Моё первое знакомство с родным университетом

МОЁ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ...

С Саратовским Государственным Университетом я связан уже более 50 лет, с сентября 1966 года, когда мне было всего 14 годочков.
И это довольно любопытная история, которую я хочу Вам поведать.

Летом 1966 года мой старший брат Олег Пролеткин закончил среднюю школу и поступил на геологический факультет СГУ, став студентом первого курса.
Я в это время перешёл в 8 класс средней школы № 3 Саратова, был активным спортсменом, в том плане, что занимался баскетболом у известного баскетбольного тренера Эдуарда Ивановича Фёдорова и начал выступать за сборную Саратова по баскетболу среди старших школьников 1950 – 1952 г.р.
Мы, молодые ребята, к этому времени уже успели провести тренировочные сборы в Чардыме, съездить в Тамбов и Казань на соревнования городов Поволжья и т.д.
То есть, лето 1966 года мною было посвящено тренировкам и соревнованиям, а также “болению” за нашу футбольную сборную на чемпионате мира в Англии.

И вот в сентябре наступает новый учебный год, у меня в школе, у брата в университете, а в конце сентября - начале октября брат приходит и говорит - Помоги мол, у нас должны проходить соревнования СГУ по баскетболу и сборная студентов первого курса геофака играет со сборной третьего курса… Замени меня. Ты же мне родной брат ? Родной отвечаю. Ты же Пролеткин ? Пролеткин – говорю. В баскетбол играешь очень хорошо. Ну да… Ну, тогда поиграй за меня. Никто и не заметит, что это ты, а не я… Хорошо ? Ладно, согласен.

В назначенное время приезжаю к университету, а в самом университетском городке я тогда ещё просто не был. Обошёл его по периметру, восхищаясь зданиями и сооружениями, посмотрел как внутри тусуются студенты и наконец с трепетом подошёл к воротам, ведущим в городок к спортплощадке, которая была тогда расположена на месте 10 корпуса СГУ – две баскетбольные ”поляны” с 4 баскетбольными щитами и одна футбольная (гандбольная) с двумя небольшими воротами без сеток.

Я здесь привожу фотографию, на которой виден фрагмент этого спортивного сооружения СГУ 50-90 годов 20 века. На заднем плане 5 корпус, баскетбольные щиты и т.н. футбольные ворота. И молодые люди, увлеченно гоняющие мяч !

Но, я немного отвлекся…

Итак, я с трепетом вошёл в расположение храма науки и сразу увидел много зрителей и ребят играющих в баскетбол. Найти брата не составило большого труда и уже минут через двадцать команды, переодевшись в спортивную форму (а раздевалки были в небольшом сарае, рядом с футбольным полем) вышли на матч.

Я из своей команды первого курса геофака никого не знал, помню что мы были в майках с длинным рукавом и светлого цвета, а третьекурсники, с коротким и темного цвета (об одинаковой форме и фирменных делах, тогда и не помышляли). Самое главное, оказывается было набрать по 5 человек , согласных поиграть в баскетбол за курс, Неважно, знаешь правила и умеешь ли ты играть или нет, самое главное, выйти на поле.

Короче, мое неплохое умение играть в баскетбол выявилось практически с первых минут. То, что студенты третьего курса были старше меня лет на шесть–семь, меня не смутило, тем более в нашей команде первого курса обнаружился еще один парень – Валера, кое-что понимающий в баскетболе и умеющий ориентироваться в пространстве и отдавать пасы и подбирать мячи. Мне конечно пришлось постараться и показать всё, что я на тот момент умел и чему учили.

В общем, мы их обыграли и я с легким сердцем пошел переодеваться, тем более что одежда оставалась у брата. И в это момент, к нам вальяжно подошел мужик лет 30 и говорит, обращаясь ко мне. Слушай, как твоя фамилия ? - Пролеткин, а звать ? я немного замявшись – отвечаю - Олег… Я же не мог сказать – что здесь у нас явная подтасовка - подстава, одного человека другим и назвать своё настоящее имя.
А он продолжает… Слушай, хорошо играешь, где так научился ? У Федорова - отвечаю.

Мы тогда тренировались в спорткомплексе “Юность” и после нас Эдуард Иванович тренировал первую сборную Саратова, за которую играли Родионов, Арзямов, Чеботаревский и т.д. и нам иногда приходилось быть их спарринг-партнерами.
А он заявляет - О ! Отлично, я тебя приглашаю играть за первую сборную университета. Приходи на тренировки, тогда-то и туда-то… Я покраснев, молча смотрю на брата, который не моргнув отвечает за меня… Да-да… он обязательно будет…

Ну а дальше, когда мы остались вдвоём с братом, я ему всё высказал, что о нём думаю и наотрез отказался подменять его в других матчах… И вообще сказал, выкручивайся сам, не дай бог вся эта история дойдет до Э.И.Фёдорова и какой я буду иметь перед ним вид.

Вот так состоялось моё знакомство с СГУ и моя первая с университетом связь.

Конечно, я и дальше продолжал тренировки у Э.И.Фёдорова и мы ездили и выступали на соревнованиях по всему союзу - Ульяновск, Краснодар, Ставрополь, Тольятти, Ленинград, Москва и т.д., а через три года в 1969-м я поступил в университет (в котором потом не только учился, но и всю жизнь работал), на географический факультет и с первого курса начал выступать за сборную СГУ по баскетболу, но это уже совсем другая история.

Игорь Пролеткин


Рецензии