спрятались и будут перебивать номера на кузове и на движке».
 
Тольятти с самого начала строился с подземными гаражами на 500 – 700 боксов каждый. В каждом квартале было несколько таких подземных  гаражей. В каждом гаражном кооперативе были разные мастерские по ремонту автомашин, а в них работали порой мастера высшего класса.
 
   Через час мне позвонили из милиции и предложили прийти написать заявление об угоне. Мы с Димой пошли в указанное отделение милиции. Нас направили в следственный отдел. Там мы подробно рассказали все наши действия с момента получения машины в САЦе и до её похищения из школьного двора. Один из следователей сказал, что совершенно очевидно, что уже в САЦе преступники получили запасной комплект ключей, раз смогли тихо без рёва сигнализации проникнуть в машину и угнать её. Также они предположили, что на эту машину уже был готов покупатель и в ГАИ при выдаче номеров и документов вас (нас) уже вели. Они сказали, что сейчас, наверняка, в одном из гаражей слесарь-универсал аккуратно перебьёт номера на кузове и на двигателе. На эти номера наше ГАИ выдаст новые документы и машина с новыми документами спокойно поедет к заказчику. Мне от этого было не легче. Я обречённо подумал, что для меня машина пропала навечно. Мечту украли.

   Мы с Димой ещё сидели в милиции, когда позвонил с работы Ховрин А.Н.: «Мы с Кирсановым сидим и ждём тебя. Ты же обещал приехать и обмыть госномера твоей «Нивы». Я ему отвечаю: «Саша, поехали к тебе домой обмоем водкой мою бедную «Ниву», которую у меня сегодня угнали».
 
 Три минуты молчания, точнее шуршания в трубке, потом вопрос: «Стас, ты не шутишь?»
- «Мне не до шуток. Вот, мы сейчас с Димой выходим из милиции, где мы рассказывали, как у нас угнали «Ниву».
- Ховрин отвечает: «Ну, давай, приезжай ко мне, Веры всё равно до 10 вечера не будет, мы с Кирсановым будем тебя ждать».
 
 Мы приехали к Ховрину домой, посидели, я им рассказал, как это произошло, мы хором погоревали, мои тело и душа расслабились. К себе домой я приехал поздно вечером тихий и «никакой». Жена не возникала.
   На работе остаток недели ко мне относились бережно, деликатно. Сапихин старался не попадаться мне на глаза.

   Прошло несколько месяцев. После ноябрьских праздников меня вызвали повесткой в городское УВД к следователю. Это был молодой парень лет 23-х. Фамилия кажется Огурцов (не милицейская). Он интересовался некоторыми подробностями похищения моей «Нивы». Я выразил удивление, неужели что-то просматривается. Он сказал, что, похоже, по моей машине и ещё по девяти они нащупали след. Мы разговорились. Он сказал, что в Тольятти уже боле 600 угонов с начала года. Ситуацию с угонами в Тольятти взяли под контроль Прокуратура России и МВД. По команде Москвы при городском УВД организован спецотдел из трёх человек, включая его. Плюс контроль из Самары и из Москвы.
 
   Следователи первым делом задумались, почему номера кузова и двигателя этих машин нигде больше не проявлялись. Пришли к убеждению, что номера перебиты. А раз при перепродажах нигде на это гаишники не обратили внимание, значит, во-первых, перебито очень аккуратно и во-вторых, может быть эти же самые гаишники и занимались угоном и перепродажей машин.
 
   Для начала следователи смоделировали, как можно перебить номера, что бы было не заметно. Предположили, что цифру «3» перебивали на «8», цифру «5» на «6», цифру «1» на «4». Для 10 машин составили возможные новые номера. Через Москву разослали запрос по всем областям. Вскоре по этим машинам пришли ответы: две «засветились» в Саратовской области, три - в Татарии, и пять в Уфе (Башкирия). Вот предположительно ваша машина оказалась в Уфе.
   Опять через Москву разослали приказ об аресте этих машин. Ждём ответ. Как сообщат, что машины арестованы и находятся на охраняемой стоянке, то надо будет за ними ехать.
 
 Следователь меня спрашивает: «Поедете с нами в Уфу за вашей машиной?»
 - «Поеду».
- «Хорошо, только надо будет заготовить деньги на бензин, питание и гостиницу».
- «Понял. Заготовлю».
 
 На этом мы расстались. Дома я отложил пять тысяч на поездку в Уфу.
   Через месяц я позвонил этому следователю, спросил, когда надо будет ехать в Уфу. Он сказал, что придётся повременить, машину опять угнали (ну, точно, несчастливая «Нива»).

   Прошло три – четыре месяца следователь звонит и говорит, что машина моя уже на штрафстоянке в Уфе и он хотел бы кое что со мной согласовать. Я сказал, что гриппую и не могу приехать. Он сам приехал ко мне, объяснил, что согласно инструкции из Москвы машины будут пригонять наёмные шофера сюда в Тольятти на охраняемую стоянку во двор УВД. Здесь мы будем проводить опознание этих машин в присутствии представителей Уфы, Самары и Москвы. Попросил денег на бензин, одну тысячу рублей. Я, конечно, дал (дал три тысячи).
 
   Он мне рассказал некоторые детали розыска моей машины. Оказывается первый раз в Уфе она была в собственности у зам начальника ГАИ города Уфа. Когда он получил приказ об аресте этих машин, он свою тут же по доверенности перепродал знакомому леснику, а сам потом заявил об угоне. Лесник, ничего не подозревая, ездил на ней не только по лесу, но и выезжал в город, где и попался. Уфимскому следователю лесник всё рассказал. Прокуратура отстранила этого зам начальника ГАИ от должности и завела на него дело. Видимо, работники Тольяттинского ГАИ установили преступные контакты с работниками ГАИ некоторых других регионов и поэтому машины угонялись сотнями.
      
   Наконец, в конце марта меня вызвали в наше УВД на опознание машины. Перед зданием УВД в линию стояло штук 30 разных машин. Как оказалось, часть машин - из Саратовской области, часть из Татарии, но основная масса из Башкирии. Машины охранялись милицией, никого к ним не подпускали, но я свою издали увидел. Всем потерпевшим велели сидеть и ждать в коридоре УВД. Комиссии работали в трёх или даже в четырёх кабинетах.
 
   Вскоре меня вызвали в кабинет. Там сидел мой следователь Огурцов и ещё три человека: представитель Уфимской прокуратуры, представитель Самарской прокуратуры и представитель Москвы. Мне пояснили, что предполагаемая «моя машина» может на самом деле оказаться не моей, а кого-то другого. Поэтому нужно проводить комиссионное опознание машины по специально разработанной и утверждённой процедуре.
 
   Меня спросили: могу ли я назвать какие-нибудь хотя бы три мелкие  приметы моей машины. Мой следователь им напомнил: «Но машина-то у него была всего один день, даже неполный. Вряд ли он смог какие-то приметы запомнить».
Я подумал и говорю: «Пожалуй, я смогу назвать три приметы, хотя хороший новый хозяин устранил бы минимум две из них». Я им назвал последовательно три неполадки, которые у нас с машиной случились, пока мы с Димой ехали в ГАИ:  это поцарапанная горловина бензобака, гвоздик в щётке, и проволока на шланге краника. Следователь Огурцов записал эти приметы.
 
   Далее представитель Москвы скомандовал: «Всё, коллеги, все идём вниз на опознание машины. Потерпевший и следователь Огурцов будут стоять чуть в стороне, за ограждением, а сверку ваших примет будут проводить следователи Самары и Уфы под моим контролем». Следователи Уфимской и Самарской прокуратуры взяли перечень этих примет и мы все пошли осматривать «мою» машину.
 
   Подошли к «моей» машине, хотя номера у неё были башкирские. Меня с Огурцовым оставили за верёвочным ограждением, которое охранялось несколькими милиционерами, а Представители Москвы, Уфы и Самары подошли к машине. Представитель Москвы держал в руках лист с моими примечаниями по машине. Они начали осмотр с горловины бензобака. Все трое внимательно осмотрели горловину, Самарский следователь показал, как примерно вырывался пистолет со шлангом и какие следы он должен был оставить. Потом он повернулся к нам и показал большой палец кверху. Огурцов мне говорит: «Видите, они проверили главный - несмываемый признак, он совпал, считайте, машина наша».
 
Далее они проверили правую щётку стеклоочистителя. Тут московский представитель резко отреагировал: «Блин, дебилы, козлы! Наездники! Ворьё наглое! Они даже щётку не стали менять» Самарский опять показал нам большой палец кверху.
   Дальше представитель Москвы сам нагнулся и заглянул под отопитель в салоне, разогнулся и раздражённо говорит, явно обращаясь к следователю из Уфы: «Смотри, всё совпало. Ваш (он назвал какую-то фамилию) является  организатором воровской ОПГ в вашем ГАИ и членом межобластной преступной группировки, а координаторы сидят здесь в Тольяттинском ГАИ. Шли в Уфу телеграмму о его аресте, я её завизирую. Так, товарищи, в акте осмотра подписывайтесь сразу здесь на капоте, что бы потом ничего не исказилось».
 
   Далее они подошли к нам. Московский товарищ возмущённо сказал: «В жизни не встречал таких наглых автомобильных воров. Это полные козлы! Они чувствовали себя в полной безнаказанности. Они ничего не проверяли, ничего не убирали, все приметы оказались на месте. Радуйтесь, сказал он мне – машина однозначно Ваша! Так, товарищи, эту машину можете отправить на охраняемую стоянку во дворе УВД, башкирские номера снимайте. А вам, потерпевший, через два-три дня выдадут новые документы на машину. Поставите по новой на учёт в вашем городском ГАИ, которое мы скоро разгоним».
   
   Через три дня я машину получил в УВД. Втроем с нашими мужиками с работы мы погнали её в ГАИ. Там я машину переоформил, получил новые госномера и загнал её в свой гараж – ездить на ней я опасался: вдруг опять что-нибудь произойдёт. Я дал объявление в газету: выставил её на продажу по сниженной цене.
   Через пару дней позвонили и потом подъехали двое мужчин лет тридцати, один покупатель, второй консультант со спецавтоцентра. Нас тоже было двое: я и слесарь с нашего гаража: Ирэк - крупный татарин тоже лет тридцати (я  подозревал, вдруг покупатель родом с Башкирии или с Татарии). Покупатели попросили прокатить их на Ниве километра два – три. Мы провезли. Замечаний нет. Они спросили, почему продаю по сниженной цене, я им  рассказал историю бедной «Нивы». Они стали внимательнее осматривать кузов. Специалист с САЦа обнаружил признаки ручной сварки по левой боковине. Честно сказать, я раньше это не замечал.
 
 Они прокомментировали: «Видно этот гаишник в очень пьяном состоянии ездил, раз смял водительскую сторону».
 
 Пришлось скинуть ещё 25%. Машину к вечеру продажу оформили. Как только они уехали, я перекрестился и мы с Ирэком поехали на работу, там мы с мужиками обмыли моё избавление от этой несчастливой «Нивы».
 
 Обмывали все свидетели этой беды: наш Генеральный директор, Техдиректор и Главный инженер. Я пригласил и начальника транспортного цеха Сапихина Николая Ивановича, который нам тогда «накаркал», что нельзя коньяком обмывать. И он нам рассказал, как он обмывает каждую вновь купленную машину.
 
- Я, говорит, беру бутылку водки, подхожу к машине, ласково говорю ей, что я её сейчас обмою и заговорю. Капаю сначала грамм 5 на капот , чтобы не бился и не мялся. Потом грамм 10 на мотор, чтобы не ломался. Потом по пять грамм на замки водительской и пассажирской дверок, чтобы никому чужим не открывались. Поэтому все мои машины живут при мне и работают без сбоев.

 Хором мы выпили за Сапихина и за его метод.
Этот метод я потом применял для следующих моих машин. Они не ломались и их никто не угонял.

  Вот и не верь народным приметам.
 
   Есть у водителей-любителей поговорка: "Водитель дважды бывает счастлив: первый раз, когда купил машину, второй раз, когда её продал".
 
  Вскоре по Тольятти взрывной волной прошло известие: начальника ГАИ сняли, зам начальника ГАИ застрелился, их всех прочистили, половину уволили, кое-кого отдали под суд. Аналогично «прошерстили» и Головной Спецавтоцентр ВАЗа.
 
Станислав Жемповский 
 30.04.2020.



 


Рецензии