В отпуск на Луну верхом на комете

      (Диалог с астрономом)
Смотришь на звездное небо, и не по себе – такая огромная Вселенная и такой маленький ты. Ощущаешь себя даже не микробом, а еще хуже. К тому же, так все далеко и загадочно…Романтика неба, поэзия звезд…  Помните Маяковского: если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
Казалось бы, у астрономов отношение к звездам более прозаичное, ведь они их наблюдают, изучают, много про них знают и почти с ними на ты.
Как бы ни  так – астрономам вовсе не чужда поэзия. Мой друг и товарищ по речным сплавам на катамаране – астрофизик Андрей считает, что в будущем люди сами будут зажигать звезды, потому что «это кому-нибудь нужно».
– Сейчас мы только наблюдаем, – втолковывает он мне. – А зажечь или потушить звезду не можем. Астрономия станет экспериментальной. Настанет время,когда человек будет зажигать звезды, уметь пользоваться энергией звезд и направлять ее в нужное русло. Если сейчас мы только думаем о том, как бы хорошо полететь поближе да посмотреть, то, возможно, в будущем столетии будем сами делать звезды и планеты.
– Из чего? – недоумеваю я. Ответ буквально ошарашивает:
– Из пыли. Все на свете сделано из пыли. И человек тоже.
– Но человек состоит из воды…, – пытаюсь я возразить.
– Пыль тоже из воды.
– И сколько в пыли воды? – вот тут я Андрею не сильно-то доверяю, к тому же знаю, что он-то лично Солнце изучает!
– В космической – за 80 процентов.
- И в каком же из трех состояний находится вода?, - продолжаю я допытываться истины.
-  В  твердом. Вокруг ядра ледяная мантия. Она испаряется при 80 градусах по Кельвину.
– А по Цельсию?
– При температуре минус 190 испаряются высоколетучие составляющие. У комет тоже вокруг ядра ледяная мантия. Кометы всегда считались предвестниками несчастья. А мы будем запускать свои – счастливые. И кататься будем на кометах, космические корабли до них долетают…
– Как в известном американском фильме: сесть на астероид и при необходимости взорвать его?
– Чего там насидишь на астероиде?  Он же маленький! Разве только прицепиться к нему.
– А что будет с Солнцем, – наконец  дошла я до родной Андрюшиной темы.
– А Солнце мы будем любить, - расплывается он в улыбке. –На тысячелетие нам хватит. Сильные изменения с ним произойдут не раньше, чем через триллион лет.
– За последние 100 лет были какие-нибудь изменения на Солнце?
– Никаких,  - утешил меня Андрей. – А вот  с семнадцатым веком отличия есть. Тогда почти не было пятен на  Солнце  и климат был другой. Какой?  Теплый,  лето было жарче, спокойная геомагнитная обстановка, меньше  магнитных  бурь.
Надо сказать, на душе у меня стало спокойнее.  Тысячелетие заканчивается, наступает  новое. Да и век тоже новый… Мало ли что, столько пугающих разговоров вокруг. Стало быть, триллион-то лет я точно проживу без  особых напастей со стороны матушки Вселенной. Ну, разве что какой-нибудь метеорит в гости залетит, – от этого Солнце не погаснет.
В конце  концов  мы с Андреем договорились, что в будущем столетии полетим в отпуск на Луну. Возможно, даже без скафандров. А что? Может, биологи тоже что-нибудь этакое придумают, что нам и без воздуха можно будет недельку продержаться.
               
                Декабрь 1999
                Фото автора


Рецензии
Ой, что-то Ваш приятель Андрей большой фантазёр и, наверное, не астроном. Астроном знает точно, что звезда всегда очень громадная, она всегда больше любой планеты. Ведь звезда потому и звезда, а не планета, что гравитационное сжатие "зажигает" внутри неё термоядерный синтез, отчего она начинает греться и светиться, ну и дальше проходить все стадии астрогенеза. Солнце - звезда главной последовательности, и уже через пять-десять миллионов лет оно начнёт заметно расширяться, одновременно при этом охлаждаясь. Продлится это миллионы лет, пока не наступит следующая стадия. Триллион лет...вселенная существует чуть больше 13 миллиардов лет, из них 4 миллиарда лет существует наша Земля. 6

Руслан Тлеуж   05.07.2025 13:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.