О жизни и образовании в Германии с юмором. 2-ая ч

  А теперь опишу мой жизненный этап учёбы на специальность, который длился два с половиной года и за это время я почти ничему и не научился, как это выяснилось на выпускных экзаменах. Я был вынужден получать немецкую профессию, так как мой Российский диплом КАИ(Казанский авиационный институт) был признан германскими органами лишь формально и из-за языковых проблем не было никакого шанса найти подходящую работу. После моей немецкой учёбы положительными были две вещи: я получил бумажку, без которой любой человек "какашка" в великой Германии и она является медицинской справкой-подтверждением того, что данный человек ещё не совсем идиот и способен на кое-какие маленькие дела.

         Но а самым главным и важным в моей учёбе было то, что я там приобрёл самого лучшего и надёжного друга на всю жизнь из бывшего СССР. А такое бывает очень редко в жизни и это огромное счастье, поэтому на остальное в моей учёбе я смело закрыл глаза! А те знания и навыки, которые я получил в советской школе и в КАИ (казанский авиационный институт) мне очень пригодились при сдаче вступительного теста и в самой учёбе, да и до сих пор помогают. Единственное, что можно ещё добавить к положительным сторонам моего нового образования, это то, что я немного расширил свой немецкий технический словарный запас и повторил нашу школьную математику, физику и химию. А повторение - мать учения или как говорят: "Хорошее новое - давно позабытое старое". И это было как раз кстати к моему интересному 33-х-летнему возрасту-возрасту нового возрождения после различных интересных событий и неприятных испытаний, подкидываемых каждому человеку загадкой-судьбой. К тому, я был очень рад, определив на учёбе, что у меня осталось немного в голове для повторения!

        И начав в 33-и года новую учёбу в новой стране, я мечтал о новой специальности, работе и будущей жизни, внимательно слушая учебный материал на уроках и абсолютно ничего не понимая! А этих языковых курсов до моей учёбы на специальность было совсем недостаточно, чтобы свободно понимать немецкий язык на уроках и усваивать пройденный материал, так как в основном наши языковые курсы были обыкновенными посиделками, где учителя отбывали свои деньги, а ученики отсиживали своё пособие по безработице. Но я и из этого пытался извлечь свою пользу. В жизни никто тебя ничему не научит, если ты сам не захочешь. В нашей группе было тринадцать человек. Я был единственный, ничего не понимающий и очень плохо говорящий на немецком языке. В основном в группе были немцы, один турок, один американец, один австриец и к моему большому счастью - один немец-переселенец из Казахстана, который очень хорошо понимал и говорил на немецком, и в прошлом работал инженером в Усть-Каменогорске до отъезда в Германию. А жил он уже в Германии на тот момент почти десять лет и ещё в Казахстане от своих бабушек и дедушек слышал немецкий язык. Но и турок с американцем идеально говорили и понимали язык, так как они с детства жили в Германии. Одним словом, в критической ситуации на уроках находился я один!

        Первые полгода мне было очень тяжело. Благодаря моему одногруппнику Петру Дэханд из Казахстана, я как-то умудрялся не вешать нос и через "не могу" преодолевать все трудности и двигаться вперёд, за что ему большое спасибо. Но некоторые преподаватели не очень хорошо относились ко мне и специально нас рассаживали с Петром на уроках, чтобы он мне не переводил на русский условия различных задачек и вопросов. Но и за это им большое спасибо, потому что мне по неволе приходилось общаться со своим немецкоязычным соседом по парте и хочешь или не хочешь, что-то несвязно бурчать ему или пытаться понять его. Честно говоря, и это обучение в большей мере являлось какой-то дружной посиделкой, где мало кто стремился к настоящим знаниям и мало кто от души хотел нас чему-то научить. Материал давался очень быстро, поверхностно и сжато, можно сказать - кратко и потезисно. Иногда на уроках доходило до абсурда. Один бездарный преподаватель по гидравлике и материаловедению сначала на уроке делал нам полчаса копии из различных книжек на копировальном автомате, а потом в оставшееся от урока время усердно раздавал нам эти копии! Это был  педагог высшей гильдии, каких я никогда не встречал в Казани! Такая славная методика обучения была у многих учителей и у моей жёнушки, когда она училась на информатика, и моих детей, когда они учились в гимназии.

   У нас посередине классной комнаты стоял специальный фильмоскоп-проектор, куда этот великий педагог вставлял свои весёлые картинки с пропущенными ключевыми словами по изучаемой теме, а мы дружно мычали пропущенные слова и этот великий учитель века вписывал наши слова в пропущенные места, что отображалось на экране, висевшем вместо классной доски. И это всё смахивало на детский сад для взрослых. Дружно заполняя подходящими словами эти Немецкие Кроссворды-Мурзилки, мне иногда казалось, что я нахожусь не на уроке, а на курсах по реабилитации людей, страдающих психологическими проблемами и душевными болями по медицинской или трагической причине. И такая величайшая методика в развитой Германии в 21-ом веке! Но вспоминая известное произведение А.П.Чехова "Палата номер 6", хочется отметить, что как раз эти душевнобольные люди во множестве случаев и есть нестандартные и здоровые люди, которые не поняв жестокости, подлости и низменности  реального мира вместе со скучной и безответственной жизнью основной массы людей, не справившись с этим окружающим миром, нашли временное укрытие-убежище в этой палате. Ещё неизвестно, где больше больных на голову людей! Мне кажется, что их больше за пределами палаты. Многие об этом не знают или не хотят в этом смело себе признаться. Именно такими раздумьями успокаивая себя, я продолжал на уроке вместе со всеми на полном серьёзе мычать и дружно вставлять в пробелы подходящие слова.

        А мы по нужде или по собственному желанию все собрались в нашей группе-палате, с большой надеждой немного пытаясь и стараясь чему-нибудь научиться на уроках, чтобы в будущем легче найти работу в этом безумном современном и капиталистическом мире. Ни один из  преподавателей не делал мне никакой скидки на то, что я не понимаю язык, а скорее, с большим удовольствием они ставили мне плохие оценки, тем самым вызывая во мне спортивную злость для того, чтобы доказать своё "Я". Конечно, первые полгода я получал чаще плохие оценки на контрольных работах из-за того, что неправильно понимал условия задач. В Германии всё наоборот - чем больше плохих оценок за контрольную работу, тем лучше, о чём я сделал вывод на своём примере, на примере моей жёнушки во время учёбы и наших детей.

    Во время службы в Советской армии у нас был интересный девиз: "Чем больше в армии дубов, чем крепче оборона"! Видимо этот очень мудрый девиз и был перенят у немцев! Как раз и в Германии точно так же - чем больше в стране дубов, тем крепче экономика! Дубами и управлять намного легче. А мне как иностранцу тем более никто не собирался ставить хорошие отметки. Они же впустили меня в страну не для того, чтобы я становился здесь специалистом, а для того, чтобы я, научившись мычать пару немецких фраз, бежал сломя голову выполнять неквалифицированную работу, где и немецкий язык не нужен. Тем более в Германии и своих германских свежевыращенных и сразу же высохших дубов больше пол страны и их некуда девать. Настоящий райский сад с многолетними деревьями-дубами. А почему райский? Это следует дальше! Они и из меня вырастили дуба, но ещё не успевшим высохнуть и подающим некоторые признаки и надежды к жизни. И именно здесь немецкая программа по приёму мигрантов из бывшего Советского Союза начала давать сбой. Немцы немного не рассчитали, не подумав о том, что среди мигрантов бывают и татарские евреи Советско-русского происхождения, которые немного научились на уроках в советской школе усидчивости, внимательно слушать учителя и сконцентрировано усваивать учебный материал.

  Мне кажется, что учителя в нашей германской школе-ПТУ -сучке были очень довольны, когда в нашей группе после написания очередной контрольной работы  были одни плохие оценки. Чем меньше конкурентов, чем больше возможностей у тех, кто что-то умеет и знает. Поэтому в Германии никто никого не заставляет учиться! Не хочешь - получай плохие оценки! Давление не принято оказывать на детей и людей. И это тоже хорошо! А в нашей советской школе часто троечников тянули к ударникам, предлагая посещать дополнительные уроки. А некоторые сами тянулись к хорошим оценкам, тысячу раз переспрашивая учителя после урока. Я этим иногда отличался в моей новой немецкой профессиональной школе и в школе жизни, за что меня не любили некоторые наши преподаватели. А кому захочется отвечать на вопросы с трудом говорящего по-немецки иностранца после уроков вместо того, чтобы раствориться где-нибудь в курилке или в нашем саду при школе со стаканчиком кофе, тем более  послеурочные беседы с любознательным иностранцем не оплачиваются дополнительно. Со мной же голову нужно ломать, чтобы что-то мне объяснить и меня понять. А в нашей советской школе были дополнительные уроки и факультативы для повторения изученного материала для тех, кто не очень хорошо разобрался с учебным материалом на уроке. Каждый ученик по-разному схватывает материал на уроке. В Германии это удовольствие стоит отдельных денег и не факт, что тебя ничему не научат и за деньги.

        А почему нашу школу, где я учился, я назвал ПТУ-сучком?  В Казани, в мои молодые годы профтехучилища называли сучками, где в основном учились троечники-хулиганы, ушедшие из школы после восьмого класса из-за плохой успеваемости и продолжавшие дальше не учиться в своём сучке. Хотя были и хорошие техникумы, где учились в основном те, которые не очень удачно сдали экзамены после восьмого класса или хотели немного упростить свой путь к долгой трудовой деятельности. Хочу подчеркнуть, что оценка "тройка" в Германии равносильна нашей российской оценке "тройке" и считается, как я понял, не такой уж плохой оценкой. А то, что троечник - это не так печально в жизни. Значит у наших советских троечников по большей вероятности не было интереса учиться, то ли не созрев для учёбы ещё не сформировавшимся умом или не вызвали этот интерес учителя. А из многих троечников выросли успешные и знаменитые люди, потому что интерес к учёбе приходит каждому в разное время.

          Но а наша школа в университетском городе Эрлангене-городе побратимом российскому городу Владимиру, родине великого физика Георга Симона-Ома и множества предприятий, принадлежащих огромному концерну от инженера Эрнста Вернера фон Сименс(Siemens)- это был современный, оборудованный и оснащённый новыми учебными стендами, последними компьютерами, агрегатами и станками, германский сучок, где учившееся в основном публика мало отличалась от той публики из эпохи казанского феномена или из казанского сучка. Кстати, не могу не отметить интересное совпадение, ярко характеризующее город Эрланген. Из наших школьных уроков физики хочу напомнить, что величина электрического сопротивления измеряется в омах, а величина обратная сопротивлению, измеряется в сименсах и называется электрической проводимостью. Наши дорогие учителя по физике из моей советской школы очень хорошо постарались в своё время, чтобы эти тонкие подробности про электрический ток глубоко осели даже в моей не очень сообразительной голове на долгие годы. Вот так! Таким, на мой взгляд, очень интересным образом и связан город Эрланген, в котором я получал своё первое германское образование - с великими учёными, известными промышленниками и напротив - с чистейшими представителями азиатской золотой орды и казанского ханства, откуда я случайно и заехал.

     Оказавшись на узеньких улочках этого города среди бесконечного потока студентов-велопедистов с разными по цвету кожи и форме разреза глаз лицами, я чувствовал себя юным пионером из интернационального лагеря "Артек", взбирающимся на вершину горы Аю-даг, чтобы проводить задумчивый  красноватый закат и встретить радостный восход утреннего солнца у алого и уютного костра. Мне было приятно ощущать себя молоденьким пареньком, карабкающимся не только на далёкую вершину Аю-дага, но и усердно заползающим на небольшой склон-пригорочек своего скромного жизненного Олимпа, той священной горы, вершина которой может покориться каждому человеку несмотря ни на что! Было бы желание карабкаться на вверх. Здесь и возраст не помеха. А наблюдая за весёлыми студентами, сразу становится ясно, что жизнь продолжается и хочется жить! Но и моя учёба в нашей профессиональной школе была связана с очень интересными людьми - феноменами и талантами, от которых можно было чему-нибудь научиться и глубоко разочароваться.

    Например, наш великий ученик - американец Фрэнк Мак Фэн, говоривший красиво и свободно без акцента на английском и немецком языках. А где в Казани можно найти пту-шника, свободно и правильно говорящим на двух языках. Не! Конечно и в Казани можно найти пту-шника, свободно говорящим на двух языках- ругательном русском и никаком татарском вперемешку с ругательными словами и этому пту-шнику ещё  повезло, что он живёт в Татарстане, а иначе лишь матерился бы со стаканом и папироской во рту где-нибудь в Воронеже. Кстати, в Германии многие не очень образованные люди могут довольно не плохо объясняться на английском языке, будь это обыкновенная продавщица в булочной или обычный работяга на заводе. А после своей  специлизированной школы с английским уклоном я не мог почему-то свободно говорить на английском. И это всё не говоря о десятках тысяч эмигрантов, которые свободно тараторят на трёх или четырёх иностранных языках. Такие люди есть и на нашей фирме, хотя и работают рядовыми работягами. Однажды один знакомый араб, владелец небольшого отеля в Нюрнберге, поинтересовался у меня, почему многие туристы из России не говорят на английском языке. А я ему в ответ многозначительно посоветовал тщательно учить русский язык и дела у него обязательно пойдут в гору.

   Так вот, глядя на моего одногруппника-феномена - американца Фрэнка Мак Фэна, я был очень поражён и удивлён тогда во время учёбы. Этот, свободно говорящий на двух языках и на вид очень солидный американец, не знал и не понимал элементарных дробей и уравнений в математике, простейших формул в физике и химии. Он особенно отличался тем, что идеально понимая два языка, он не мог вникнуть в ни одну тему, обсуждаемую на уроке. Таких людей я не видел в Казани. Этот американский человек-феномен не мог преобразовывать элементарные физические формулы, пытаясь при помощи подбора множества чисел, решить несложную задачу, а потом нервно удивлялся, почему он не успел в очередной контрольной работе решить все задачи и получил самую плохую оценку. Мне кажется, что в Казани не было таких даже среди самых ярых представителей казанского феномена из ПТУ. А самое страшное, что на практических работах по электротехнике или пневматике, если этому великому американцу не удавалось правильно собрать учебную электрическую схему на стенде, то он с такой ненавистью и силой швырял учебные тяжёленькие трансформаторы на пол и тем самым нас всех очень пугал. Мои одногруппники опасались, что он кинет этот трансформатор когда-нибудь кому-нибудь в голову. А я как раз сидел напротив него. Я потом разгадал причины его горячего и взрывного характера.

        Предки нашего феномена Фрэнка Мак Фэна были в прошлом выходцами из Ирландии, а дедушку нашего американца тоже звали Фрэнком, так как первому сыну в ирландской семье принято давать имя его деда, то есть имя отца его отца. Таким образом и клонировался новый Фрэнк, предки которого кидались камнями в людей, участвуя в жестоких религиозных войнах между католиками-ирландцами и протестантами-англо-саксонами. Как раз этот важный рефлекс самообороны со способом ведения боя и перенял наш новый феномен - американец, ругаясь и швыряясь трансформаторами на уроках по электротехнике и пневматики. А отца нашего американца зовут Фэном, так как Фрэнк Мак Фэн и означает Фрэнк сын Фэна. Его отец был бывшим американским солдатом, служившим на военной базе НАТО в Германии и от скуки или в увольнении, заделав нашего нового Фрэнка с приглянувшейся ему немкой-красавицей, уехал к себе в Соединённые Штаты, как и сделали когда-то его предки, бежавшие в прошлом или позапрошлом столетии из Ирландии в США и Канаду в эпоху  разразившегося картофельного  голода и широкой индустриализации Англии с беспощадным ущемлением англичанами других кельтских народов-ирландцев, валлийцев и шотландцев. К сожалению, с представителями последних двух кельтских народов(шотландцами и валлийцами)мне не приходилось ещё в жизни иметь дело. Но мне очень было бы интересно оказаться на уроке со свободолюбивым храбрым сердцем-хайлендером в шотландской юбочке и кривыми рыже-шерстяными ногами, торчащими из под неё. У меня есть и полутемнокожие  знакомые, родившиеся в смешанных браках или появившиеся на свет в результате сладких развлечений темнокожего американского солдата после посещения им немецкой дискотеки! Как правило, такие полутемнокожие дети живут со своими немецкими мамами в Германии, не зная в лицо своих темнокожих американских отцов, которые, заделав Чадо, испарились где-то далеко за океаном на берегах Миссисипи в США после службы.

  Но наш одногруппник Фрэнк хорошо знал своего отца-американца и судя по его частым рассказам о нём, он очень любил его, хотя и тот американо-ирландский вояка, по моему предположению, тоже нагло свалил к себе в Америку, склонировав теперь уже германского феномена в математике, физике и химии, и метателя учебных трансформаторов.

  Учился в нашей группе ещё один феномен-индивидум-Роланд Хиршал(Roland Hirschal), родом из города Вена, столицы Австрии и в последнее время живущий в Германии. Его феноменальность заключалась в том, что он был очень пунктуальный и дисциплинированный, и даже несмотря на то, что он жил за семьдесят километров от нашей школы в одной глухой деревне, он никогда не опаздывал на первый урок. Он очень внимательно слушал преподавателей на уроке, задавал им умные вопросы и всё тщательно записывал и конспектировал. У меня создавалось такое впечатление, что этот австрийский ученик и есть самый настоящий букварь-выскочка, стремящийся всегда быть лучше всех и умнее. Глядя на него, я чувствовал себя очень не уютно на уроке, так как я больше половины учебного материала не понимал, а если у меня возникал какой-либо вопрос, то я даже не мог сформулировать этот вопрос. Так я ни с чем в голове и выходил из классной комнаты после урока. Но самое удивительное было то, что этот любопопытный австрийский букварь после очередной контрольной работы получал тоже плохие оценки и часто хуже, чем у меня. И что он там записывал и спрашивал на своём почти родном языке???

         И австрийцы говорят на своём диалекте, который трудно понять другим немецкоязычным людям. А может он тоже ничего не понимал на уроке как и я? Я думаю, вряд ли! Я понимаю, если он был бы родом, к примеру, из Южного Тироля, автономной горной провинции Италии, граничащей с Австрией, где жители говорят на итальянском языке или на австро-баварском диалекте немецкого языка, который очень отличается от официального немецкого языка. Но он родился и вырос в самой столице Вене и у него соответственно не было проблем с немецким языком. Значит у этого любознательного австрийца было что-то другое в голове или вообще ничего и на своего известного земляка-доктора медицины - Зигмунда Фрейда он был совсем не похож, а скорее нашему Роланду требовалась помощь от продолжателей дела великого Фрейда. Кроме того, самым уникальным было то, что наш непонятный австрияк в школу приезжал на белой старенькой ржавой девятке(ВАЗ-2109) и это в Германии, где можно по доступной цене приобрести другие красивые и современные марки подержанных автомобилей.

         Иногда он мне так нахваливал на полном серьёзе свой ржавый жигуль, говоря, что надёжнее автомобиля нет на свете. Я тогда не понимал, то ли этим он мне делает свой искренний комплимент, то ли он действительно был поклонником советского автомобиля. Но мой австрийский одногруппник и выглядел как-то странно. Из-за отсутствия многих зубов из переднего ряда во рту и волос на голове в свои тридцать пять он выглядел на все пятьдесят и у меня складывалось впечатление, что этот человек совсем не из Вены - одной из красивейших и культурных, балетных, театральных и музыкальных столиц Европы-родине прекрасной оперетты и выдающегося Штрауса, а из приисков урановых руд, где он оставил остатки своего здоровья и внешнего вида. Со своим неухоженным, небритым и убитым внешним видом наш австриец и был похож на свою любимую ржавую и перекошенную девятку. Они были со своим измученным жигулём словно два сапога пара! А где он оставил свои многие передние зубы? Неужели отбил об острые камни, карабкаясь по вершинам скалистых австрийских Альп? Или охватила его когда-то коварная цинга??? А где он ею заразился в сытой Европе?

         Однажды наш австрияк не пришёл на важную контрольную работу. Это было большим шоком для нас всех. А была виной того случая как раз его надёжная ржавая девятка, у которой заклинила водяная помпа и в результате порвался зубчатый ремень газораспределительного механизма, и наш австрияк остался на пол пути к школе. Но ничего! Одной плохой оценкой в тот день после контрольной работы было меньше, что намного улучшило статистику нашей общей успеваемости в группе. После серьёзной поломки своего ржавого драндулета, наш Роланд долго подозрительно косился на меня, будто я был во всём виноват, будто я ему накаркал и сглазил его очень надёжный советский автомобиль. А в моторе с объёмом 1300 кубических сантиметров в нашей советской девятке при обрыве зубчатого ремня гнутся выпускные и впускные клапана в поршневой системе, что произошло и у нашего горе-австрийца. Но этот случай ничему его так и не научил!
 
         Я не понимал тогда на учёбе, почему у нашего австрийца была такая тяга к каким-то странным и ржавым катарактам не немецкого производства. А может он по своему внешнему виду их подбирал? Или эти надёжные ржавые катаракты довели его до такого ободранного и измученного состояния? Или может быть он и вовсе не был австрийцем, а был  гастролёром-цыганом-коронованным конокрадом, выдававшим себя за цивилизованного европейца? Наверное, с лошадей переключился на подержанные автомобили из-за отсутствия в Германии диких полей и вольных степей??? Он купил или надыбал позже себе другую катаракту-чехотку-старую румынскую Дачию (Dacia), похожую на сгорбленную крысу из бухарестского подвала, так как ремонтировать ржавую девятку не имело больше смысла. Но нахваливать эту надёжную румынскую чехотку ему было некому из-за отсутствия в нашей группе румынов. Но так и лучше! Сглазить его румынский драндулет не мог больше никто. Поэтому на паузах он часто разговаривал сам собой, то ли проговаривая и заучивая учебный материал, то ли из-за сильной школьной нагрузки ему требовался совет земляка-Фрейда. Не зря говорят в Германии:  Знания человека могут быть ограничены, а глупостям нет предела........... "!!! Глядя на его сгорбленную Дачию, я часто вспоминал свою туристическую поездку в Румынию в 1990-ом году, когда я представил себя несчастным маленьким и напуганным Щелкунчиком из известной сказки немецкого писателя Гофмана, оказавшись на улицах Бухареста в компании этих отвратительных румынских автомобилей-крыс. Вот таков и был один мой одногруппник-поклонник советского и румынского автопрома, и любитель заумных вопросов и плохих оценок на контрольных работах. Но позже в общении с ним я догадался о причинах его любви к странному автопрому. В Вене он учился в гимназии, где вторым иностранным языком у него был русский, который он выбрал сам между русским и французским языками, объясняя мне тем, что французский на много сложнее, чем русский. Скорее всего, на уроках русского языка и внушили нашему австрияку большую любовь ко всему Советскому и социалистическому, в следствии чего он пошёл по пути обратного развития, полюбив то, от чего хотят нормальные люди избавиться. В Австрии и Германии в гимназиях английский язык обязательный, а второй иностранный язык тоже обязательный, но по собственному выбору между латинским, французским и испанским, а в некоторых гимназиях-русским или итальянским. 

        В нашей группе училось большинство таких учеников подобных выше описанным мною реальным персонажам. Иногда, наблюдая за нашими одногруппниками, мы с моим новым другом Петром не могли понять, а где же эти все великие Омы или Рентгены, Сименсы и Эйнштейны, сделавшие Германию передовой и успешной страной в мире. Неужели и эти великие учёные были вымышленными персонажами-героями сказок братьев Гримм? Мы с Петром позже стали лучшими учениками в группе и в этом нам помогло наше образование, полученное в Советском Союзе.

         У нас был предмет "Обществоведение" во время учёбы. Честно говоря, мне этот предмет не легко давался и в Казани! А здесь всё ещё на немецком языке. Но я просто зазубривал весь материал, не понимая о чём идёт речь. А когда я получал отличную оценку по контрольной работе по этому предмету, наши германские одногруппники не понимали - как такое может быть у человека, живущего в Германии полтора года. Они пока читали каждый вопрос и выбирали правильный ответ, то проходила уйма времени и они потом в торопях ставили крестики на неправильных ответах. А я эти вопросы вообще не читал! Я просто зрительно запоминал на каждый вопрос правильный ответ при подготовке к той или иной контрольной работе, а что стоит в вопросе я и не собирался читать и понимать. И это всё было благодаря нашим урокам по литературе в школе, где мы заучивали наизусть длинные отрывки из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" или монолог Чацкого из "Горе от ума" Грибоедова и так далее! А в германской школе нет урока литературы и такие длинные отрывки из поэм они не рассказывают наизусть! Хочу добавить, что эта дурацкая система, где нужно выбирать при ответе на вопрос правильный ответ из предлагаемых пяти, полная ерунда, которая ничему не учит детей и не даёт никакие глубокие знания. Недавно, к сожалению, и в России ввели такую систему при сдаче единого государственного экзамена.

        Ах чуть не забыл упомянуть нашего немецкого турка из группы по имени Месут и фамилии Симсек. Этот ученик был тоже своего рода оригиналом в нашей группе, свободно говорящий на турецком и немецком, так как он родился и вырос в Германии. Мне казалось тогда, что этот турок вообще не учился в школе. Для него любое элементарное математическое уравнение было чем-то сверхъестественным. Я сам ни раз его учил решать уравнения, но, к сожалению, по-моему так и не научил. Эх! Плохой педагог из меня получился. Однажды на уроке мы вспомнили теорему Пифагора и косинусы с синусами, относящимися к прямоугольному треугольнику. Мы потом часто использовали труды великого Пифагора при расчёте координат движения сверла на высокоточных станках с программным обеспечением и управлением. Какие бледные лица были у нашего турка и американца, когда мы однажды упомянули в наших расчётах квадратные уравнения и параболы, элементарные дифференциалы и катангенсы, катеты и гипотенузы. Наш турок от удивления и недоумения так выпучил свои глаза, что стал похож на грустного гуманоида, попавшего в плен к цивилизованным землянам. А американец пол дня сначала молчал, а другие пол дня говорил со всеми на английском. Видимо в его германо-американской голове произошло короткое замыкание. А когда однажды на уроке всплыл логарифм, то наш Фрэнк Мак Фэн остаток дня провёл в туалете из-за расстройства желудка, а потом вышел оттуда, напоминая мне бледного и безликого зомби из популярного клипа на песню "Zombie" из нашей молодости известной ирландской группы "The Cranberries". Наверное он там в кабинке тщательно освобождался от всего ненужного через другие вспомогательные чакры, упорно готовя свободное место в организме для школьного учебного материала. Для этих двоих наша учёба была тёмным лесом, в котором можно сразу же заблудиться, не войдя в него. Но наш турок был в других делах талантливым мастером-махинатором. Он умудрился у пол группы во время учёбы по-дружески и по-дешёвке скупить автомобили и потом их подороже продать. Отсюда напрашивается вывод-какой только специальности турка не учи, всё равно торгашом станет!!! И зачем нашему турецкому бизнесмену и торгашу от природы нужны были эти косинусы с синусами и квадратные уравнения с товарищем Пифагором?. Тем более потомки выдающегося грека Пифагора покорились в конце 15-го века великой Османской Империи, наследником и правоприемником которой и являлся наш турок Месут Симсек. Уж больно надо нашему гордому турку изучать какие-то никчёмные труды одного из представителей покорённого народа. А вспоминая эти геометрические правильные и неправильные или конгруэнтные треугольники и многоугольники хочу добавить немного из своего опыта общения с германскими и не германскими турками, уже давно хорошо обосновавшимися в Германии.
 
        Однажды при переоборудовании нежилого чердака в жилое помещение в нашем небольшом домишке с треугольной крышей я обратился к турецкой бригаде под руководством германского турка- мастера на все руки по имени Ахмет, потому что нанять чисто немецкую фирму обошлось бы нам в два раза дороже. Конечно! У каждого народа свои интересные способности и наклонности, связанные с их менталитетом и местом происхождения или рождения. В целом я был очень доволен работой турецкой бригады по утеплению и оборудованию нашего чердака, если не учитывать некоторые маленькие нюансы. Гипсокартоновые плиты положили и зашпаклевали немного не ровно, с небольшими закруглениями, будто пытались делать умышленно вавилоно-византийскую или стамбульско-константинопольскую узорную лепнину или турецкие руки неумышленно закругляли все углы, потому что не могли иначе. А может это было ценное средневековое искусство. Вероятно, шпаклёвочные работы выполнялись на глаз без специального уровня-по методу: глаза видят одно, а руки делают как получится. Одним словом, не о каких строго ровных и прямых углах, и треугольниках не было и речи. Но ничего! Самое главное, что эти турецкие мастера ножа и топора не вырубили шарообразный наутилус капитана Немо из нашего чердака в форме треугольной призмы. И на том большое им спасибо! Но самым маленьким нюансом было то, что эти специалисты в новой ванной комнате по ошибке подключили к сливному бачку унитаза горячую воду. Этот нюанс я во время заметил, присев на унитаз и оказавшись в тумане от паров бурлящей и кипящей воды после нажатия кнопки сливного бачка. Можно сказать, что весь огонь я взял на себя, а вернее - нашёл приключение на свою задницу, связавшись с турецкой фирмой под названием "Ахмет и Ко". Унитаз с подогревом и с исландскими лечебными горячими гейзерами соорудили эти весёлые турки у нас на чердаке. Или вообще - бакировская грязевая и сероводородная ванна-процедура для стимуляции жизненно важных органов. А что? Тоже не плохо.

        Но это было ещё не всё. Эта турецкая бригада соответственно тот шланг с холодной водой, который предназначался для смывного бачка, подключила к нашему душу. Какой-то контрастный душ получился. Сначала нагреваешь свой зад на унитазе, а потом его мгновенно остужаешь в холодной воде, причём и на унитазе, и под душом нет другой альтернативы. Я бы назвал эту водную процедуру: "Как закалялась сталь". Не чердак, а комфортный санаторий с экстремальными аквапроцедурами и турецким хамамом.

        Но а самым пресамым смешным нюансом было то, что вся работа, которая должна была быть выполнена за три недели, длилась почти целый год. Многие такого рода специалисты в Германии живут в другом более растянутом временном пространстве, где неделя состоит из трёх или четырёх месяцев. И это обычное явление здесь. У каждой строительной бригады своё гибкое летоисчисление, не имеющее ничего общего не с григорианским и не с юлианским календарями их клиентов. Набрав кучу заказов, взяв с клиентов предоплату и тем самым подсадив каждого из них на крючок, эти фирмы и не торопятся выполнять обещанную работу, подстраивая свой бурный график деятельности под хитроумные комбинации различных календарей таких как исламский, зороастрийский, персидский, византийский, иудейский и так далее-в зависимости от продолжительности терпения клиента. Не зря же говорят в Германии: "Каждый клиент - это король, желания и капризы которого должны беспрекословно исполняться". С тех пор я научился делать некоторые житейские дела по дому сам, что смело можно отнести к подразделу "Самообразование". Абсолютно не исключено, что и чисто немецкая фирма могла бы где-нибудь накосячить, но за гораздо большие деньги. Поэтому желательно учиться делать многие работы самостоятельно, чтобы не быть зависимым от всяческих курьёзов и катаклизмов серых будней. В основном фирмы-недоделки разбрелись по всей Германии в поисках хорошего клиента для реализации и воплощения своих творческих косяков в жизнь их жертв за странный временной промежуток.

         По этой причине я срочно научился самостоятельно обслуживать и ремонтировать своё отопительное оборудование или с большим удовольствием подстригать в саду кусты, выделывая из них строгие шары и правильные параллелепипеды. Благодаря умению подстригать кусты можно, наконец, на чёрный день стать великим модельером-парикмахером, практикуясь на чужой голове подравнивать остатки волос. Или напроситься к богатенькой семье газонакосильщиком и садовником, а потом уверенно разгуливать по чужому саду в сексикомбенизоне и играть накаченной мышцой, привлекая этим симпатичную хозяюшку дома. Мы с жёнушкой сами научились заполнять и оформлять годовую налоговую декларацию. А в Германии многие для этого обращаются к услугам финансовых консультантов и платят им за это деньги. Одним словом, если сам ничего не умеешь, то обдерут как липку и глазом не моргнут. Отличного специалиста очень трудно найти в Германии, впрочем, как и везде.

        Но благодаря нашим Кулибиным и талантливому, потомственному роду Левшей из бывшего СССР жизнь советского эмигранта стала намного легче. Например, свой автомобиль я обслуживаю и ремонтирую у одного из таких Кулибиных в его частном гараже. Оснащению и идеальной чистоте его гаража позавидует любой сервисный автоцентр типа мерседес или БМВ, где час работы стоит от 120- 150 евро. То есть заехал на фирменный сервисный центр на пару часов и выложил за это 500 евро. Причём в оплату услуг включено и часовое ковыряние автомехаником своего носа или других ещё не запачканных машинным маслом укромных частей тела во время его ремонтных работ. Иными словами, за деньги клиента любой каприз бездумно ковыряющиегося везде мечтательного автомеханика и это не говорит о том, что он хорошо отремонтирует автомобиль. Иногда доходит до смешного! Стоимость ремонта может существенно превысить реальную цену автомобиля, так как поиск неисправности ведётся методом бездумной замены по цепочке всех вызывающих подозрение агрегатов за счёт кошелька клиента. Думающие  автомеханики в Германии попадаются очень редко в последнее время, в основном примитивные гайкокруты в нарядных комбинезонах и без мозгов. Да и работа "думать" стоит денег и времени, проще-заменить. Но есть другой выход. Имеются хобби-автомастерские, где можно арендовать автомобильный подъёмник с инструментами за 10 евро в час и ремонтировать машину самому, чем я несколько раз занимался ещё в молодые годы.

        Не жизнь, а одно сплошное хобби в Германии. И это не плохо. Гармония, импровизация, глубокая душевная пронзительность с ритмичным пением великого певца и образуются при помощи разнообразия музыкальных октав, присутствующих в его волшебном голосе. Так и в жизни! Чем больше занятий у человека, тем интереснее незабываемые комбинации  из душевных октав, облегчающих проживание в нашем мире и поиск самого прекрасного на международной географической карте жизни на планете "Земля". Умея или учась выполнять различные интересные работы, человек проживает больше ярких моментов и увлекательных событий за одинаковый промежуток времени. Ну точно! Будто находится в плацкартном вагоне поезда, любуясь из окон по обе стороны меняющимися и незабываемыми пейзажами городков, деревень, полей и лесов под задумчивый стук колёс в счастливом ожидании города-цели, в котором ты рос. Но не то, что ночью! Когда не можешь уснуть под многокалиберный храп совсем разных и несуразных пассажиров, боясь в темноте пропустить свою родную станцию-город. Лишь одно радует - движешься вперёд в этой скучной тьме, попивая сладкий вагонный чаёк под мерцающие огни придорожных столбов.

        Хорошо, что много трудолюбивых, толковых и образованных людей приехало из Советского Союза, которые быстро переняв германские технологии, превратились в отличных специалистов своего дела. Есть к кому обратиться за помощью. А с местными немцами кашу вообще не сваришь. Пусть варят и едят свои сосиски сами. Тоже самое касается и врачей. В последнее время я начал изучать свой организм на всякий случай, что можно назвать моим новым начальным медицинским образованием. Врачи дают клятву Гиппократа, а меньшинство из них становятся врачами от Бога. Ведь клятва Гиппократа на прямую связана со здоровьем и бесценной жизнью человека. Не то, что та бессмысленная, которую мы давали при вступлении в пионеры или ряды ВЛКСМ, когда мы поклялись осуществить какие-то несбыточные планы и мечты коммунистической партии, о чём и сама партия не имела никакого представления. Поэтому хорошего врача можно найти только по знакомству или благодаря рекламно-языковой и ротовой пропаганде, и слухам. Русско-язычных врачей здесь тоже много. Да про медицину нужно долго писать, определённым образом настроившись на это.

       А на нашем утеплённом чердаке мы сделали себе спальню. Теперь я каждое утро, просыпаясь рядышком со своей жёнушкой-красавицей Шахерезадой и чуть разомкнув глаза, смотрю на эти странные турецкие круглогольники, поднимающие мне настроение и говорящие мне: "Здесь был Ахмет"! Благодаря восточному ретро-искусству в стиле "Тысяча и одна ночь" мой новый день начинается с хороших мыслей, красивых слов и добрых поступков, что очень помогает в нашей жизни самообразовываться и двигаться вперёд в положительном направлении в предвкушении будущей долгожданной тёплой ночи и следующего прекрасного дня.

       Мечтательно и задумчиво изучая перед сном ночное звёздное небо на чердаке-спальне через наши окна, расположенными под углом в 45 градусов и где правильным прямоугольным основанием нашей спальни в виде треугольной призмы является наша мягкая кровать, часто тянет на светлые мысли и воспоминания.  Дай Бог, чтобы это основание было крепким, крепким - на долгие годы! А как не потянет здесь на размышления! Ведь взор в ночное небо и устремлён по ровной биссектрисе прямого угла чердака. Не чердак, а одна чистая геометрия, которой нас в советской школе учили наши дорогие и уважаемые учителя-педагоги по призванию.

       А общаясь с этой турецкой специлизированной  бригадой во время утепления и оборудования нашего чердака, я превратился в неплохого полиглота, так как эта бригада состояла из турецких болгар или болгарских турков с корнями черноморских румын или балканских цыган, почти не говорящих на немецком языке. Но ничего! Нами был придуман новый язык эсперанто, основанный на обрывках из разных языков таких как: татарский, болгарский, турецкий. английский, немецкий и конечно же - русский.

       Чему только не научишься в Германии! Для самообразования нет предела. Но именно благодаря самообразованию можно научиться иногда уважать себя, что играет немаловажную роль в человеческой жизни. Я им начал заниматься здесь с первых же дней, внимательно наблюдая за движущейся картинкой в телевизоре при просмотре немецких каналов в течении пяти лет. Ровно пять лет всей семьёй мы смотрели только немецкое телевидение с целью научиться понимать язык. Спутниковую антенну умышленно не устанавливали. Особенно я любил смотреть с детьми мультфильмы и различные детские передачи типа советской АБВГДейки или утреннего Будильника. Детский немецкий воспринимался мне немного легче. Лежишь себе спокойно на диване и ни черта не понимаешь, почёсывая то живот, то затылок, то ещё не поймёшь где, куда руки автоматом залезут. Абсолютно никакого удовольствия смотреть весь вечер на меняющиеся кадры сопровождаемые каким-то грубоватым кваканьем, ухораздирающим кудахтаньем и собачьим лаем. Пересмотрев с детьми многие диснеевские и германские мультики по мотивам известных добрых сказок, я научился немного понимать язык и так остался в этих красивых сказках своим умом и сознанием в ожидании от жизни исключительно счастливого конца. Благодаря этим мультикам мой немецкий развился лишь до детского уровня, а дальше никак.

       Но и взрослым ребёнком быть тоже неплохо. Каждый человек, словно детский художник, сам рисует себе счастливые и разноцветные картинки в жизни, похожие на те, что в замечательных рисованных мультфильмах. Но лишь бы не намалевать себе чёрный квадрат. Хотя и у этого квадрата, к моему удивлению, был странный успех.

        Но а возвращаясь, наконец, к моему одногруппнику-турку Месуту Симсеку охотно добавлю, что он был бизнесменом и предпринимателем с большой буквы и прибыль считал на много быстрее, чем я решал элементарное уравнение. Торгашеские идеи в его турецкой голове возникали молниеносно, а потом он их проворачивал мгновенно, словно блеск молнии. А фамилия Симсек и означает " Молния" в переводе с турецкого. Наш турок, как и австрияк, тоже жил в одной дальней  деревне, но в отличии от австрияка часто опаздывал на занятия и прогуливал их. Но у него была уважительная причина. Разве можно лишить турка основного его занятия. И у нас на фирме у каждого турка кроме его основной работы есть всегда дела намного важнее.

        По соседству с деревенским домом наш турок открыл  собственную будку по производству и продажи шаурмы. А какой турок в Германии без шаурмы! Благодаря ей, я думаю, местные деревенские баварцы  давно уже позабыли про свою богатую  кухню и питаются на обеде, завтраке и ужине в основном изысканным кулинарным творением нашего турка. Вот такая благотворительная миссия выпала нашему доброму Месуту-накормить голодающих в Германии. Он и нас иногда кормил со скидкой во время учёбы. Бизнес же должен процветать все 25 часов в сутки, принося исключительно прибыль. Одним словом, наш невысокий, коренастый и лупоглазый турок с заплетённой сзади косичкой уже давно сформировался как очень разносторонне развитая и одаренная личность. А ему преподаватели в нашей школе пытались на уроках втемяшить какие-то основы электротехники, механики и пневматики с уравнениями и дробями. И то, что касалось практических занятий по металловедению, этот турок делал всё идеально, чётко и быстро.

             В нашей группе учились некоторые немцы, которые в теории мало что понимали, а вот в практике являлись настоящими творцами с золотыми руками. Или наоборот! Учился в  нашей группе почти двухметровый, очень умный и многодетный отец - местный немец-Гюнтер Висснер (Guenter Wissner). Он учился на одни единицы  ("единица" по-российски оценка "пять") и это был теперь уже чистейший немецкий вариант того, что фамилия на сто процентов характеризует человека, так как слово "Wissner" - это корень существительного "Wissen" в переводе на русский "Знания" и означает "Знающий". И он, действительно, был знатоком в любом предмете и моментально схватывал каждую новую тему, а затем получал за очередную контрольную работу отличную оценку. Но руки у него были вставлены не тем концом, что я хорошо видел на практических занятиях. Во время учёбы он отличился странным для меня поступком. Он продал свою старенькую и в хорошем состоянии Мазду за 2000 евро нашему скупщику автомобилей-бизнесмену турку Месуту и купил за эти 2000 евро навороченный велосипед, на котором он продолжал приезжать на учёбу и радоваться тому, что ему больше не нужно тратиться на бензин, автомобильную страховку и автомобильный налог. А то, что он всегда сидел на уроке мокрый, потный и вонючий после своей десятикилометровой велосипедной прогулки в школу- это мало его волновало. Поэтому остальные учащиеся  не могли никак сосредоточиться и вникнуть в новую тему на уроке, глубоко вдыхая и выдыхая носораздирающий аромат нашего знатока-велосипедиста-Висснера и теряя контроль над мозгами, и обсуждаемой учебной темой. Можно сказать, что каждый человек в нашей группе являлся  принудительным катализатором-фильтром, пропуская через свой нос и лёгкие душок нашего Висснера и выдыхая через рот уже очищенный воздух с богатым содержанием кислорода, а не углекислого газа и сероводорода. А может подобным образом наш Висснер избавлялся от будущих своих конкурентов? После занятий, честно говоря, от нас от всех пахло нашим Висснером и этот запах преследовал меня даже в моей машине по дороге домой каждый день. Я часто испуганно оглядывался назад, сидя за рулём, думая, что призрак нашего Висснера молча пахнет сзади в машине. Навязчивый дух Висснера бродил повсюду и следовал за каждым по пятам. Ну точно, почти как у увлечённых романтиков - немцев- Карла Маркса и Фридриха Энгельса: "Призрак бродит по Европе - призрак нашего Висснера"! Я представляю, что с нашим потным Висснером сделала бы моя школьная учительница по математике, окажись он на её уроках. Она всегда так нервничала и злилась, учуяв на уроке чужеродную и зловредную вонь. Ну точно! Он изучал бы алгебру и геометрию где-то далеко в рекреации самостоятельно и факультативно или предъявлял бы перед уроком математики записку- пропуск от родителей, как подтверждение того, что он был утром в душе. А в нашей германской профессиональной школе наш Висснер спокойно вонял на уроках и получал за это отличные оценки.

        Этот всегда взъерошенный и сырой двухметровый придаток математики так расслабленно сидел на уроке за первый партой и без особого труда щёлкал любую задачку, время от времени протягивая свои велосипедные лошадиные ноги почти до самой классной доски. На протяжении всей учёбы наш велосипедист-Висснер разводился с женой, о чём он так нервно и испуганно рассказывал нам с Петром на паузах между уроками. Во время бракоразводных рассказов со своим угрюмым и неотёсанным лицом-картофелем он напоминал мне замёрзшего наивного немца, попавшего в окружение под Сталинградом и сильно обидевшегося на своего тогдашнего правителя-гада, втянувшего его в смертоносную авантюру. Из всех  рассказов про его развод я вынес для себя очень важное: в Германии дешевле терпеть ворчащую, зудящую и  нелюбимую жену, чем разводиться с ней, а иначе останешься без штанов, если есть совместные дети. Следовательно, мысль о разводе способствует тотальному укреплению пошатнувшегося  семейного союза. Хочешь не хочешь, придётся заставить себя заново влюбиться в свою же жену, чтобы не остаться без штанов и не ездить потом гордо с голой попой на велосипеде всю оставшуюся жизнь. Ведь разрушить намного легче, а вот пронести через многие годы и сохранить, и преумножить добрые отношения - это настоящая большая наука, которой нужно учиться всю свою жизнь и которую можно несомненно отнести к теме образования! Образование-это и есть образование нового человека с момента его рождения и на протяжении всей его жизни. А наш Висснер пока на тот момент остался без машины, пересев на железного педального коня, не требующего бензина, но ещё в потных велосипедных штанах. Видимо его мокрые штаны не нужны были его теперь уже бывшей жене. Но можно было бы использовать его длиннющие штаны в качестве огромной половой тряпки для швабры и на память о нём на многие годы.

        Учились в нашей группе и другие интересные немцы. О некоторых из них я пробегусь в двух словах. Был у нас толковый и смекалистый Андреас Шнайдер, приехавший в Нюрнберг из одного небольшого городка на границе со Швейцарией. У него было четверо детей и пять собак-овчарок с двумя кошками. Он всю учёбу искал себе жильё для аренды, так как ему с таким количеством зверей и детей никто не хотел сдавать квартиру. После учёбы он мечтал уехать к себе домой и работать по специальности в Швейцарии, потому что в Швейцарии совсем другие зарплаты и очень прекрасно жить в Германии со швейцарской зарплатой. Зарабатываешь деньги в Швейцарии, а тратишь их в Германии. В Германии всё дешевле, чем в Швейцарии. Пришёл наш Андреас на учёбу со стрижкой под ноль, напоминая мне советского призывника, а закончил учёбу с причёской как у хиппи из 70-х годов прошлого столетия. А что? Тоже  вариант для многодетного отца и бедного студента для того, чтобы сэкономить денег на стрижке и прокормить своих детей и зверей. 

       Учился в нашей группе и один великий прогульщик уроков добродушный Александр Абрахам, очень смахивающий на Джона Леннона. А какие у него были уважительные причины по неявкам на уроки! Нужно же додуматься до этого! Однажды он отсутствовал целую неделю по очень уважительной причине: он позвонил в школу и сообщил, что не может найти свои очки третий день и поэтому не может выйти из дома без них. Или вот такая уважительная причина: он был на пивном фестивале и случайно там простудил горло из-за беспрерывного поглощения Священного немецкого напитка. Самое интересное - он не стеснялся быть глупым в своих уважительных причинах. А многие немцы и отличаются этим удивительным качеством-не стесняться быть тупым и глупым в своих вопросах, что можно отнести в какой-то мере и к положительным свойствам человека. А мы были в своё время скованными, закомплексованными и чересчур стеснительными, что очень мешало в формировании индивидуальной и незаурядной личности. Стеснение часто порождает забитость и замкнутость человека, которые препятствуют открытию интересных способностей и в следствии чего такой человек медленно и верно обрастает толстым чеховским футляром. Для нас в СССР было главное: "Что другие люди подумают"?.... А здесь большинству наплевать, что другие подумают, лишь бы самому было удобно. 

       К примеру, некоторые стеснительные немцы так громко сморкались на нашем уроке, продувая и азартно выковыривая затюканным и пожелтевшим белым платочком остатки слизистой оболочки из своего сизого носа. Из-за их очищающей процедуры я не усвоил много учебного материала на уроке, постоянно отвлекаясь при очередном хрюкании немецкого трубадува-сморчка. Симметричная, доносящиеся из разных углов классной комнаты, квадро-хрюкосимфония очень сильно мне мешала и раздражала. У них в порядке вещей-продувать свой хобот, находясь именно среди людей, а не зверей, причём везде-даже за едой. Что естественно, то, видимо, не безобразно. Они уже родились с этим жёлто-белым платочком и хоботом-кладом из кучи соплей. Но природная естественность не повод, чтобы выпячивать иногда свои недостатки.

       Учился в нашей группе ещё один интересный полунемец - Карлос Раненберг. Его отец-немец когда-то уехал в командировку от фирмы "Siemens" в далёкую страну Перу и повстречал там красивую перуанку и женился на ней. В результате большой немецко-перуанской любви и появились на свет наш Карлос с его братом и сестрой. Карлос тоже свободно говорил на немецком языке, несмотря на то, что основную часть своей сознательной жизни он прожил в Лиме, в столице Перу, говоря на испанском языке. В свои молодые годы он уже жил в Нюрнберге и учился в университете, но а потом бросив учёбу, уехал обратно в Перу и открыл в Лиме маленький магазинчик, торгуя оконными гардинами, занавесками и шторами. А его немецкий отец так и не захотел больше возвращаться в Германию, оставшись в перуанских индейских джунглях, бросив свою перуанскую жену и нашего Карлоса с братом и сестрой. А может он нашёл в этих джунглях на подножии перуанских Анд свою новую любовь-метиску из индейской семьи? И что с некоторыми людьми делает благополучная Германия, если они готовы жить плечом к плечу, губой к губе и телом к телу с прямыми потомками инков в перуанских джунглях или на берегах Амазонки, не боясь быть скормленным страшным зубастым пираньям или крокодилам. Но а наш Карлос, напротив, решил переехать со своей перуанской женой и тремя детьми в Германию и начать жизнь с чистого листа. Отцы едут в поисках лучшей жизни  в одну сторону, а дети возвращаются!!! Вот такое вот переселение людей и целых народов между континентами иногда происходит. Поэтому Карлос и оказался в нашей школе. Чтобы хорошо конкурировать на рынке труда в Германии нужно обязательно иметь востребованную специальность.

        Такими  были мои некоторые совсем разные германские одногруппники, впрочем точно такие же как и в моей группе в КАИ в далёкие девяностые. А каждый маленький и простой человек - это интересная судьба, про чьи приключения  можно писать увлекательные книги.

        Немного напишу о наших преподавателях, если их вообще можно назвать таковыми. Но всё-таки был в нашей школе один замечательный учитель по электротехнике- Херр Отт(Herr Ott). Таких учителей по призванию я и в Казани редко встречал и это большое счастье учиться у обаятельных и увлечённых людей. На уроке он так отчётливо и доходчиво объяснял любую новую тему, аж я забывался, что слушаю урок на чуждом мне немецком языке и понимал всё почти с первого раза. У него на уроке как раз я, наконец, разобрался с принципом работы биполярного транзистора, теристора и диодного моста, чего я так и не допонял, учась в нашей советской школе на родном языке.  Кроме того он жил в деревне и держал в своём частном доме бычков, что являлось его вторым основным занятием. Он иногда привозил свежее мясо в школу и продавал нам за символическую цену. Настоящий энергичный и позитивный немецкий мужик, на каких стоит равняться!!! А о других преподавателях в нашей школе у меня нет и слов.

        Иногда посещая родительские собрания в гимназии у детей, я для себя подметил, что учителей по призванию не очень много. Наверное, в последнее время - это везде большая редкость. Чтобы уметь детей и взрослых хорошо учить, не помешало бы сначала  научиться людей любить, не обращая внимания на национальность, цвет кожи или неопрятный внешний вид. Мы с моей жёнушкой не были в восторге от большинства никчемных педагогов наших детей, делящих детей на своих и не своих. В Германии в последнее время очень большая нехватка учителей и поэтому из-за нагрузки нет времени для индивидуального подхода к каждому ребёнку даже несмотря на то, что профессия учителя оплачивается очень хорошо. В нашей советской школе учителей-педагогов было по более и работали они с нами почти на голом энтузиазме. Как жаль, что голого энтузиазма почти не существует больше в природе. Ему нужно учиться всю жизнь.

         Если речь зашла о давно позабытом энтузиазме, то не могу не вспомнить мою учительницу по истории, которая каждый урок с пеной у рта, постоянно нервничая и обижаясь, вдалбливала нам эту историю. А история несколько раз с тех времён подверглась переписке. Вот и о Ленине давно уже забыли вместе с его вторым съездом-сходняком РСДРП и нет больше той страны, где мы родились и историю которой изучали. И в Германии детям рассказывают свою историю в оправдании себе о том, что и Сталин был не чуть не лучше Гитлера, отводя большую заслугу во Второй Мировой войне американцам, чьими вассалами и являются немцы в настоящее время. Но у них и нет другого выхода! Кто платит, тот и заказывает музыку или историю. Когда дети учились в гимназии, их возили на экскурсию в бывший концлагерь Дахау. И за это большое спасибо. Чтобы помнили и знали те ужасные злодеяния, которые натворили немцы в страшные годы войны. Каждая страна пишет свою историю, а политики её частенько переписывают себе в угоду и внушают её каждый день рядовому обывателю. А вообще, честную или более правдивую историю может изложить лишь тот человек, который сам непосредственно  на прямую оказался участником тех, канувших в лету, событий, чем я и занимаюсь иногда, излагая свою историю и участником которой был я сам.

       Моим детям на уроках по химии рассказывали, что периодическую систему химических элементов одновременно придумали два учёных: Д.И. Менделеев и конечно же немец-Юлиус Лотар Мейер. Оказывается иногда бывает в жизни так, что один и тот же сон видят совершенно два разных человека и в разных концах света. А может два учёных в ту ночь спали в одной и той же комнате? Или по ватсапу обменялись своими важными сообщениями? От моей уважаемой учительницы по химии  я не слышал на уроке про этого известного немца со смартфоном.

       Каждый народ приписывает себе частенько больше заслуг. Поэтому учат по химии в германской школе дети периодическую таблицу Мейера, а не Менделеева несмотря на то, что оба учёных одинаково внесли большой вклад в развитие мировой химии. Или на вопрос "Кто первый полетел в космос"? некоторые мои коллеги по работе отвечают по разному. Одни говорят, что собака, а другие-американцы. В принципе они говорят правильно. Их так научили в школе, пренебрегая всем великим, что совершили наши советские люди-герои. Луна - это Космос, а наш Ю.А.Гагарин просто погулять вышел по орбите, рискуя своей жизнью. А про нашу героическую первую женщину-космонавт Валентину Терешкову и по давно никто не слышал.

       На своей учёбе я с удивлением обнаружил, что в Германии математические задачки с пропорциями и процентами решают совсем по другому. Честно говоря, я так и не понял до сих пор эту дурную методику. Мне кажется, что это всё связано со странной логикой немецкого языка. Читая бюрократические письма из разных учреждений, иногда даёшься диву. В немецком предложении отрицание ставится в большинстве случаев в конце. То есть, читаешь с большим оптимизмом и надеждой текст в письме о предоставлении, например, денежной надбавки, а потом на третьем листе обнаруживаешь, что тебе эта надбавка не полагается. И для чего писали три листа? Я научился читать эти письма с конца, то есть вообще не читать и быстро улавливать смысл. Благодаря этой великолепной логике в Германии сформировалось огромное сословие людей-паразитов, красиво заливающих по ушам, а в результате-нет никакого результата. А эти три листа упорно сочинял какой-то клерк-сорняк из семейства паслёновых. Таких клерков полным полно у нас на фирме. Самое главное - красиво рассказать, проделав видимость большой работы. А немецкий бюрократический язык не имеет ничего общего с повседневным. Его сами немцы не понимают.

       Или вот такая баварская странная логика! В Баварии слово "Servus" означает и "Привет", и "Пока". Хорошо, что повстречал человека два раза в день, то есть- один раз с ним поздоровался, а второй раз - попрощался. А если видит тебя человек один раз и говорит тебе "Servus", что это может значить??? То ли он поприветствовал тебя утром, то ли уже попрощался или ещё хуже - культурно улыбаясь послал тебя на три буквы с самого утра. Оптимист подумает, что с ним поздоровались, а пессимист, что его послали куда подальше. Очень удобное слово! Каждый день на работе я скрытно посылаю на три буквы людей, вернее на шесть букв(Servus), которые мне совсем не симпатизируют. А умение - культурно и не разозлив послать нежелательного человека по дальше - это и есть высшая нота в самообразовательном процессе, что я и осваиваю в последнее время. Ведь и тот клерк-паслёновый сорняк аккуратно отправил меня подальше, написав предисловие из трёх листов, а я остался добрым, успев остыть и крепко уснув при чтении непонятного романа.

Продолжение следует......
http://proza.ru/2019/12/09/1433


Рецензии
Добрый день, Наиль.
Я в восторге от Вашего рассказа. Я бы его назвала поучительная история для тех, кто мечтает жить заграницей. Оказывается, не всё так радужно, как это представляешь себе на родине. Но я надеюсь, что у Вас всё сложилось хорошо, благодаря такому усердию.
Хотя некоторые моменты описанные в Вашей истории, например про рабочих, автомехаников или даже учителей, присутствуют и в России тоже. Иногда я забывала, что читаю про Германию. Наверное, это уже зависит от общества в целом.
А советское образование-самое лучшее! С этим я с Вами согласна.
Спасибо, Наиль, очень понравилось!
С уважением,
Марина

Марина Сотник   28.08.2021 14:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина! Благодарю Вас за прочтение моих мемуаров и прекрасный отклик! Есть, что вспомнить... До сих пор не могу понять, откуда здесь берутся грамотные специалисты. Но их всё меньше и меньше с каждым годом. Всего Вам самого доброго, Марина! С улыбкой и уважением! Наиль.

Наиль Габдульянов   29.08.2021 10:14   Заявить о нарушении
Интересно написано. Швырять в голову увесистые трансформаторы - это круто! Таков он - Запад!

Я органически не перевариваю так называемую "Германию" из-за её военных преступлений. Да и "Америка" совершила немало преступлений...
Дикое и бредовое - также преступление больных на голову Горбачёва, Ельцина, Бжезинского - оккупация свободолюбивой ГДР со стороны неадекватной ФРГ. Так пусть же будет - если не Восточная и Западная Германия, то - Северная и Южная!
Напишите, пожалуйста, рецензию на: http://proza.ru/2017/01/28/1460
Мекленбуржец - и Южногерманский шпион
Или: http://proza.ru/2017/05/09/1031
День победы в 2217 году
Вот что ещё в тему:
http://proza.ru/2021/07/28/406
Биязи и немецко-русский словарь крепких словечек
Николай Николаевич Биязи... Был такой.
...
С теплом Саша.

Принц Андромеды   14.09.2021 05:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.