Бабушка Маша

Потеплело. Люди стали смелее открывать окна. Иду по улице и чувствую такой знакомый и аппетитный аромат! Кто-то жарит блины! Понимаю по запаху, что это не тонкие оладьи на кефире или сыворотке, а самые традиционные, можно сказать классические, блины из дрожжевого теста! Пухлые и румяные! Необычайно сытные!
Съешь два-три блинчика с чаем, и считай что поужинала. На душе от них умиротворение! Вкуснотища!

Запахи, так же как и образы, и звуки, становятся частью наших воспоминаний. Вот такими блинами частенько угощала меня покойная ныне соседка – баба Маша. Мы с ней особенно сблизились последние годы ее жизни. Всегда милая, приветливая, аккуратная, она тянула бедолагу-сына – человека с трагической судьбой, которая прошлась по нему луноходом, изломав и кости, и душу. Работал он только урывками, по большей части болел, и постоянно нуждался в опеке. Баба Маша и содержала его, и выхаживала, и молилась о спасении его души. Перед иконами у нее дома всегда теплилась лампадка.

О смерти бабы Маши я узнала не сразу, так как поменяла место жительства. Общение между нами сохранялось, но вот ее телефон стал упрямо отвечать длинными гудками. В эти же дни дорогая моя соседка приснилась мне во сне и сказала: «Недолго я пожила без Володички». Владимир – это тот самый болящий старший сын; он погиб так же, как и жил, – очень трагично. Баба Маша похоронила его. Некоторое время она еще держалась, а потом почувствовала себя плохо и попросила младшего сына, Вячеслава, забрать ее к себе. Вскоре одним ангелом на небе стало больше.

Милая, добрая баба Маша! Помню нашу последнюю с ней встречу, в пасхальные дни. Тогда еще ничто не предвещало разлуки. Выглядела соседушка прекрасно!
– Какая ты бледненькая, Светочка! – сказала она мне, грустно качая головой. – Ах, какая бледненькая! – Она долго с нежностью смотрела мне в глаза, пока я бойко уверяла ее, что вовсе я не бледная, а только кажусь такой по сравнению с ней, румяной и свежей бабой Машей! Мы простились. Как оказалось – навсегда!

В следующую Пасху баба Маша мне снова приснилась, такая же милая и ясная, как была в жизни. Я ей очень обрадовалась и хотела угостить пасхальным куличом, но она отказалась. «Тогда возьмите его с собой», – попросила я. «Нам нельзя», – был ответ. Тут приоткрывалась какая-то тайна загробного мира, но во сне я не понимала этого. «Если кулич нельзя, то вот! Возьмите тогда печенье!» – с этими словами я вложила в руки гостьи две коробочки с печеньем. Она не хотела его брать, но боялась меня огорчить отказом, и все же приняла печенье, хоть и со вздохом.

Больше баба Маша мне не снилась. Душа ее ушла далеко от земли, во глубь неизведанного. Ушла… а свет остался!

Я задумалась… Как часто мы отказываем друг другу в любви,  в дружбе, в теплом человеческом общении, находя для этого всевозможные поводы и отговорки: надо зарабатывать или получать дополнительный диплом! Надо поправить здоровье и форму! Не подходящее время для любви; потом когда-нибудь! Я в кризисе… да и настроение не то… Так вот и живем… Большинство из нас… Разве нет? Все жестче очерчиваем зону комфорта; ни шагу на мою территорию!

И сейчас, с благодарностью вспоминая драгоценную бабушку Марию, я понимаю, что у нее всегда были и силы, и время любить. И не в блинах тут дело! Не в блинах, не в пирогах, не в вареньях и соленьях, которыми она щедро угощала меня! Бабушка Маша дарила мне свою необычайную улыбку, светящуюся нежностью, идущей из самого сердца! Сколько помню, эта ее улыбка – словно огонек неугасимой лампадки – светила мне всегда, без устали, без перерывов на личные скорби и болезни. Светила не переставая! Светила, несмотря ни на какие трудности и невзгоды! И что стоят все сокровища мира в сравнении с этой улыбкой?!


Рецензии
Света!
Трогательно очень. Уходят знакомые и близкие люди. А мы помним и поминаем их.
Любовь передаётся из глаз в глаза, из рук в руки.
Вспомнилось. Мама рассказывала. Умирал мой отец. Лежал. Пришла как-то соседка проведать. Спрашивает, не страшно ли уходить. Отец ответил, что нет. Соседка заплакала и сказала, что боится. Добавила, чтобы пришёл потом и рассказал, КАК ТАМ.
Ну вот такая безыскусная простота.

Прошло время. Однажды приходит к маме та соседка и говорит: "Теперь я не боюсь умереть. Приснился мне Лукьянович. Сказал, что ТАМ он занимается тем же, что и здесь. Хлеб сеет и жнёт".
Как просто и как непостижимо было успокоить человека. Весточка ОТТУДА, а такая утешительная.
Вы помните ту добрую женщину, бабушку Марию.
У Бога все живы.
Мои наилучшие пожелания Вам!

Вера Редькина   18.07.2023 18:45     Заявить о нарушении
"... Любовь передаётся из глаз в глаза, из рук в руки..."
Да, Вера, очень хорошо сказано! Еще любовь передается через светлые мысли, добрые пожелания и святые молитвы!

Умирать, думаю, все-таки волнительно... Мне смерть представляется - как путешествие в неизведанное... Путешествие, из которого не бывает возвращения... А путешествие - это всегда волнение и трепет перед чем-то новым.

Благодарю сердечно за историю из жизни Вашей семьи! - Это яркое, интересное и важное свидетельство продолжения бытия за чертой зримого.

Да помянет Господь наших дорогих усопших во Царствии Своем!

Светлана Новомлинская   19.07.2023 18:46   Заявить о нарушении