7. И. Кант Человек и окружающий мир

                Человек – это одна из форм существования Единого. Как эта форма может познавать окружающий мир, если она существует отдельно от него, то есть ничем не связана с ним? Или всё-таки связана? Как?
               
                Из   книги И.Канта «Критика чистого разума»:

(стр.33) «В самом деле, все определяющие основания моего существования, которые можно найти во мне, суть представления и, как таковые, они сами нуждаются в отличающемся от них постоянном, по отношению к которому могла бы быть определена смена их, а, следовательно, и моё существование во времени, в течение которого они меняются. Против этого доказательства, вероятно, возразят следующее: я ведь сознаю непосредственно  только то, что находится во мне, т.е. моё представление о внешних вещах.

Следовательно, остаётся всё же нерешённым (вопрос), существует ли что-нибудь (этому представлению) вне меня или нет. Однако я сознаю своё существование во времени (следовательно, и определимость этого существования во времени) посредством внутреннего опыта, а это есть нечто большее, чем только осознание моего представления; это тоже, что и эмпирическое сознание моего существования, определимого только через отношение к чему-то, что связано с моим существованием и находится вне меня».

                Мы не может отрицать существование окружающего мира вне нас в любом случае,  связаны мы с ним или нет.  Вопрос состоит в том, являются ли наши внешние органы чувств тем, что связывает нас с окружающим миром? Если связаны, то насколько они реально отражают окружающий мир?
«Таким образом, это сознание моего существования во времени  точно так же связано с сознанием отношения к чему-то находящемуся вне меня;
               
                То есть, сознавая, что существует окружающий мир вне нас, мы можем сознавать, что сами существуем, как что-то отдельное от него. Так ли это?  Есть ли ещё какое-то состояние нашего существования? Просто, что существуешь. Возможно ли такое состояние? Например, дерево. Оно имеет определённый уровень сознания, восприятия окружающего мира и реакцию (ответные действия) на внешние воздействия. Сознаёт ли оно, что существует?  И да, и нет. Как так? Само дерево (то, что мы видим) есть одна из  форм растений. А сущность, которая стоит за ними, нам не видима. Именно, она способна сознавать, что существует. Причём существует во множестве. Земному  человеку такое состояние сознания ещё не доступно. Он существует в состоянии  отдельного Эго. 

« … следовательно, опыт, а не выдумка, чувство, а не воображение, неразрывно связывает внешние  вещи с моим внутренним чувством; в самом деле, внешнее чувство уже само по себе есть отношение созерцания к чему-то действительному вне меня и реальность внешнего чувства в отличие от воображения основывается лишь на том, что оно неразрывно связывается с самим внутренним опытом как условием его возможности, что и имеет место здесь».

                Получается, что в человеке существует внутренний опыт. Что это такое и с чем он связан? Не является ли он сформировавшимся мировоззрением человека?
 
«Если бы с интеллектуальным сознанием моего существования, выступающим в представлении я существую, которое сопровождает все мои суждения и действия рассудка, я мог также связать определение моего существования с помощью интеллектуального созерцания, то внутренний опыт не нуждался бы в сознании отношения к чему-то находящемуся вне меня».

                Что здесь имеется в виду? Видеть мысли? То есть расширение диапазона видимости окружающего мира человеком.

«Между тем, хотя это интеллектуальное сознание и предшествует, всё же внутреннее созерцание, в котором единственно может быть определено моё существование, имеет чувственный характер и связано с временным условием. Однако это определение, а стало быть, и сам внутренний опыт, зависит от чего-то постоянного, находящегося не во мне, а, следовательно, находящегося в чём-то вне меня, и я должен мыслить себя в некотором отношении к нему».

               Речь идет о ясновиденье? Является ли ясновиденье внутренним созерцание? Имеем, что ясновиденье (внутреннее созерцание?) относится к чувствам  человека и зависит от чего-то находящегося вне человека.
 
«Таким образом, реальность внешнего чувства необходимо связана с реальностью внутреннего чувства как условие возможности опыта вообще. Отсюда следует, что существование вещей вне меня, находящихся в отношении с моим чувством, сознаю с такой же уверенностью, с какой я сознаю своё собственное существование, определённое во времени. Однако вопрос о том, каким данным созерцания действительно соответствуют объекты  вне меня, относящиеся поэтому к внешнему чувству – именно ему, а не воображению должны быть приписаны эти объекты, - этот вопрос должен решаться в каждом отдельном случае особо, по правилам, согласно которым опыт вообще (даже и внутренний) отличается от воображения; в основе этого всегда лежит положение, что внешний опыт действительно существует».

                Здесь надо понять к какому миру (плану существования) это относиться? Если к земному, то да.

«К сказанному можно прибавить ещё и следующее примечание: представление о чём-то постоянном в существовании нельзя смешивать с постоянным представлением.

Представление о постоянном, как и все наши представления, и даже представления о материи, могут быть весьма непостоянными и изменчивыми и тем не менее соотнесёнными с чем-то постоянным, что должно поэтому чем-то отличаться от всех моих представлений и быть внешней вещью, существование которой необходимо включено в определение моего собственного существования и составляет с ним один опыт, который даже не мог быть внутренним, если бы он в то же время не был (отчасти) внешним. Как  это возможно – это так же нельзя подробно объяснить, как и то, каким образом мы вообще мыслим устойчивое во времени, одновременное существование которого с изменчивым порождает понятие об изменении».

             Действительно, как мы можем мыслить устойчивое во времени, если мир в котором мы находимся, основан на движении. Уберём движение из нашего мира, и он исчезнет. В нашем мире есть только относительный покой, всё существует в движении. Тогда как мы мыслим? Мысли должны быть тоже всё время в движении. Так и происходит. Одни мысли уходят, другие приходят. Если их сразу не записать, то они теряются. Для логического мышления необходимо мыслить устойчиво хоть какое-то время.  Тогда может возникнуть новая мысль. Совокупность энергий слов, создают новую энергию, новое понимание.
 
             Что такое представление о чём-то постоянном в существовании? Мы понимаем, что что-то постоянное существует вне нас, и пытаемся дать этому объяснение. Это пространство, время, материя, сознание и другое. Но понятия о них у нас всё время меняются, мы не можем никак прийти к единому мнению. Почему? Возможно, это связано  с основой существования нашего окружающего мир, то есть с движением, а, следовательно, и   со способом нашего мышления.
         
             Какие выводы? У каждого из нас за время его жизни формируется определённое мировоззрение, своё видение окружающего мира. Каким образом? Через рассудок. А рассуждаем мы с помощью слов. Сможем ли мы познать через слова реальный мир? Нет. Физический мир (мир майи) мы познаём через внешние органы чувств. Следовательно, высшие миры можно познать через чувства, только высшие. Такие как интуиция, ясновиденье, чувство пространства (высшие, в земном мире пространство мы видим и ощущаем через движение, но не чувствуем), чувство времени (высшее, через длительность) и другие. Спрашивается для чего нам нужно слово? Для развития ментального тела, а через него и астрального тела, тела чувств.   
               


Рецензии