Малиновые погоны

               
  Довелось мне дежурить  9 мая 1975 года, погода была прекрасная, тепло и ясно. Обыкновенное дежурство с той  лишь разницей, что одет был в форму. Обычно опера дежурят в «гражданском», но праздник есть праздник, Зато не надо было идти в  оцепление на демонстрацию. Не так давно ввели парадные малиновые погоны на китель, вот и был я одет по всей форме, в белой рубашке и  малиновых погонах лейтенанта милиции. В напарниках у меня был стажер, курсант четвертого курса Омской  высшей школы милиции Олег Брусницин, закрепленный за мной на период стажировки. Почти до обеда ни одного звонка в дежурную часть. Праздник, да ещё какой- 30 лет Победы. Народ празднует. Однако не все. Вернее все, но некоторых, после празднования, потянуло на «приключения».
«Квартирная кража» сообщил нам дежурный, и мы пошли с Олегом на выход, где нас ждала дежурная машина. Кража произошла не так далеко от райотдела на той же Нефтезаводской, только на четной стороне. В принципе, искать злоумышленника долго не пришлось. Соседи видели его и даже узнали и показали нам и дом и подъезд. Подозреваемого мы застали дома, им оказался молодой мужчина лет двадцати пяти, работник цирка, гимнаст. Полез в квартиру соседнего дома, будучи в нетрезвом состоянии. Но факт остаётся фактом и я сел за стол и сначала отобрал у него  объяснение, а потом стал писать протокол изъятия похищенного. В это время «циркач» попросился в туалет.
«Олег, проводи, только будь с ним рядом» обратился я к Брусницину. А сам продолжил писать протокол.
Буквально через минуту я услышал крик подозреваемого:
«Только открой, убью». В комнату влетел Олег, лицо растерянное, глаза расширены.
«Что случилось?»
«Он в туалете закрылся»
«Я же сказал тебе быть рядом»
Быстро вышел в коридор, где был туалет и дернул ручку двери. Закрыто и опять от туда - «Только открой!».
Дело принимало совсем ненужный оборот. Вышел в коридор, позвонил в соседнюю квартиру, когда открыли, попросил, если есть, топор. Принесли. Зашел опять в коридор, достал табельное оружие и передернул затвор. Пистолет в правой руке, топор в левой. Мать подозреваемого, увидев пистолет, запричитала во весь голос. Топором начал вскрывать туалетную дверь, и она поддалась. В это время дверь распахнулась и «циркач» попытался выскочить из квартиры на площадку. Как – то всё быстро произошло, но не успел он сделать и двух шагов, как я, выпустив топор, левой рукой сверху обхватил сзади его левую руку и прижал его к себе, в правой у меня был пистолет. На «автомате» большим пальцем правой руки опустил флажок фиксатора выстрела. Забыл сказать, в правой руке нашего «героя» был железный треугольный совок, которым он пытался меня ударить, но у него не получалось. В это время «включился» Олег:
«Пистолет» - как – то полукриком  произнес  он мне, на что я так спокойно ему ответил - «Блокирован» и в это время Олег получил удар по запястью руки махающего совкам «циркача».
Я стал выводить его из подъезда, благо был первый этаж. Двигались мы как «сиамские близнецы» только спаянные живот со спиной. Я выталкивал его, он естественно сопротивлялся.  Так мы и вышли на улицу и тут он решил завалить меня, толкая на палисадник у подъезда. Но, во  – первых, я когда – то занимался борьбой, хотя и не долго, но приемы знал и мог его просто бросить на этот же палисадник, тогда мне пришлось бы отписываться за нанесенные ему травмы. Но  это не входило в мои планы и во – вторых нашу возню увидел водитель нашей машины, он выскочил, вырвал совок и дал мне возможность заломить руки и надеть наручники. В итоге кроме статьи за кражу личного имущества нашему «герою» вменили нанесение телесных повреждений сотруднику милиции при исполнении им своих служебных обязанностей. Брусницын съезди в травпункт, где ему обработали рану. От меня он услышал много нового о его знаниях, полученных в школе милиции, о самой школе милиции и еще много чего интересного. В, извиняюсь, идиоматических выражениях. После чего я отправил его домой залечивать раны. А сам продолжил дежурство.
Очередной выезд случился на семейный скандал. Наотмечавшийся муж стал выдвигать претензии жене, в итоге дело дошло до «боевых действий». Женщина, как это часто бывает, позвонила «02» и добавила -  «Убивают». Начали успокаивать мужика, он, естественно, возмущался и не хотел успокаиваться. При этом у него, после «боевых действий» (и ещё надо было разобраться, кого «убивали») лицо было в крови, и она еще сочилась. В итоге успокоения оного субъекта мои малиновые погоны, белая рубашка и парадный китель были измазаны кровью. По приезду в райотдел попросил дежурного дать мне машину съездить домой, переодеться.
Дежурство я заканчивал в кителе с обычными погонами и в рубашке серого цвета.

 * Брусницын Олег Борисович дослужился до звания полковника милиции, занимал пост начальника Управления уголовного розыска УВД области. К сожалению, рано ушел из жизни. Сердечный приступ.


Рецензии