5 глава. Пациенты

Начало: http://proza.ru/2020/05/01/1381

Олимпия Борисовна подтвердила, что Наденька Морозова страдает одной из форм шизофрении, обострившейся в результате  посттравматического  синдрома.

- Шок, который она испытала, узнав о гибели мужа и сына, послужил толчком для развития болезни. Если раньше ее поведение воспринималось окружающими как небольшие странности, то в последнее время она почти полностью десоциализирована. Хотя девочка она отзывчивая, старательная, но... нарушение некоторых функций мозга не позволяет ей трудоустроиться. Она часто как бы выпадает из реальности. Либо начинает жить в реальности вымышленной.

- А кто она... кем она была по профессии?

- Оператор сотовой связи.

- Разве это такая сложная работа? Или она действительно совсем... с головой не дружит?

- У нее развилась боязнь телефонных звонков. После того как по телефону ей сообщили о гибели ее близких... А какая Вам вообще разница, что и почему произошло с Наденькой? Вы что, осуждаете ее, что ли?

- Ни в коем разе. Я пытаюсь понять, насколько можно и можно ли вообще доверять ее показаниям.

- Ах, это... в той части, которая касается фактического материала - наблюдений, времени, каких-то деталей - да, абсолютно. Причем, у Наденьки отличная память на всякие мелочи. Например, она помнит, в каком костюме в какой день я приходила на прием... я этого и сама не помню! Но вот что касается ее собственного анализа событий, выводов... тут я бы не советовала принимать все на веру. Ее "я видела и слышала" очень сильно отличается от ее "я знаю". Понимаете, о чем я?

- Да, примерно. Если человек уверяет, что видел другого лежащим в луже красного цвета - это еще не значит, что он видел труп.

- Ну, у Наденьки, конечно, несколько сложнее, но общий смысл именно такой.

- Понятно. Что с остальными?

- Павел Петрович Затыркин лечится от невроза. Мужчина патологически ревновал свою жену. И боролся с этой ревностью своеобразным способом: он решил, что лучший способ "уберечь" жену от измен - это сделать ее многодетной матерью. Мол, будет занята детьми - некогда будет хвостом вертеть. Однако, Павел сам попал в собственную ловушку: ведь пятерых детей надо содержать. К тому же жена, обремененная таким "выводком", разумеется, не может работать и приносить доход. В результате - ревность никуда не делась, а проблем только добавилось. Теперь Павлу кажется, что дети - не от него. Он, в общем, уже начал понимать, что проблема - не в жене, не в жизни, а в нем самом. Но психологическая установка, культивируемая  много лет - от нее так враз не избавишься. Здесь - в основном психотерапия. И физические упражнения, конечно... Мужик себя запустил. Плюс у него работа нервная, что тоже здоровья не добавляет. Он - железнодорожный диспетчер.

- Как? С таким... - Потапов подергал руками, подражая движениям Затыркина, - Как же он в кнопки попадает? Пожалуй, больше не буду ездить поездом...

- Напрасно сомневаетесь. Павел Петрович прекрасно умеет концентрироваться, когда это действительно важно. Его намного больше нервирует ожидание, вынужденный простой. Выпадая из привычного ритма, он начинает прокручивать в голове ненужные мысли, подпитывает их эмоциями, подозрениями... и с людьми при неформальном общении ему бывает трудно. Намного лучше он справляется с техникой, схемами.

- А что можете сказать о самой потерпевшей? Она вообще нормальная?

- Есть поведенческие расстройства. Дамочка истероидного типа, плюс гормональный сбой после родов... все-таки, у нее это поздний ребенок. Но в медицинском смысле - да, она нормальна. Мужа ее я ни разу не видела, но судя по всему, это человек достаточно простой, не слишком тонкий и не особенно разговорчивый. А Юля - натура творческая. Она чувствует себя обделенной вниманием. Я обычно пытаюсь направить эту ее творческую энергию в какое-то созидательное русло. Проблема осложняется тем, что Юля быстро увлекается, но также быстро остывает. Пока не удается найти для нее достаточно разнообразное хобби, в котором она могла бы и реализовать свой творческий потенциал, и чувствовать себя востребованной, ну... понимаете, она несколько тщеславна. Ей надо блистать, выступать перед большой аудиторией. Раньше она занималась социальной работой, участвовала в каких-то общественных движениях, потом работала... насколько я поняла, специалистом по кадрам. В общем, всегда - на людях, всегда - в центре внимания. А запершись дома с ребенком, оказалась не у дел. Если в двух словах - бесится со скуки. И, к сожалению, пока не признает этот факт. Ищет причины своего недовольства в надуманных проблемах.

Олимпия Борисовна вдруг спохватилась:

- Но каковы бы не были ее заблуждения... бедная девочка! Я до сих пор не могу понять, как такое могло произойти. Кстати, Ваши специалисты уже закончили работу в моем кабинете? Может, пройдем туда, попьем чаю? У меня есть очень хорошие травяные чаи... Вам бы не помешал расслабляющий сбор. У Вас повышенный мышечный тонус, наверняка переутомление, недосыпание, да?

Потапову не нравились эти настойчивые попытки вторгнуться на его территорию. Он - следователь, она... в лучшем случае - свидетель. Если не подозреваемая. Какая может быть доверительная беседа? Какой чаек?

- В другой раз. Времени нет. Рассказывайте дальше.

- Беременная красотка... милый, честный человечек. Несколько категорична. Меня считает шарлатанкой и мошенницей.

- Это она Вам сказала?

- Нет... но я же вижу, как человек ко мне относится! Вот Вы например, считаете меня зажравшейся бессовестной паразиткой, которая как сыр в масле катается, наживаясь на... ну, пусть, не обмане, но не совсем честном бизнесе. Потому что хлеб честного врача тяжел и плохо оплачивается... Ведь считаете?

Потапов смутился.

- Да я не обижаюсь... - Пустышкина снисходительно засмеяась. - Отчасти Вы правы! Да, я люблю жить в достатке. Иметь возможность помогать детям, баловать внуков. Я не разделяю убеждения, что бедность - это хорошо и достойно. Я считаю, что хороший профессионализм заслуживает хорошей оплаты. А я, без ложной скромности, хороший профессионал.

- Ирина Вертинская - тоже Ваша пациентка? Если она считает Вас шарлатанкой, то каким образом оказалась у Вас в приемной?

- Она - подруга Юли.

- Мне еще сказали, что здесь были двое - парень и девушка. Студенты. Кто они?

- Этих вижу впервые. И на прием они записаны не были.

- Вроде, они будущие журналисты? Хотели написать о Вас какую-то статью?

- Возможно. Я так и подумала, что ребята зашли просто из любопытства. Когда человек нуждается в помощи, он выглядит совершенно иначе.

- А Анна Моисеевна? Вы правда лечите собак тоже? Вы же не ветеринар!

- Ах, это! - энерготерапевт откинулась на спинку кресла и расхохоталась. - Нет, конечно. Да Анна Моисеевна на это и не рассчитывает. Милейшая интеллигентная дама! Когда-то была довольно известным в узких кругах художником-модельером. Потом из-за серьезных проблем со зрением пришлось оставить профессию. Сейчас она вынуждена подрабатывать няней для собак. Но она не жалуется. А лечить собачек... да они в полном порядке! Но если богатые хозяева готовы платить за то, чтобы их питомцам "выравнивали биополе", "чистили карму" и прочие глупости, то от нас что, убудет? Время, отведенное на сеанс, мы с Анной Моисеевной проводим за приятными беседами.  Кстати, собачки обычно ведут себя на удивление спокойно! Анна Моисеевна и без меня прекрасно находит к ним подход.

Олимпия Борисовна вновь посмотрела на часы.

- Надеюсь, я ответила на все ваши вопросы? Я еще успеваю на электричку, если вызвать такси.

Потапов не выдержал и с усмешкой спросил:

- А что, до Сестрорецка на такси - неужели для Вас дорого?

- Нет.  Но мой дом стоит в лесу, на отшибе. Таксистам сложно объяснить  какую точку забивать в навигатор... ну, и примите как данность, что у врача тоже могут быть свои странности!

- Последний вопрос. Как и чем Вы "лечили" ребенка? Надеюсь, не водки ему давали, чтобы засыпал?

- За кого Вы меня принимаете? Я ему делала обычный расслабляющий массаж. И... пела колыбельную! Да-да.  К тому же, ребенок совершенно здоров. Единственная его проблема - это его мама. Она нервничает сама и ее состояние передается ребенку.  В принципе, работаю я в основном с мамой, а не с ребенком.

- А выгонять мать из кабинета, оставаясь наедине с ребенком - это тоже необходимость?

- Конечно. Юля очень внушаема. Она вбила себе в голову, что я владею какими-то тайными, "сакральными" методами лечения. И если бы она увидела, что это - всего лишь обыкновенный массаж, который может сделать любая патронажная сестра, была бы сильно разочарована. И, чего доброго, перестала бы верить в успех лечения.

- И перестала бы Вам платить за "чудодейственные  сакральные методы", так? Да... зато теперь лечить некого.

- Но в этом я, извините, не виновата. - ее тон стал прохладным, а лицо - непроницаемым. - Я сделала все от меня зависящее, чтобы помочь. Но преступление - это тот "кирпич", который не выбирает, на кого падать.

- Вы считаете это случайностью? И у вас нет никаких подозрений?

- Из своих пациентов я точно никого не подозреваю. Остальное - Ваша работа.

- Еще самый последний вопрос.

Олимпия Борисовна уже начинала слегка нервничать.

- Надеюсь, что уж самый последний...

- По поводу электрика. Вы с ним знакомы? Что это за человек?

- Вот тут ничего не могу сказать. Пару раз видела этого паренька у нашем центре. Кажется, они работают посменно... но я никогда не интересовалась службой эксплуатации. Я арендую тут помещение, а техническое обслуживание - забота администрации центра. А теперь у меня к Вам вопрос: когда я смогу продолжить прием? Вы нарисовали на полу силуэт человека, повесили ленты, опечатали часть помещений... как долго это будет продолжаться?

- Недолго. Как только вещдоки будут исследованы и приобщены к делу, Вы сможете продолжить свою, хм... практику.

Олимпия Борисовна подписала протокол и заспешила к выходу. Потапов чувствовал себя совершенно разбитым. Он взял в автомате чашечку "Эспрессо" и подошел к стеклянной стене галереи, задумчиво глядя на огни города. Из дверей главного входа появилась фигурка женщины в льняном костюме. Быстрым шагом она направилась через дорогу - в сторону парка. И вовсе не начала звонить по телефону, не пошла на автобусную остановку, а... нырнула в густую листву парка.

"Маловероятно, что ее там ждет такси", - подумал майор.

Продолжение: http://proza.ru/2020/05/01/2093


Рецензии