Тбилисские каникулы урок 1

Это отрывок из предполагаемого в перспективе рассказа. Главный герой Сережа – реальный человек, живет на данный момент в Москве. Приключений и происшествий, которые сами находили его по приезду на каникулы, множество. И многие из них просятся на лист.

-Ваа, Серож джан, вонцес? Приехал, да балес? – кричал со двора дядя Азат, завидев на веранде второго этажа, приехавшего на летние каникулы из Москвы маленького Сергея.

Весной Сереже исполнилось 9 лет.

-Целый человек, - сказал по приезду дед.

-Мужчина –не без гордости уточнила бабушка.

-Рыцарь – внесла определенность мама.

А отец сказал:
- Не налегай на хачапури, а то отъешь задницу.

Сережа давно заметил, пятая точка у взрослых имеет сакральную значимость. Папа советует не отъедать задницу, бабушка не искать на нее приключения. А мама говорит, что, если в голове нет мозгов, искать их в заднице не имеет смысла. 
Сережа вышел на балкон. Обвел двор свежим взглядом. И подметил, , что нечего не изменилось. Будто он не в Москву уехал год назад, а за пирожком сбегал на кухню и вернулся. 
Ни местоположение бледно голубого торшера, что тетя Эля выставила на веранду пару лет назад. Ни набивное, местами выцветшее покрывало на тахте, где летними вечерами неизменно сиживали соседские кумушки. Ни красная мыльница рядом с общим краном во дворе. Даже метла, что принадлежала дворнику Шакро, и та встретила Сергея на прежнем месте, под деревом, у гаража. В Тбилиси всегда так. Пока земля два раза обернется вокруг своей оси, в этом городе только утренний кофе сварят.

-Ха, патми балик, инча катарвум Московум? – громко обратился дядя Азат к Сереже.

С таким же успехом он мог задать вопрос на языке африканского племени мумбо-юмбо. Эффект был бы тот же. Сережа спустился по лестницам во двор и подошел к соседу.

-И чему только тебя в школе учат, - недовольно пробурчал Азат, качая насосом шину Марининого велика. А то, что велик именно ее – самой младшей из детей Азата, он хорошо помнил. Сам катался на нем в прошлом году. Сережа уселся на бордюр и стал наблюдать за действиями соседа.

-Фу-фу-фу, - дышал ритмично насос. Не спуская с него ноги, Азат нагнулся, подобрал с земли тряпку и стал вытирать об нее вымазанные в тавоте ладони. Руки у него были большие, грубые и надежные.

Дяде Азату было лет 50, или около того. Жил он на первом этаже. Семья у него была большая. Жена Лена, попавшая во время великой отечественной из Украины в Тбилиси и пятеро детей. Азат работал сторожем в гараже, который находился в трех минутах ходьбы от дома. Лена приторговывала стиральным порошком «Лоск». Летом окна веранды у них почти всегда были открыты. Временами оттуда доносилась перепалка супругов. Пикировались они по самым ничтожным поводам. А завершали спор традиционно отборной бранью. Причем, мат на великом и могучем плавно переходил в армянскую экспрессию.
Каждое лето, Лена покупала билеты и увозила славное семейство к себе на родину, на Украину. Родня Лены жила в деревне, что была под городом Херсон. У них там был большой огород и сад. Весь отпуск Азат обычно батрачил на земле. По-черному батрачил, не разгибая спины. Отдых бывал ему обычно не в радость, а в тягость. Пришел как-то Азат с работы, поужинал и вышел во двор. Присел рядом с Сережей у гаража.

-Уф, не хочу уезжать никуда, - жаловался Сергею Азат. Я бы с удовольствием остался в доме один. На хер мне сдался этот Херсон. А?! Вот скажи мне честно, ты поехал бы отдыхать в Херсон?
 
Сережа почесал за ухом и сказал, что ему и в Тбилиси хорошо.

-Да, зачем нужен Херсон, когда и в Тбилиси хорошо, - по-философски заметил Азат.
 
-Ты слышишь, Лена?! – крикнул Азат.

-Билеты уже куплены, понял?! Куда скажу туда и поедешь, - угрожающе шипела Лена.
Азат на это что-то буркнул, завязалась перепалка.  Так начинался первый акт пьесы "На хер Азату сдался Херсон". Можно было занимать места в первых рядах.

Как-то раз, друг и сосед Вато, который был чуть старше по возрасту, подбил Сережу назвать соседа одним из тех неблагозвучных слов, какими называла Азата, ругаясь жена. Правда, Сережа тогда был поменьше. На улице стояла жара. Азат размотал толстый резиновый шланг, надел один из его концов на дворовый кран и начал поливать разгоряченный асфальт. И вот в это самое время Сережа и брякнул это слово.  Азат поднял на Сережу глаза. Они у него были большие и круглые,все равно что блюдца, которые того и гляди выкатятся из глазниц. Блюдца блеснули гневом. Но, на обидчика действия не возымели. Сергей увидел, как зашевелились у Азата пышные усы, но подумал, что он суслик что ли какой-то, чтобы удирать в кусты. Да и Вато – товарищ дней его суровых смотрел на него в упор. Смотрел выжидающе, как смотрят, когда измеряют в сантиметрах или на вес смелость. И Сережа выкрикнул это слово во второй раз. Азат вдруг выбросил из рук черный резиновый шланг, схватил пустую бутылку из-под вина, что стояла у гаража и запустил ее в балкон. Точнее запустил-то он ею в Сережу, но зеленая торпеда просвистела мимо, угодив в дверной косяк. Секунд пять оба неподвижно, как в столбняке смотрели друг на друга. Первым дернулся Сережа, скорее со страху.  И еще потому, что на шум разбившейся бутылки выскочили бабушка и другие соседи. По итогам происшествия Сережу оттаскали за уши, запретив выходить на улицу до конца дня. А Азата отчитали как школьника, запретив приближаться к балкону.
С этого дня и началась дружба Сережи в Азатом.

Вонцес* - как поживаешь.
Балес* - сынок
Патми балик, инча катарвум Московум* – расскажи сынок, что происходит в Москве.


Рецензии
Ну почему же "отрывок"? Прекрасная зарисовка! С натуры, да еще и со вкусом написанная, сумевшая передать не только картинку, но и атмосферу, и даже авторский взгляд на нее. Спасибо!

Александр Парцхаладзе   21.11.2022 14:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.