Гофман иллюзия и реальность

       Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) разделял убеждение профессора философии Кенигсбергского университета Иммануила Канта о том, что иллюзия и реальность есть в некотором смысле одно и то же, ибо в голове человека могут содержаться лишь такие образы, которые в эту голову внедрены извне. Иными словами, наши фантазии (если мы не сошли с ума) обусловлены тем, ЧТО в той или иной степени, явно или тайно, наблюдается в окружающей действительности.

       Если говорить совсем просто и определенно, с точки зрения Гофмана, всё, о чем он писал, было абсолютной правдой. Гоголь думал точно так же, а Пушкин колебался, проявив твердость лишь в «Пиковой даме». Потом наступило время реалистической школы, в которой фантазиям отводилась роль иносказания. Лев Николаевич Толстой в поздний период своего творчества отвергал «всякие выдумки», называя Гофмана «алкоголиком», а его собрата-философа Канта «наркоманом».

       Пожалуй, самое известное произведение Эрнста Гофмана – «Крошка Цахес». Коли не читали, прочтите, получите удовольствие. Там речь идет о совсем ничтожном человечке, который определенному кругу личностей представляется почти что гением. Таковых сегодня хоть отбавляй.

       Некоторые литературоведы уверяют, что сам писатель под Цахесом подразумевал Наполеона, перед которым расшаркивались всеми почитаемый Иоганн Гете и многие другие представители европейской элиты.

       Анна Ахматова в одном из писем не побоялась высказать мнение, что Крошка Цахес похож на Иосифа Сталина.

       Мне – наиболее мелкому из перечисленных здесь индивидуумов – Цахес, когда я прочитал повесть в конце семидесятых, напомнил Андрея Макаревича. Он находился на периферии моих знакомств, но первый миллион рублей – немыслимую в ту эпоху сумму – уже заработал.

01.05.2020


Рецензии