C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Соборяне

«Соборяне» — один из самых изучаемых лесковских текстов. В 1992 году спектакль по книге был поставлен на большой сцене в Театре Вахтангова, постановка — Роман Виктюк, автор инсценировки — Нина Садур, в роли протопопа Туберозова — Михаил Ульянов, мне в той пьесе досталась роль - Николай Афанасьевича. Большое удовольствие получал от участия в спектакле большой умницы и потрясающего актёра, из моих любимых - Александра Филипенко и вечно-молодой актрисы Людмилы Максаковой.
В титрах по советским законам театрального дела я указан на последнем месте. Это моя первая работа в театре. У меня не было ни званий, ни дипломов... ни театрального образования. Платили мне очень хорошо. За основу была взята моя весьма высокая кино-ставка, 25 или уже 30-80...
Великая актриса Валентина Талызина как-то встретила меня на улице в районе московского планетария на сборище любителей и коллекционеров джаза. К тому времени мы с ней снялись в кино и она подружилась с моей покойной женой Алей Невинной. Поговорили и пошли к Аарбату.
- Володя, хочу познакомить тебя с очень хорошим и интересным человеком. Я ему уже о тебе рассказывала.
Шли- шли и дошли до театра Вахтангова. Зашли со служебного . Пустили, все с Валентиной вежливо поздоровались . На меня посмотрели с интересом и вопросительно.
- Это со мной.. мы к Виктюку... Зашли в зал... Подошли к сцене, К нам навстречу подошёл... Виктюк. Протянул мне руку. Роман Григорьевич. Я ему свою... Володя или Владимир Анатольевич...
-Я слышал про вас. Давайте попробуем поработать вместе.
Я пожал плечами,
- Давайте...
Роман Григорьевич сделал знак и мне вручили толстенную стопку А-4...
- Вы у нас будете Николай Николаевич... Роль большая, но вы справитесь, мы поможем.... Вы конечно читали эту вещь?
На сцене стоял наш знаменитый в будущем стол-шалаш... Под столом сидел Ульянов. Мне дали один листок и сказали , - Вы можете начинать.
Так впервые два Ленина оказались в разливе. Прорепетировали несколько дней и Виктюк был доволен и повёл меня к директору... - Нам нужен, как и в кино, договор. У нас всё строго, пойдём к директору.
По книге мой герой - один из ведущих персонажей. На сцене - это одна из заглавных ролей, весь спектакль так или иначе сопровождающих главного героя Епископа Препотенского, в роли которого был Михаил Ульянов... Я со своими врождёнными низкорослыми особенностями, находясь и рассуждая всё время рядом с человеком средних физических и прочих данных придавал главному герою Ульянова высокий трансцендентный смысл, устремлённый ввысь. Художник-постановщик не случайно выбрал для эстетического оформления спектакля концепцию подвешенных, как бы на небе, конструкций. Т.е. все декорации цеплялись как бы за небо, а не за сцену.
В спектакле есть моя сцена, где я зависаю над сценой и героем Ульянова где-то весьма и смертельно высоко. Находился со своим текстом в некой самодельной конструкции. Признаюсь, без страховки. Каждый раз приходилось, молиться, чтобы всё обошлось и пронесло... Слава Богу, всё было нормально... Я остался жить. У моей роли было много и текста и действия. Я справилса. Не было никаких моих криминальных ошибок... Сам не знаю, как я тогда запомнил свой и Ульянова текст.
Надо напомнить в те времена Михаил Ульянов был очень важным в театральном мире человеком. Он заведовал Союзом Театральных Деятелей и всё время решал оперативные вопросы жизни актёрского сословия. Помню, мы выходим с ним на сцену, садимся рядом под наш стол-шалаш... Как ни в чём не бывало Михаил Иванович забывался и начинал с удовольствием причитать, перебирая фамилии, кому какую квартиру или комнату дать. Мне приходилось как-то останавливать его и оперативно подсказывать ему его роль. Он был благодарен мне... Часто его так выручал. Он мне улыбался и благодарил за понимание... На сцене у нас с ним было такое место, как обычный стол средних размеров, накрытый большим серым одеялом. Сейчас вспоминаю, как мы сидим, выглядывая, как из шалаша в Разливе... Два Ленина... Он и я... Он тогда был один из главных исполнителей роли вождя.
Прошли годы и я стал в его строй, тут кто-то подсчитал и сказал, что у меня, мой 21 номер исполнителя роли вождя. Была сделана передача о создании образа Ленина на театральной и кино сцене. Меня тоже можно было там увидеть... У каждого исполнителя брали интервью. Михаил Ульянов был очень недоволен тем, что мне доверили данную роль .
- Как это так, актёру такого маленького роста доверили играть такого великого человека.
Он совершенно забыл, что он бы должен был или промолчать или похвалить, вспоминая неоплаченную благодарность того, что я делал для него на сцене Театра Вахтангова у режиссёра Романа Виктюка... Мой Ленин был за номером 21...
В театре Вахтангова все относились ко мне очень живо и хорошо. Единственно неприятное впечатление оставил кгбезированный и худой Василий Лановой...

Для меня этот спектакль был очень важным событием Он стал как бы ответом на унижения меня актёром Театра Луны Анатолием Шаляпиным, молодым человеком моей бывшей, несостоявшейся  жены Зины Чесноковой, назвавшего меня ничтожеством с моей этой ядерной физикой...


Рецензии