71. Духовное завещание царя, ставшего патриархом

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через свою душу становится ясным многое. То, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Послание 71.

Этот псалом, как и предыдущий, был написан Давидом в старости, на этот раз – о его сыне и наследнике.

Следом за имеющим веру и присутствие Божье приходят наследники, которые будут славить Бога на земле, тогда как окончившие земной путь в праведности будут славить Его на небесах.

"О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;"

Это молитва с духовным завещанием патриарха своему сыну, который примет царственное служение.

Самое лучшее, что мы можно просить у Бога для своих детей, – чтобы Он дал им мудрость и благодать познать свой земной долг и исполнить его.

Давида утешало сознание того, что его наследником будет его собственный сын, и собственно не потому что сын, а потому что Соломон уже показывал свою справедливость и праведность, и именно это всегда стремился дать ему отец, уча сути суда Божия и правде Его.

Давид просит высшего суда тому духовному наследию, которое передаёт сыну. Родитель не может дать благодать своим детям, но своей молитвой может привести их к Богу благодати, чтобы они не искали Господа напрасно.

Вероятно, Давид написал этот псалом для «общего использования», чтобы и народ молился о Соломоне, и через его праведность Бог дал Израилю Свои суды и правду.

"да принесут горы мир людям и холмы правду;
да судит нищих народа, да спасёт сынов убогого и смирит притеснителя, –"

Перевод оригинала (еврейского текста) даёт иное значение строк: «Принесут горы и холмы мир народу – за справедливость. Да судит он праведно бедных из народа, помогает сыновьям нищего и подавляет грабителя».

Горы в Писании часто выступают как образ власти, видящей лучше и дальше простых людей, которым недоступна такая высота. Звучит молитва о том, чтобы покой и мир этого царства поддерживались Божьей правдой.

Правда – она как море, в которое впадают реки справедливости и милости к малым и немощным.

Давид уже как бы озвучивает духовные принципы нового царства, которое учредит Господь через Своего Сына. В этом царстве новый Царь будет справедлив к бедным из народа – в духовном смысле это естественные, оправданные необходимостью эгоистические желания; поможет сыновьям нищих – исправленным свойствам отцов («…ибо их есть царствие небесное»).
Новое царство означает падение старого мирского, в котором наслаждались только богатые. Новое царство для всякого богатого станет концом всего материального богатства, у не имеющего нужды духовной отнимется всё, что имеет.
Для нищих духом это будет царство блаженства, что и будет спустя два века со времён Давида провозглашено пришедшим Царём и Спасителем.

"и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
Он сойдёт, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;"

Здесь уже явно звучит пророчество о приходе Иисуса Христа.
По прямому переводу «Благоговеть будут пред Тобой, доколе солнце и луна, во веки веков».

Да, кто-то в какое-то время будет бояться, но в вечности все души будут благоговеть пред Ним.
Дождь – это образ благодати, очищения и наполнения Святым Духом.

"во дни его процветёт праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;"

Праведность – это цветение, за цветением созревают плоды правды и обилие мира. Конечно Давид предвещает не материальное обилие с вожделеющим потреблением.
Мир духовный особым образом является славой царства Христа, ибо Он мирит людей с Богом, с собой и друг с другом. Пронизывает всё пространство Его любовь, уничтожая любую враждебность. Мир – это Он, и Он – наш будущий мир.

Иудаизм относит строки Давида только к духовному завещанию своему сыну. Соломон построил храм, во время его правления действительно поддерживалась вера и страх Божий, но было это недолго.

Восприятие слов псалма как пророчества о царстве Христа переносит от бренности к вечному. И только одно на земле царство Христа изливает благоговение перед Богом, даёт процвести праведнику. Не закон и страх, а лишь образ Христа, написанный в сердце, будет побуждать к чести и справедливости, расположит людей жить в любви, произведёт изобилие духа в мире.

Доколе престанет луна – это не срок, а как бы мера и грань материального мира, область нынешних материальных ощущений.

Луна не способна породить свет, но преданно присоединяется к солнцу, а потому начинает светить. Это не её собственный свет, но она светит за счёт того, что ничего не получает для себя, а только для того, чтобы светить другим.

Духовное значение луны – это возможность обретения веры в период «скрытия Творца от творения», благодаря её свойству человек способен на духовную работу «выше разума». Эта работа ещё называется «благословлением луны». Он освящает себя, то есть приобретает свойство отдачи посредством веры. Сам он не может отражать, словно луна, но светит в той мере, насколько прилепляется за счёт силы веры к высшей силе, к Источнику света.

«Луна престанет» тогда, когда люди достигнут цели творения – слияния с Творцом. Тогда они получат «прямой доступ» к свету.

"он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;
падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; "

То, что здесь не упомянуто названий, свидетельствует о том, что молитва о будущем царстве Соломона расширяется и возносится как минимум до границ  распространения Евангелия, а оно к нынешнему моменту проповедано всем народам, как было сказано: «царство мира станет царством Господа» (Отк. 11:15).

Жители пустынь – это люди, на всё взирающие глазами из пустыни: они не видят того, что даёт Бог, не ощущают Его. Видя и чувствуя лишь действие стихий, они поклоняются идолам, и тогда это язычники.
«Враги его будут лизать прах» – подвергнутся позору, признают свою ничтожность.
Основные враги человека в его переходе к ощущению духовного – это самость и гордыня. И именно они должны быть повержены через осознание бренности и зловредности самопоклонения и самоудовлетворения, через осознание зла в попрании в угоду себе ближнего.

"цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;"

Цари Фарсиса (Таршиша) – это те, «кто живёт во дворцах», острова же играли в то время особую роль в торговле.
Шева и Сава – это были народы в восточной Аравии у Персидского залива. Если Шева относились к семитам, то Сава были одним из самых могущественных арабских племён и, наряду с финикийцами, самым влиятельным из торговых народов передней Азии того времени. С ними часто связывались упоминания о золоте, драгоценных камнях и фимиаме, которые выступали и атрибутами поклонения.

О Саве пророчествовал Исайя: «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60:6).
Поднести дань и дары означало представить своё почтение и признание. В возникшей христианской традиции приношение даров стало носить смысл духовного дарения, и таковым стало считаться обращение к Богу язычников «…дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15:16).
И именно об обращении людей и народов возвещает Давид: все признают власть Творца, и когда цари подчинятся, то «…все народы будут служить Ему».

"ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.
Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт;
от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;"

Здесь раскрывается, почему все народы будут служить Тому, кто придёт как Мессия.
Это невероятное для мира сего сострадание Царя к нищим и угнетённым, сострадание деятельное: избавление, помощь, милосердие и спасение, избавление их душ от коварства и насилия.
Он покажет миру, как драгоценна для Него их кровь – эта строка так же пророческая, это откроется для мира с деяний апостолов и появления истинной христианской церкви как тела Христова.   

"и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нём непрестанно, всякий день благословлять его;"

В прямом переводе «И жить будет, и даст он ему из золота Шевы».
По предвидению Давида к Соломону пришла царица Савская, чтобы послушать его мудрости и принесла в дар золото, слоновую кость и множество драгоценностей (3Цар. 10).

Народ действительно молился о Соломоне, и это сделало его самого и его царствование великим благословением для Израиля.

Но строки псалма относятся не только к Соломону. Ветхозаветные святые молились о пришествии Мессии, называя Его «Тот, Который должен прийти». А теперь, после того как пришёл Христос, мы молимся о действенности Евангелия и распространении Его царства. Молимся уже через Него и во имя Его с упованием на Его ходатайство.

"будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;"

Горы означают препятствия и сомнения, а «наверху гор» – соответственно подъём над  всем, что мешает. Обилие хлеба на земле и на вершинах гор говорит о величайших благах.

К хлебу привязаны самые серьёзные духовные смыслы.
«Я есмь хлеб жизни» – это слова Иисуса Христа. Он говорил о духовном хлебе, который питает душу, пребывающую в жизнь вечную.

Иисус сравнил манну времён хождения Израиля по пустыне с истинным хлебом жизни (Ин. 6:32-35): «…не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».

Как нельзя жить без еды, так невозможно духовно развиваться без глубокой связи со Христом, который «…пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Этот поток жизни изливается на нас, когда сообщаемся с Иисусом Христом.

Как мы желаем иметь на столе хлеб, а не имея ощущаем физический голод, также душе требуется духовная пища – слово Божие.
Как сказал Спаситель, «…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Читая и изучая Писания и Евангелие, вступаешь в ощущение Творца и можешь напрямую общаться с Христом и учиться у Него. В Библии ты будешь увидеть себя, оценить себя, обличить себя в грехе и получить наставления к праведности.

Город означает защищённое место, которое стало таковым в результате объединения людей на основе доброй воли, в результате сотрудничества и признания их прав. На этих принципах население возрастет – и это будут новые всходы из эгоистических желаний, как трава из земли.
А церковь Евангелия станет городом Бога среди людей, и будет иметь быстрый рост, к ней добавится масса людей.

"будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нём все племена земные, все народы ублажат его."

Если процветут праведники и обилие мира будет, доколе не престанет луна, то здесь псалмопевец говорит о имени, которое будет доколе пребывает солнце.
Солнце – это уже прямой свет, а не отражённый. Это прямое действие света Творца на тех, кто стал способен этот свет воспринять. Солнце пребудет до бесконечности, до неведомых нам «времён» развития духа.

Имя в духовном «срезе» есть «образ цели» с набором особых, уже исправленных свойств. Оно как генокод, определяющий конечный результат развития. Такое имя-программа послужит тому, что исправленные, более духовно совершенные свойства благословятся в народах.

И только имя Христа в Нём Самом, как постигшем и достигшем свойств Отца.
Напрямую последний стих переводится «…народы назовут его счастливым», имеющим часть целого от совершенства Создателя.

"Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь."

Псалом завершается славословием Всевышнего Творца. Славное правление грядущего Царя – это от Бога. Это Его замысел, Его промысел. Имя славы Его вовек, слава Его за пределами земли, а потребность и выражение благоговения человека в том, чтобы наполнилась славою Его вся земля.

Сердце псалмопевца преисполнено благодарностью за пророческий дар и обетование. Слова его передают всю радость и доверие, жажду славить Бога и желание, чтобы другие поступали так же. Ибо только во имя Его мы можем добавить хоть что-то к Его славе и блаженству.

И имя Его будет благословлено навеки, и наша вера в том, что так будет. Он един творящий чудеса в сотворении, провидении и в искуплении, которое превыше всех дел для идущего к Господу.

Молитва Давида естественным и одновременно чудесным образом  переходит в Евангелии в звучащую от Спасителя молитву всех святых: «Да святится имя Твоё, да приидет царствие Твоё… Ибо Твоё есть Царство и Сила и Слава во веки».

"Кончились молитвы Давида, сына Иесеева."

Это означает, что с этой молитвой Давид готов завершить свою миссию в этой жизни. По свидетельствам, это действительно его последний псалом, хотя и не поставлен последним в Псалтири.


Рецензии