Размышление 3

- Укажите свои недостатки.
- Лень.

     У Лени много обличий, её не сразу и распознаешь.
     Мне вспомнилась одна история, свидетелем которой я сама была в моём далёком детстве. Послала меня бабушка за чем-то в сельмаг. Велела бежать, а то «на обед» закроется магазин. Я успела, сложила все свои покупки в авоську и пошла домой кружным путём, это чтоб подольше побыть «свободным человеком». У моей бабушки не забалуешь, всю её работу не переделаешь… Вот, шла я, шла по селу и дорога меня привела пройти мимо двора и даже огорода одного суетливого человека. Он минуты на одном месте не усидит, а толку – чуть. Заборы в нашей местности каменные, долговечные, но хоть раз в жизни этот  забор нужно заново перебрать. Так, вот, у этого мужика забор не то, что развалился, уже то место даже высокой крапивой заросло. Каждый раз, когда уставшая, задёрганная женщина, выгоняла чью-то скотину, забредшую в их огород, гвалт стоял на всю улицу. Бедная женщина не столько костерила соседских коз, сколько своего непутёвого мужа. Я по неопытности своей и по малолетству никак не могла взять в толк: «При чём тут дядя Федя?» Он мне даже нравился, всегда весёлый, часто под хмельком, шутит, людей веселит. Никто его не ругает, только его жена, на полном серьёзе скидывает на его голову все мыслимые и немыслимые проклятья.
     И, вот, в тот день, когда я шла по улице с магазина, наконец-то дядька Фёдор взялся, как у нас в селе говорили – «перекинуть» забор. Только как эта работа делается он понятия не имел. Всех, кто проходил по улице в тот день, он всяко-разно подключал к работе, а сам трещал без умолку, что-то даже советовал… Людей столпилось много, женщины похохатывали, а мужики общими усилиями расчистили место и потихоньку стали муровать мур, в смысле – забор.
     Я дошла до этого людного места и, как мама мне с упрёком говорила: «Стала и рот раззявила». Интересно же девчушке послушать и посмотреть на то, что взрослые делают. Стояла я, стояла, пока не подошёл шедший по дороге наш сосед. Мужики обратились к нему, мол, давай, помогай. А он только улыбнулся и сказал: «А мне лень лодырю помогать». И не останавливаясь, пошёл себе дальше. Тогда и до меня дошло, что если наш сосед ушёл домой, то и мне пора домой торопиться.
     Шла я и размышляла: чья лень лучше? И только уже дома, мой дедушка мне растолковал. По его выходило, что каждый человек по-своему ленится. Кому лень чужую работу делать, а кому и свою делать неохота. Только никто открыто об этом не говорит, а всё какие-то отговорки находит. Короче говоря: не бывает непреодолимых трудностей, бывают трудности, которые преодолевать лень. Как бы теперь сказали: «Лень – это нравственное расстройство». Бойся мать ленивых детей растить…

                ***
       «В этой жизни каждый человек сам по себе выбирает попутчиков, повороты на жизненном пути и остановки…»

     Когда я размышляла над этой темой, то вспомнила, как нам наши родители говорили, мол, это плохая компания, не водись с ними, они ничему хорошему тебя не научат. А я всё думала тогда: «Как же эти «плохие» находят друг друга и собираются в компании? Значит должна быть компания хороших людей…» Я спрашивала об этом свою бабушку, на что она недовольно проворчала: «Хорошие люди дома делом заняты. Им некогда по улицам шастать, людские проклятья на свою голову собирать…» Какие тут могут быть другие объяснения, если компания праздно шатающихся молодых людей не похвалу, а проклятья за свои неблаговидные дела собирает… А людские проклятья ещё больше сгущают над их головами чёрную, невидимую нашему глазу негативную тучу. Так это или нет, но эти бабушкина слова меня удерживали дома. У бабушки моей без дела не посидишь, это значило, что волей-неволей приходилось учиться делать любую работу, да к тому же – быстро её делать. Учёба, потом замужество, дети, работа на предприятии. Праздно шататься, да у меня просто на это времени не было. И как-то так по жизни выходило, что и говорить с беззаботными людьми мне было не о чем. Вот и выходит, что не кто-то там свыше сортирует людей, а человек сам тянется к себе подобным…

                ***
     «Когда живёшь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими».

     На чей-то раздражённый выпад и у тебя внутри зарождается протестное возмущение. И только во избежание скандала… а в итоге – ухудшения здоровья, пытаешься избежать столкновения мнений. Редко, но всё же встречаются люди, от которых веет спокойствием, каким-то умиротворением, тихой Божьей справедливостью. Даже самые скандальные, вспыльчивые люди, не решаются громче обычного слово произнести. Какой-то внутренний «Стоп!» говорит им: «Это неприлично… Перед тобой человек, который по своему духовному уровню выше тебя. Будешь кричать, значит – будешь выглядеть… дикарём». Одно появление такого человека в том месте, где разгорелся спор с взаимными оскорблениями,  способен, не произнося ни слова, потушить пожар разногласий. «Любой вопрос можно решить спокойным диалогом…» Но, чтобы обрести это душевное спокойствие, нужно наполнить свою душу многими знаниями, опытом, размышлениями, сравнениями, а то и многим пережитым и накопленным опытом на дорогах своей жизни. Именно такого человека люди уважают и видимо есть за что уважать…

                ***
     «Не каждой женщине суждено жить, «как за каменной стеной». Поэтому она со временем тоже может стать каменной», сама себе стена, опора и помощница!»

     Многие женщины, прочитав эти строчки, скажут: «А это обо мне… Вовсе не потому, что я так хотела, просто другого выбора у меня не было…»

                ***
     Если вы сказали «не подумав», - значит, вы сказали именно то, что вы на этот счёт думаете. И тут уже бесполезно извиняться. Даже если извинения и будут приняты, насторожённость не исчезнет. Обычно люди, прежде чем слово молвить, подумают про себя: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». И всё, что они потом скажут – это будет правда, но только наполовину, вторую половину перевешивает корысть.
     Бывалые люди советуют: «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь что о тебе думают хозяева».  Дескать, «Я гостю рад, но поглядываю в угол, где же мой ухват?..» А перед тем, кто с утра что-то просить пришёл, уши не развешивай…

                ***
     Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: «Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут».
     …У меня просто слов нет, только мороз по коже. Цветы, растения – мудрее нас «венцов природы»…

                ***
     «Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть».
                Карлос Кастанеда

     Крепко меня задели эти слова, множество разных узелков завязали. Что не узелок – то своя тайна, а к этой тайне не так-то просто ключик подобрать. «…мир становится таким, каким он должен быть». Это же какую смелость, а скорей всего наглость надо принять на себя, чтобы такое сказать? Кто, кроме Создателя, может знать «каким должен быть мир»?.. И что значит «перестать разговаривать с собой»?
     Я уже много лет в квартире живу одна. Нет, я вслух не разговариваю сама с собой, но мыслю же я словами. Что бы я ни делала, на что бы ни взглянула – всё имеет своё название. Мысли всегда в движении, и это нормально для мыслящего человека. Перестанем говорить, перестанем мыслить, перестанем быть людьми… Что-то страшно мне стало от перспективы стать двуногим животным. Хоть мы, порой, такого друг другу наговорим, что годами помириться не можем. Не столько скажем, сколько потом себе домыслим. Что же тут поделаешь, такова природа человеческая – мыслью мир впереди себя прощупывать. Иногда недооцениваем воображаемый мир, загадывая наперёд, но чаще всего реальность становится удивительнее того, что мы в состоянии придумать. И это нормально для человека, который от рождения и до последнего дня жизни проходит школу жизни – учится жить.
     Как-то, в кругу своих знакомых зашёл разговор о том, «неважно во сколько ляжешь спать, важно когда тебе удастся уснуть». Иной раз мысли, как будто только и ждали, чтоб я закончила работу по дому, выключила свет и положила голову на подушку. Тут-то и пошли мысли всплывать, да с таких глубин, что диву даёшься, что вообще ещё это помнишь…
     - А ты не думай! Легла спать и спи!
     Спорить с таким человеком – себе дороже. Мне иной раз кажется, что у такого человека в головной коробке вообще никаких извилин нет, а правила, по которым он живёт, как зарубки на дереве. Ему и в самом деле думать не надо: куда послали – туда и идёт. Никакой ответственности на себя брать не нужно… Всё просто, но в том-то и дело, что не каждый человек может по своей воле опуститься до такой простоты. Да и перед людьми стыдно носить на плечах пустой чугунок вместо головы. Опять же, руководить этими простаками всё равно надо кому-то, думать, планировать, спорить, решать, а для начала: читать и писать…
     Во, как разбередило мне душу всего лишь одно предложение неизвестного мне автора, Карлоса Кастанеды…

                --------------------------


Рецензии