Тепло земли

    Наступила осень. Урожай уже был убран с грядок. В огороде пахло сырой землей, падалицей и вянущей листвой. Ночи стали темными, непроглядными но были  теплы.  Воздух будто загустел, наполнился ароматами вызревшей природы: трав, деревьев, овощей.
       Коров еще пасли, а они норовили залезть в сады-огороды, проверить, что осталось на грядках, собрать духовитую падалицу под яблонями.
    У нас коровы не было. Поросенок был, коза да курицы. Скотина, это каждодневные хлопоты. Утром и вечером надо накормить, напоить - управиться, как у нас говорят. Вот я и управлялся.            
    Курицам вареной картошки с молотым зерном дам, поросенку пойло с молоком, козе свеклы резанной да сенца, да воды чистой с пруда. За водой на пруд после всего ходил, напоследок. И так утром и вечером. Изо дня в день.
Осень шла своим чередом. Дни были по-осеннему теплы, но ночи стали холодать. Пришли первые слабые заморозки.
    Поутру  управившись, я с ведром пошел на пруд за водой. Тропинка, трава,  и доски забора были в белесом инее. Пыль инея таяла на сапогах. Я заметил, что в одном месте, в низинке на траве была просто роса, инея не было, и будто парок идет.
   «Что такое? Кругом все морозом прихватило, а тут инея нет?» - остановился я - «что это?» - стою и думаю. Наклонился, потрогал – мокро, роса, и будто земля даже теплая, руке не холодно.
  «Да это ж земля, это её тело, она как живая, тепло свое последнее отдает. В теплые дни она грелась, набралась тепла, а теперь вот стынет, отдает через эти отдушины своё тепло, потеет будто. Это как зимой бывает спотеешь, на морозе расстегнёшься, а из-за пазухи пар идет.
    Погляди-ка, земля-то, жива-я, как человек, теплая» - так думал я, и стоял пораженный «открытием», обводя взглядом луговину седую, огороды, деревья.  Было мне четырнадцать лет.


Рецензии