Первомай в Хабаровске

В школьные годы праздник  Первое мая я встречал на малой родине, на Херпучинском прииске.  Когда старшеклассников выводили в колонны  рядом с трибуной на пригорке у конторы прииска, я не шел в них. Мне, как участнику школьного духового оркестра, был уготована другая роль.  Наш оркестр стоял за трибуной и по команде руководителя играл гимн Советского Союза, а так же туш после каждого выступления на митинге.   А потом уже не колонны, а просто ватагой желающие могли пойти в район клуба, на танцплощадку, и потанцевать под духовой оркестр или музыку, звучащую из громкоговорителя на столбе.

По окончанию школы я поступил в Хабаровский медицинский институт и несколько первомайских праздников встречал в колонне студентов.  Первый раз, когда это случилось, было 1 мая 1966 года.   Центральный район города перед демонстрацией собирался на улице Карла Маркса, сейчас это улица Муравьева-Амурского.  Студенты шли в конце колонны, так что местом сбора студентов-медиков и преподавателей была Комсомольская  площадь. Мы стояли кучками, фотографировались.  В нашей группе был штатный фотограф института, Сережа Куракин, мой друг, поэтому у меня в архиве несколько фотографий с Первомая  в студенческие годы.

Пока в самом начале празднования  шел военный парад,  у нас было время пообщаться с сокурсниками из других групп. Кое-кто попадал в кадр совсем с чужой группой. Время ожидания зависел от того, какое место занял Центральный район в социалистическом соревновании среди пяти районов города. Обычно мы были четвертыми или пятыми, впереди шли трудовые коллективы Индустриального района (чаще) и Железнодорожного. Именно в этих районах сосредоточились промышленные предприятия. А что в Центральном? Сплошные конторы да вино-водочный завод рядом с Комсомольской площадью. Так что ждать приходилось долго.

Всем первокурсникам мужского пола вручали транспаранты или флаги,  которые мы должны были пронести мимо трибуны с руководителями края и генералами военного округа. И  меня не обходила эта обязанность.  А потом все демонстранты предоставлялись сами себе. Кто-то шел в гости, а кто-то, если была солнечная погода, располагались в парке «Динамо» рядом с площадью Ленина,  где стояла трибуна с руководством края и военными.

Первый раз, когда я не шел в колонне мединститута, было 1 мая 1969 года. У меня был маленький сын, и мы с женой, положив его в коляску, пришли на улицу Карла  Маркса уже после демонстрации, но увиделись с немалым количеством студентов, которые шли в сторону парков ОДОСА и ЦПКО, где играл духовой оркестр.

По окончанию института я три года не ходил на первомайские демонстрации – служил во Владивостоке на подводной лодке.  Подводники всегда неважно маршировали, поэтому нас на военные парады не приглашали.  Но зато потом, с первого мая 1975 года, я целых десять лет ходил в колонне медицинских работников Индустриального района, обычно во главе колонны медицинских работников.

Колонны Индустриального района собирались на улице Дзержинского, от улицы Карла Маркса до Уссурийского бульвара.  Медики, как обычно, были в хвосте колонны, так что нам для сбора доставался бульвар, и лишь головка колонны медиков поднималась по улице.  Такое расположение колонны имело свои неудобства.  Все выпитые демонстрантами пустые бутылки из-под алкогольных напитков скатывались к нам,  и их приходилось складывать на газонах, потому что мусорные урны очень скоро переполнялись от бутылок.

Потом веселенькие демонстранты бодро шагали к площади, кричали «Ура» после здравиц в честь предприятия, проходившего мимо трибуны, и растекались по ближайшим улицам.  Правда, некоторых демонстрантов перед трибунами приходилось поддерживать, такие «хорошенькие» они были от горячительных напитков. На улицах  стояли грузовые автомобили, куда складывались транспаранты и флаги, но все равно после демонстрации этих флагов валялось изрядное количество на газонах вдоль улиц. А кое-кто аккуратно ставил их к дереву, и любая организация могла пополнить свой склад этими, кем-то брошенными,  флагами и транспарантами.  Обычно так и делалось.

Три года я ходил в колонне нашей 11-й больницы, неся какой-то флаг или транспарант.  В этот день заказывались автобусы, и сотрудников больницы один автобус вывозил с Пятой площадки, где стояла больница, в второй с Южного микрорайона, на улицу Дзержинского. А обратно сотрудники добирались сами, ведь большинство из них оставались погулять по празднично убранному центру города.  К больнице ехал лишь грузовик с транспарантами.

А вот на первомайской демонстрации 1978 года я шел рядом с главным врачом больницы Яковлевой Людмилой Николаевной. Руководство района дало указание, чтобы в первом ряду шли руководители, их замы, парторги и председатели месткомов.  Поэтому я как парторг больницы и шел впереди. Но перед этим я был должен вручить флаги и транспаранты тем людям, что пронесут их как надо по площади, и не выбросят где-нибудь по дороге. Поэтому вручал их коммунистам и комсомольцам, в которых был уверен. И еще одна задача стояла передо мной - поставить в конце колонны нашей больницы крепких мужиков,  которые, взяв друг друга под руки, создавали монолитную шеренгу, а не лисий хвост в конце колонны.  Народ старался пройти ближе в трибуне, и перемещался к ней, нарушая шеренги.  А так как прохождение колонн в Хабаровске более быстрое, чем колонн демонстрантов по Красной площади, кто-то отставал,  и получалось очень некрасиво. В голове колонны ровная шеренга руководителей, а в конце – какой-то хвостик.  На это обращали внимание партийные клерки,  и потом выговаривали руководителям предприятий и организаций.

Так что для меня первомайская демонстрация была своего рода работой. И после неё я ехал в больницу на грузовике с транспарантами. И не потому, что не доверял заму главного врача по АХЧ Павлу Арефьеву, а ехал на дежурство.  В праздничные дни платили вдвойне, я крайне нуждался в деньгах, и заведующий травматологическим пунктом  коммунист Виталий Янушевич ставил мне суточное дежурство вместе с собой. В первой половине дня травмированных обычно мало, он один справлялся, а после демонстрации приезжал я, чтобы принимать многочисленных подвыпивших работяг  предприятий Индустриального района.

А вот на первомайских демонстрациях 1986-1988 годов я шел в колонне сотрудников краевой больницы. Когда-то эта больница была в Кировском районе города, а по завершению строительства новых корпусов перебралась в Железнодорожный  район.  Этот район формировал свою колонну с противоположной стороны от улицы Карла Маркса также на улице Дзержинского.  Мне было неудобно добираться до места сбора, ведь я жил в Индустриальном районе, но привычка никуда не опаздывать помогала мне найти своих сотрудников вовремя.  Обычно двум моим подчиненным, техникам-дозиметристам Павлу Кутумову и Николая Турчику  я вручал транспарант, и наше дружное отделение вливалось в колонну медицинских работников Железнодорожного района.

Именно в этом период работы после демонстрации моя семья собиралась на квартире Агнии Иннокентьевны Кокориной, многолетней нашей соседки в Херпучах. Дети мои шли в колонне школьников Индустриального района и по завершению демонстрации  пешком добирались до бабы Аги, как они называли эту добрейшей души женщину.  А потом к ней приходили и мы с женой. Один год она шла в колонне Индустриального района, а потом со мной – Железнодорожного.  Там уже  обычно была моя мама,  бабой Агой был накрыт стол, и мы все вместе отмечали первомайский  праздник.  Баба Ага была рада гостям,  она уже не так часто бывала у нас дома, а тут долгожданные Щербаковы.   Увы, в 1987 году умер мой отец после нелепой травмы позвоночника, и не мог разделить с нами праздничное настроение.

После ноябрьских праздников 1988 года я перешел работать в отдел здравоохранения Хабаровского крайисполкома на должность заместителя заведующего, и больше на демонстрации не ходил. Но в этот праздник я не отдыхал, как может показаться.  Как заместитель, отвечающий за оказание медицинской помощи взрослому населению,  в этот день я дежурил по отделу с 9 до 17 часов.  Но уже не за двойной  оклад, и даже не за одинарный.  У чиновников моего уровня ненормированный рабочий день,  вот и дежурил я за так, если можно выразиться, и даже отгул мне был не положен. Вот так  работали чиновники в советское время на Дальнем Востоке.  Обычно был дежурный и по отделу здравоохранения Хабаровского горисполкома. На моей памяти чаще всего эта была Лидия  Павлова, заместитель заведующей  горздравотделом.

На этом я заканчиваю свои воспоминания о праздновании Первомая в Хабаровске.  Хорошее было время, и сейчас многим моим одногодкам именно таким оно и представляется.


Рецензии