Золотая лихорадка

Третий день подряд, занудно, с перерывами моросил дождь. Снег в тайге растаял и только окружающие долину горы стояли в белых шапках .Работы у зимовщиков Иркутской гидрографической партии к маю поубавилось, и, если бы не прилетел на вертолете отряд снеголавинной  службы из Ташкента, народ бы заскучал .А так было любопытно наблюдать за новенькими, впервые попавшими в сибирскую тайгу. К тому же сегодня было воскресенье и всех ждало главное развлечение-баня.
    
 В левой половине зимовья три начальника обсуждали житейские проблемы: Пал Палыч -  начальник партии, Леха Кавинин - начальник отряда и Мишка Береснев - старший у азиатов , как их стали называть сибиряки. Вокруг был обычный мужской уют - на полатях валялись спальные мешки вперемешку с одеждой, на двух столах у подслеповатых оконцев - пачки сигарет, мелкие инструменты, патроны, гильзы и прочая дребедень .Разговор закрутился вокруг достопримечательностей окружающей местности. На новых БАМовских картах картографы оставили   названия старых , давно забытых, золотых приисков: Староелизаветинский ,Потемкинский, Новоалександровский и т.д.
 
--Это сколько же здесь золота мыли—задумчиво почесал бороду Леха. —М-м-м-ного заикаясь ответил Пал Палыч, закуривая сигарету Байкал-- старики рассказывали, что по тайге бродили старатели-промывальщики и добытчики,  а за ними охотились разбойники.  До сих пор находят в тайге сгнившие зимовья, а вокруг них людские кости. Поэтому государственные прииски охраняли жандармы.

--И откудова здесь золото?— спросил Леха. –Как откуда?—вступил в разговор Мишка : - Недавно геологи проходили, они рассказывали про геологию этих мест. Называли геологическую структуру - приленский пенеплен. Даже великий Ульянов взял себе кличку Ленин  из-за расстрела рабочих на Ленских приисках. В школе историю изучали?  А наша река Кунерма один из истоков реки Лена. Так что золота здесь должно быть навалом.
 
--Эх, намыть бы  золотишка и разбогатеть  - мечтательно протянул Леха, наблюдая как Береснев, машинально взял в руки гильзу, и начал ее рассматривать, Потом он провел по краю гильзы напильником и на стол посыпались крошки металла. — А, чё, похоже на золото — сказал он, собрав крошки в кучку. — Л-л-л-латунь презрительно пробормотал Пал Палыч. – Латунь, не латунь  - хитро переглянулись Леха с Мишкой  - а, не    знаючи, можно принять и за золото. В головах созрел каверзный план. После недолгих и веселых обсуждений деталей предстоящих действий, Леха промолвил:— Главное, чтобы Паша не подкачал.— Как это?—не понял Мишка.
 
--Пал Палыч авторитет, старый таёжник, если он нас не поддержит, ни кто не поверит.— А, бить потом, кого будут? — поинтересовался авторитет.— Да, ладно тебе Паш, обыкновенный розыгрыш. И мужиков встряхнуть надо, а то ползают как сонные мухи.
 
--После обеда дежурные затопили баню, сложенную давным - давно из здоровенных бревен кедрача на берегу реки, месте слияния Кунермы и ручья Дикого. Первыми в баню, естественно, поперлись иркутяне, привыкшие к первому жаркому пару. Парились по  трое,четверо с уханьем и кряканьем, охаживая друг друга берёзовыми вениками. Весело выскакивали из пара и с матерками окунались в холоднющую речку. Последними пошли мыться азиаты в уже слегка остывшую баню. Быстро попарившись, Мишка выскочил как- бы окунуться в реке и, развернув бумажку, посыпал латунным порошком мокрый песок у воды. Получилось красиво  - песочек заискрился золотыми блестками. Только в воде у берега плавали, попавшие туда крошки. Матюгнувшись, Мишка отогнал рукой крошки от берега и, поежившись от холода заскочил в баню:— Мужики, мужики – заверещал  он истошным голосом, приоткрыв дверь в парную  - посмотрите, что я нашел. Голые,  распаренные, азиаты вывалились из бани и заворожено уставились на песок.

--Похоже на золото - недоверчиво зашмыгал носом один из них.— Конечно золото—загалдели остальные — надо иркутянам показать.
Наверх, по тропинке потянулась процессия - впереди голый, прикрыв срам веником, Мишка, держа в ладони горсть, аккуратно зачерпнутого золотого песка; за ним полуодетые остальные азиаты. Иркутяне в ватниках  уже сидели за длинным столом и черпали ложками кашу. Те, которые сидели лицом к тропинке перестали жевать, заворожено наблюдая странное зрелище.   Сидевшие напротив них, поняли, что за спиной происходит что - то очень интересное.
 
 Слегка посиневший от холода Мишка, подскочил  к  Пал Палычу и сунул ладонь ему под нос: -    Ч-ч-ч-что  это?.... Пал Палыч, потрясенный самоотверженностью золотоноши, подавил смешинку в голосе и строго спросил: — Г-г-г-где нашел?— Т-т-там, на берегу, рядом с баней -  стучал зубами от холода и заикался Мишка. Что тут началось!!!  Какой ужин? Все разом вскочили, загалдели, кто, во что, горазд,  и посыпались по тропинке вниз. В воздухе повисла тишина. Уставившись на весело блестящий песок, народ, молча, озирал окрестности.

--О! Как раз напротив ручья Дикого, наверное, оттуда нанесло — подсказал направление мыслей Леха Кавинин.
 Дальнейшее развитие событий происходило уже наверху.  Вокруг крышки от кастрюли с золотым песком собрались, недоужинавшие иркутяне, и голодные, но уже одетые азиаты. В толпе наблюдались недержание речи и лихорадочный блеск  в  глазах. Кто-то притащил фотоаппарат, другой пытался водой промывать песок, остальные просто галдели.  Царило нездоровое оживление. И только Пал Палыч хранил стойкое молчание. Вдруг, радист иркутян, этот прыщавый гад в очках, вскрикнул:—Кислота !Кислота нужна чтобы проверить, золото ведь не окисляется.—Откуда у нас кислота—отбил нападение Леха—пока вертолетом закажем, пока привезут...—У меня есть, есть уксусная эссенция для протирания контактов в рации—радостно заявил радист и ринулся в землянку .

 Трясущейся рукой, он попытался налить из бутылочки в кружку. Леха отобрал у него и бутылочку и кружку, и незаметно, заменил на кружку с обыкновенной дождевой водой. Пал Палыч полил из кружки золотой песок (о запахе никто и не вспомнил) и, наконец, зло произнес -  З-з-з-золото!!!
.Мишка с Лехой облегченно вздохнули и, переглянувшись, быстро уничтожили следы преступления.
 
 За вечерним чаем мужики немного успокоились и забросали начальников вопросами:—Почем грамм золота? --Как его моют? –Г де  принимают?  и …. Битый час продолжалось обсуждение насущной темы, пока Пал Палыч не решил прекратить этот бедлам:—Давайте лучше обсудим план работ на неделю. –Какой план, какие работы? — деланно возмутился Леха, —Ты Паша как хочешь, а мы с моими ребятами завтра начнем делать лотки и делить участки.— Какие участки? -заволновались мужики. — Как, какие? — рассудительно продолжал Леха: — Всегда так, когда находят золото, делят местность на участки, и каждый на своем копошится.  Вы, чё, Джека Лондона не читали.— Тогда я первый буду выбирать, как первооткрыватель — вставил Мишка. – Имеешь право, эх повезло азиатам, последними в баню пошли и первыми золото нашли.

Через два дня Пал Палыч собрал зачинщиков и угрюмо произнес:— П-п-п-пора кончать эту херню. Никто не работает, по лесу шарются как подорванные. А, вчера в верховьях Дикого, медведица нашего радиста с тазиком шуганула. Так и до беды недалеко.
--Пора-то пора, да ведь убьют его — кивнул Леха на Мишку.— Как это убьют?— заволновался Мишка:— За что, и почему меня одного? Нас трое все это придумали.
--Трое, трое –передразнил Леха, а  кто голяком вокруг прыгал?—И еще первооткрыватель—поддакнул ПалПалыч. Потом успокоил:— убить не убьют, а помять могут.

-- И что теперь делать? — Спрятать его надо.— Где ж его спрятать?- захихикал Леха—в тайге что ли, так долго не выдержит - околеет.
- Знаешь что Мишка? Собирай-ка завтра по утряне своих ребят, и дуйте на водомерный пост на ручей  Нижний. Там в зимовье пару дней перекантуетесь и назад.   А,  мы с  Лехой,  тут пока мужиков успокоим.
--Да они не найдут, заблудятся — забеспокоился Леха.
--Жить захотят - найдут — утвердил план спасения Пал Палыч.


Рецензии