Канапацкие, Конопацкие

Канапацкие, Конопацкие


***

Прим.
Фамилия кроме озаглавленных написаний и промежуточного Канопацкие, встречается и как Конорацкие,  но, вероятно, это все же механические ошибки… как популярное в свое время выражение ‘’суб куммы’’.

Такие ошибки впоследствии заставляют тысячи людей проходить мимо нужного и ломать голову над загадочными письменами похожими на иероглифы.

А бывает и хуже когда путают ‘’купрус’’ с ‘’копрусом’’.

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.



Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

KONOPACKI herbu Odwaga
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0

KORSAK [z KORSAKIEWICZW] herbu Korsak lub Kotwica
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

,
Конарские
,
Конорацкие
,
Кордышовы
,

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Козловский , Козяковский , Колесницкий , Коморовский, Комровский , Конарский , Конорацкий , Кордышов, Коржонов, Корзунов, Коркошков , Коркуцов , Коротков ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926



Канапацкий Сулейман Адамович

***

Место рождения: г.Минск, Минская область, БССР
Дата рождения: 1910 год
Национальность: татарин
Награжден
01/03
Партизанские формирования
С 19.06.1943 по __?__
Партизанская бригада: 1-я Минская бригада (Балан, Н.Х., Иванов, Е.А.)
Партизанский отряд: Отряд им. Ф. Ф. Юрченко (Дрантусов, А.И., Юрченко, Ф.Ф., Ребров, В.М.)
Должность: Рядовой / рядовой боец

https://partizany.by/search/



Конопацкий

***

Конопацкий — фамилия; имеет женскую форму Конопацкая.

Конопацкий, Гасан (1879—1953) — российский, белорусский и польский военный и политический деятель.

Конопацкий, Иосиф Николаевич (род. 1925) — российский советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР.

Конопацкий, Евгений Игнатьевич (1887—1962) — российский, украинский и французский художник.

Конопацкая, Галина Павловна (1911—1989) — советский художник, член Союза Художников СССР, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР.

Конопацкая, Халина (1900—1989) — польская легкоатлетка, чемпионка Игр IX Олимпиады в метании диска, первая олимпийская чемпионка в истории польского спорта.

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Канапацкий (Конопацкий) Гасан (Хасан) Амуратович

***

«Полковника Гасана Конопацкого назначаю командиром Белорусской армией»   

Гасырлар Авазы. Эхо веков.

С давних пор литовские (белорусские) татары привлекались в России на военную службу. В XIX столетии в российской армии служило несколько десятков генералов и полковников — литовских татар1. После революции 1917 г. они активно включились в политическую жизнь бывших регионов Российской империи. Как профессиональные офицеры, они оказывали большую помощь в создании местных вооруженных сил. Сказанное полностью относится и к герою нашего очерка.

Гасан (Хасан) Амуратович Канапацкий родился в Минске 25 февраля 1879 г. в татарской дворянской семье. Окончил Полоцкий кадетский корпус, Петербургскую артиллерийскую школу им. Константина. Был участником русско-японской и Первой мировой войн.

В 1917 г. Г. А. Канапацкий имел звание полковника, командовал 69-й артиллерийской бригадой Западного фронта. В мае следующего года, в связи с расформированием бригады, оставил должность и уехал в родной Минск. В то время уже была провозглашена Белорусская Народная Республика, существовала Центральная военная комиссия и предпринимались меры по формированию ее вооруженных сил.

В августе 1919 г. Минск заняли поляки. На встрече с белорусами Юзеф Пилсудский, руководитель Польского государства, обещал развернуть совместную борьбу за независимость. Все это способствовало выделению по-лонофильского направления возрождения Беларуси. Среди его сторонников были Павел Алексеюк, Александр Прушинский (Алесь Гарун), Гасан Канапацкий. После переговоров с ними Ю. Пилсудский 22 октября 1919 г. издал декрет, разрешавший создание белорусского войска и учреждавший белорусскую военную комиссию. В декрете говорилось: «Взяв во внимание декларацию Белорусской Рады Виленщины и Гродненщины в деле формирования белорусской армии под главным польским руководством [...], а также подобные заявления менских (минских. — И. К.) белорусских гражданских организаций, выполняю эту просьбу и приказываю формирование белорусских отделов на следующих принципах: белорусские отделы формируются с добровольцев. Ради этого в каждом вербовочном бюро на территории Белорусских земель будет один комиссар или офицер и один писарь — белорусы. Полковника Гасана Канапацкого, предложенного мне Белорусской войсковой комиссией, назначаю командиром белорусской армии. Местом формирования белорусской армии назначаю Слоним. Для организационной, подготовительной работы назначаю Белорусскую войсковую комиссию, которая в согласии с комиссариатом восточных земель и командованием Гродненской округи будет создавать белорусскую армию: 1) давая соответствующие указания полковнику Г. Канапацкому и 2) создавая соответствующие подкомиссии. В состав комиссии входят полковник Г. Канапацкий, С. Рак-Михайловский, штабс-капитан Ф. Кушель, П. Алексеюк (председатель), полковник Д. Якубовский, А. Якубецкий, Ю. Мурашко, А. Прушинский (А. Гарун). Местом работы Комиссии определяю Менск (Минск. — И. К.). Белорусской войсковой комиссии поручаю организовать: персональную (квалификационную) и регуляминовую (уставную) подкомиссии»2.

В журнале «Беларускае жыццё» (Белорусская жизнь) Г. Канапацкий изложил концепцию создания белорусской армии. «Началом создания армии, — писал он, — главным образом будет подготовка кадров, как офицерских, так и подофицерских. Для этого необходимо, чтобы офицеры Гродненской и Виленской организации, а также зарегистрированные в Минске, при рассмотрении их документов квалификационной комиссией, были зачислены в резерв и должны прослушать повторные офицерские курсы и курсы беларусоведения, особенно белорусского языка и пересказанной командной и военной терминологии; прослушав курсы, каждый из них получит положение в формируемой армии»3.

Командование белорусской армией подчинялось непосредственно польской военной администрации. Белорусская войсковая комиссия поддерживала связь с Наивысшей Радой Белорусской Народной Республики. Среди населения комиссия распространяла воззвания с призывами вступать в национальную армию для борьбы за «волю, свабоду, незалежнасць i не-падзельнасць нашае Бацькаушчыны — Беларусi>. Она перевела на белорусский язык польские военные уставы, издала сборник «Падарунак беларускаму жаунеру» (Подарок белорусскому воину). В нем содержались подготовленные белорусским писателем 3. Бедулей (С. Е. Плавник) и Г. Канапацким «Дзесяць прыказанняу для беларускага жаунера» (Десять наказов для белорусского воина). Один из наказов звучал так: «Каждый белорусский воин, от обычного рядового до генерала, должен помнить, что он — защитник независимой Беларуси, один из наилучших граждан родной земли и занимает почетное место в обществе»4.

Комиссия собирала подробные сведения о политическом облике каждого претендента. Отбор проводился в соответствии со специальными требованиями: обязательная принадлежность к белорусской нации, определенный возраст, знание белорусского языка, склонность к идее независимости Беларуси, подтвержденная рекомендациями двух известных деятелей национального движения. Согласно данным профессора Н. Сташкевича из 485 офицеров и военных чиновников, подавших заявление, комиссия зачислила в резерв 272 человека. В числе добровольцев, вступавших в армию, были и татары.

Войсковая комиссия делала попытки подчинить своему контролю некоторые партизанские отряды на территории Беларуси, освободить офицеров-белорусов, которые были призваны в Красную Армию и попали в польский плен. На основе договоров с польскими военными властями в марте 1920 г. открылись девятимесячные курсы в Варшаве и трехмесячные в Острове. Центральным местом формирования Белорусской армии был г. Слоним, а позднее г. Барановичи.

Однако усилия Г. Канапацкого и Белорусской военной комиссии по созданию, в условиях оккупационного режима, белорусского войска не имели серьезных шансов на успех. Польские власти в действительности были против организации вооруженных формирований, которые придали бы белорусской государственности реальную силу. В марте 1920 г. приказом военного министерства вербовка и отбор добровольцев были исключены из компетенции Комиссии и переданы местным органам оккупационной администрации, которые бойкотировали это дело. Добровольный принцип набора был малоэффективным. В результате удалось укомплектовать только одну белорусскую пехотную роту.

В июле 1920 г. при эвакуации польских войск из Минска в связи с наступлением Красной Армии Белорусская войсковая комиссия прекратила свою деятельность5.

Двумя месяцами раньше в отставку был отправлен Г. Канапацкий, после чего его зачислили в состав виленского резерва комиссии6. В мае 1921 г., т. e. после подписания и ратификации российско-польского мирного договора, последняя была ликвидирована.

После событий 1921 г. Г. Канапацкий оказался в Вильно. Он был секретарем Белорусского гражданского собрания (БГС). После раскола в БГС (21 сентября 1924 г.) являлся заместителем председателя Временной белорусской рады, участвовал на созванном ей съезде Западной Беларуси. В 1927-28-х гг. возглавлял редакцию журнала «Белорусский радный».

Гасан Канапацкий участвовал в белорусском движении и во время Второй мировой войны. Он представлял круг политических деятелей, считавших, что в польском государстве белорусы должны иметь равные права вместе с другими народами7.

В 1946 г. во время так называемой «репатриации» Г. Канапацкий вместе с семьей из Западной Беларуси выехал в Польшу. В г. Быдгощ до сих пор стоит дом, в котором жили Канапацкие.

Умер Гасан Амуратович Канапацкий 11 мая 1953 г. На кладбище в Быдгоще, на надгробном камне выбиты полумесяц, звездочка и аят из Корана: «Воистину, мы Аллаху принадлежим и к нему возвращаемся...»

Сын Г. Канапацкого Муса продолжил дело отца. До ухода на пенсию он работал журналистом в газете «Нива» (Белосток), являлся одним из организаторов послевоенного возрождения татар Польши. Летом 1993 г. он побывал на родине отца в Минске, участвовал в работе Первого Всемирного конгресса белорусов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

   1.      См.: Гришин Я. Польско-литовские татары (Наследники Золотой Орды): Научно-популярные очерки. - Казань, 1995. - С. 80.
   2.      Падарунак Беларускаму Жаунеру. Выданьне Беларускай Вайсковай Kaмicii. - Менск, 1920. - С. 2.
   3.      Там же. - С. 3; Беларускае жыццё. - 1919. - 7 лютапада.
   4.      Падарунак Беларускаму Жаунеру... - С. 4-5.
   5.      Рудовiч С. С. Беларуская Вайсковая Камюш. Энцыклапедыя ricторыi Беларусi - 1993. - Т. 1. -С. 369-370; Казберук У. М. Светлай вот зычны звон: Алесь Гарун. - Менск, 1991. - С. 16-23.
   6.      Latyszonek О. Bialoruskie formaye wojskowe. 1917-1923. - Bialystok, 1995. - S. 137.
   7.      Glogowska H. Hassan Konopacki — tatarski dowodca bialoruskiego wajska // Bialoruskie zeszyty histaryczne. - 1994. - A. 1.

Ибрагим Канапацкий,
кандидат исторических наук,
доцент Белорусского государственного педагогического университета

***

Конопацкий Гасан
белор. Гасан Амуратавіч Канапацкі

Дата рождения
25 февраля (9 марта) 1879
Место рождения
Минск, Российская империя
Дата смерти
11 мая 1953 (74 года)
Место смерти
Быдгощ, Польша
Гражданство
 Польша
Род деятельности журналист
Образование
Полоцкий кадетский корпус
Вероисповедание
ислам
 
Конопацкий Гасан (Хасан) Амуратович (25 февраля 1879, Минск — 11 мая 1953, Быдгощ) — российский, белорусский и польский военный и политический деятель, живший в период между мировыми войнами в Вильно (Вильнюсе), полковник, командир белорусских военных частей в польской армии (1919—1921).

Родился в татарской семье, сын коллежского асессора Амурата Конопацкого. Окончил Полоцкий кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище(1897), участвовал в Русско-японской войне 1904—1905 годов и Первой мировой войне.

В 1917 году в чине полковника командовал 69-й артиллерийской бригадой Западного фронта. Во время войны получил отравление газами, лечился и служил в Минске в эвакуационном пункте (май — октябрь 1917 года).

10 мая 1918 года, после расформирования 69-й артиллерийской бригады, сдал деньги и документы Московскому губернскому комиссару военных дел и вернулся в Минск.

22 октября 1919 года декретом Ю.Пилсудского был назначен командиром белорусских военных частей, вошел в состав Белорусской военной комиссии. С 09.04.1920 г. в отставке.

Летом 1920 года переехал в Вильно, который к тому времени был уже оккупирован поляками. Принимал активное участие в белорусском движении: был заместителем председателя Совета старшин Белорусского музыкально-драматического кружка и секретарём Белорусского гражданского собрания (БГС). После раскола в БГС, который произошел 21 сентября 1924 года, стал заместителем председателя в созданной Временной белорусской Раде (до апреля 1925 года), которая сотрудничала с польскими властями, противостоя Белорусскому Посольскому клубу. В это время сблизился с Франциском Олехновичем, Арсением Павлюкевичем, Макаром Костевичем (Кравцовым). Входил в состав общественного объединения «Белорусская хатка».

26-28.06.1926 — участвовал в съезде Западной Белоруссии, созванным Временной белорусской Радой. как представитель общество «Прасвета».

21.11.1927 — 02.04.1928 г. возглавлял редакцию журнала «Беларускі радны» в Вильне.

С 1937 года работал в бухгалтерии Земского банка.

В 1941—1943 годах, во время немецкой оккупации, был председателем родительского комитета Виленской белорусской гимназии, писал фельетоны в «Беларускі голас».

В июне 1946 года вместе с семьей выехал в Польшу в город Быдгощ, где и умер.

Семья[править | править код]
Жена- Елена, дочь Тамара и сын Матвей (Матей).

Библиография[править | править код]
Helena Gogowska. Hassan Konopacki — tatarski dowdca biaoruskiego wojska. «Biaoruskie Zeszyty Historyczne». 1, s. 162—168, 1994. Biaystok: Biaoruskie Towarzystwo Historyczne. ISSN 1232-7468.
Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Т.4. — Мн.: БелЭн, 1997. — С.82.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




«Ты должен жить по законам той страны, в которую приехал».
Минские татары о жизни диаспоры и исламе

***

Первая собеседница, к который мы обращаемся за тем, чтобы разобраться, как татарам удалось сохранить свою религию и культуру, – Зорина Канапацкая, кандидат исторических наук, преподаватель и религиовед. Ее отца Ибрагима, одного из самых видных представителей минской татарской диаспоры, главы республиканского объединения татар «Зикр-уль-Китаб» и мусульманской религиозной общины, не стало в 2005 году. Зорина продолжает дело своего отца.

Ответ на вопрос об истории своей семьи Зорина начинает с того, что в 2017 году татары будут праздновать 620-летие жизни на белорусских землях. И добавляет, что почти все минские татары знают историю своего рода на несколько столетий назад, и почти у всех есть дворянские корни. В семейном архиве Канапацких, например, на протяжении многих лет бережно хранят родословную и фамильный герб «Отвага».

Татары появились на белорусских землях в конце XIV века. Они пришли из Золотой Орды по приглашению великого литовского князя Витовта для воинской службы. Все они были дворянского происхождения и искали убежища в ВКЛ из-за междоусобиц в Орде. Татары расселились по пограничным землям для их охраны от крестоносцев и крымских татар. Он дал им право исповедовать свою религию, строить мечети и открывать мусульманские школы (медресе). За службу в войске татары приравнивались к дворянскому сословью и получали земли. Толерантность и веротерпимость, характерная для того времени, позволили построить между татарами и местным населением добрососедские отношения.

– Уже тогда татары ВКЛ выступали в боях против своих единоверцев, потому что родиной считали ВКЛ, – говорит Зорина.

Воины-татары пришли сюда без женщин, поэтому им было разрешено брать в жены белорусок и полек. Жены при этом оставались в своей вере, но детей воспитывали в вере отца – то есть в исламе.

– Многие считают, что татары ассимилировались, но я думаю, что корректно говорить об интеграции, потому что им удалось сохранить свою религию, – поясняет Зорина.

Сама Зорина выросла в семье белоруски и татарина.

– Считалось, что дети должны воспитываться в вере отца, поэтому нам при рождении давали азан (в мусульманской традиции над младенцем вскоре после рождения совершали обряд имянаречения, который можно сравнить с крещением в христианстве – Ред.). Мой отец серьезно обратился к исламу только в 33 года. А пока мы росли, мусульманское воспитание было скорее традицией, которую особенно чтили в семье моей бабушки, – поясняет Зорина. – В мусульманской религии женщина в семье играет исключительную роль, ведь, согласно исламу, «мир лежит у ног матери»; женщина – хранительница и источник национальных традиций.

Бабушка Зорины жила в Смиловичах, местечке, где много веков мирно сосуществовали татары, белорусы и евреи:

– Когда я каждое лето приезжала к бабушке, нас всегда привлекали к труду: мыть полы руками, полоть огород, ухаживать за домашними животными, участвовать в приготовлении татарских блюд, – улыбается она. – Так я познала все прелести своей национальной принадлежности. Особое место в моем детстве занимали мусульманские праздники – Курбан Байрам и Рамадан Байрам, к которым было приурочено посещения мизара (татарского кладбища – Ред.), являющегося для нас местом паломничества, встреч: там собираются съезды и решаются все важные вопросы.

– Татарских мизаров достаточно много по всей Беларуси – большинству из них несколько веков, и в любые годы, в том числе и самые трудные, атеистические, такие кладбища являлись центром татарской религиозной жизни. Наиболее известный из всех белорусских мизаров, Ловчицкий, находится под Новогрудком. Белорусские мусульмане, не имеющие возможности совершить хадж в Мекку и Медину, совершают умру, малое паломничество, именно туда, на могилу святого Эвлии. Интересно, что к могиле приходили также белорусы и евреи, которые, как и мусульмане, верили в силу этого места.

Несмотря на мусульманское воспитание, Зорина, как и многие наши собеседники, вспоминает, что ее бабушка соблюдала и некоторые христианские традиции:

– На Пасху бабушка всегда красила яйца, пекла татарские булки, раздавала садогу (в мусульманской татарской традиции – милостыня, – Ред.) – конфеты, печенье, сладости. Это объяснимо: ислам – религия мира и должна приспосабливаться к тем условиям, в которых существует.

Хотя ислам и присутствовал в жизни семьи, на детей не оказывали давления – по-настоящему Зорина прониклась этой религией, только когда сама в качестве преподавателя начала читать спецкурс по истории ислама:

– Тогда я в него просто влюбилась и поняла для себя многие вещи: если раньше, несмотря на семейные традиции, ислам во многом был мне чужд, то после изучения и работы над этим спецкурсом я посмотрела на него другими глазами. Мне очевидно, что при изучении всех мировых религий в них можно найти гораздо больше схожего, чем отличающегося. Жаль, что эти вещи так редко подчеркивают, а слышим мы в основном только то, что нас разделяет.

Еще одной удивительной особенностью белорусских татар оказалось отношение к белорусскому языку – половина наших героев беларускамоўныя, а все татарское возрождение 90-х сосредотачивалось вокруг выпуска журнала «Байрам» («Праздник») и газеты «Жыццё татарскае» – и тот, и другой издавали па-беларуску. Изданием занимались двое татар, стоявших у истоков национально-культурного возрождения белорусских татар-мусульман: Ибрагим Канапацкий, глава республиканского объединения татар «Зикр-уль-Китаб» и председатель минской мусульманской община, и Якуб Якубовский.

https://citydog.by/long/diaspory-tatary/




Конопацкий Мачей

***

В нашей статье мы не будем поднимать вопрос «воображения», но считаем
своим долгом напомнить об «опыте» восточноевропейской татарской литературы, который может иметь в данном случае как индивидуальный, так и исторический характер.

Завершая наши рассуждения, хотелось бы сказать еще несколько слов об «историческом опыте» воспоминаний татар Польши и татар советской Белоруссии.

В Польше после 1989 года были изданы воспоминания
Степана Мустафы Мухарского40,

Дженнет Джабаги-Скибневской41,

Мустафы Александровича (в настоящее время опубликованы только фрагменты42),
Мачея Конопацкого43,

Яна Соболевского44 и других авторов.

В белорусско-татарской литературе мы находим, например, воспоминания Хасеня Александровича45,

Вячеслава Станкевича46 и Алены Адамович (по мужу Томах)47.

http://journals.pan.pl/Content/83457/mainfile.pdf





Конопацкий Ибрагим Борисович

***

Статья Рахмет Baitasau-

(1949-2005) - историк, активный деятель национально-культурного возрождения литовских (белорусских) татар, председатель мусульманской общины Минска, заместитель председателя общественного объединения татар Беларуси "Зикр уль-Китаб", автор ряда публикаций о татарах.
Родился в г. Смиловичи, недалеко от Минска. S.Dziadulewicz (Herbarz rodzin tatarskich w Polsce. Wilno, 1929) отмечает, что Канапацкие впервые отмечаются как жители Минска.

По-видимому, это татары незнатного происхождения, получившие дворянство по указу императора Николая I в 1831 г. Aziul Конопацкий mieszkaniec Новогрудка известен в 1875 г. Братья Хасан и Михал в 1890-1930 гг. имели наделы земли в Смиловичах.

Амурат, владелец недвижимости в Вильно, имел сына Хасана, полковника артиллерии русской армии.

https://vk.com/photo12523752_456239203

***

белор. Ібрагім Барысавіч Канапацкі
Дата рождения 28 февраля 1949
Место рождения
Смиловичи, Червенский район, Минская область, Белорусская ССР, СССР
Дата смерти 9 сентября 2005 (56 лет)
Место смерти
Минск, Белоруссия
Страна
 Белоруссия
Место работы
БГПУ
Альма-матер
БГПУ
Учёная степень
кандидат исторических наук

Ибрагим Борисович Канапацкий (28 февраля 1949 г., Смиловичи — 9 сентября 2005 г.) — белорусский общественно-политический, культурный и религиозный деятель, историк, один из лидеров татарской диаспоры Беларуси.

Семья

Происходит из шляхетского рода белорусских татар. Сын Бориса Ибрагимовича Канапацкого и Софьи Мустафовны, внук Ибрагима Хасеневича Канапацкого, имама Смиловичской мечети. Помимо него в семье было еще трое детей: дочери Розалия и Тонзиля и сын Мустафа.

В 1975 г. женился на Анне Кохно, в 1976 г. у них родился сын Захар, а в 1978 г. — дочь Зорина.

Научная деятельность и карьера преподавателя[править | править код]
В 1966 г. поступил на исторический факультет Минского государственного педагогического института имени М. Горького. После работал в Каменноборской школе Березинского района Минской области. С 1972 г. член КПСС. С 1978 г. кандидат исторических наук (диссертация «Деятельность компартии Белоруссии по оказанию братской помощи трудящимся Казахстана в освоении целинных и зависимых земель (1954-1960 гг.)» и ассистент кафедры истории КПСС МГПИ (позже кафедры истории Беларуси исторического факультета БГПУ). Преподавал историю Беларуси и спецкурс по национально-культурного многообразия населения Республики. Вел педагогическую практику студентов исторического факультета БГПУ.

Культурно-религиозная деятельность в рамках татарской диаспоры Беларуси

В 1990-х стоял у истоков создания Белорусского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб"("Книга"; с 2000 — Белорусское общественное объединение татар "Зикр уль-Китаб" ("Память и книга"). 26-27 марта 1993 г. по его инициативе была проведена первая международная научная конференция, посвященная 600-летию существования татарской диаспоры в Беларуси. В январе 1994 года. был сотрудником организационного комитета по проведению Первого Всебелорусского собрания мусульман, в соответствии с решениями которого 2 февраля создано Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь. В этой организации Ибрагим Канапацкий стал заместителем муфтия и председателем объединения мусульман Минска. Проводил богослужения в Смиловичской мечети.

Был главным редактором журналов "Байрам" (1999 г.; журнал выходит на русском языке), "Аль-Ислам", газет "Жизнь" и "Жизнь татарская". С 1996 года. под его редакцией издается Календарь татар-мусульман Беларуси. В 1993 г. поспособствовал переизданию книги А. Мухлинского "Исследование происхождения и состояния литовских татар" (Исследование о происхождении и состоянии литовских татар, 1857 г. Санкт-Петербург), в 1997 году был одним из авторов каталога "Рукописные и печатные книги белорусских татар".

Активно способствовал реставрации мечетей в Слониме (1997 г.), Смиловичах (1997 г.), Новогрудке (1997 г.), Видзах (1999 г.), Клецке (2000 г.), Молодечно (2000 г.), Ловчицах (2002 г.) и прикладывал усилия по восстановлению соборной мечети в Минске[1]. В 1995 г. помог в создании татарского культурного центра в Ивье.

Будучи одним из лидеров белорусских мусульман, И. Канапацкий держался довольно толерантных взглядов на другие религии и был активным сторонником белорусского национально-культурного возрождения. В повседневной жизни нередко разговаривал по-белорусски[2].

Международная деятельность

В 1999 года. в составе делегации белорусских татар встречался с президентом Турецкой Республики Северного Кипра, в апреле 2000 года — с представителями комиссии по разработке программ деятельности национальных меньшинств Конгресса США. Как Международный посол мира в 1999 году посетил Ливию, в 2000 году — Чад, в 2001 году — Ирак, в 2004 году — Иерусалим. В 1993 г. был делегатом Первого съезда Объединения беларусов мира "Бацькаўшчына", на все последующие съезды приглашался как гость.

Библиография

"По законам братства" (1980).
"Участие трудящихся Белоруссии в освоении целинных земель" (1984).
"Молодежная планета целина" (в соавторстве с В. Государствами-членами бывшего).
"Белорусские татары: прошлое и современность" (1993; в соавторстве с С. Думиным).
"История и культура белорусских татар" (2000; в соавторстве с А.Смоликом).

Чествование памяти

На смерть И.Б. Канапацкого откликнулись некрологом несколько газет и порталов[3][4][5]. В 2014 года. на доме, где родился И. Канапацкий, была установлена мемориальная доска в его честь[6].

Фразы, которыми запомнился другим Ибрагим Канапацкий[править | править код]
В ответ на комплимент в свой адрес со стороны поэта А. Сыса "Какое красивое лицо" Канапацкий сказал: "Какое же это лицо, обычная татарская морда[1]".
В одной из частных бесед со своим бывшим студентом Канапацкий сказал: "Я ценю каждую религию, лишь бы человек не черту поклонялся[2]".

Примечания

‡И. Конопацкий Стояла в Минске мечеть... // Татарская рассылка, 2003 г.
‡Хочу его помнить // Блог Андрея Берастоўскага
‡Р. Александрович Ибрагим Канапацкий: белорусский татарин, который совершил немыслимое // Новое время
‡С. Богдан Ибрагим Канапацкий // Наша Ніва
‡Из. Конопацкая Человек с большой буквы // Историческая правда
‡М. Горовой В Смиловичах увековечена память Ибрагима Конопацкого // Новое время

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

***

«Памяці Ібрагіма Канапацкага», «НН» 2005 год
https://nn.by/?c=ar&i=155943&lang=ru

***
Ибрагим Канапацкий: белорусский татарин, которому удалось сделать невероятное
https://nn.by/?c=ar&i=155943&lang=ru

https://ok.ru/group/44477292085421/topic/63749284459949




Конопацкий Иосиф Николаевич

***

Имя при рождении Иосиф Николаевич Конопацкий
Дата рождения 4 октября 1925 (93 года)
Место рождения Ленинград, СССР

Гражданство
СССР
Россия
Профессия
актёр
Годы активности 1940—2000
Театр
Театр имени Ленсовета
Театр имени Комиссаржевской

Иосиф Николаевич Конопацкий (род. 4 октября 1925, Ленинград) — российский советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1986).

Родился в семье выходца из Западной Украины, из зажиточной крестьянской семьи. После революции его отец работал снабженцем в Ленинграде. В 1930-е годы был репрессирован и провёл 25 лет в лагерях на Севере. Мать-портниха вместе с сыном последовала за осуждённым мужем в Котлас (Северный край, ныне Архангельская область).

В Котласе Иосиф Конопацкий начал свой творческий путь учеником артиста. Прошёл все этапы работы в театре, помогая художникам, осветителям, реквизиторам, в 1940 году стал актёром городского театра.

В 1944 году приехал в Москву и поступил в Оперно-драматическую студию им. Станиславского, которую окончил в 1947 году. Ученик М. Кедрова.

Один сезон играл на сцене Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С 1948 по 1954 годы — актёр Рижского русского театра им. Чехова, Тбилисского драматического театра им. Грибоедова и Иркутского драматического театра. В 1954 г. по приглашению Н. П. Акимова вернулся в Ленинград, где стал работать в Ленинградском Новом театре (с 1955 года — театр имени Ленсовета). В 1970 году перешёл в театр имени Комиссаржевской, где работал до ухода на заслуженный отдых в 2000 году.

Проживает в Норвегии в г. Тронхейме. Выступает с поэтическими концертами в Санкт-Петербурге, городах Норвегии, Германии, Исландии.

Дочь — Ирина Конопацкая, актриса театра «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге.

Роли в театре

Был занят в спектаклях «Дело», «Хождение по мукам», «Совесть», «Хочу верить», «Забыть Герострата», «Не беспокойся, мама», «Убийство Гонзаго», «Закон вечности», «Генерал Серпилин», «Колыма», «Невеста из Парижа» и другие.

Выступал на радио.

Роли в кино

1960 — Разноцветные камешки — Павел Евгеньевич
1962 — 713-й просит посадку — пастор-миссионер
1963 — День счастья — Лев Леонидович, жених Риты
1965 — Иду на грозу — Савушкин
1966 — Начальник Чукотки — товарищ Глазков, один из наших
1967 — День солнца и дождя — режиссёр
1967 — Мятежная застава — Шмелёв
1971 — Дорога на Рюбецаль — Прохор Петрович, разведчик
1971 — Ход белой королевы — Ворохтин
1972 — Звезда в ночи — эпизод
1972 — Карпухин — приятель Овсянникова
1973 — Дверь без замка — отец Даши
1974 — Не болит голова у дятла — Фёдор Кузьмич
1974 — Рождённая революцией — бухгалтер Петровский
1975 — Память (телевизионный) — врач Виктор Аркадьевич
1976 — Строговы — Елисеев
1978 — Три ненастных дня — Алексей Георгиевич, отец Любы
1981 — 20 декабря — редактор газеты «Воля народа»
1981 — Девушка и Гранд — болельщик
1981 — Похищение чародея (телеспектакль) — епископ Альберт
1981 — Самоубийство — епископ
1987 — Время летать — Агафонов, начальник полётов

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_





Конопацкий Евгений Игнатьевич

***

укр. Євген Гнатович Конопацький
фр. Eugne Konopatzky

Автопортрет
Дата рождения
27 января 1887
Место рождения
Луцк, Волынская губерния, Российская империя
Дата смерти
19 октября 1962 (75 лет)
Место смерти
Париж, Франция
Подданство
Российская империя
Гражданство
Франция
Жанр
живописец, график

Евгений Игнатьевич Конопацкий (фр. Eugne Konopatzky, укр. Конопацький Євген Гнатович, 27 января 1887, Луцк, Волынская губерния — 19 октября 1962, Париж) — русский, украинский художник и график, участник художественного объединения «Кольцо», представитель украинского и русского художественного авангарда, а также «Парижской школы».

Семья

Отец - Игнатий Осипович Конопацкий. В 1890-1900-е был судебным приставом Херсонского окружного суда.

Служба

Евгений Конопацкий получил юридическое образование и служил адвокатом.
Воевал на фронтах Первой мировой войны.
В 1960 году стал членом ревизионной комиссии Объединения русских адвокатов во Франции.

Годы творчества

С 1910 участвует в ежегодных выставках Херсонского общества любителей изящных искусств.

В 1913 году работы Конопацкого представлены на Всероссийской выставке в Киеве.

В 1913 - принимает участие в организации «Кольца» - кружка представителей кубофутуристичиского направления.

В 1914 году принимает участие в групповой выставке «Кольцо», организованной в Киеве, одними из лидеров русского авангарда А.А. Экстер и А.К.Богомазовым. Участники выставки рассматривали её как «первый самостоятельный голос в защиту Нового Искусства».

В 1917 году переезжает в Одессу. В 1917-1919 годах принимает активное участие в выставках Общества независимых художников в Одессе.

Примерно в 1919 году эмигрирует во Францию, живет в Париже.

В 1925-1931, 1940 выставляется в Салоне Независимых.[1]

В 1927, 1930, 1931 выставляется в Осеннем салоне.[2]

В 1933 становится членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции.

В 1935 участвует в выставке Федерации художников, работающих в чистом и прикладном искусстве в парижской галерее «Soleil», в этом же году жертвует картину для лотереи в пользу Союза бывших деятелей российского судебного ведомства.

В 1937 году руководит курсами прикладного искусства в Русском народном университете,

В 1940 году принимает активное участие в деятельности общества «Икона».

Активно занимался книжной графикой. Среди известных работ - иллюстрации к книге «История одного контролера» Вениамина Валериановича Завадского (1929) (Корсак В. "История одного контролера", Издание Книжного дела "Родник", Париж, 1929 г.), обложка для книги "Один : роман из жизни эмиграции" (1951), «Вдвоем : роман из жизни эмиграции» того же автора (1951).

Умер Евгений Игнатьевич в 1962 году в Париже, в возрасте 75 лет, похоронен на кладбище Тье (фр. Cimetire parisien de Thiais).

Отзывы критиков

«В работах г. Конопацкого видно твердое знание рисунка и прекрасное сочетание красок. Он весьма виртуозен в красках и разнообразен в мотивах. Особенно хороша его работа Лодка между деревьям».[3]

«...Е.И.Конопацкий. Какая-то особенная мягкость красок на его небольших по размерам картинах».[4]

Литература

КОНОПАЦКИЙ Евгений Игнатьевич. Общество Независимых Художников в Одессе; О. М. Барковская; стр.142 , 2012 год.
КОНОПАЦКИЙ Евгений Игнатович. Российское зарубежье во Франции 1919-2000. Биографический словарь: В трёх томах. Под общей редакцией Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. Москва. Наука.

Примечания

‡Socit des artistes indpendants. 36, Catalogue de la 36e exposition 1925, p 177, № 1838–1639; 1926; 1927; 1928; 1929; 1930; 1940; Национальная библиотека Франции (Gallica BnF)
‡Le Temps; Национальная библиотека Франции (Gallica BnF)
‡Золотов С.; Одес. листок. 1917. 26 нояб.
‡Златогоров И.; Юж. мысль. О., 1917. 23 дек.

Ссылки

Биография Е. И. Конопатского
КОНОПАЦКИЙ Евгений Игнатович
Benezit Dictionary of Artists, 2006, сайт Oxford Index (требуется регистрация)
Общество Независимых Художников в Одессе; О.М.Барковская; стр.142; (pdf)
КОНОПАЦЬКИЙ Євген Гнатович; esu.com.ua

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса

***

Конопацкий Иван Игнатьевич; подполковник; № 6542; 5 декабря 1841

http://www.wikiwand.com/ru/




Конопацкая Халина

***

Прозвища польск. Czerbieta
Дата и место рождения 26 февраля 1900
Рава-Мазовецкая, Петроковская губерния, Царство Польское, Российская империя
Дата и место смерти 28 января 1989 (88 лет)
Дейтона-Бич, Флорида, США

Гражданство Польша
Рост 180 см
Вес 65 кг

Клуб
Студенческий спортивный союз (Варшава)

Спортивная карьера
1924—1931

Личные рекорды
Ядро 11,33
Диск 39,62 (1928) WR*
Копьё 34,83

Международные медали
Лёгкая атлетика

Олимпийские игры
Золото
Амстердам 1928
диск (англ.)русск.

Международные женские игры
(англ.)русск.
Золото
Гётеборг 1926 (польск.)русск.
диск (польск.)русск.
Бронза
Гётеборг 1926
ядро 3,628 кг (польск.)русск.
Золото
Прага 1930 (польск.)русск. диск (польск.)русск.

Стенд в варшавском Музее спорта и туризма, посвящённый Халине Конопацкой
Халина Конопацкая (польск. Halina Konopacka; 26 февраля 1900, Рава-Мазовецкая — 28 января 1989, Дейтона-Бич) — польская легкоатлетка, чемпионка Игр IX Олимпиады в метании диска, первая олимпийская чемпионка в истории польского спорта.

Халина Конопацкая родилась в городе Рава-Мазовецкая Петроковской губернии (ныне Лодзинское воеводство Польши). В возрасте 8 лет вместе с семьёй переехала в Варшаву. Обучалась на филологическом факультете Варшавского университета. Проявила себя разносторонней спортсменкой, выступая за команды Студенческого спортивного союза в соревнованиях по лёгкой атлетике, теннису, плаванию, баскетболу, обладала навыками верховой езды и вождения автомобиля, была узнаваема и на горнолыжных склонах: в Татрах из-за приверженности спортсменки к красному цвету одежды появилось её прозвище Czerbieta (сокращение от польск. kobieta w czerwieni — «женщина в красном»)[1].

В 1924 году французским тренером польских легкоатлеток Морисом Баке была определена специализация Конопацкой в лёгкой атлетике — метание диска. В том сезоне она выиграла в этой дисциплине первый титул чемпионки Польши с результатом 23,45 м. Летом 1926 года в Варшаве установила два новых мировых рекорда — 34,15 и 34,90, а в предолимпийском 1927 году обновила высшее мировое достижение, показав результат 39,18.

31 июля 1928 года на Играх IX Олимпиады в Амстердаме Халина Конопацкая выиграла золотую медаль: в квалификации её диск пролетел 39,17 м, а в финале — 39,62, что являлось новым мировым и олимпийским рекордом[2]. Золотая медаль Халины Конопацкой стала первой высшей наградой в истории выступлений польских спортсменов на Олимпийских играх. Мировой рекорд Конопацкой продержался почти 4 года и был побит 15 мая 1932 года её соотечественницей Ядвигой Вайс[3].

В 1927 и 1928 годах Конопацкая признавалась лучшей спортсменкой года в Польше[4][5]. В 1926 и 1930 годах становилась чемпионкой Всемирных женских игр (англ.)русск. в метании диска (с результатами 37,71 и 36,80 соответственно), в 1926 году также завоевала «бронзу» в толкании ядра массой 3,628 кг двумя руками (19,25). 26 раз становилась чемпионкой Польши, наибольшее количество золотых медалей выиграв в толкании ядра (1924—1928) и метании диска (1924—1928, 1930, 1931). В 1930-е годы показывала довольно высокие результаты в теннисе, выступая в миксте с Яном Малцужиньским и Чеславом Спыхалой, в 1937 году входила в десятку лучших теннисисток страны. В этот период Конопацкая была членом Совета Международной федерации женского спорта, играла важную роль в Олимпийском движении Польши, в качестве почётного гостя присутствовала на зимних и летних Олимпийских играх 1936 года.

Талант Халины Конопацкой нашёл выражение не только на спортивных аренах, но и в искусстве. Её стихи печатались на страницах польских литературных изданий, в 1929 году Конопацкая издала сборник «Однажды» (польск. Ktrego dnia), причём содействие в его выпуске оказал известный поэт и главный редактор газеты Przegld Sportowу Казимеж Вежиньский, также выигравший на Олимпиаде в Амстердаме золотую медаль — в конкурсе по литературе за лирическое произведение «Олимпийский лавр» (польск. Laur Olimpijski).

С 20 декабря 1928 года Конопацкая была замужем за полковником Игнатием Матушевским. В сентябре 1939 года, после начала Второй мировой войны, участвовала в инициированной её мужем эвакуации польского золотого запаса и сама находилась за рулём одного из грузовиков, следовавших во Францию[6].

В 1940 году эмигрировала в США, после войны посещала Польшу только три раза[6]. В период жизни в США занималась живописью, взяв себе творческий псевдоним Helen Georgie. В 1978 году, через 50 лет после победы на Олимпийских играх была награждена серебряной медалью ордена Заслуги Польской Народной Республики.

Умерла 28 января 1989 года в Дейтоне-Бич во Флориде. Урна с прахом Халины Конопацкой была перевезена в Варшаву и 18 октября 1990 года похоронена в семейной могиле на Брудновском кладбище.

Примечания

‡Halina Konopacka - artystka sowa, barw i ciaa (польск.). sportowefakty.pl. Проверено 14 апреля 2011. Архивировано 28 июля 2012 года.
‡80 lat temu Konopacka zdobya pierwszy zoty medal olimpijski (польск.). sportowefakty.pl. Проверено 14 апреля 2011. Архивировано 28 июля 2012 года.
‡World Record Progression discus throw women (англ.). athletix.org. Проверено 14 апреля 2011. Архивировано 28 июля 2012 года.
‡Plebiscyt rok po roku — 1927 (польск.). mistrzowiesportu.pl. Проверено 14 апреля 2011. Архивировано 28 июля 2012 года.
‡Plebiscyt rok po roku — 1928 (польск.). mistrzowiesportu.pl. Проверено 14 апреля 2011. Архивировано 28 июля 2012 года.
‡Перейти к: 1 2 110 lat temu urodzia si Halina Konopacka (польск.). sportowefakty.pl. Проверено 14 апреля 2011. Архивировано 28 июля 2012 года.

Ссылки

Халина Конопацкая — олимпийская статистика на сайте Sports-Reference.com (англ.)
Биография на сайте Польского олимпийского комитета (польск.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА

***

23 февраля 2011 года на 47-ом году ушел из жизни первый заместитель командующего внутренними войсками МВД Республики Беларусь – начальник штаба генерал-
майор Сергей Андреевич КОНОПАЦКИЙ.

Сергей Андреевич родился 10 мая 1964 года в деревне Вильча Житковичского района Гомельской области.

После окончания в 1985 году Орджоникидзевского высшего командного училища им. С.М. Кирова МВД СССР служил на различных должностях во внутренних войсках. Прошел путь от командира взвода 479 конвойного полка управления внутренних войск МВД СССР по Украинской ССР и Молдавской ССР до первого заместителя командующего внутренними войсками МВД Республики Беларусь – начальника штаба, отдав службе во внутренних войсках более четверти века.

Как офицер Сергей Андреевич проявил себя талантливым организатором боевой службы, принципиальным и настойчивым в решении служебных вопросов, обладающим хорошими волевыми качествами, требовательностью к себе и окружающим. Был настоящим примером для подчиненных, пользовался заслуженным авторитетом среди личного состава внутренних войск.

За время службы награжден орденами «За службу Родине» III степени, «Сергия Радонежского» III степени, медалями «За безупречную службу» I, II и III степеней и другими
наградами.

Командование и личный состав внутренних войск МВД Республики Беларусь скорбят в связи со смертью первого заместителя командующего внутренними войсками – начальника штаба генерал-майора КОНОПАЦКОГО С.А. Глубокое уважение и светлая память о нем навсегда
останутся в сердцах сослуживцев.

Руководство Министерства внутренних дел Республики Беларусь, личный состав департаментов, подразделений центрального аппарата и центрального подчинения, учреждений образования МВД, Республиканский совет Белорусской общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, совет ветеранов внутренних войск, руководство и личный состав ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов и УВД на транспорте вместе с родными и близкими разделили скорбь в связи со смертью Сергея Андреевича.

В адрес внутренних войск МВД Республики Беларусь поступили телеграммы со словами соболезнования от замести теля Министра внутренних дел Российской Федерации –
главнокомандующего внутренними войсками МВД Российской Федерации и начальника главного штаба внутренних войск – первого заместителя главнокомандующего внутренними
войсками МВД России, в которых отмечается, что «благодаря личному участию Сергея Андреевича сотрудничество внутренних войск МВД Республики Беларусь и Российской Федерации достигло качественно нового уровня развития».

https://ok.ru/group/54211703406619/topic/211789035803


Рецензии