По ту сторону
(в том порядке, как они всплывают)
Жаркий июльский день. Синее-синее небо, чистое, как потолок у нас дома. Шуршание стеблей кукурузы, через которые я продираюсь. В руках отцовский складной ножик — я стащил его парой часов ранее.
Чик.
Срублен очередной стебль. Силёнок, чтоб ломать их голыми руками, и без того хватает, но мне хочется заявить о трофее, пока можно. Когда меня поймают (если не найдут, сдамся сам), меня больно высекут, а трофей отберут.
И больше никуда никогда не выпустят. Меня и так редко куда выпускают. Но это ничего.
Сердце колотится: хочет вырваться за пределы рубашонки в клетку. Где-то сзади маячат окрики и ругань мужиков, вперемешку с шелестом и срывами дыхания. Знойно.
Я оглянулся мельком: за мной дорожка из надломленных и стоптанных стеблей. Поймают, и дураку понятно.
Что-то подсказывает мне “каждые восемь шагов делай чик”, и я подчиняюсь. Иду как-то пританцовывая, вытаптываю дугу с уклоном вправо, будто на крутом повороте. Не знаю зачем — наитие сказало.
Выпрямляю дугу, уродуя взошедшие злаки — те шуршат и трещат. Чик, восемь шагов, чик. Ругань и топот звучат всё отчётливее. Немного погодя, начинаю брать левее, загибая новую дугу.
Вороны лузгают кукурузу в глубине поля. Проходя, я распугиваю их, и те сердито каркают, улетая. Я показываю каждой вслед язык. Нечего, сейчас мой звёздный час. Восемь, чик, восемь.
Всего я насчитал восемь ворон. К тому моменту, как я добрался до вытоптанного мной же перекрёстка, я порядком выдохся. Складываю ножик, прижав рукоять к животу, и ложусь на землю. Вороны мечутся чёрными пятнами по синему небу, карканьем разрывая тишь. Мужики совсем близко: с минуту на минуту выйдут на меня.
Я буду ждать их в центре вытоптанной бесконечности. Жаль, её не поймут и увидят лишь поломанный урожай.
—•— ••— —•— ••— •——• ••— ——•• •—
Воспоминание второе
— Только вымоешь посуду, глядь, уж новая лежит! — Матушка напевает свою рабочую песенку за чисткой картошки. — Уж какая тут свобода, тут до старости б дожить.
Жили мы очень бедно, на жалость всему хутору. Одноэтажный белый домик, который остался от бабки, постоянно осыпался снаружи, а внутри покрывался чёрной плесенью.
Я сижу у окошка; вечереет. Дети, мои ровесники, баклушами играют у дороги в городки. Один, ловко подпрыгнув, метнёт белый брусок и разом снесёт домик из таких же, а вся компания звонко рассмеётся. Постукиваю по стеклу костяшкой.
— Ты чего ворон считаешь? А ну, помогай!
И вовсе я не считал ворон! Я к ребятам, к ребятам хочу… Но тогда я был наказан, не помню за что. Да и матушке перечить не смел — чуть что просил прощения.
Матушка была твёрдо сложенной женщиной, бойкой и властной; волосы цвета воронова крыла всегда собраны в пучок. Больше всего она ценила чистоту; причём не простую, а идеальную. Отец, сестра и, конечно, я — всех она держала в узде. Папа, только придёт с полей, чинит крышу, сестра моет полы, а я борюсь с плесенью.
Причём как. Я должен добела протирать почерневшие углы мокрой тряпкой, затем выжимать её насухо и оттирать их снова от остаточной влаги, чтоб не питать плесень. Однажды я потратил целый день на оттирание нескольких точек — они не сдвигались с места, но матушка настояла. Потом оказалось, что это дырки от гвоздей.
Порой мне кажется, что я неотличим от тряпки. Это мой крест; так матушка говорит. Она верит, что каждый должен нести свой крест.
Чик. Смуглый картошкин мундир попадает под нож, обнажая нежно-золотистый плод. Мы съедим его и переварим, чтобы мочь и дальше бороться за бессмысленную белизну потолка. Одно и то же, затхлая статика чёрного, белого и перехода между ними туда и обратно — вот и весь мой мир.
А там, по ту сторону окна, в синем-синем небе возникают звёзды, ребята играют и резвятся; и нет их радости ни конца, ни начала, и меня в их радости нет тоже.
Я тоскую по другим мирам.
•——• •——•• • ••• • —• —••—
Воспоминание третье
Я стою у прикрытой двери, снаружи, переминаясь с ноги на ногу. Внутрь мне пока нельзя.
Когда ты старший брат, и у тебя есть младшая сестра, первый раз отчуждение от семьи чувствуешь, когда матушка переодевается после бани. Отцу, понятное дело, можно видеть её наготу, сестре тоже, а тебе — выйди, не смущай. Чик — отсекается лишнее; родные остаются по ту сторону, а ты по эту.
Так хочется внутрь, за дверь… И уж непонятно: то ли чтобы попасть на ту сторону, то ли чтобы увидеть мать голой.
Есть разница?
••——•• —•• •• •——•
Воспоминание четвёртое
Федя был всем тем, чем я быть не мог. Он — коренастый и смуглый, я — долговязый и бледный. Я ни разу не покидал хутор, он постоянно катался в город и даже бывал на берегу моря. Носил крестик. Такие сравнения можно тянуть долго, и все они будут не в мою пользу.
Федя смеялся над моей рубашкой в клетку. Смеялся каркающе, как ворон. Очень много сочинял: стихи, песни под гитару... Я совсем ничего не сотворял; мне казалось, нужно быть достойным того, чтоб творить. Федька-то точно достоин, а у меня нет ни средств, ни смелости.
Такая у нас выходит дружба — односторонняя. С ним я научился и начал лгать матушке. Он дал мне попробовать портвейн — это было разочарующе. Думал, взрослые пьют синьку, потому что попадают на ту сторону, но оказалось, что вместо раздвоения сторон начинает двоиться в глазах.
Только и всего.
——•• •——• ••— ———•
Воспоминание пятое
Филя была моей ровесницей, и, наверное, сошла бы за мою близняшку — настолько мы были неотличимы. Бледные и долговязые, неловкие и несмелые, нам всегда было о чём помолчать.
Единственное, чем она напоминала матушку, — это волосы цвета воронова крыла. Но Филя никогда не собирает их в пучок.
Я приходил к ней, когда её отец дежурил сторожем в поле. Вырезал ей гравюры на деревянных дощечках ножом. Мы вместе считали ворон за окном и смотрели на звёзды в её в спальне, которые крепились к потолку и светились в темноте. Когда заканчивались темы для молчания, мы читали вслух её книжки — страницу Филя, страницу я — проникая по ту сторону желтеющих страничек.
И каждый раз, оказываясь по эту сторону своего порога, опять в возне и чёрной плесени, я мечтал о том, как вновь попаду по ту сторону Филиного порога. В синие-синие стены, к светящимся в темноте звёздам.
И мы откроем друг другу новую восьмёрку других миров. Или даже не восьмёрку — сколько успеем!
Хоть в чём-то мне повезло больше, чем Феде. Его девкам нет ни конца, ни начала, но ни одна не пробыла с ним дольше восьми дней.
•—•• ••—— —••• ——— •—— —••—
Воспоминание шестое
Однажды мы с Федей пробрались в загон с цыплятами — земляной пол был сплошь в этих жёлтых комочках. Я брал их на руки и самую малость сжимал в ладонях — помогал солнышку греть их. Загон казался другим, потусторонним миром, где есть только мы с живым ковром из цыплят.
— Атас! — вдруг зыкнул Федя. Я инстинктивно сжался, сунул двух цыплят куда-то в шорты; застучало сердце, и в его гуле десятикратно отражались Федины возгласы и чья-то басовитая брань. Я сел на багажник Фединого велосипеда, и мы умчались так быстро, как только можем с чужой птицефермы.
То и дело подскакивали на ухабах и рытвинах.
Добрались до Фединого двора и встали на ноги, чтоб перевести дух. Нас чуть не поймали, но мы сумели спастись — это будоражило, как игра с ножом, где, ускоряясь, нужно тыкать остриём между пальцами.
Шорты липнут к ногам — намокли. От чего? Ещё на взводе, как-то полуосознанно я запускаю руку в задний карман шорт…
И нащупываю два переломанных цыплячьих трупика.
••— —••• •• •——— ••• — •——— ———
Воспоминание седьмое
Белые точки звёзд на чёрном потолке неба, бесконечно высоком; как плесень дома, только наизнанку. Я стою у Филиного крыльца и восьмую минуту лижусь с какой-то из Фединых девок.
Я даже не помню её имени. Но хорошо помню как мы с Филей не отрываясь (в меру моей занятости) смотрели друг на друга; она сидела у окна. Филя не отворачивалась, хотя из её глаз непрерывно текли слёзы.
Каково это — по ту сторону доверия? Я хотел понять. Федя вечно рассказывал о своих “достижениях” и очередном чьём-то съеденном сердце.
Было никак.
Наконец, Филя отстранилась от окна, завязала вороновые волосы в пучок и навсегда ушла в глубину синих-синих стен.
Вернувшись домой, я вырезал себе из дощечки крестик. У каждого должен быть свой.
•——• •—• • —•• •— — • •—•• —••— ••• — •—— ———
Воспоминание восьмое
Бесконечное кукурузное поле, карканье воронья, прошивающее синее-синее небо. Оно гораздо тревожнее обычного, ведь всё поле охвачено огнём.
Уже октябрь, кажется, восьмое, и стебли начали подсыхать — оттого горят так легко. Урожай давно собран, но это не отменит катастрофу для хутора.
Я решил, что мне не нужен мой крест.
Из моего окошка виден только краешек этой безумной картины. Говорят, путь в тысячу шагов начинается с одного шага.
А грандиозные пожары начинаются с маленькой лучинки.
Или иной деревянной вещицы. Жаль, никто не узнает, что всё это сотворил я.
—• •• —•— ——— —• —•—• •— —• •• —•— •—• •— •—•—
Чик.
— А ведь вы на неё похожи. Ты, прости. Привычка. Восьми сеансов хватило, чтобы выйти за рамки отношений “клиент-терапевт”. И девятый провести не где-нибудь, а сразу у меня дома? Ещё и имя твоё — Филиппа. Как по нотам.
Свесив ноги с постели, я отстукиваю по белой стене случайные ритмы складным ножом. Филиппа — то есть ты, прости — хозяйничаешь на кухне. Варишь кукурузу, напевая про себя что-то. Твои угольные волосы собраны в пучок.
— По воспоминанию на приём — помнишь, я задолжал? Настоящие воспоминания. В конце каждого сеанса ты подмечала, что перед тобой сидит совсем другой человек, новая история жизни: причём такая, о которой пишут стихи, не меньше. Вот, сейчас я искренен.
На белых полках стоят доски с моими гравюрами — теми, которые ты одобрила; другие и не стоят того, чтоб о них помнили. Под ними лежат стопки книг — все мои любимые.
— Но разве? Все эти восьмёрки, вороны, крестики, синий цвет — в реальности же так не бывает? Так красиво? Складно? Искусственно. Два-три раза может совпасть, но не всю жизнь красной нитью. Почему в каждой истории, сколько бы я их ни сочинил, появляешься ты? Вот что меня тревожит.
На полу то тут, то там валяются нетронутые баночки с пилюлями — не помню, откуда они у меня, но ты запретила их принимать. Проворчала о каких-то дилетантах, когда узнала.
— Иносказания, символы — я не хочу говорить прямо о пережитом и, кажется, не умею. О том, что на сердце, только украдкой. Но почему, даже если ты сама — моя метафора, мой пустой образ красного словца ради, я так пресмыкаюсь перед тобой, так держусь тебя и... боюсь?
Как обычно при встречах с Филиппой — тобой, прости — вопросы я задаю себе сам. Ты лишь тормозишь меня, если заносит в поисках правды, — а так мы с тобой на равных.
— Я всё наврал? Я провинился перед тобой? Что прячется за красотой? Уродство? Другая красота? Ничто? Чего я боюсь?
Я запнулся и умолк — не знал ответа на этот вопрос, не догадывался. Филиппа... ты, прости — всё хозяйничаешь на моей (твоей? нашей?) кухне, и напеваешь незнакомый мотив веселее прежнего. Нервничая, я втыкал нож в белую стену, оставляя в ней чёрные точки.
Вдруг как водой ледяной окатило:
— Я боюсь знаешь чего? Что нет тебя, а, значит, и меня. Что мир по эту сторону один, и в нём нет цвета: только белый домишко с чёрной плесенью и их бесконечная борьба за преобладание. А я сейчас сижу у окна, маленький и несчастный, и выдумываю очередной потусторонний мир. И тебя выдумал, и вороньё, и синие-синие стены. А матушка в это время моет посуду на кухне, как ты сейчас...
Тут я предательски прислушался к твоей песенке под носом.
Нет...
Нет.
Не может быть.
НЕТ!
“Только вымоешь посуду, глядь — уж новая лежит! Уж какая тут свобода, тут до старости б дожить!”
Нож выпал из рук. Ударился о пол с дребезгом.
Вдруг сломался? Вот бы не сломался, вот бы не сломался...
Папа будет ругаться, если увидит, что с ним что-то стряслось...
Я НЕ ХОЧУ! НЕ ХОЧУ БОЛЬШЕ ОТТИРАТЬ ПЛЕСЕНЬ! ХВАТИТ С МЕНЯ! ХВАТИТ!
— Ну ты чего, я ж пошутила! Видел бы ты своё лицо.
Я перестал метаться в истерике и увидел Филиппу… то есть тебя, прости, — твои распущенные чёрные волосы струились по белой наволочке и моим плечам: ты повалила меня, и так полулежащего, на кровать.
— От тебя хочется петь, тряпочка моя.
Ты засмеялась, и мне стало так стыдно и тепло от тебя — настоящей и такой близкой.
— Сочини о нас сотню сотен историй!
Конечно сочиню, милая Филя. Мы зарылись под синий-синий плед в клетку и нырнули в бесконечный потолок, усеянный светящимися звёздами.
И нет нашим с тобой мирам ни конца, ни начала.
••• — — — •••
Свидетельство о публикации №220050101208