Рождественское Запорожье

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ  ЗАПОРОЖЬЕ (10.01.14)

Итак, «Звезда Рождества» – это мой первый зимний фестиваль.
Мы едем из Горловки на автовокзал «Южный» в Донецк. Мы – это я и мой друг-соратник, наша горловская поэтесса Наталия Ковальская, с которой мы участвовали в предфестивальном конкурсе и стали финалистами.
Я иду по пасмурному городу, обходя лужи и разломы тротуара, которыми грешит моя родная улица Пушкинская. Так как я живу ближе, то прибегаю на автовокзал первым, чтобы занять очередь на автобус «Горловка-Донецк», очередь немаленькая, но в принципе, в следующий «Эталон» мы попадаем. Но тут ко мне  подходит мужчина и предлагает два места в легковом автомобиле до шахтёрской столицы. Я созваниваюсь с Наталией, она уже на подходе, и я даю водителю добро. Мы с ним выходим через главный вход автовокзала на улицу, и я сразу вижу Наталию, которая шагает через сквер Советской Армии и машет мне рукой. И вот мы садимся в «Жигулёнок» и выезжаем раньше минут на 20, нежели уехали бы автобусом. Дорога туманная, но мы добираемся в Донецк довольно скоро, и на ул. Кобозева возле Свято-Рождественского храма нас высаживают, и мы торопимся на автовокзал «Южный», где тут же сходу запрыгиваем в отправляющийся автобус «Донецк - Запорожье» (в 8.00 вместо 8.30, как мы предполагали), покупая билеты, что называется, на ходу.
Мы выезжаем за город, туманная пелена густая и практически непроглядная, из окна почти ничего не видно. Но как только туман отступает, в прорехах пелены мы видим то одно, то другое кладбище и так всю дорогу. Я, сверля туман глазами, с трудом рассматриваю за окном село Искру, пытаясь угадать в дымчатых силуэтах здания посёлка, в котором живёт моя кума Елена и мой племянник-крестник Роман. И вот уже  мы переезжаем через реку Волчью (которую не видно в мутном мареве январского утра), которая является границей между нашей и Днепропетровской областями, и покидаем Донбасс. 

* * *

Неужели я увижу,  как несёт Славутич волны
Между снежных берегов?
Ожиданием томимый  и предчувствием исполнен,
Я свободен от оков.

Наслаждаюсь стылым ветром, робким снегом-недотрогой,
Жарким трепетом горя.
Дух Рождественский витает и ведёт меня в дорогу,
В светлый праздник января.

Автобус делает две крупные остановки. Сперва в Курахово, а через час уже в Днепропетровской области в Покровке, в которой мы успеваем зайти в небольшой буфет перекусить и выпить чаю, я, как всегда, рассчитываю на придорожные забегаловки, а Наталья очень даже нет – у неё с собой полсумки бутербродов на двоих. А потом, ещё через пару часов мы оказываемся в Запорожье. Не зная города, мы «проскакиваем» на автобусе мимо Свято-Покровского кафедрального собора, в котором по рекомендации учредителей на литургии собираются участники фестиваля, и мы бы могли попасть под конец службы. Но в результате, доезжаем до автовокзала и уже на маршрутке едем опять мимо собора в Центральную Запорожскую областную библиотеку имени М. Горького.
Это чудесное построждественское Запорожье встречает нас нереальным теплом январской погоды. Первое, что бросается в глаза – это чистые тротуары, погода в городе более сухая, чем в Горловке и в Донецке, где мы прилично испачкались. У нас в запасе есть полчаса, и мы идём к зданию закрытого старого Свято-Покровского храма, который был заброшен несколько лет назад после открытия нового типового собора. Храмовое здание в форме длинного ковчега  запущено, в аварийном состоянии, но на его подворье построен новый бревенчатый храм, освящённый в честь Святых Петра и Февронии. Мы заходим в этот сруб-церквушку, ставим свечи, пишем записки, а потом идём на встречу с собратьями по перу на условленное место сбора.
И вот первые контакты с литературными лицами начинаются в кафе «Марципан», которое находится как раз напротив библиотеки, где и решено было собраться всем участникам перед началом фестивальных мероприятий. Первый, кого я вижу – Людмила Некрасовская из Днепропетровска. Ах, как бы я был счастлив, если бы эта встреча случилась год назад. Людмила Некрасовская – именно тот поэт, который во многом способствовал моей интеграции в Межрегиональный союз писателей. Я в 2004 году, очарованный её стихами, найдя в списке членов редколлегии её телефон, набравшись смелости, позвонил ей с просьбой прислать мне наложенным платежом её книгу. С той поры мы стали общаться с ней в телефонном, а чуть позже в интернет-режиме, несколько лет мы обменивались с ней своими новоизданными книжками. Я боготворил Людмилу Витальевну, пока прошлым летом она не спровоцировала травлю очень дорогого нам человека, что привело меня к, мягко выражаясь, разочарованию. А потому при первой нашей встрече вживую, я веду себя сдержанно и отстранённо. А в кафе тем временем подтягиваются участники, и мы за варениками и блинами знакомимся с теми, кого не знаем или знаем заочно. Стол мы выбрали длинный, просторный, поэтому практически все гости сидят, сгруппировавшись в центральной части зала. Но вот обед заканчивается, и мы, допив чай, уходим. После вполне сытной «заправки» дружной и шумной компанией отправляемся в «Русский центр» при областной библиотеке. За «круглым» столом собирается отличная компания творческих людей из Крыма и Киева, из Днепропетровска и Харькова, из Кировограда и Донецка и других мест Украины, ну и, конечно же, запорожские поэты и барды. Как только заходим в конференц-зал с «круглым столом», я тут же узнаю харьковчанина Андрея Линника (с ним я впервые столкнулся на фестивале в Ялте менее полугода назад), я сразу же подхожу к нему и представляюсь, а он мне говорит: «А-а-а, читал ваш едкий комментарий к моей статье на сайте МСП!» Но я начинаю оправдываться тем, что не задеть хотел и обидеть, комментируя его репортаж с «Чеховской осени» - 2013, в котором он устроил разнос, а оправдать устроителей ялтинского литературного праздника. Ещё немного доводов с его и моей стороны, и примирившись, мы занимаем места. Мы рассаживаемся за круглым столом, и мероприятие начинается.
Павел Баулин – член СП России и политик-русофил, бывший народный депутат и шеф-редактор газеты «Русская правда», представительный харизматичный мужчина с аккуратной седоватой бородкой – ведущий этого действа, ознакомляет нас с основными цифрами фестиваля (более 500 работ из пяти государств мира) и рассказывает план предстоящих фестивальных событий, после чего мы переходим к знакомству с финалистами. Всё проходит по формуле: 2 поэта - 1 бард.
Я иду вторым номером после Людмилы Некрасовской и, слава Богу, так как это позволяет в дальнейшем мне не отвлекаться и не думать, что бы лучше прочитать, а сконцентрироваться на лицах участников, на именах и, самое главное, на текстах. Компания подобралась очень хорошая, из знакомых лиц, кроме Андрея Линника, отмечу ещё одну соратницу по «Чеховской осени» – Ольгу Дубинянскую из Симферополя. С небольшим опозданием появляются Леонид Борозенцев (Винница) с Оксаной Дориченко (Киев), которых я знаю со времён моего первого фестиваля в Харькове. Очень мне импонирует супружеская пара из Первой Столицы – Владимир и Юлия Копычко, которые весьма профессионально поют дуэтом. Поражает бард из Донецка Павел Талаболин, который пришёл на такие посиделки в академически-концертном костюме, в белоснежной сорочке с бабочкой и академически же исполняет песню на чужие стихи (автор, по-моему, какая-то девушка). А в принципе, читают все замечательно, поют тоже превосходно, а после выступлений финалистов слово переходит и к хозяевам встречи. А потом делаем несколько фото на память и нас провожают в автобус, который уже заждался финалистов. Нас отвозят в гостиницу  Отдела образования, которая предназначается для командировочных курсистов, прибывающих в Запорожье на курсы по повышению квалификации.
Мы успеваем зайти в свои номера, меня селят в одной комнате с Андреем Линником, но времени на раскладывание вещей нет, потому что нас тут же собирают в лекционной аудитории на втором этаже. Приезжает Денис Филатов – молодой человек из Васильевки, помогающий устроителям (который в родном городке организовал и свой фестиваль «В стенах Серебряного века», на котором наши «Стражи весны» заработали немало дипломов),  с пакетами полными провизии. Таким образом, нам не дают скучать, мы накрываем «поляну» и вот собравшись кружком за накрытым столом, мы пьём чай-кофе (и не только) и читаем стихи по кругу. На это неофициальное мероприятие подъезжает одна из устроителей этого фестиваля, руководитель Запорожского областного отделения Межрегионального союза писателей и Конгресса литераторов Украины Светлана Скорик, ко всему она также замечательный поэт и литературный критик (на мероприятии в «Русском центре» её не было) вместе с супругом Вадимом, которого все с теплом и запросто величают Димой. Также к нам приезжает Сергей Чайкин – запорожский член нашего литобъединения авторов Донбасса «Стражи весны», одарённый музыкант и поэт, которого я пригласил поучаствовать в этом неформальном творческом общении. К слову сказать, стихи Сергея производят на всех присутствующих великолепнейшее впечатление, хозяйка этого праздника Светлана Скорик не удерживается, подходит к нему и записывает его телефон и электронный адрес, потому что такой удивительный автор, её земляк, для неё оказался совершенной Terra-Incognita, что она и спешит исправить. Мы долго и тепло общаемся, успевая между стихами делиться своими впечатлениями и о городе, и о празднике, и о творчестве. После того, как время подходит к 23.00, народ начинает расходиться по номерам. К слову скажу, что на 20 человек, которые собрались на посиделки, был куплен двухлитровый бачок вина с краником для удобства разлива, но когда посиделки заканчиваются, бак наполовину полон. И только один из организаторов – Денис Филатов, который пил свой коньяк, отправляется домой изрядно навеселе, все остальные идут, твёрдо держась на ногах, опьянённые только дружеской атмосферой и поэзией.

Утром мы с Наташей запланировали посетить остров Хортица, и к нам пожелали присоединиться и другие литераторы, в частности кировоградцы Натания (Наталья) Глижинская и Наталья Шмитке, но и крымчане тоже не против.
С утра начинаем собираться на экскурсию на «Запорожскую Сечь», но как оказывается, никто после вчерашних посиделок не находит в себе сил подняться в 7 утра. И позавтракав крепким кофе и гастрономическими нарезками со вчерашнего застолья, мы отправляемся на остров вдвоём.
Не зная дороги, с горем пополам добираемся на остров аж тремя маршрутами автобуса. Хортица поражает нас неистовой зеленью травы (зимой), в частности, вся лесистая часть острова изумрудно покрыта густым ковром плюща и тропинки ведут нас через это буйное великолепие. У нас возникает ощущение, что мы попали в сказку «Двенадцать месяцев», когда в январе вдруг расцвели подснежники. И только голые деревья немного отрезвляют нас, напоминая, что сейчас Сочельник.
На развилке, где мы решаем куда идти, недалеко друг от друга стоят два памятных камня, один из них посвящённый Дмитрию Вишневецкому (легендарному казаку Байде), которому приписывают создание первой крепости на запорожских островах (на Малой Хортице). На втором камне высечены имена славных казаков-атаманов, прославивших силу русского оружия, начиная с великого князя Святослава Игоревича (ну не зря же он носил «оселедец»), а потом, наряду с тем же Вишневецким, Иваном Богуном и Богданом Хмельницким я вижу имена таких «казачков», как Степан Бандера и Роман Шухевич, и этот факт меня весьма коробит, и даже вводит в ступор. И я с горечью понимаю, что в нашей историографии происходит немалый ералаш, где в угоду власти новое украинство пытается искусственно сшить две диаметрально противоположные истории и идеологии, плоды этого беспрецедентного духовного слива мы как раз пожинаем в эти дни. Но я быстро отвлекаюсь от печальных мыслей, потому что утро безупречное и сказочно-прекрасное.

НА ХОРТИЦЕ

Н.К.

Январь зеленеет на склонах скалистых,
И чайки шумят над волною седой.
Густой перелесок сухой и безлистный
Стоит над гранитной высокой грядой.

И сбитая с толку теплом новогодним,
На Хортице буйно взыграла трава,
И мы по тропинке к вершине восходим
Навстречу рассвету и шалым ветрам.

Над нами стрекочет пульс электролиний,
А под ноги стелется плющ молодой,
И дух старины на крылах соколиных
Парит над всевечной днепровской водой.

Прогулявшись по тропам острова, мы выходим к живописному берегу. С долей проснувшегося во мне ребячества, по скалистым островкам, торчащим из воды, я, перепрыгивая с камня на камень, добираюсь до крупного мегалита, омываемого днепровской водой метрах в двадцати от берега. И, вглядываясь в тёмную (но прозрачную) утреннюю воду Борисфена, я ощущаю себя плывущим по волнам в долблёной лодке. Вид с этого гранитного островка необычный, с одной стороны виднеется двухэтажный мост, именно по нему мы приехали на остров, на противоположном от нас берегу стоят жилые коттеджи, а на севере открывается умопомрачительный вид на ДнепроГЭС. Мы любуемся открытой панорамой, а потом я, как резвый джейран, скачу назад к берегу и мы идём на комплекс «Запорожская Сечь».


***

Среди Днепровских вод, на валуне тяжёлом
Легко себя представить идущим по волнам,
И бедам всем назло, незавидно грошовым,
Не верить беззастенчиво «пророчествам» и снам.

И над потоком вод стать ро;внею рассвету,
И чайкам над волной кричать свои стихи…
Когда-нибудь потом ты вспомнишь все приметы,
Что подсказали путь к смирению стихий.

Фортификационный городок, со средневековым рвом, стенами и башнями, с комо;рами, коша;ми крытыми соломой и с деревянной же церковью, разумеется, освящённой в честь  Покрова Пресвятой Богородицы, где представлены иконы, нарисованные малороссийскими иконописцами в своеобразной южнорусской манере. Осматриваем домики казачьей старши;ны, курени, оружейные коморы и артбатарею, смотрящую жерлами пушек на большую воду Славутича. И хотя на Сечи есть на что поглазеть, но в полдень нам нужно прибыть на гала-концерт фестиваля, а потому мы, особо не задерживаясь, с сожалением покидаем экспозицию, выходим из «Сечи» на поиск автобуса и, как оказывается, не зря. 
Начинаем искать остановку автобуса, так как на том месте, где нас высадили, пустынно и безлюдно. Для координации маршрута мы подходим к ятке с усатыми дядьками, у которых я, увидев карту острова, тут же покупаю её. Продавец, впадая в раж, начинает нам предлагать ещё какие-то амулеты, руны и символы славянских божков, но я пропускаю эту информацию мимо ушей, а прошу указать, как нам выйти к автобусу. Тот обстоятельно объясняет, что на остров автобус придёт через часа полтора, поэтому лучше пешком выйти на правый берег, а уж оттуда добраться на маршрутке в центр города. И только позже я разглядываю, что за карту он мне подсунул, она оказалась схемой расположения языческих капищ на острове и с отмеченным местом проведения языческой воскресной службы. Коробейники, которые торговали там сувенирами, оказались неоязычниками (родноверами).
А выйти на дорогу в город, тем не менее, оказывается весьма сложной задачей. И добраться до острова сложно, и уехать с него тоже нелегко. И нам приходится идти с острова до микрорайона на правобережье по мосту, продуваемому сногсшибающим ветром, через рукав Старый Днепр, но я, не обращая внимания на ветер, делаю снимки крутых склонов острова, этих почти Карельских скал. Приходим на остановку, и сразу же подъезжает «ГАЗелька». И вот мы проезжаем на маршрутке по плотине ГЭС, и видим живописную просторную гладь Днепровского водохранилища и промышленные пейзажи северной части города, а с другой стороны мы успеваем разглядеть, как внизу парит над водами древнего Борисфена чудо-рыба остров Хортица.
Встаём недалеко от места проведения фестиваля, и по дороге к ТЮЗу, в котором будет проходить концерт, мы заходим в какой-то небольшой магазинчик со свежей выпечкой и кофе, и перекусываем. Когда мы идём по проспекту Ленина, во мне возникает странный приступ dеjа; vu, ведь дома; мне кажутся до боли знакомыми (и только спустя полгода я вдруг понял, что мне напоминала архитектура центрального проспекта Запорожья: она была очень похожа на архитектурный стиль Крещатика в Киеве, и лишь отдалённо в памяти ещё выплывали кадры из фильма «Весна на Заречной улице», но сейчас я совершенно не узнаю в густозастроенном центре те редкостоящие друг от друга новые дома, которые мелькают в киноленте).
А затем мы попадаем на местный Монмартр (пл. Маяковского), где приобретаем магнитики и любуемся картинами и изделиями народных промыслов. Делаем несколько фотографий с авангардными скульптурными композициями, пытаясь определить, что собою являют эти грубо обработанные валуны (в одной скульптуре я явно вижу белого медведя, а обойдя её с другой стороны, я узнаю в глыбе бесхвостого диплодока).
А уже с «Монмартра» мы пешком подходим к театру юного зрителя, площадь перед которым бурлит сельскохозяйственным рынком, да и рядом на крыльце театра наблюдается оживление.
Заходим в тот момент в фойе, когда съёмочная бригада запорожского телевидения интервьюирует устроителей фестиваля: архиепископа Луку, отца Вячеслава Гуслина, Светлану Скорик. Зал полон, еле находим два места рядом. Праздничный концерт идёт долго и утомительно, около 4 часов. Дипломы и грамоты лауреатам, дипломантам и финалистам вручают в ходе выступлений, на сцене и в зале всё действо наблюдать и весело, и интересно. Выступавших по сравнению с первым днём в два раза больше. Опять поражает Павел Талаболин, который сегодня выступает на камерной сцене в потёртых туристических штанах и спортивной мастерке, такой диссонанс со вчерашним академическим имиджем. Вчера это был украинский вариант Бернарда Шоу, сегодня – это дядюшка Ау.
Для себя я делаю неутешительный вывод, что всё-таки концерт неимоверно, просто ужасно затянут (кое-кто из бесцеремонных устроителей умудрился отнять у других конкурсантов целый час сценического времени). К тому же перед нами с Наталией просятся выступить участники народного ансамбля, которые нервничают из-за ожидающего их автобуса, за простой которого капает пеня, мы смиряемся и пропускаем. И вот к концу программы, когда очередь доходит до меня, зал заполнен всего процентов на 30 (хотя изначально он был переполнен, люди просто утомились и стали расходиться). Я читаю два стихотворения, одно на русском, а одно на украинском (!) языке, получаю грамоту, подарки и спускаюсь в опустевший зал.
Ну, и по завершении фестивального действа для всех участников фестиваля устраивается небольшой банкет-чаепитие с закусками и более крепкими напитками, чем чай и кофе. Так как нас задерживает Павел Баулин, приглашая поучаствовать в очередном литературном проекте, когда мы заходим в банкетный зал, нам не хватает стаканчиков для чая. Ненадолго примерив на себя роль бедных родственников, я с трудом нахожу для нас пару стаканов, и мы, наконец-то, занимаем себе места за столом, пьём чай-кофе, и хотя присутствуют алкогольные напитки, но к ним мы с Наталией совершенно равнодушны. Но зато, к слову сказать, пока мы ищем стаканчики, некоторые творческие единицы от коньяка на голодный желудок очень быстро приходят в состояние непосредственной лёгкости и бесцеремонности. Духовный лидер фестиваля отец Вячеслав устраивает поэтические чтения под импровизацию пьяненьких музыкантов а-ля арт-стёб-джаз, но мы этот «концерт» не желаем смотреть до конца и, попрощавшись со Светланой Скорик и её мужем, пользуясь возможностью, идём гулять по городу. Светлана Ивановна успевает вручить нам книжные подарки для горловского отделения Конгресса литераторов, и провожает нас.
И мы идём по вечернему проспекту. В просторном и «богатом» книжном магазине рядом с нашей гостиницей встречаем Андрея Линника, которого алкогольные посиделки, да и коньячные безобразия отца Вячеслава, тоже не привлекают, и он, сбежав от пьяных поэтов и бардов, пришёл сюда полюбоваться этим книжным мирком, к слову, оказывается, Андрей – страстный букинист-книголюб. А мы ещё не торопясь прогуливаемся по проспекту Ленина до площади Фестивальной, на которой праздничное настроение витает, несмотря на тёплые дни, и идём назад.
После прогулки по вечернему городу, мы собираемся в комнате у запасливых кировоградцев на чай, которые на стол к «чаю» вываливают запасы маринованного сала и вяленой рыбы. Отдыхаем от тяжёлого творческого дня, дружно читаем стихи и делимся своими впечатлениями, но постепенно компания становится всё меньше и меньше, люди собирают вещи, уезжают на вокзал, потом и наш черёд наступает. На вокзал мы с Наталией едем загодя, и около часу, сидя в зале ожидания, беседуем обо всех событиях этих двух фестивальных дней. Поезд «Севастополь-Донецк» приходит вовремя. С наградами, подарками и прекрасными впечатлениями мы покидаем Запорожье.

В следующем году попробуем привлечь к этому действу и других горловчан, наших «стражевцев», а может ещё, даст Бог, и дзержинцев.


Рецензии