Вылет из гнезда

Глава третья
ВЫЛЕТ ИЗ ГНЕЗДА
В детстве, жизнь вообще, да и все события , мы оцениваем со своих
детских , примитивных и наивных представлений и позиций . И не всегда
мы согласны с взрослыми , считая ,что им позволено все , а нам детям
ничего.  Нам, очень , хочется , как можно быстрее , повзрослеть . Мы
торопим время , не понимая , что всему свое время . Оно еще не
наступило , ускорить , мы его не можем . Нас тяготят рамки ограничений
. Мы стремимся , рвемся как можно быстрее вырваться из , окружающего
нас мира детства , о котором мы , в последствии , будем вспоминать
только с тоской и теплотой . Обратите внимание , что такие же процессы
происходят и в природе . Возьмем , к примеру , ласточек . Желторотые
птенчики , высунув свои маленькие головки из гнездышка , с тоской и
завистью поглядывают на своих старших сородичей , которые , как , в
черно-белых фраках , легко и красиво парят в небе .Им тоже очень
хочется , вырваться из , так им опостылевшего , гнезда и свободно
летать , но мама-ласточка пока , почему то не разрешает . Ласточка ,
понимая , что кто то из нетерпеливых птенцов все таки попытается
вырваться на свободу , она предусмотрительно , в верхней кромке
гнезда , используя тонкую травинку , мастерит , своего рода ,
заграждение . И все таки некоторые , особо ретивые и шустрые , пытаясь
вырваться из плена , вываливаясь из гнезда , разбиваются . В нашей
человеческой жизни , главная задача детей : хорошо учиться и слушать
старших . Эти , так надоевшие нотации - , считал я – примитивны и
банальны . Как я ошибался впоследствии , вспоминая это .

     Учился средне , без особого желания . Не знаю почему , либо не
осознавал важность получения каких-либо знаний , либо не было
достаточно мотивации учиться . Понимание значимости получения знаний ,
стало появляться лишь в старших классах . Возникло желание побыстрее
закончить школу и поступить , хоть , в какой-нибудь ВУЗ , но в какой
еще не понимал . Родители часто стращали меня тем , что если не
поступлю , то пойду работать рабочим- путейцем на железную дорогу ,
как говорили они -, на пути . Меня всегда это раздражало и я молчал .
В душе считая , что я докажу и этому не бывать , и я тоже стану
образованным человеком . Моим любимыми предметами в школе , были
география и английский язык . С теплотой и добрым словом хочу
вспомнить своих учителей : географиню- Екатерину Тимофеевну и
англичанку - Элеонору Васильевну . А самым ненавистным предметом , для
меня , хотя я любил и много читал , был предмет - литература . Не знаю
почему , но скорее всего из-за учительницы и ее методики преподавания
. Это была высокомерная , пронизанная снобизмом особа . В классе , за
глаза , ее называли поэма . Выглядела вызывающе , как мумия , покрытая
толстым словом косметики и красок . Она , каким то непостижимым
образом , вызывала тошноту и отвращение к классической литературе .
Закатив глаза , она с упоением и пафосом , раскрывала нам образ
Печорина или Фамусова . И это была не только моя субъективная оценка
, но и мнение всего класса . Конечно , она хорошо знала свой предмет ,
но донести до нас богатство великих писателей не смогла . Кто то из
древних мудрецов сказал : « Ученик , это не стакан , который надо
наполнить знаниями , ученик это факел , который надо зажечь « .
Читать , рекомендованные и прокомментированные ею книги , не хотелось
. В последствии , в более взрослом возрасте , прочитав Лермонтова ,
Чехова , Пушкина , наслаждаясь богатством их языка , я пожалел о
потерянном времени . А вообще , учителя у нас были хорошие . Позже , я
понял это , когда закончив школу со средними оценками ( вероятно
субъективный подход учителей ) , поступил в ВУЗ ( военный ) , который
закончил с отличием . Это не моя заслуга , а заслуга- школы и тех
преподавателей , которые когда то заложили во мне базовые знания .
Троечник ( по их мнению ) , уже в другой атмосфере , оказался на
передовых позициях в ВУЗе . Это говорило лишь о том , что в школе была
заложена хорошая база знаний , пусть даже недооцененных . Ведь главное
, что знания заложены.

      В детстве , о чем мы только не мечтаем . Под влиянием моих
родственников – бывших , прошедших войну , офицеров ( Николая
Антоновича , Михаила Андреевича ) , литературы и кино , у меня начал
формироваться образ военного , в начале смутно , затем более четче и
осознаннее .

       Ежегодно , школьники старших классов , через приписные мед .
комиссии , ставились на призывной учет в военкоматах . Нас ,
мальчишек , к нашей радости , на этот период освобождали от уроков и
мы свысока поглядывая на девчонок , убывали в военкомат . Итогом
работы этой комиссии было то , что я был приписан , как будущий
призывник , в военно-морской флот . Из-за хорошей спирометрии моих
легких ( 6 000 куб. см ) , по показаниям медкомиссии , я был определен
в подводный флот . Я очень этим возгордился . Тогда , я даже и не
догадывался , что меня ждет совсем другая судьба . После прохождения
комиссии , меня попросили офицеры военкомата , по пути домой , занести
, по двум адресам , повестки кому то из призывников . Понимая
значимость такого важного дела , я с радостью согласился оказать им
такую услугу . Спустя некоторое время , стремясь как можно ближе быть
к военным , я сам пришел в военкомат и предложил свою помощь по
разносу , по адресам , повесток . Так продолжалось несколько раз , я
добросовестно выполнял все поручения . В общем , в военкомате , я
примелькался и стал своим человеком , был знаком со многими офицерами
и даже военкомом . Обращаясь , как то к военкому – майору Богданову ,
я робко спросил его : « Как мне поступить в какое-нибудь военное
училище « ? Ты , действительно , хочешь быть офицером - , спросил он
. Да , ответил , я . Привев меня в свой кабинет , майор протянул мне
список всех военных училищ СССР , выбирай – сказал он . Там были
десятки разных училищ , как высших так и средних , всех родов войск .
У меня заекало сердце и разбежались глаза . Листая этот справочник , я
понимал , что с моими посредственными знаниями дорога в высшие училища
для меня закрыта . Просмотрев все средние училища , я скромно выбрал
Вольское среднее училище тыла . Род войск меня не смущал , лишь бы
стать офицером . На следующий день , я явился к майору Богданову и
показал свой выбор . Посмотрев и покачав головой , он спросил меня : «
Вячеслав , почему , вы не хотите получить высшее образование « ? Я
троечник – скромно ответил я . Ерунда -, сказал он . По отзыву наших
офицеров , которым вы заполняли , по их просьбе , документы ( бланки ,
повестки и прочее )- вы вполне грамотный и исполнительный человек . Не
прибедняйтесь . В конце концов , он убедил меня изменить свое решение
и посоветовал выбрать Рязанское Высшее Десантное Военное Училище (
РВДВУ ) .Я согласился , положась на его авторитет . На меня стали
оформлять документы к поступлению в РВДВУ . Буквально за неделю до
отъезда в Рязань , меня срочно вызвали в военкомат к майору Богданову
. Я терялся в догадках . Он спросил :» Какой у вас рост , Вячеслав «?
Я ответил – метр семьдесят четыре . Тогда , заявил он – вы едете
поступать в Московское Высшее Общевойсковое Командное Училище ( МВОКУ
) . Это училище очень перспективное , строевое . Кроме всех экзаменов
, там конкурс еще и по росту . Требование – не ниже 1.72 м , вы
подходите – заявил он -, у вас 1.74 м. Так что езжайте - , добавил он
- , необходимые документы готовы , успеха , вам . Я , так ,
благодарен тому майору , за участие в моей будущей судьбе и опеку . 23
июля 1963 года , в шесть часов утра , я покидал свой отчий дом , думал
что не надолго , но получилось , что НАВСЕГДА . Я даже представить
себе не мог , что ждет меня впереди . Рассчитывать на успех своей
поездки не приходилось . Конкурс , в то известное училище , был
огромный ( десять человек на место ) и таких умников , как я , было не
мало. Думал , что сдам кое как , провалюсь на экзаменах и вернусь
домой . Хорошо помню то раннее ласковое утро , когда я отправился на
автостанцию , чтобы доехать, автобусом до Тулы , далее электричкой до
Москвы . До сих пор в памяти стоит та трогательная картина моих
проводов , моего вылета из гнезда . Провожая меня , отец , перед
работой , одетый в чистую спецовку , молча шагал со мной рядом , мама
, взяв за руку мою младшую сестренку Танюшку семенила сзади. Танюшка ,
не сосем понимая что происходит – почему то , горько плакала , ее
детское чутье , вероятно , подсказывала ей , что старший брат уезжает
навсегда . До сих пор , в моей памяти ее косички и заплаканное лицо .
До сих пор жалею , что тогда не удосужился погладить девчушку по
головке и сказать пару теплых и успокающих слов . В то время , я не
придавая драматизма этому событию , гордо шел на автостанцию.
Подумаешь проводы на луну – думал я . По пути на автостанцию , мама
объясняла мне , что Танюшу отвезут в деревню к бабушке а сами , через
какое то время , по путевкам уедут в санаторий « ХАШУРИ « ( Грузия ) .
Меня тяготили эти слезы и наставления .Наскоро попрощавшись , я сел в
автобус и видел в окно , как мама с отцом , прощаясь, машут мне руками
, а сестренка , подняв ладошку и не обращая внимания на посторонних ,
плачет навзрыд . Мне было неловко и неудобно перед пассажирами
автобуса , будь то провожают меня в последний путь .

       И так , я , со своим земляком из Тулы , добрался до Москвы ,
прибыл в училище , стал абитуриентом и начал сдавать экзамены . Надежд
поступить было мало . Оставался последний экзамен по физике . По
слухам его принимал очень строгий преподаватель , отбирая шпаргалки ,
ставил неумолимо двойки и гуд бай . Сдавали этот экзамен положительно
, лишь , единицы счастливчиков . Перед этим экзаменом , я вообще ,
потеряв всякую надежду , написал родителям письмо , где сообщал , что
последний экзамен завалил и не прошел по конкурсу , короче возвращаюсь
домой . Мама сообщила , что ничего страшного , приезжай домой и что с
отцом завтра они уезжают в Грузию отдыхать . На этот экзамен , я шел
обреченно , словно на Голгофу . На экзамене , я что то писал , решал
задачи и опустошенный вернулся в казарму , где обитали абитуриенты .
Результатов нам не сказали . После обеда , нас всех построили и
объявили кто поступил а кто нет . К своему большому удивлению , как
гром среди ясного неба , я оказался в числе поступивших счастливчиков
, впору можно было падать в обморок , но я как то устоял . Всем
поступившим приказали следовать в парик махерскую , стричься под ноль
( на лысо ) . Среди абитуриентов , как я уже упоминал ранее , со мной
из Тулы электричкой ехал один парень его звали Алешин Игорь . Месяц
сдачи экзаменов окончательно вымотал меня . Я тупо осознавал , что я
поступил , но особой радости , почему то не было пошел искать своего
земляка – Игоря . Встретив его , поинтересовался , как у него дела ,
поступил или нет . Игорь ответил , что поступил , но его в составе
группы из 10 человек , для учебы отправляют , почему то в Бакинское
Высшее Общевойсковое Училище ( БВОКУ ) , в Баку . Это было непонятно и
удивительно . У меня что то внутри оборвалось , появилась зависть ,
забывая о том , что и я поступил , но только в Москву. Зависть была в
том , что Игорь едет в Баку , к морю , на юг . Город о котором я много
хорошего слышал от своего близкого друга Рафика , побывавшего там
ранее. Игорь также сказал , что в этой отбывающей в Баку группе , он
назначен старшим. После обеда он должен в строевой части получить
проездные документы и завтра поездом отбыть в Баку. Разволновавшись
еще больше , я спросил его - , а мне можно с вами поехать ? Нет -,
ответил он – тебя же нет в списке . Может что-нибудь придумаем – робко
пытался возразить я . Ну что мы можем придумать – раздраженно ответил
он и направился в строевую часть училища . За ним , гурьба
абитуриентов , отъезжающих в Баку , в том числе и я , двинулись за
Игорем . Как выяснилось позже , действительно , из-за перебора
абитуриентов в Москве и недобора в Баку , поступила команда сверху ,
часть поступивших абитуриентов отправить в БАКУ . Я стараясь не
отставать , семенил за Игорем и бубнил ему в спину : « Ну , давай
попробуем , ну давай . Недовольно посмотрев на меня , он процедил -,
ты еще здесь ? Всей толпой мы ввалились в канцелярию . За столом важно
восседал писарь – сержант срочной службы . Все загомонили- нас в Баку
отправляют , выписывайте документы . Писарь посмотрев на нас , вяло
изрек : « Не шумите , кто из вас старший , на кого выписывать
проездные документы « . Я – ответил Игорь , Алешин моя фамилия .
Писарь стал заполнять общий бланк на всю команду . Написав его фамилию
, писарь обращаясь к Игорю спросил « Сколько вас « ? И , здесь ,
ВНИМАНИЕ , начинается авантюра . Я , очевидно , в силу своего
авантюрного характера , успев опередить ответ Игоря , не выдержав ,
сказал : « Алешин и с ним команда десять человек « . Писарь
старательно в бланке написал , что Алешин и с ним команда десять
человек . Протягивая Игорю проездной документ , он сообщил , что
сейчас необходимо пройти в финансовую часть и получить суточные деньги
на проезд , из расчета : один рубль и две копейки в сутки . Когда мы
толпой покинули строевую часть , Игорь , отведя меня в сторонку
недоуменно спросил : « Слава , я так и не понял что же произошло « ?
Я ему ответил , что писарь , замороченный в канцелярии , нашим шумом и
гомоном , написал в бланке , что Алешин – старший команды и с ним
десять человек , то есть в итоге нас едет одиннадцать , в том числе и
я . Игорю только и оставалось тихо буркнуть – ну ты и даешь Славка .
Таким образом я получил возможность уехать в Баку. Я , даже сейчас не
знаю , как у меня вырвалась тогда такая фраза – ответить писарю .
Скорее всего просто неистребимое желание чтобы то ни стало , что то
сделать и уехать в столь желанный Баку . Далее не большое отступление
.

   На время моей поездки в Москву , родители мне дали какие то деньги
, сейчас я уже не помню сколько , хотя в училище , во время экзаменов
нас кормили бесплатно . После месячного пребывания на экзаменах в
Москве , у меня оставался всего один рубль , в расчете вернуться домой
. Поскольку я уже почти официально ехал в Баку , в финансовой части ,
из расчета на трое суток , мне выдали три рубля и шесть копеек . С собой у
меня было много вещей : чемодан с учебниками и что то из одежды . В
виду того , что из Москвы Бакинский поезд уходил вечером следующего
дня , с утра , электричкой , я отправился к тетке Ире , живущей под
Москвой , ст. Ашукино , решив оставить у нее лишние вещи . Пробыл я у
нее не долго . Немного пообщавшись , сообщил ей , что поступил в
Бакинское училище и сегодня вечером убываю в Баку . Она предложила мне
пообедать , но я скромно отказался , о чем позже очень пожалел . Имея
в кармане чуть больше трех рублей , я с трепетом ждал , что она мне
предложит какие то деньги на дорогу , но в разговоре она как то
закрутилась и забыла . Она , конечно , бы дала , но я , мучаясь , не
смог преодолеть свою застенчивость и в долг не попросил . О чем также
потом пожалел . Вечером , уже без вещей , я гордо , в предвкушении не
забываемого путешествия , в белоснежной рубашке , расшивал по
Курскому вокзалу , разыскивая своих отъезжающих в Баку побратимов . Из
одиноко лежащих в кармане трех рублей , осталось чуть больше рубля .
Очень хотелось есть . На потраченные деньги купил четыреста грамм
любительской колбасы и хлеба . Вспоминая вкусный обед тети Иры , от
которого гордо отказался , половину купленного я съел сразу , даже не
заметив как . Рассчитывал , что сутки продержусь . Другую половину
оставил на вторые сутки пути , ну а дальше у меня еще рубль в запасе .
Поздно вечером , наконец то , собралась вся группа и наш поезд Москва
– Махачкала тронулся в путь . А почему Махачкала ? Дело в том , что
накануне мы узнали что на Бакинский скорый поезд мест нет . Предложили
нам места в Махачкалинском поезде , в общем вагоне , мол добраться
потом до Баку будет легко .Вдохновленные поездкой вообще , мы были
согласны на все . И , кое-как разместившись в общем вагоне , мы ,
наконец то поехали . Наступила темная августовская ночь . Замелькали
огоньки ближнего Подмосковья . Часа через четыре проехали родную Тулу
. Из-за пережитых последних событий , которые круто перевернули мою
жизнь , мне не спалось . Стуча колесами , поезд уносил меня на юг , на
Кавказ . Тогда я еще и не предполагал , что обратно дороги уже не
будет и проживу , вернее прослужу я на солнечном Кавказе – целых
десять лет и не увижу , таких привычных глазу березок , родных зеленых
полей и перелесков . Но это ожидало еще впереди и я об этом еще и не
догадывался . Я , наконец то , вылетел из своего гнезда и несла меня
судьба в неизвестность . Вылететь то я вылетел из гнезда , но как
лететь и главное где приземлиться , мне тогда было еще неведомо .
Ведь можно залететь , а точнее влететь во что-нибудь и куда угодно . Я
об этом старался не думать .Утром , проехали Харьков , голод давал о
себе знать . Не вытерпев , я с жадностью проглотил оставшиеся припасы
. Поезд вырывался на просторы цветущей Украины . На остановках , на
перроне торговцы предлагали все : и кровянку ( кровяную колбасу) , и
молоко , и сметану .А главное море фруктов и ягод , но все это было не
для меня . Смотреть на все это изобилие было невыносимо . Пришлось
покинуть этот спектакль , эту выставку продуктов и отвернувшись
улечься на третью полку , ибо другие были заняты . В общем вагоне
стояла духота , никаких кондиционеров в то время не было . Спасался я
тем , что , почти по грудь высовывался из окна вагона , подставляя
лицо встречному тугому , более прохладному потоку воздуха . В те
далекие времена , тепловозов и электровозов не было , состав тащил
обычный паровоз . Железнодорожные пути , иногда изгибались широкой
дугой и тогда из нашего последнего вагона была видна вся цепочка
состава , который тянул паровоз , из трубы которого вырывался черно
кудрявый дым . Мы часами стояли у открытого окна вагона , молча ,
обозревая проносящийся и быстро меняющийся пейзаж . Наш поезд ,
неторопливо , въезжал в район Северного Кавказ . Вдалеке , в сизой
дымке , стали появляться далекие очертания кавказских гор. Постепенно
, по ходу движения , справа , наш состав входил в объятия исполина –
Кавказа . В вагоне стали появляться , необычно одетые , для глаза
жителей средней полосы , люди , говорящие на непонятном , изобилующим
гортанными звуками , языке . Мелькали города с необычными названиями (
Хасавьюрт , Избербаш и т.д. ) . Все было незнакомо и необычно . Это
был совершенно другой мир . На следующий день , слева от нас , по ходу
движения , где то вдали промелькнул темно голубой кусочек моря,
который не произвел на меня особого впечатления . Хотелось увидеть
его поближе . Наш поезд приближался к Махачкале . На вокзал мы
прибыли в районе двенадцати дня , местного времени . Маме , я , зачем
то , отправил короткую телеграмму : « Нахожусь в Махачкале « . Стояла
дикая жара , хотелось пить , скулы сводило от голода , но я судорожной
ручонкой и надеждой что-нибудь поесть , нащупывал остатки денег в
кармане , свой стратегический запас . Моя рубашка из белоснежной ,
вероятно из-за частого выглядывания из окна , превратилась в пепельно
серую . Потянуло к морю . И мы , всей толпой абитуриентов , шумно и
радостно , переговариваясь отправились на поиски пляжа . Местные
жители нам указали направление движения . В начале мы прошли морские
причалы , около которых горделиво стояли белоснежные кораблики и вдали
, у грузовых причалах , показались угрюмые и деловые сухогрузы ,
танкера . Море появилось внезапно . Такого красивого моря , я никогда
не видел . Аж дыхание перехватило . Взору открылась голубая гладь .
Седой Каспий задумчиво , будь то нехотя , демонстрировал всю свою
красоту . Белогривые голубые волны медленно и лениво накатывались на
песчаный берег , белая грива , встретив препятствие пляжа ,
рассыпалась на миллионы изумрудных капель . Белоснежный песок ,
источая свой божественный блеск , горел на солнце . Позднее я побывал
в Сочи , Турции и на острове Мадейра ( Атлантика ) и нигде не видел
такого красивого белого прибоя . В общем , Каспий , в тот раз меня
очаровал и это незабываемо . Хотя , справедливости ради , замечу ,
потом , проживая в Баку , я видел разный Каспий и суровый , и бушующий
, и жестокий . Баку , в переводе , это город ветра . Ветер там всегда
, поэтому , вероятно , там и Каспий другой . Вернемся к нашим героям .
Накупавшись вдоволь , мы уже отдохнувшие , но голодные ,двинулись на
вокзал и решили все таки что-нибудь поесть . На вокзальном ресторане ,
я выбрал суп- харчо и хлеба . Это меня вполне устраивало , согласно
моим скромным капиталам . Харчо стоило один рубль двенадцать копеек ,
на остальные 15 копеек я взял 5 кусочков хлеба . Суп был просто
великолепен , тем более что на порцию наливали большущую тарелку .
Выкупавшись в море и наевшись , я пришел к выводу , что жизнь не так
уж и плоха . Поезд на Баку уходил поздно вечером , поэтому оставшееся
время , 5-6 часов , мы маялись на вокзале , удалось даже пару часиков
вздремнуть , на травке . В двенадцать часов ночи , погрузившись в полу
пустой вагон , мы отправились в Баку и в пять утра были уже на месте .
По совету местных жителей , сели в трамвай № 11 , идущий до
Сальяновских казарм , что в непосредственной близости от нашего
училища . Войдя , через КПП , в училище и мы с интересом наблюдали ,
как курсанты бегали и делали физ .зарядку ( время было – шесть с чем
то ) . Бегающие по плацу курсанты , с удивлением рассматривали нашу
пеструю толпу . В этот момент , стал переживать за то , что моя
авантюра скоро раскроется , обнаружат лишнего одиннадцатого и меня с
треском отправят назад . Но все обошлось , нас зарегистрировали ,
отправили стричься и переодеваться в курсантскую форму . Радости и
счастью не было предела . Я пошел на почту и отправил родителям
письмо , гордо оповещая их о том , что я поступил в Бакинское
училище . Буквально , через несколько дней , к нашему удивлению ,
командование сообщает , что нас отправляют в Тбилиси . Первый курс
училища мы будем проходить на базе учебной дивизии , готовившей
сержантов , для войск . Час от часу не легче-, подумал я . На
следующий день , мы отбыли в Тбилиси . И так , я стал курсантом
БАКИНСКОГО ВЫСШЕГО ОБЩЕВОЙСКОВОГО УЧИЛИЩА . В итоге я , с трудом,
действительно , вылетел из гнезда , из дома и прилетел в Тбилиси ,
чтобы научиться летать . Но, во всей этой истории произошла забавная
вещь , которая заставила родителей поволноваться .

    Представьте себе , что мои родители отдыхая в Хашури ( Грузия ) ,
получают от меня письмо из Москвы , о том , что не сдал и возвращаюсь
домой , затем получают телеграмму из Махачкалы , затем письмо из Баку
, что поступил и в конце письмо , что прохожу службу в Тбилиси.
Родители были в панике и не могли понять , где же я на самом деле .
Правда , позже разобрались и все стало на свои места .                Вот такой у меня получился вылет из гнезда .


Рецензии