Мемуары Каплан Григория Соломоновича о ВОВ 3

 Теперь я перехожу к самой продолжительной части мемуаров своего деда. Это прежде переписка и встречи с другими ветеранами и поисковая работа. А прежде всего они искали могилу командира первого батальона лейтенанта Шевченко. И вопрос нашли они её или нет остаётся пока открытым. Даже и на кладбище иногда бывает очень трудно найти могилу,а в лесу это сделать гораздо труднее. Так как кладбище в принципе весьма однородно,а лес всё время меняется. К тому же речь идёт об одиноком холмике в лесу,а не о могиле с памятником. Могила лейтенанта Шевченко находилась в 300-400 метрах от наблюдательного пункта первого батальона 17 ОСБ. И всё это место очень близко от дороги из деревни Петушки в деревню Палатки. При этом самой деревни Палатки уже очень давно нет. На одной из берёз красные следопыты закрепят табличку с надписью" Здесь был наблюдательный пункт I-го батальона 17 ОСБ". А что там есть теперь в 2020 году может знать только один Бог. Но,возможно,красные следопыты или современные поисковики уже давно нашли эту могилу. Кто знает? Вообще,сама 17-тая отдельная стрелковая бригада в которой воевал мой дед формировалась в 1941 году в городе Воронеже и составлена была во многом из жителей Воронежа,а также из украинских бойцов,как вы скорее всего уже поняли из текста. Эти люди,судя по всему,были основным костяком 17-той отдельной стрелковой бригады. В славном городе Воронеже мне приходилось бывать один раз(и это было относительно недавно). Но тогда я ещё не знал,что мой дед воевал  именно в воронежской бригаде. Воспоминания я эти видел и раньше,но в силу весьма юного возраста,меня тогда мало интересовали исторические и географические подробности. А прежде всего меня интересовала только сама война как таковая(кто кого убил и кто кого ранил)
А теперь я вновь перехожу к воспоминаниям деда и его переписке.


    Прошло более трёх десятилетий,как расстался со своими однополчанами. Но не оставляет мысль узнать,как сложилась их дальнейшая судьба,какой боевой путь прошла 264 стрелковая дивизия,затем 48 гвардейская стрелковая дивизия.


   Хотелось и побывать на тех местах,где воевала бригада,дивизия,поклониться праху товарищей,погибших во время боёв.


   

   И вот,накануне празднования 30-летия Победы получил весточку из Москвы от бывшего начальника разведки 1056 стрелкового полка, а позднее 138 гвардейского стрелкового полка Брук И.М. Верно,Илья Михайлович в полк прибыл через месяц после моего ранения,но прошёл с дивизией до конца войны. Как было приятно узнать от боевого соратника,что 48 гвардейская стрелковая дивизия за боевые заслуги стала именоваться 48 гвардейская Краснознамённая ордена Суворова и ордена Кутузова Криворожская стрелковая дивизия,которая дошла до Берлина.


   Переписка с однополчанином из 17 отдельной стрелковой бригады началась несколько раньше-1973 год. Ещё когда  был в бригаде, я знал что в составе её много жителей Воронежа и области. Хорошо помню,как в начале 1942 года однополчане-воронежцы переживали,что немецкие войска приближаются к их родному городу.


   Это навело меня на мысль послать письмо в Воронежскую областную газету "Коммуна" с просьбой опубликовать обращение к ветеранам,которые, как я надеялся,отзовутся.


    В июле 1973 года получаю первое сообщение от председателя Совета Военно-Исторической секции при Воронежском областном Краеведческом музее подполковника запаса Гринько А.И. Александр Иванович мне писал:"Уважаемый товарищ,Каплан! Из газеты "Коммуна" мы узнали,что Вы разыскиваете ветерана 17-й  ОСБР Априщенко и др. Появление Вас на горизонте нас очень обрадовало. Дело в том,что мы собираем материалы о 17-й ОСБР поскольку она формировалась на нашей земле и в основном из воронежцев. К сожалению,успехи наши пока невелики. Но сбор материалов продолжается, и ветераны бригады активно помогают нам в этом. Надеемся,что и вы не останетесь в стороне от доброго дела..."


    По адресам,высланным мне Гринько А.И.,завязалась большая дружеская переписка с комиссаром бригады Немченко П.И.,помощником командира 3-го батальона Денисенко С.М.,писарем отдельного батальона связи Ильинским Н.В.


    Николай Владимирович Ильинский в бригаде - с начала формирования в Воронеже.,хорошо помнил первые боевые крещения в бою за деревню Крюково 6 декабря 1941 года, бои под Волоколамском,Петушками. При формировании 264-й стрелковой дивизии был зачислен писарем в 1060-й стрелковый полк. Николай Владимирович мне писал:"...28 августа 1942 года был ранен в районе города Белёва. Так что мы с Вами выбыли из своей дивизии в одно время. Нам есть что вспомнить..."



   После лечения в госпиталях,в начале 1943 года вернулся в рабочий посёлок Рамонь,в свою школу,где проработал на преподавательской работе до 1968 года,после чего ушёл на пенсию.


Продолжение следует...


Рецензии