Каламита в Крыму

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Относится к пещерным городам Крыма.
     Название означает Красивый мыс, Камышовая гора. Возможно, название идёт от Римского епископа Клемента, который был сослан сюда за христианскую проповедь, и который основал в пещерном городе первый пещерный Храм, с появлением которого тут стали появляться все необходимые структурные городские объекты.
     Каламитой называется крепость, которую в 6-ом веке основали местные жители, чтобы присматривать за окрестностями и предупреждать монахов пещерного городка, который с начала веков существовал в скале, на которой стояла крепость.
     Часто в литературе под Каламитой понимают не только крепость, но нижний городок в пещерах. 
     Первые пещеры в скале под крепостью начали тут высекать древние пещерные люди эпохи неолита. Затем здесь прятались христианские монахи, которые бежали из Римской империи во времена преследования христиан. Здесь они создавали небольшие кельи, которые обустраивали по христианскому обряду.
     Считается, что первый пещерный храм в скале был высечен после появления здесь третьего епископа Рима святого Клемента, который был сослан в 92-ом году от Рождества Христова на Херсонские каменоломни за проповедь христианства в Риме. Он объединил отшельников в небольшую тайную христианскую общину, которая должна была иметь и свой скрытый от глаз неверующих Христианский Храм.
     Постепенно в Монастырской скале стали вырубаться подсобные помещения, которые иноки использовали под склады, мастерские, в которых готовился инвентарь для ведения служб, для работы в скалах, для ведения торговли, для сельскохозяйственных работ. Не было только крепости и светского начальства.
     Начиная с раскола Христианства на западную и восточную, сюда устремились византийские торговцы, а с ними в Крыму появляется и византийская администрация. В 6-м веке Византия на западном обрыве Монастырской скалы ставит крепость Каламита, то есть Красивый мыс, которая относилась к системе крепостей Горного Крыма. Задачей его гарнизона, собранного из местных жителей, было защищать от скифов, сармат и гуннов с севера Херсонес, главный город византийцев в Крыму.
     В 8-ом веке здесь возникает пещерный монастырь, который постепенно приобретает основные характеристики города.
     Крепость Каламита также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Твердыня крепости состояла из четырёх башен. От появления гарнизона на скале монастырский город только выиграл, поскольку получил защитника своих верований, которые постепенно преобразовывались в восточное христианство, а впоследствии в Православное.
    Со второй половины 7-го века Крым заселяется хазарами, а в 8-м веке тут устанавливается и администрация Каганата. Однако каких-либо препятствий для жизни города иноков в пещерах Монастырской скалы со стороны хазар не было. К тому же, интересы пещерного города не распространялись дальше скалы и небольшого пространства за его пределами, которые нужны были для торговли.
     После падения Хазарии в Крыму правило Хазарское княжество, которое продолжало политику невмешательства в дела Пещерных городков в Крыму и, после столетнего безвластия в начале 11-го века в Крым приходит Византийская администрация, которая возобновила поддержку крепости Каламита и содержание его гарнизона.
     В 12-м веке сюда приходит Генуэзская республика, которая устанавливает здесь свои фактории и колонии, именуемые в западных историях Газарией. Крепость переходит на содержание Газарии, Пещерный город со своим Монастырём продолжает мирно развиваться.
     К тому времени тут возникло уже несколько храмов пещерного типа. Появившиеся здесь в конце 13-го века татары, ничего особого не изменили в жизни пещерного города в Монастырской скале под крепостью Каламита. Хазары растворились в среде татар, поскольку и те, и другие были одного тенгрианского вероисповедания, имели общий социокульт.
     Начиная с 14-го века крепость Каламита находится в составе православного княжества Феодоро. Крепость защищала возникший тут порт, а также взяла под свою опеку и православный монастырь Пещерного города.
     В конце 15-го века крепость Каламита захватывают турки, крепость переименована в Инкерман, такое же имя получает и Монастырский город. Крепость турки укрепили, а с монахами в нижнем городе связываться не стали. Только в одной из шхер построили себе артиллерийский каземат.
     С этого времени Монастырский пещерный город приходит постепенно в упадок, по всей видимости от того, что рядом с Монастырской скалой возникает город Инкерман, со своими храмами и городскими возможностями. Иноков становится всё меньше, многие кельи опустевают, Храмы бездействуют.
     В 16-м веке город Каламита продолжает выполнять свои функции как форпост на над морем, при котором существовали ремёсла, обслуга, селища.
     В 17-м веке Каламитский порт оживлённо эксплуатируется, тут живут люди разных категорий и этнической принадлежности.
     В 18-м веке Турция утрачивает Крым, приходят русские, которые значительно больше внимания уделяют духовной сути Крыма. Они ставят православные храмы, а под Каламитой устанавливают православный скит.
     В 19-м веке о городе Каламита и о Монастырском городе в Скале, ничего не слышно.
     В 20м веке на вершине скалы на территории бывшей крепости ставится Храм в честь Крымской войны.
++++++++++++++++++++


Рецензии