Сулук Чабыш-Чор Абу Музахим
(Исторический очерк)
Лишь тот достоин почестей и славы,
Кто на полях сражений и боёв,
Отважно защищал народ державы
От всяческих агрессий и врагов.
Тюргеши - тюркский народ, живший в Западной Джунгарии и в Семиречье, и входивший в союз пяти племён «дулу» [(тюрк.) дуйул – стать известным]. Само слово «тюркеш» можно прочесть как «тюрк + еш», где «еш» – уменьшительный суффикс (теленгитский язык), т.е. в переводе оно будет означать «младший тюрк», «тюрчонок» (словообразование, аналогичное «Малороссия» и «малоросс»). Это наименование было дано населению Илийской долины в знак его приобщения к господствующему племени, т.е. тюркютам, и постепенно новое административное название вытеснило старое, племенное. Этноним «тюрк или турк», происходит от слова «тур» – стоять и по определению Л. Н. Гумилева означает «сильный, крепкий, устоявший в борьбе за верховную власть». По А.Н. Кононову, «это - собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения». В древнейших тюркских текстах слово «тюрк» означало «союз десяти племен» (он ок бодун), далее «тюрк бодун» - в смысле "племенной союз, совокупность племен тюрков". Термином «тюрк эль» (страна тюрков) называлось государство, созданное этими племенами. Вначале так назывались только представители знати, военная аристократия. Впоследствии тюрками стали называть более обширный союз племён, а также подчинявшиеся им народы.
Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 году. Тюргеши состояли в VI в. из объединения племён «абаров – (тюрк.) вольный» и «мукри - (маньч.) мукэ – вода; жители рек», образовавших племенной союз «чёрных» (абаров, кара-тюргеши) и «жёлтых» (мукри, сары-тюргеши) родов. Н.А. Аристов, отмечая социальную подоплеку этих обозначений, указывает, что жёлтый цвет в Азии – это царский, аристократический цвет, а черный – вообще низкий, худший. В применении к племенам и родам он означает младшую часть племени, например кара-кидани. Вначале тюргеши входили в Западно-Тюркский каганат, но позднее создали Тюргешский каганат и в конце VII в. возглавили борьбу местных племен против нашествия арабов и китайцев. В 711 году тюргеши были разбиты полководцем Восточно-тюркского каганата Кюль-тегином. В середине VIII в. джунгарские тюргеши были покорены уйгурами, а семиреченские - карлуками.
Однако вскоре тюргеши добились полной независимости. Их главой стал предводитель "черных" родов - Сулук Чабыш-чор (716-739 гг.). [Сулук = сулуу – красивый + (у)к – именной аффикс = красавчик. Чабыш = чап – рубить, разгромить + ыш – аффикс имён существительных, образованных от глаголов = рубака, храбрый и опытный боец, отлично владеющий холодным оружием (мечом, саблей, шашкой). Чоро – дружинник, чор - военоначальник] = Сулук - храбрый и опытный дружинник, отлично владеющий мечом.
Он родился в конце VII века в главной столице тюргешей – в г. Суябе, который располагался в Чуйской долине на юго-западе в 6 км от современного города Токмока. С детства, он, как и все его сверстники, обучался военным наукам под руководством опытного дружинника (чоро) и вскоре достиг больших успехов. К этому времен «жёлтые» тюргеши утратили своё ведущее положение в Семиречье и доминирующее положение перешло к «чёрным» тюргешам, предводителем которых и стал Сулук Чабыш-чор. В 716 году он был избран каганом [хакан, хаган, (монг.) qa;an; (сoвр.-монг.) хаан, (др.-тюрк.) k;h;n - высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии; хан ханов; великий хан] и приступил к исполнению своих обязанностей. [Суверен (фр.) souverain - высший, верховный; лицо, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределённого срока полностью принадлежит верховная власть в государстве]. Он сумел воссоединить разрозненные роды тюргешей и собрал большое войско (200 000 воинов) для защиты своей разорённой страны от разного рода захватчиков и завоевателей.
Новый каган хорошо обращался со своими подчинёнными и снискал себе популярность среди кочевников-тюргешей как добрый и щедрый хан довольно простым способом; «после каждого сражения он раздавал военную добычу (военные трофеи) своим подчинённым, чему они были рады и служили кагану всеми силами».
Народу «десяти стрел», вновь объединённому каганом Сулуком, приходилось вести борьбу на два фронта. На западе серьёзную угрозу представляли арабские завоеватели (Омейя;дский или Дама;сский халифа;т - феодальное государство, существовавшее с 661 по 750 годы), на востоке китайский императорский двор династии Тан [(кит.) tang - царь, князь, правитель; китайская императорская династия, основанная Ли Юанем и существовавшая в 618-907 годы] поддерживал реваншистски настроенных князей из рода западнотюркских каганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане (конец XIX-начало XX веков).
Будучи незаурядным и хорошим дипломатом и весьма прозорливым правителем, способным предвидеть грядущие опасности, Сулук, прежде всего, решил нейтрализовать восточную угрозу, и в 717 году совершил успешную дипломатическую миссию в Китай, в столицу Танского государства – город Чанъань, где был очень хорошо принят, получил признание в качестве кагана и ему была выдана соответствующая грамота. Китайский император, желая приблизить Сулука к своему двору, присвоил ему титул Чжунь Шунь–хан.
Вслед за этим Сулук заключил династийные брачные союзы с тремя наиболее опасными для тюргешей соседними владетелями: женился на дочери потомка западно-тюркской ветви династии Ашина по имени Хуай-дао и она стала женой кагана, под именем Чжоха - хотайская царевна. Затем Сулук женился на дочери Бильге – 3 кагана второго Восточнотюркского каганата (716-734 гг.), и третьей его женой стала дочь царя Тибета [(кит.) цэнпо - царь]. Свою дочь Сулук-каган выдал за сына Бильге-кагана, после чего дружеские отношения между обоими каганатами не прерывались.
Дипломатические успехи Сулука на востоке позволили тюргешам активизировать военные действия на западе.
К этому времени арабские наместники багдадского халифа в Хорасане, воспользовавшись поражением тюргешей, актвизировались и сумели подчинить себе Согд, часть Тохаристана и Хорезм. Начиная с 720 года, каган Сулук Чабыш-чор во главе своего войска совершил несколько походов против арабов. В ходе этих битв и сражений сложился антиарабский союз, в который вошли Фергана, Чач (Ташкентский оазис) и Тюргешский каганат. Их антиарабские выступления поддерживал восставший народ Согда. В результате арабы потерпели ряд поражений и в 728 году вынуждены были покинуть Согд.
Стремясь восстановить утерянные позиции наместник Хорасана Ашрас ибн Абдаллах ас-Сулами (727-729 гг.) и арабские феодалы объявили газават [(ар.) газв – набег; священная война против неверных]. Сильная, дисциплинированная и хорошо вооружённая армия арабов в 729 году переправилась через Аму-Дарью и двинулась к Бухаре. Навстречу им выступили войска тюргешей, ферганцев и чачцев под объединённым командованием кагана Сулука Чабыш-чора. Он перед сражением собрал командиров этих отрядов на военный совет, где были рассмотрены планы дислокации каждого из этих отрядов и координация их действий во время сражений. Однако эти сражения, которые произошли в окрестностях Бухары, не выявили победителей. Перелом внес сильный отряд согдийцев во главе с их царём Гуреком (710-737 гг.), который перешел на сторону кагана. Объединенные войска осадили арабский гарнизон в одной из крепостей и после длительной осады захватили её. Газават против неверных, объявленный арабами, закончился полным провалом.
В одном из таких сражений Сулук-баатыр совершил один из своих воинских подвигов. Во время боя он увидел, что навстречу ему скачет арабский знаменосец, махает флагом и что-то громко кричит. Сулук быстро перестроился, поудобней обхватил копьё и поскакал ему навстречу. Сильный удар и знаменосец вылетел из седла и упал на землю. А по негласным военным законам тех лет, сброс флага неприятеля означал, что враг полностью сражен.
Раздосадованный неудачами халиф Хишам ибн Абд аль-Малик (723-743 гг.) сменил наместника Хорасана Ашраса ибн Абдаллаха ас-Сулами на Джунейда ибн Абд ар-Рахмана (729-734 гг.) и направил в Среднюю Азию дополнительное значительное подкрепление. Но вначале халиф предпринял попытку уладить конфликт мирным дипломатическим путем.
С этой целью в Степь был направлен посол. Глава мусульман предложил тюргешскому правителю принять ислам. Сведения об этой миссии сохранились благодаря арабскому историку и географу Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммед ибн Исхак аль-Хамадани (IX-X вв.), прозванному ибн аль Факихом (сыном законоведа), который составил «Книгу стран» (Китаб аль-булдан).
На аудиенции с Сулуком посол халифа сказал:
– Мой господин видит, что ты находишься в заблуждении и хочет дать тебе совет – прими ислам.
Каган спросил:
– Что такое ислам и кто такие мусульмане?
Посол подробно рассказал ему о своей религии, о пророке Мухаммеде, поведал о его приверженцах, сказав, что «они жители городов, есть среди них банщики, портные, сапожники». Кроме того, он сообщил, что с тех, кто примет ислам, не будет взыскиваться джизья (подушный налог). Выслушав мусульманина, Сулук велел ему ехать вместе с ним. В пути их сопровождали десять знаменосцев.
«Мы достигли окруженного рощей холма, – сообщает посол. – Каган приказал развернуть одно знамя, и оно засверкало в лучах солнца… И появилось десять тысяч вооруженных всадников, которые закричали: чах! чах! Они выстроились под холмом. Их командир выехал вперед. Один за другим знаменосцы стали разворачивать свои знамена, и каждый раз под холмом выстраивались по десять тысяч новых воинов. И когда были развернуты все десять знамен, под холмом стояли сто тысяч вооруженных с ног до головы всадников. Тогда каган сказал, что среди его воинов нет ни банщиков, ни сапожников, ни портных. Если они примут ислам и будут выполнять все его предписания, то, что же тогда они будут есть?».
Очевидно, демонстрация силы кагана «десяти стрел» подействовала на арабов весьма убедительно. Больше они не пытались склонить Сулука принять ислам, но считали его своей главной угрозой в степях, расположенных за Джайхуном (Таджикистан), и за его смелые и решительные действия против завоевателей дали ему прозвище – Абу Музахим, буквально означающее абу - отец кого-то; может также выступать в смысле "носитель чего-то" (радости, кудрей, добра. . .) + музахим - бодливый, ударяющий, нападающий.
На первых порах новый арабский наместник Хоросана Джунейд добился некоторых успехов, и в одной из схваток под Самаркандом его войскам удалось даже взять в плен племянника кагана. Тюргеши сочли это дурным предзнаменованием, оставили Мавераннахр и ушли в Суяб.
Весной 731 года 15-тысячный отряд тюргешей вновь осадил арабский гарнизон в Самарканде. Узнав об этом, Джунейд со своим войском переправился через Аму-Дарью и двинулся на помощь осаждённым. Но тюргеши в союзе с согдийцами напали на авангард (передовые части), разбили его и гнали остатки этого войска до самого лагеря. Сулук атаковал правое крыло арабов и в этой ожесточённой схватке арабам было нанесено сокрушительное поражение.
Ликуют бойцы, веселится народ
И слава об этой победе идёт.
Врагам в назиданье дан важный урок
Жить так, как велел им исламский пророк.
Враги этот урок долго помнили и до 734-735 гг. не предпринимали никаких попыток к захвату тюргешских территорий и союзного им Согда.
В 734 году на сторону союза среднеазиатских государств, возглавляемого тюргешами, перешёл видный арабский полководец Харис ибн Сурейдж (? – 746 гг.) с частью арабов и наиболее решительными воинственными хариджитами [(ар.) хариджи – (букв.) вышедшие, возмутившиеся, восставшие], недовольными правлением халифов из династии Омейядов, которые якобы не соблюдали чистоты ислама. Харис совершил важный политический акт: он вступил под покровительство кагана Сулука Чабыш-чора, который пожаловал ему на "кормление" подати с города Фарьяб (Афганистан). Войска мятежного полководца, объединившись с силами владения Хутталь (Южный Таджикистан) и с тохаристанскими карлуками, двинулись на Тохаристан и нанесли поражение тогдашнему наместнику Асиму ибн-Адбаллаху ал-Хилали (734-735 гг.), который сочувствовал хариджитам и действовал нерешительно. Он был заменён Асадом ибн Абдаллахом (735-739 гг.), который нанёс несколько поражений Харису и вынудил его отступить. Затем под предлогом наказания хутталинцев за поддержку хариджитов Асад предпринял грабительский поход против Хутталя, владетель которого призвал на помощь кагана Сулука чабыш-чора.
Тюргеши во главе с Сулуком Чабыш-чором выступили из Чуйской долины налегке и за 17 дней достигли Хутталя. Асад отступил в сторону Балха (Афганистан) и укрылся за его стенами. Сулуку удалось разбить арабов и захватить обоз с награбленным имуществом. Тюргеши вернулись с пленными и богатой добычей.
Упрекая Асада за вторжение в Хутталь, каган передал ему через посредников следующее послание: «Не достаточно ли было у тебя места для походов за рекой? Но тебя жадность одолела. Необходимости тебе в Хуттале не было. Эта страна (досталась мне) от моих отцов и дедов». Этим самым каган подтвердил свои претензии на сюзеренитет (верховное право) к некоторым среднеазиатским областям.
Харрис, по сведениям, полученным от разведчиков, сообщил Сулуку, что войска Асада в Хорасане рассредоточились и разместились в домах местных жителей и могут стать лёгкой добычей тюргешей при внезапном нападении. Поверив Харрису, Сулук зимой 737 года с небольшими силами вторгся в Хорасан. Однако перед лицом опасности арабские войска быстро сконцентрировались и выступили против тюргешей.
Две конные рати в долине сошлись
И звуки сраженья вез де разнеслись.
Сверкают доспехи и шлемы блестят,
Немало погибших повсюду лежат.
Без устали бьются с врагами бойцы,
Бойцы-удальцы и бойцы-храбрецы.
Примером для них был Сулук-баатыр,
Отважный боец и лихой командир.
Все очень устали и хочется есть,
А вражьего войска всё также не счесть.
Тут новый отряд вражьих войск прискакал -
Сулук догадался: «В засаду попал».
И чтобы отряд свой живым сохранить
Отдал он приказ за реку отходить.
Из-за численного превосходства в живой силе и своей организованности арабы нанесли тюргешам сокрушительное поражение. Сулук Чабыш-чор едва не попал в плен, пришлось ему спасаться бегством и тюргеши возвратились в Чуйскую долину.
Это поражение было результатом допущенных Сулук-баатыром ошибок стратегического и тактического характера. Во-первых, он перестал делиться со своими военачальниками и дружинниками военной добычей, что привело к недовольству воинского состава и снижению их боевого потенциала. Во-вторых, Сулук без проверки доверился сведениям, полученным от своих союзников, что послужило причиной недостаточного количества привлёчённого им войска, для ведения боевого сражения. В-третьих, Сулук допустил вмешательство своей жены Чжоха - хотайской царевны в государственные дела, что привело к военным столкновениям между Сулуком и китайским наместником.
Все эти ошибки послужили в последствие причиной разлада среди приближенных ханского двора и стоили Сулуку жизни. В 738 году тюргешская знать обвинила его в больших людских и материальных потерях. Желая предотвратить назревающий мятеж, каган одарил беков табунами коней, но не сумел умерить их алчность. К тому же во время побега Сулук простудился, тяжело заболел и его частично парализовало (отнялась правая рука). Воспользовавшись этим моментом, заговорщики, его собственные военоначальники Бага-тархан и Думочжы, ночью проникли в лагерь, который находился близ Невакета (Краснореченское городище, Ысыкатинский район) и убили кагана. Гибель Сулука Чабыш-чора положила начало длительной борьбе за верховную власть между "желтыми" и "черными" родами тюргешей, что в итоге привело к распаду Тюргешского каганата.
***
Давно это было, прошло много лет,
В скрижалях истории скрылся ответ.
И что летописцы не записали,
Акыны в легендах своих записали.
Акыны
Свидетельство о публикации №220050201000