Зулейха - сколько можно?
Так сложилось, что многие из уважаемых мной публичных людей заняли абсолютно категоричную позицию. Справедливости ради, сразу оговорюсь - я отношусь к числу людей, которые свято верят в свое самое счастливое советское детство. Поэтому, уж точно, не стоит причислять меня к новомодному либеральному течению.
Книгу прочитала в свое время книгу от корки до корки. Первое впечатление было неоднозначно. Непривычный сценарный стиль написания. Навязчивая мысль, что задана определенная конъюнктурная тема - национальный вопрос, раскулачивание, депортация, нелицеприятный партийный образ. Но при этом, зацепило очень тонкое, поэтичное, трепетное отношение автора к национальной культуре, та осторожность, с которой приоткрывается читателю крестьянский быт, нравы, порой первобытные по простоте и суровости. Очень быстро я полностью погрузилась в перипетии сюжета и была очарована мастерством замысловатого узора, где таинственным образом переплелись человеческие судьбы с великолепным описанием нетронутой девственной природы, являющей собой закон и суть самой жизни. Прочла на одном дыхании. Потом еще долго находилась под впечатлением…
Трагедии, боль, испытания судьбы - отошли на второй план. Это книга о мужестве, о любви, о жертвенности, о стремлении жить, не смотря ни на что! О способности сохранить в себе человека в нечеловеческих условиях. А подлецы были во все времена. У каждого государства есть страницы, о которых предпочитают умалчивать. Всегда были перегибы, злоупотребления, примитивность и жестокость. Ни одни благие намерения не обходились без насилия, начиная от Крестовых походов и до наших времен. На мой взгляд, только осознание и принятие спорных моментов как данность, как неотъемлемую часть истории, которую невозможно заново переписать и изменить, позволит закрыть болезненную тему, сделать правильные выводы и развиваться дальше.
Многие наотрез отказались смотреть фильм, повторяя растиражированную версию заказной антисоветчины и отвратительного пасквиля. Соглашусь только в одном - книга и киноверсия - это не совсем одно и то же. Режиссер достаточно откровенно выразил свое негативное отношение к политическому устройству страны того времени, отдельно к личности Сталина, и показательно однобоко преподнес конфликты интересов, додумав эпизоды и введя дополнительные детали.
Анимационная находка, где птицы слетаются в национальный орнамент – великолепная находка. Но автор на этом не остановился! Черные птицы, как мрачные люди бредут и бредут…. Честно говоря, у меня это вызвало улыбку в самый неподходящий трагический момент. Явно злоупотребил мультиками, пытаясь тщательно разжевать зрителю пафосные мысли. А то вдруг не догадаются! Отвратительным показался один момент: едут трактора, а за ними остается пахота из гробов. И звезды так, пожирней нарисовали – чтоб наглядней обозначить врагов. Хороша, однако, коллективизация! Удивляюсь, что никто до сих пор вой не поднял по этому поводу...
Все зацепились за перекличку политзаключенных с именами реальных духовных и политических деятелей. Не могу достоверно подтвердить этот факт. Как я не пыталась уловить имена и проверить, ничего не получилось, - много побочных шумов в кадре. И вообще, у меня сложилось такое впечатление, что фильм стал только поводом в очередной раз столкнуть лбами противоборствующие стороны. Как не крути, но фильм получился хороший. Да! И именно в этом проблема…
На белоснежном просторе сказочная птица, вытоптанная маленькими детскими ножками, кружащими в бесконечном танце в сокровенных тайниках памяти и ушедших в небытие - это же просто гениально! После такого начала я уже не в силах была не посмотреть этот фильм.
Чтобы не говорили, получилось качественное кино. Игра актеров, работа оператора, музыкальное сопровождение, монтаж - все на должном уровне. Выдавая прокатное свидетельство, могли бы задать несколько вопросов режиссеру, но этого не случилось, не сочли нужным. Следовательно, это проблема сегодняшняя, насущная, и далеко не киношная…
Также считаю не справедливыми чудовищные нападки на исполнительницу главной роли Чулпан Хаматову, ставшей заложницей грязной политической игры. Обвиняя в аморальности, неплохо было бы сохранить за собой кристально чистое право быть обвинителем. И, как минимум, посмотреть фильм, а не передавать из уст в уста примитивную пошлость «Зулейха раздвигает ноги» и иметь собственное мнение.
А чтобы не было мучительно больно за историческую недостоверность или, напротив, за историческую несправедливость - есть хорошо забытый тезис дедушки Ленина: «Учиться, учиться и, еще раз, учиться».
Я до сих пор не могу взять в толк, почему книга рассматривается, как достоверно историческая? В любом художественном произведении есть большая доля художественного вымысла и личное отношение автора. Я понимаю, в чем проблема: совершенно очевидно, что решили реанимировать тему лагерей, а то Солженицин как-то уже утратил свою остроту. И полилось... Мне прислали очередной рассказ Яхиной "Винтовка", как доказательство ее отвращения ко всему, что связано с советским прошлым. Соглашусь, обидно мне стало за наших солдат. Возникло устойчивое ощущение тошноты, но не от смердящей вони мертвых тел и перегара. А от того, что достаточно, все, перебор! Эта не та литература, о которой можно говорить вечно. А оппоненты Яхиной, как раз, и грешат этим, так давно бы поговорили и уже забыли...
Особенно несостоятельно выглядит аргументация бесталанности автора. Ответ просто – было бы так, просто не читали. То же самое по фильму. Смотрят - значит, берет за душу. Зритель стосковался по хорошему кино, где каждый эпизод вымерен и продуман; где нет изобилия спецэффектов и бесконечного мелькания кадров; где рассказана обычная человеческая история, стоящая на порядок выше рядовой бытовухи «она ему изменила, а он ушел к другой». И это не делает зрителя предателем…
Сколько людей - столько мнений. Вечная игра «свой - чужой», « явки - пороли», не несет ничего конструктивного, а только больше разлагает общество. За всей этой мышиной возней можно потерять не только прошлое, но и настоящее. Вот в чем реальная историческая правда…
Свидетельство о публикации №220050100993
Глебыч 02.09.2020 23:32 Заявить о нарушении