Войны в науке. Реклама в науке рай для ворья

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ НА СЛУЖБЕ У ЖУЛИКОВ

Самым характерным явлением, показывающим суть всей научной школы Б.И.Сергеева, была публикация в одном из номеров популярного журнала «Техника-молодежи» (№10) за 1974 год статьи про мягкие гидротехнические конструкции с нарисованной мной в табличном виде классификацией этих самых мягких устройств, в картинках. Естественно, без моего на то разрешения как автора, Б.И. Сергеев на этот счет не заморачивался, и опубликовал свою статью, ему нужную для докторской диссертации. Их там около сотни конструкций,  в том числе и уже известных изобретений других авторов. Иногда они приезжали громить Б.И.Сергеева за плагиат, но тот всегда выкручивался. Вы же понимаете, что слова в статье о том, что «большая часть конструкций придумана автором», не закрывает всего многообразия. А вот как раз это и есть Ваше изобретение, и это тоже  относится к меньшей, не моей части. Прямо по фильму «Свадьба Малиновке» при дележа награбленного добра. И вроде как спорить было нечего, так как малый объем статьи не позволял перечислить всех авторов.  А мне даже в голову не приходило требовать от Б.И.Сергеева каких-то своих авторских прав на рисунки и схемы, на которые он рассадил своих работников и они, как настоящие – уже научные рабы на галерах, вели исследования для себя, в частности, и все, в общем, на докторскую диссертацию Б.И.Сергеева. Такова была тогда структура научного коллектива. Обязательная во времена СССР к исполнению всеми. Конечно, не как в шарашках, но оттуда родом.

   Однажды, по весне, придя на кафедру гидросооружений, застал там Виктора Волосухина чуть ли не со слезами на глазах. Мы, как раз переписывали экземпляры докторской диссертации Бориса Ивановича, оформляли и вычищали… Так как наши отношения были доверительные, то он мне пожаловался, что в теоретической главе нашел свою формулу расчета мягкой оболочки в качестве основной идеи всей теоретической главы докторской. Да, я знал, что это была его формула, так как он ранее со мной советовался при написании диплома и там использовал ее. А научный руководитель опять таки без спросу ее, мягко скажем, прихалтырил и пристроил в свою собственность. Вот так, с миру по нитке, со своих же студентов, докторант и собирал манну небесную – научную степень. Я далек от того, чтобы тыкать в него за это пальцем, это была общесоветская практика. Не во многих докторских есть какая-то собственно авторская мысль, даже мелкая…
     Чтобы утешить сокурсника я на всю комнату заявил: а давай напишем в Москву, в газету об этом прискорбном и далеко не научном факте нашей биографии. В комнате было еще двое, помимо нас, Толя Лемешев и Слава Щедрин, который был вообще после армии и, кроме, как недюжинного усердия в исполнении желаний начальника, ничего из себя не представлял… В табели о творческих рангах он был в самом арьегарде группы.

Через некоторое время информация поступила куда надо, и я был вызван для разговора к Б.И.Сергееву на предмет, а куда это я писать собрался… Ты же грамотный человек, что же, не понимаешь, что письмо из Москвы пришлют для проверки в Ростовский обком КПСС, оттуда в Новочеркасский горком КПСС, оттуда райком, а он перешлет в институтский партком, а там спросят меня лично…обрисовал он всю интригу жалобщика. А он лично всем скажет, что это именно он был руководителем научным и дипломанта Виктора Волосухина, и потому он дал ему… эту формулу для темы диплома. Ну, ты же умный парень, сверлил он меня своими глазами… Да понимаю я все, ответил я, но как еще можно помочь и утешить товарища. Он с  раскаяньем сказал, что замотался с подготовкой к защите и учтет в дальнейшем, а Виктор у него на хорошем счету и пойдет к нему в аспирантуру после с учетом опыта защиты диплома для написания и получения кандидатской диссертации. Это означало в переводе, что мне уже ничего не светило в качестве аспиранта, так как было много желающих защититься на волне нового научного направления под крылом молодого доктора. Да и перед нами с Виктором в той неформальной очереди на остепенение  были куда более старшие товарищи (Ваня Петров, Гена Штокалов, Володя Бондаренко, Юра Косиченко, Александр Попов и др.) - выпускники годом, два и три раньше. Научная конкуренция была жестока и заставляла искать иные пути. Мне же было явно рановато по причине отсутствия своей ярко выраженной темы: все по норкам, а один по всему фронту… Непорядок.

Да и сам диплом я писал по проектированию типовой оросительной системы у старшего преподавателя кафедры Б.П.Артамонова. Защитил диплом на отлично и имел за успехи в учебе сразу три рекомендации в аспирантуру. Вот только не было научного руководителя – у меня же были свои представления и планы. Все давалось мне легко, и выбор был большой. Мало кто был способен дать мне то, что я хотел, так как сам еще толком не понимал этого. Но планировал к своим 30 годам уже получить, не то что кандидатскую, но и докторскую диссертации, чтобы перейти к более серьезным вещам в части подводного или воздушного строительства военного назначения. Надо было иметь независимость и научную квалификацию. Что такое академическое звание - представлял себе плохо, но как то уже из окружающей формалистики складывалась далеко не лестная иерархия научных степеней.
  Кандидат наук, это специалист, способный обосновать через исследования любую поставленную цель, т.е. способный квалифицированно врать. Доктор наук, это уже законченный мерзавец, способный опять-таки научно обмануть и мать родную. А вот академик есть что-то типа каменной скифской бабы – ей, что в морду плюй, палкой её бей, и ничего с ее научными убеждениями не изменишь. Конечно, примитивно, но совершенно точно на основании личного опыта нескольких лет работы в группе Б.И.Сергеева и НИМИ.  Школа это была уникальна. Это я понял много лет позже. Вся жизнь науки отразилась как в капле в нашей группе по мягким конструкциям, точно так же как и вся жизнь страны была в нашем маленьком красивом городе. И основной всех пороков взаимоотношений был грязный мирок партии и её партноменклатуры. Но все это было много позже. Пока еще во мне горел инстинкт первооткрывателя и ученого исследователя.


Рецензии