детство мое босоногое

                ДЕТСТВО , МОЕ , БОСОНОГОЕ
           Куда уходит детство , в какие города….( слова из песни ). Действительно куда же оно уходит ?  На самом деле , детство остается там где и было , просто уходим мы , отдаляясь во времени .Уходим , неспешно , в другую реальность . В нашей памяти остается лишь фантом детства , наши воспоминания . Какое бы наше детство не было – счастливым или нет , но воспоминания всегда остаются теплыми . В детстве очень хотелось , как можно быстрее стать взрослым , в более старшем возрасте наоборот , все мысли неумолимо , возвращаются в то безмятежное , беззаботное  время . Главное здесь не удариться в крайности , не впасть в детство . в старости такое случается. Таково свойство нашей памяти . Это вполне очевидно .
          Родился я в послевоенном , голодном сорок шестом году , в селе Егорьевка Курской области , в семье железнодорожника . Отец мой – Николай Михайлович работал составителем поездов на железнодорожной станции Касторная  , мать Вера Антоновна – бухгалтером . Спустя три года , семья переехала в районный центр - город Болохово Тульской области . В то время , там активно развивался подмосковный угольный бассейн , строились шахты по добыче бурого угля . Требовались рабочие руки . Район бурно развивался .
          Каждый год , в основном летом , мама отвозила меня в деревню к бабушке . Деревня Козьма – Демьяновка ( в народе Казьминовка ) находилась в сорока километрах от города Кирсанов Тамбовской области – край благодатный во всех отношениях ( климат , черноземы , природа ) . Мое счастливое и босоногое , в буквальном смысле , детство прошло именно в этих краях . Ползунковое время помню , лишь из рассказов бабушки Ефросиньи Васильевны . Однажды -, рассказывала бабушка - , она суетилась около печи , ставила хлеба на выпечку , а я крутился здесь же рядом на полу , бодался и возился с собакой , трепал ее за хвост и уши . А она благодарно вылизывала меня и оба мы были довольны . Случайно , как то  обернувшись , она увидела страшную сцену . Я, засунув в пасть здоровенной собаки свои розовые и пухленькие ручонки по локоть и пыхтя , пытался вытащить ее розовый язык , вероятно считая , что этот предмет у пса лишний . Но никак не получалось . Увидев эту картину , бабушка обомлела и бросилась к нам , пытаясь оттащить меня от громадного пса , боясь за то , что он откусит руку этого глупого малыша . Пес , увидев бабушкины попытки , лениво помахивая хвостом , не злобно зарычал на нее , мол оставь нас в покое . Вероятно показывая , что мы с ним друзья и он готов терпеть любые мои экзекуции . Увидев агрессию бабушка отпрянула от собаки . В то время , я еще не ходил , но ползал активно и быстро . За мной – говорила она часто – нужен глаз , да глаз иначе что-нибудь набедокуришь . И я набедокурил в очередной раз . Я , как обычно , ползал по хате , бабушка возилась у печи . Ей вдруг понадобился очередной пучок соломы и она вышла из хаты во двор , на минутку . Вернувшись в избу , она меня не обнаружила и начала свои поиски , удивляясь куда же я мог подеваться  , ведь только что был здесь . Облазила все закоулки в хате , посмотрела под кроватью и под печкой , но меня нигде не было . Пропал , растворился , с горечью подумала она . спустя каное то время , подняла на ноги всех родных и близких , позвала соседей , обшарили весь двор , посмотрели и в курятнике , и в коровнике , но все без результата . Опросили проходивших людей , не видели ли они проезжающих  цыган ( были случаи воровства детей ) . Никто цыган не видел , но я пропал .  Шел уже третий час поисков , в семье началась паника . Не знали , что еще предпринять . Лето стояло знойное , в избе от растопленной печи веяло жаром . Уставшие от трех часового поиска пропавшего младенца , люди присели отдохнуть , в теньке под кудрявою  ветлой , на завалинке и стали рассуждать , куда же мог подеваться внучок . А , если Верка ( моя мама ) вернется из города – говорили они , что мы ей скажем ? Не углядели за мальцом . Беда ! Кто то из сидевших попросил холодного кваску . Бабушка , тяжело вздыхая , шаркая ногами , устало пошла в хату , чтобы принести квасу . В сенцах был вырыт трех метровый  погреб , вдоль стен которого были оборудованы стеллажи с банками соленья , в отгороженном углу хранилась картошка , прикрытая соломой . На полу погреба лежал небольшой слой соломы . Крышка от погреба, летом , иногда для  проветривания , открывалась . Спустившись, по лестнице , в погреб , бабушка увидела меня , как я , пыхтя и сопя молча и деловито , пытался  выкарабкаться по лестнице вверх самостоятельно . Видимо рассуждая – сам упал , сам и выберусь .  По версии родственников , выползая из комнаты и попав в сенцы , я случайно набрел на неприкрытый люк в погреб и провалился вниз . По счастливой случайности не ударившись ни обо что деревянное . Вероятно поэтому ,  ни плача , ни крика ничего не было . У меня было  лишь захватывающее чувства падения в бездну  . Оказавшись в полутемном  погребе , я  видимо молча , стал изучать новую обстановку , с интересом рассматривая банки с солениями и пробуя на вкус морковку . Наигравшись , я тихонько прилег в соломе , решив по видимому  немного отдохнуть от такого необычного ощущения проваливания в  низ и заснул . Проспав пару часов , я , вероятно решил прервать свою миссию и вернуться на большую землю . Увидев свет, лившийся из проема сверху , я попытался по лестнице выбраться наружу , но был вовремя обнаружен и схвачен . Там наверху , на допросе , я молчал . Тогда мне было около года . Наказание было строгим и несправедливым . В дворе или в хате , трех метровой веревочкой от ноги , меня обычно  привязывали к какому-нибудь тяжелому предмету , чтобы не убег непоседа . Взрослые и не догадывались ,что я хотел просто изучать и познавать мир . Ползунковый период моей жизни заканчивался .
           Бабушка рассказала мне трогательную историю , как меня крестили , вводили в мир православия . В конце жаркого июля , когда мне было уже больше года , меня решили окрестить . Церковь находилась в сорока километрах от Казьминовки . Оказии , как добраться до церкви , вроде проходившей повозки ,  не оказалось , решили идти пешком , неся меня , уже крепкого бутуза , на руках . И вот два старых человека , им обоим было уже больше шестидесяти лет  – бабушка и дед Антон потащили меня в церковь . Мама в то время работала и проживала с отцом в г. Болохове . Беда была лишь в том , что дед Антон еле передвигался ( левая рука и нога были парализованы , после инсульта ) , а у  бабушки Ефросиньи была травмирована нога . Не знаю какая сила в таком состоянии заставила их тащиться в такую даль , чтобы окрестить внука. Наверное сила духа и веры . Здоровье они потеряли еще в тридцатых годах , когда шло поголовное раскулачивание . На этой горькой истории , необходимо , остановиться поподробнее .
             Антон Денисович был крепким хозяйственником , энергичным и деятельным . Семья была большая – двенадцать душ . Всех нужно было накормить и одеть . Все , от мала до велика , трудились  с утра до ночи . В хозяйстве были и лошади , и коровы и мелкий рогатый скот . Богатства особого не было , но достаток в семье был . Наступили тридцатые годы , создавались колхозы . В те годы официально считалось , что коллективное хозяйство для экономики страны  более перспективно и эффективнее , чем хозяйство единоличное . Такова была политика партии .  Были созданы , так называемые КОМБЕДЫ ( Комитеты Бедноты ) , которые и занимались изъятием всего нажитого . Вся крупная живность изымалась во  вновь создаваемые колхозы . К одной из старших дочерей Антона Денисовича- Евдокии  сватался парень , который работал секретарем сельского совета , звали его Михаилом . В общем , они с моей теткой Дусей , назовем это по деревенски - женихались . Михаил- будущий зять , уже был своим человеком в семье Антона Денисовича , приходил часто в гости . Однажды вечером пришел Михаил и сообщил  Деду Антону, по секрету , не радостную весть. С его слов , на заседании сельсовета и комитета бедноты , было принято решение провести в Козьма –Демьяновке раскулачивание зажиточных хозяйств , обыск и изъятие . Хозяйство деда Антона указано в списке первым . Мероприятие будет проводится через три дня . Услышав это Антон Денисович помрачнел . Как же так – рассуждал он  - всю жизнь трудился не покладая рук и все отбирают . Как же жить , ведь семья двенадцать душ . Вечером , на семейном совете решили : порезать скот и на повозке со старшими дочерьми выехать из деревни ночью , бежать куда глаза глядят . Оставшиеся два дня все готовились к отъезду , резали скот и собирали пожитки . В ночь , погрузив припасы и собрав маленьких детей , две повозки , неторопливо и тихо , выехали со двора . Возницами на лошадях были старшие дочери : девятнадцати летняя Аня и тринадцатилетняя Вера ( моя мама ) . Семнадцати летняя Евдокия присматривала за малолетними детьми , собрав их на телеге в кучу . В доме остались только старики , да и те , чуть свет  утром ушли со двора , спрятавшись в близ стоящем стоге сена . Думали – мало ли что , может и пронесет . Просто так все бросить и уйти , невозможно  .Действительно , как и говорил Михаил , к шести часам утра, гурьбой , подошли к хате , представители комитета бедноты , которые в своей жизни ничего не добились и стали с усердием проводить обыск . Обошли и перевернули весь двор , но в хозяйстве , кроме , беззаботно одиноко гуляющих кур , никого не было . Ни одной живой души , облазили все , никого нет . Председатель комбеда , озабоченно озирался вокруг , что же делать дальше , ему было непонятно . Митрич – сказал он , обращаясь к одному из членов , известному пропойце и лентяю – посмотри вон тот стог сена , может они все там . Не может быть Иван Кузьмич – угодливо ответил Митрич – разве двенадцать душ туда упрячешь . Ступай погляди , погляди – с надеждой хоть что-нибудь найти , пробубнил Иван Кузьмич . Митрич , взяв в руки вилы , покорно пошел тыкать ими и проверять стог . Тыкал он в стог , тыкал , но так ничего и не обнаружил . Повернувшись к председателю комбеда , крикнул : « Никого нет здесь « . Разочарованная комиссия , развернувшись и ни с чем удалилась восвояси . Во время проверки стога Митричем , бабушка Ефросинья сидела не дыша и вдруг  почувствовала невыносимо резкую боль , вначале один глубокий укол в бедро , затем второй укол в щиколотку . Боясь вскрикнуть и выдать себя , она в кровь искусала себе губы , но молчала , понимая чем может закончится их обнаружение . Эту жуткую сцену она запомнила на всю жизнь . Когда все разошлись и все стихло , они ночью , потихоньку ,   вылезли из стога . Пробравшись в дом они порезав оставшихся кур и   приготовив продукты в дорогу , в ночь ушли разыскивать своих детей и живность. Ушли , это сказать не все . Они побрели . Этот случай , просто так для них не прошел . Антона  Денисовича , от всего пережитого , хватил удар , отказала рука и нога . А бабушка , наскоро , перевязав ногу и взяв кое-какие пожитки , поддерживая старика и хромая , отправилась в путь , в неизвестность . А что же было дальше ? В ста километрах в одном из сел , семья , наконец то , объединилась , нашли друг друга . У девочек в пути продотряды забрали все : и продукты  и лошадей . Помыкавшись некоторое время  в чужой деревне и с кучей детей , семья , все таки  вынуждена была вернуться в родную  Казьминовку . Вскоре , во всей стране , а не только на Украине , начался голод , в семье умерло несколько маленьких  детей . Дед Антон , до пятидесятых годов был парализован , в 1952 году ушел из жизни . Бабушка Ефросинья с кучей детей осталась одна , со своей больной ногой она мучилась всю жизнь . На моих глазах , я часто видел как она бинтовала свою ногу , до сих пор помню этот специфический запах мази Вишневского .
              И так , вернемся к двум больным одиноким , медленно бредущим по пыльным дорогам  , старикам с ребенком на руках . Стоял жаркий июль . Вероятно  понимая всю трудность положения ( шучу , конечно ) , я терпеливо молчал , не плакал и не капризничал . Шли они вторые сутки пути , ночи коротали где придется . Каждый кустик ночевать пустит . Наконец то дошли до храма , благополучно меня окрестили . Старики выполнили свою великую миссию . Предстояло возвращаться домой . И вдруг удача . Подвернулась оказия . Шла попутная повозка , прямо до Козьма – Демьяновки . Бабушка потом рассказывала про эту удачное возвращение на повозке . Трудный путь в церковь это божье испытание , - говорила она , удачная дорога назад – божья благодать . Может быть просто это совпадение – не знаю , но это было так . 
             Почти ,  до семилетнего возраста , до школы я прожил в деревне . Потом приехала мама и забрала меня в город Болохово и затем уже , каждое лето я гостил у бабушки . Летом , после школы , меня привозили в Казьминовку , к осени отвозили обратно в город . Лето в деревне , было действительно беззаботным и босоногим . Вся детвора бегала босиком , очень удобно . Встал утром , наскоро выпив кружку парного молока с душистым , свежеиспеченным ржаным  хлебом и помчался по своим делам . А дел было много , просто невпроворот . И на речку сбегать , и в соседский сад залезть , за вишней , и на черемуху взобраться . Вишня , в соседском саду , всегда казалась слаще своей . Вишню и черемуху , для сытости , я ел с косточками. Старшие удивляясь  и , видя все это , пугали меня аппендицитом , но все обходилось благополучно . Очень нравилось мне кататься на комбайне , мой родной дядя Вася работал комбаньером . Где бы он не косил , в окрестностях  села , всегда я появлялся там. Завидев его комбайн , я стремглав , бежал к нему босиком , по скошенной жниве , совсем не чувствуя боли от острых стеблей . Кожа , на подошвах босых ног , так притопталась , огрубела и задеревенела , что мне все было ни по чем . Иногда мы с моим двоюродным братом Валентином уходили на луг , отливать сусликов . Находили норку , ставили петлю , сплетенную из конского хвоста и водой отливали зверька . В затопленной норке , суслик спасаясь от воды , вылазил на поверхность , где зверька ждала наша петля . Набрав сусликов , мы уходили домой , где их потрошили ( ох и вонища стояла ) и снимали шкурку . Шкурки эти , натянутые в деревянные рамки , сушили и затем сдавали во вторсырье по десять копеек за штуку. Полученные копейки тратили на , так желаемые , сладости . Рядом с моей бабушкой проживал дед Семен , брат ее . Он плел лапти и был известен , и  знаменит тем , что пешком ходил в Киев , в Печерскую лавру помолиться и поклониться святым мощам . Такое было не всем по плечу . Это , своего рода , как и у мусульман , совершить хадж , пешком посетить святые места – Мекка и Медина . После этого к имени , посетившего святые места , добавлялось слово хадж . Например : Хаджи Мурат , Хаджи Бєй , Ходжа Насреддин .
           Особой завистью и желанием иметь у себя , у нас деревенских мальчишек был кнут . Его обладатели , пастухи , имели пятиметровые , красиво сплетенные из натуральной кожи кнуты , которыми они играючи управляли огромным стадом овец или коров . Эти пастухи , неуловимым движением руки , делали виртуозный взмах , подсекали и кнут издавал резкий , словно выстрел , звук . Этот звук производил впечатление не только на нас ребятишек , но и на стадо . Оно двигалось туда , куда надо . Щелчок справа – стадо идет влево , щелчок слева стадо идет вправо . Все надежно и просто . Наши попытки так виртуозно владеть кнутом , оканчивались ничем . В лучшем случае , этим длиннющим кнутом , мы больно захлестывали себе же ноги . Особый интерес в деревне у нас , ребятишек , вызывали лошади . Нашей мечтой было по управлять лошадью с телегой , что нам взрослые иногда позволяли  или поскакать горделиво верхом . Как то раз , тетя Оля ( сестра моей матери ) поручила нам с братом Валентином , получить на колхозной конюшне лошадь , запрячь ее и на телеге привести пять возов глины , для оштукатуривания избы . Мы пошли на конюшню , получив лошадь , запрягли ее и поехали на глиняный карьер . В итоге , мы понавезли пять возов глины , рассыпали ее во дворе по кругу , присыпали соломой , распрягли лошадь и начали месить , водя ее под уздцы . Закончив работу , я вызвался отогнать верхом лошадь , уже без телеги ( назавтра планировалась такая же работа с глиной ) . В общем , кое как , взгромоздился я на лошадь и поехал на конюшню . Балон , это была кличка лошади , был ленивым и медлительным . Более резвую лошадь , нам бы пацанам не доверили . И вот горделиво и важно восседая верхом , я отправился , а скорее всего поплелся , по деревенской дороге . Все мои попытки как то ускорить движение не удались. Ленивый и медлительный флегмат Балон , неторопливо плелся по дороге , а я суетливо задом , без седла , терся на его спине. Кое как добрался до конюшни. Сдав конюху этого скакуна , я попытался направиться домой , но идти не смог . В результате такой верховой , сорокаминутной езды , я почти в кровь натер себе , извините за откровенность , заднюю промежность. Двигаться было невыносимо больно , но все-таки , я кое как в раскоряку добрался до хаты . Тетя Оля , смазывая мои больные места жиром , с улыбкой назвала меня настоящим кавалеристом . Деревенские ребята долго потешались надо мной , а что вы ожидали от городского мальчишки-, подумал я . Так , я получил первые и последние уроки верховой езды .
            В 1958 году , когда мои родители переехали в райцентр г. Киреевск Тульской области , я уже поступил в пятый класс школы № 4 . По совету одноклассников , записался в авиамодельный кружок городского дома пионеров , где учились мастерить разные модели . Как то летом в деревне , я надоумил своего двоюродного брата Валентина смастерить модель подводной лодки . Из деревянного брусочка мы изготовили корпус подводной лодки , приспособили к нему резиновый моторчик , приделали рули глубины и пошли на речку , проводить испытания на воде . Собралась толпа любопытных мальчишек , ожидая какого то чуда . Я зашел в воду и продемонстрировал всем  ребятам , что деревянная лодка не тонет . Затем , закрутив  резиновый моторчик , опустил лодку в воду . Проплыв на поверхности около метра , лодка начала медленно  уходить под воду и вскоре скрылась совсем . Через несколько минут , лодка всплыла и появилась на поверхности воды . Восторгу ребят не было предела . Все стали смотреть на меня с интересом , а я всем своим гордым видом показывал : « Что , мы городские , тоже не лыком шиты и тоже кое-что можем « . Меня в деревне ребята , наконец то , за уважали
           Хочется упомянуть о том как в деревне отдыхала молодежь . В Казминовке было выражение « ходить на улицу « . Это мероприятие , обычно , проходило на околице села . На излюбленной полянке собиралась молодежь и главный герой – гармонист . Стайками , по два три человека , появлялись расфуфыренные девчата , за ними важно выхаживали , на одеколоненные « Шипром « парни . Вечер , конечно , начинался с частушек . Из группы девчат , выскакивала какая-нибудь бойкая и смелая девчушка , игриво поглядывая на кого то из парней , и приплясывая , начинала тараторить частушку про миленка , который стал ее забывать . Гармонист  , к стати мой двоюродный брат Ванюшка ( Иван Серафимович Потехин – светлая ему пам'ять ) , забористо  наяривал на тульской трехрядке . Он был виртуоз  , играл без нот – на слух , все что заказывала публика . Затем музыкант приступал к более серьезному репертуару . Помните , « Сормовская лирическая « - , Под городом Горьким , где ясные зорьки , в рабочем поселке подруга живет …. , затем мелодия из фильма « Весна на Заречной улице - , Когда весна придет не знаю … и т.д. Парни , важности полны , начинают приглашать  девушек танцевать , оставшиеся без приглашения девушки , робко опустив глаза , стоят в сторонке . Часто звучала песня - , Там на шахте угольной паренька приметили , руку дружбы подали , повели в забой .  В этом месте песни , парни ржали и подпевали : « Руку дружбы подали , повели в запой . Мелодии песен тех лет оставляют теплые воспоминания . В тех песнях звучала , какая то маленькая история , маленький рассказ о каком то  событии . Вспомните песню « Сиреневый туман « и еще  грустную историю о том , как на позицию девушка провожала бойца  .
    Небольшое отступление . Я , в музыке , дилетант , наверное , вызову много критики , но на мой обычный обывательский взгляд , музыка это сочетание мелодии и ритма . С ритмом все ясно , а вот мелодия – это гармония или какофония звука . Звук , как физическое явление , это распространение звуковых волн в пространстве . Достигая нашего слуха эти волны или входят в резонанс с моей волной , с моим настроением , или нет . Если эти звуки вошли в резонанс с моим настроением , то мелодия нравится . Если нет , то отвергается .  Например , истерично завывающая певица на фоне звука работающего бульдозера совместно с отбойным молотком , будет вызывать отторжение . Русские песни всегда протяжны , грустны и мелодичны .
    Сельский вечер , обычно , заканчивался вальсом . Толпа парней и девушек , поделившись по парам , разъезжалась на велосипедах . Девушки , обычно , сидели на раме велосипеда , робко прижавшись к своим любимым . Темнело , светлый и лобастый месяц ярко освещал опустевшую околицу . Деревня засыпала . Где то на окраине села , не найдя себе пары , тоскливо и одиноко пиликала гармошка . 
     В двенадцать – тринадцать лет , родители мне уже стали доверять самостоятельно уезжать в деревню и возвращаться в город . Поездка была непростой . Из Киреевска необходимо как то добраться ( обычно на попутной машине ) до жд . станции Дедилово , там купив билет на поезд Калуга – Ряжск , доехать до станции пересадки Кремлево , а дальше закомпостировать билет на проходящий скорый  поезд  Москва – Астрахань и доехать до станции Кирсанов . Далее сорока километровый путь до деревни преодолевался или попутной машиной или повозкой , и то если удастся  уговорить водителя и тебя позволят доехать . Чаще всего этот попутный транспорт шел , лишь , до с. Гавриловка , а дальше как бог даст . Обычно остаток двенадцати километрового пути , шел пешком . Согласитесь , что в наше современное время , мало кто из взрослых родителей , отправит подростка в такую даль . Хорошо помню толпы людей , штурмующих билетные кассы и столпотворение при посадке в вагон . Влезть в осаждающий толпою вагон и найти себе место , мальчишке было не просто .  На станцию пересадки Кремлево , поезд из Дедилово приходил в пять вечера , а проходящий поезд на Кирсанов прибывал лишь в пять утра . Ночь приходилось коротать и маяться на вокзале . Присесть было негде , приходилось дремать на полу , на газетке . Надолго запомнилась мне одна поезда по возвращению обратно домой в Киреевск . Встретить на вокзале было не кому , родители работали . Ранее , перед поездкой , мама меня инструктировала : « Как прибудешь в Дедилово , с вокзала иди прямо на трассу , там много машин идущих до Киреевска . Если увидишь на дверце кабины цифру семь , голосуй , поднимай руку , это наши автобазовские машины . Водителю скажешь , что ты сын бухгалтера Веры Антоновны и тебе не откажут , подвезут « . На практике оказалось не все так просто . Представьте себе щуплого и одинокого мальчугана , который , стоя на трассе , высматривал среди летящего транспорта , машину седьмой автобазы , с цифрой семь на дверце кабины . Час такого высматривания ничего не дал . Надежды добраться до города никакой . Что делать ? Не знаю. До города оставалось всего 12 километров . Дороги я не знал , знал только направление , решил идти по шпалам железнодорожных путей , которые , как я рассчитал , должны обязательно привести в Киреевск . Двигался я медленно , тяжело. Проблема в том , что я тащил тяжеленную сумку , с подарками из деревни ( мясо , овощи и пр. ) , поклажа была килограммов двадцать , хотя я сам был 35 килограмм . Шел , а скорее брел я уже минут сорок . Слышу . что где то впереди заворчал и запыхтел паровоз , медленно и натружено , таща вагоны с углем из Киреевска. Решил отойти в сторонку пропустить поезд , отдохнуть и отдышаться . Поезд на подъем шел тяжело , медленно , скорость километров восемь в час . Дождавшись , когда последний вагон миновал меня , я подхватив эту ненавистную поклажу , понуро побрел по шпалам . Вдруг слышу с последнего вагона кто то зовет меня . Я обернулся и с удивлением увидел своего отца , стоящего на тормозной площадке последнего вагона . Ранее , я уже упоминал , что он работал составителем поездов и в этих составах перевозил уголь с Киреевских шахт . Сквозь шум и грохот поезда , случайно увидев меня , он кричал : « Сынок , Слава  беги сюда и протягивал руки « . Легко сказать беги , я еле волочил ноги , да еще эта сумка отрывала руки . А поезд , преодолев подъем , выходил на ровный участок , медленно ускоряя ход . Изо всех сил я бросился догонять уходящий состав , лихорадочно понимая , что могу не успеть и поезд может уйти. Не зная из каких сил , но я , все таки , приблизился к тормозной площадке , где на ступеньке , на одной ноге , уже стоял отец протягивая мне руку , в готовности втащить меня . Наши руки переплелись и я был втянут на площадку . По приезду на станцию Дедилово , отец повел меня для начала в столовую , ведь я к этому времени почти сутки не ел . В столовой, отец рассказывал своим сослуживцам , как совершенно случайно и неожиданно увидел бредущего по шпалам подростка и узнав в нем своего сына , на ходу убыстряющего ход поезда , втащил меня на платформу . Потом , наевшись и успокоившись , уже с комфортом , в кабине паровоза , я наконец то возвратился домой . Все взрослые не понимали , почему же я решился идти пешком по шпалам . Я молчал , ведь объяснить им было сложно . Так заканчивалось мое босоногое детство . Может быть история моего детства , со всеми подробностями , кому то покажется нудной и скучной , но пишу я это в расчете не на обычного читателя , а для своих потомков , чтобы они  попытались понять то непростое время , тех людей  и отдать должное своим предкам .
   Время неумолимо движется вперед . Время как фактор , как мифический бульдозер , неудержимо и безжалостно стирает с лица земли целые поколения . Тут вполне уместны слова из известной песни « Привередливые кони « - Чуть по медленнее кони , чуть по медленнее …….» . Упругая плеть убирая одни поколения , расчищает место для других . Уходя и уступая место другим , поколения оставляют за собой , лишь , историю и память , которую последующим поколениям не стоит забывать и переделывать .
                Необходимо ,  просто , помнить .
      ЧЕРКАССКАЯ  ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ  КОЛОНИЯ  № 63
      4 декабря 2018 года .
  Осужденный  Высоцкий  Вячеслав  Николаевич


Рецензии