Львы Алаша Миржакып Дулатов

               
                «… наградой талантов является
                их преследование».
               
                К.А.Гельвеций.


    Плеяды – звёзды в далёкой галактике, освещающие кромешную тьму всемирного космоса. Плеяда неравнодушных, сильных, целеустремлённых и талантливых людей, своим горением, пламенем души пробивает толщи столетий, принося нам свет служения своему делу, своему народу. Их жизнь и их смерть того стоили, ибо не прошло и столетия после их ухода, а их идея, их мечта о независимой свободной стране казахов осуществилась. И теперь судьба нашего народа, нашего государства в наших руках и мы не можем кивать на старшего брата и во всех наших бедах винить кого - либо кроме себя. В этой плеяде каждый из них особая звезда, своеобразная и своенравная, трагически мерцающая, но горящая  ради одной цели – свободы и счастья своего народа!
     Миржакып  Дулатов – один из тех, кто сложил свою голову на плахе чести. Родился в 1885 году в Тургайском уезде, в волости Саркопа. Отец его Дулат был искусным мастером: изготавливал сёдла, шил сапоги. Мать Дамеш – заводная женщина, певица, затейница. Но родители рано покинули Миржакыпа, мать он потерял в два года, отца в двенадцать лет. С тех пор воспитывался у брата Аскара, главное стремление которого было в том, чтобы дать образование брату, вырвать его из плена ежедневной суеты и быта, дать возможность постигать новые высоты в жизни. И брат оправдал его надежды, целеустремлённо занимаясь самообразованием, он в достаточной степени овладел русским языком, получив возможность знакомиться с трудами великих русских и зарубежных мыслителей. Предчувствуя грядущие перемены и потрясения, которые ожидали казахский народ, чувствуя пульс времени, ощущая ветер революционных перемен, он обращался к своим землякам, ко всем казахам с призывом открыть глаза, быть в гуще событий. И когда звучат слова «Оян казак» (проснись казах), мы всегда в первую очередь вспоминаем именно М. Дулатова и его строки, которые в переводе звучат так: « Открой глаза, проснись казах,/ Встань в полный рост/Не проводи в невежестве года/. 
     Судьба связала Миржакыпа с замечательными сыновьями казахского народа Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мухтаром Ауэзовым. Он всецело принял идеи алашординцев и всю свою жизнь отдал служению народу, светлой идее его свободы и независимости. Особые отношения их связывали с Ахметом Байтурсыновым, они были словно связаны незримой нитью единения помыслов, душ, идей. И главным стержнем их дружбы и родства были чаяния простых людей, их проблемы, боли и обиды и их радости. С точки зрения обычного обывателя это может показаться банальным и в наш век всеобщей материализации отношений, когда принцип я – тебе, ты – мне, ставится во главу угла, становится мерилом взаимоотношений между людьми, эдаким движущим локомотивом повседневной жизни, многие, возможно, скажут: «да ну их, идеалистов-моралистов». Но приходя в себя после текущих забот, человек, оставаясь сам с собой, вольно или невольно начинает задумываться о бренности бытия и начинает понимать, насколько мелки все его чаяния, как меркантильны его устремления и как они «поедают» его душу и ему хочется хотя бы на миг быть похожим на этих людей. Людей из Плеяды, обессмертивших себя сокровенным знанием чего-то важного, главного в жизни. И служивших этому, невзирая на то, через что им придётся ради этого пройти, преодолеть муки ада, пройти через пытки и истязания, и годы забвения. Познать предательство и потери, ввергнуть в испытания самых близких и родных людей и всё же выстоять. Стоять непреклонно перед лицом своих мучителей и врагов. Казалось, они были бессильны что-то противопоставить государственной машине террора, но уничтожая их физически, эта машина не смогла их уничтожить морально, своею трагической судьбой, своей жертвенностью во имя высокой цели они разбудили миллионы и заложили в их сердца неугасающую память о необходимости борьбы за свободу. Эта искра, этот мерцающий огонёк загорится в душах миллионов по всей казахской земле, этот огонёк приведёт их на площадь в декабре 1986 года и предопределит события 1991 года - года обретения независимости.
    Мне не легко, окунаясь в их жизнь, переживать как-будто в реальности весь трагизм их судьбы, на кончиках пера чувствовать пролитую ими кровь и мне до сих пор непонятна логика власти того времени, да и логика власти нынешней: почему власть отторгает и преследует таких людей, вопреки здравому смыслу, вопреки обычному житейскому прагматизму, который присущ любому человеку, даже власть имущему.  Вот и в наше время, поэт, гуманист и правозащитник Арон Атабек отбывает срок в колонии, за участие в событиях в Алматы. Ведь без звёзд небо будет тёмным, зловещим и скучным, от этой черноты и бездонности возникает чувство безысходности, не только у отдельно взятой личности, но и у всего общества. И только короткий миг, короткий в историческом плане, общество и государство могут существовать без таких людей. Я не раз писал о трагической предопределённости судьбы алашординцев,  о том, что жертва, которую они привнесли на алтарь свободы народа была оплачена через почти столетие и именно благодаря этой жертве и жертвам 1986 года мы и имеем свою независимость. В расцвете сил погибнет и Миржакып Дулатов – поэт, просветитель, писатель и гуманист. Интернационалист в истинном понимании этого слова, любящий свой народ и свою Родину, только такие люди способны искренне любить и уважать других. Стоит только прочесть несколько строк М.Дулатова, чтобы понять глубину его таланта, всю душевную боль за свой народ и тем не менее между строк почувствовать всю силу его веры в его будущее: «Ем таба алмай дертыне мен ертеден/ Сол бир кайгын озегимде ортенген,/ Тырт етпейсын бас котерып корпеден/ Енсен неге тусты мунша, елим –ай./ (прошу извинения, при казахской транскрипции буквы исчезают).
               


Рецензии