Как проверить жив Барибоба или нет?

   Барибоба ходил по квартире. От тумбочки до дверной ручки проема. Туда-сюда. Нет, он не был зол на правительство, на шумных соседей, на людей в интернете и даже на свою ручную улитку. Нет. Его мысли занимал только один вопрос:
- Как проверить: умер я или нет?

   Все было как всегда. Но что-то в реальности его смущало. В европейском кино показывают странные сюжеты: когда человек умирает, то душа как бы возносится над телом, смотрит на это тело и говорит:
- Ну вот я и умер. Вот тело. Я душа. Чего тут непонятного-то?

   А затем улетает либо вверх, либо вниз. Зависит от жанра кино и моральной составляющей жизни этого человека.
Но все это кино. А это - жизнь.

   Читал недавно он книгу. Древнюю. Называлась она замудрено. Сейчас не мог он вспомнить. Важно, что писали в ней. Дословно текст он тоже не мог вспомнить, поэтому своими мыслями в повествовательной манере изложил:
Если человек был слишком занят своими размышлениями во время умирания, то смерть он и не заметит вовсе. Ну то есть если ум сильнее души был при жизни, то и смерть будет переживаться умом. Душа видит реальный мир, а ум - придуманный. Вот умирает ум. Тело хрясь. А ум продолжает придумывать вокруг себя мир, как будто ничего и не изменилось вовсе. То есть шел на кухню за кофе и думал возбужденно о кофе. Бац. Смерть. Он не замечает и дальше идет за кофе. Только уже в своем воображении.

   Представьте - ум, заключённый в собственной симуляции жизни.
Вот он телевизор, вот телефон, вот улитка, вот мир за окном. Все, как он запомнил. И на основе воспоминаний продолжает делать вид, что неплохо так и живет. А где живет? В мозгу своем. В сознании же время по-другому течет. А в реальности тело его лежит, сердце стоит, а нейроны медленно угасают. И пока их свет уходит, сознание рисует годы жизни бывшей личности бывшего человека. А душа смотрит на свое тело, пожимает плечами и улетает. Ведь она сразу все видит, как есть. Она же осознанна. Она всегда знала, что тело это просто скафандр для нее в этом придавленном, но коротком приключении. Она сразу все поняла и пошла дальше. А ум вот в теле лежит и затухает.

   - А вот кто я сейчас? Тот, кто в душе - или тот, кто в уме?
Как проверить? Если я в душе, то все ещё жив и осознан. Но ведь если бы я был осознан, то не задавался бы таким глупым вопросом?

   Но ведь в книжке было написано: важен лишь момент смерти. Ведь я же не могу быть все время осознанным, можно же пожить и на автомате? Так все живут. Я уверен, и Будда так жил. А книги про него только и пишут, что о тех моментах, когда он осознан был. И вырезают те, где он был в невежестве. То есть в уме прибывал. Ведь это его имидж портит. Такое лучше не писать.

   - А если я в уме умер. То значит, мир должен быть одинаковым. Ум-то мой ограничен был при жизни, следовательно и в мире вокруг меня ничего нового появиться не может. Значит, надо найти новое, чего я раньше не видел. Это и будет доказательством того, что я живой!

   Стал он искать вокруг себя что-то новое. Но как можно найти что-то новое в квартире, в которой прожил 5 лет? Разве что новые письма от государства про уплату старых налогов. Но как понять, что они новые? Даты только отличаться будут, а мозг их легко подделает. Цифры-то до смерти мозг все знал.
-  Нееет. Тут нужно что-то особенное. В интернете каждый день новости. Можно пойти туда, благо идти недалеко.

   Но и там было все какое-то знакомое. Вот карантин идет и жертв становится все больше. И все новости про это. И все новости друг на друга похожи. Одни и те же лица, одно и то же говорят. Вроде бы новое. Но ведь и раньше они говорили о деньгах, войнах, правах, выборе, преодолении, важности сплочения, вкладах в банки. Смешные видео - все смешные. А смешно ведь все новое?
- Смех доказывает мое живое состояние!

   Но ведь я и раньше смеялся со всяких глупостей. Шутки-то по сути комбинируют уже знакомые ситуации под другим углом. Вариантивность ситуаций просто бесконечно мешается. И вуаля - мой мозг создал юмор. Блин! Так я далеко не уйду.
Но ведь можно пойти на улицу! Там новые лица. Прохожие! Карантин, правда, все дома сидят. Кроме тех, кто есть хочет и в магазины ходит.

   - Полицейские поймают. Скажу, за едой иду. И буду в лицо им смотреть внимательно. Если не похожи на моих знакомых, значит повезло. Куплю хлеба. Черного с кардамоном, и домой.
   Вышел он на улицу. Долго собирался. Времени на карантине много. Но и как - то труднее все делается. Ленивее. Ватное состояние, ватное тело и тяжесть в голове уже вторую неделю сопровождают его на каждом шагу. Как тут не задуматься о собственной смерти?
   На улице, как назло, никого не было.
   - Нужно сделать что-нибудь неположеное. Тогда полицейские сразу приедут, - продолжал он размышлять вслух.
Он пошел в закрытый парк, обнесенный лентой. Походил перед камерами. Посидел на лавке. Покормил уток чёрным хлебом. А потом загрустил, ведь хлебом их кормить нельзя. Желудком потом болеют. Короче, никто не приехал.
 
   - Значит, все-таки умер. Мой мозг, создающий реальность, коим я сейчас и являюсь, сам с собой играет в эти шахматы. Прячет от меня фигуры, чтобы я не догадался о своём состоянии. Хитрюга. Но, с другой стороны... Разве это не показывает его заботу обо мне?
   - Разрешите нам о вас позаботиться? - сказал товарищь полицейский. - Поступило сообщение о сумасшедшем, бродящем по запрещенному парку. Зачем гуляете, когда не положено?
   - Я за хлебом шел. А тут утки. Кто ж их покормит? Вот я и... - продолжал врать и пристально всматриваться в лицо представителя положеного. Но лицо его было дико знакомым. То ли школьный знакомый. То ли муж бывшей жены. То ли в метро видел. А может, в книге?
   - Вы знаете, что вы мне кого-то напоминаете?
   - Мне все так говорят. Но это особенность мозга такая. Мы в каждом человеке можем найти знакомые черты. Потому что сформированый мозг начинает сравнивать все новое со своими воспоминаниями и подбирает аналогии. Таким образом он оптимизирует свою работу. И если кто-то живёт однообразно, то все будет у него одинаковым в жизни. Я это в книге одной древней читал.
   - Да-да. Простите, что вы сказали?
   - Я говорю, скорее домой возвращайтесь. Это предупреждение. Второй раз придется забрать вас в участок.

   Дома все было то же самое. А самое страшное - те же мысли. Неужели это начало ада? Это первый круг? Чем себя занять? Скучно - люто. Тоска берет!
В окно выпрыгнуть! А если жив? В целом, жить-то хорошо. Не сейчас, конечно. Но бывают моменты. Раньше. Были когда-то. Хотя, в те моменты он тоже думал, что было не очень, а еще раньше было лучше. От этой мысли стало не по себе.

   - Был ли я когда нибудь счастлив? Да был, конечно. Когда с самовлюбленной женой расстался, когда попробовал первый раз мороженое в дестве, когда... Все это какие-то факты. Картинки. Они бесконечны и уже не существуют. Они не имеют отношения к моей текущей жизни. Да, было! Но толку от них? Сижу в тюрьме квартиры, своего ума. В плену воспоминаний. И не могу понять, умер я или нет.

   Сидел он на диване под бесшумные звуки улицы. Не заметив, как стемнело. Как начался новый день. Сидел и гадал. Жив он или нет.


Рецензии